Отчет
по результатам экспертно-аналитического мероприятия
"Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета
муниципального образования Хотынецкий район за 2023 год"
19.03.2024г.
Основание для проведения внешней проверки:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее – БК РФ);
- Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»;
- п.3 ст.8 Положения о контрольно-счетной комиссии Хотынецкого района, утвержденного Решением Хотынецкого районного Совета народных депутатов от 10.09.2021 № 40-РС,
- Положение о бюджетном процессе в Хотынецком районе Орловской области, утвержденного Решением Хотынецкого районного Совета народных депутатов от 03.03.2023 № 6-РС (далее – Положение о бюджетном процессе в Хотынецком районе),
- п. 2.3. раздела 2 «Экспертно-аналитическая деятельность» Плана работы контрольно-счетной комиссии Хотынецкого района на 2024 год.
Цели проведения внешней проверки:
- установление законности, степени полноты и достоверности представленной бюджетной отчётности, а также представленных в составе проекта решения Хотынецкого районного Совета народных депутатов «Об исполнении районного бюджета за 2023 год», документов и материалов; соответствие порядка ведения бюджетного учета законодательству Российской Федерации;
- установление достоверности бюджетной отчетности ГАБС;
- установление соответствия фактического исполнения бюджета его плановым назначениям, установленным Решением о районном бюджете на 2023 год;
- выработка рекомендаций по повышению эффективности управления муниципальными финансами и муниципальным имуществом;
- подготовка заключения на отчёт об исполнении районного бюджета.
Предмет внешней проверки:
- годовой отчет об исполнении районного бюджета за 2023 год;
- бюджетная отчетность главных администраторов средств районного бюджета за 2023 год;
- иные документы и материалы, характеризующие исполнение районного бюджета за 20223 год, представленные с годовым отчетом об исполнении районного бюджета.
Объекты внешней проверки:
- финансовый отдел администрации Хотынецкого района Орловской области;
- главные администраторы бюджетных средств.
Исследуемый период: 2023 год.
Сроки проведения внешней проверки: с 19.02.2024г. по 18.03.2024г.
Общие положения
Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета осуществляется контрольно-счетной комиссией в соответствии со ст. 264.4 БК РФ и включает внешнюю проверку бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и подготовку заключения на годовой отчет об исполнении бюджета.
В соответствии с требованиями ст. 264.2 БК РФ годовой отчет об исполнении бюджета составлен на основании консолидированной бюджетной отчетности соответствующих главных администраторов бюджетных средств.
Годовой отчет об исполнении бюджета представлен в контрольно-счетную комиссию администрацией Хотынецкого района 19 февраля 2024 года, что соответствует сроку, установленному ст. 264.4 БК РФ.
Структура и состав показателей годового отчета об исполнении бюджета соответствуют требованиям, установленным ст. 264.1 БК РФ, Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 191н.
Внешняя проверка годового отчета об исполнении районного бюджета за 2023 год проведена с применением принципа существенности и включает анализ, оценку и сопоставление показателей с данными годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств.
Для подготовки заключения по результатам внешней проверки отчёта об исполнении районного бюджета использовалась информация, представленная администрацией Хотынецкого района на основании запросов контрольно-счетной комиссии, материалы проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. В заключении использованы результаты внешней проверки бюджетной отчётности ГАБС и сводной бухгалтерской отчётности бюджетных и казенных учреждений за 2023 год. Проведен анализ основных показателей местного бюджета по итогам его исполнения в 2023 году.
В рамках внешней проверки отчёта об
исполнении местного бюджета за 2023 год проведены:
- анализ социально-экономического развития Хотынецкого района;
- оценка исполнения районного бюджета за 2023 год, в том числе анализ: достижения целей и задач Основных направлений бюджетной и налоговой политики на 2023 – 2025 годы, соответствия основных характеристик районного бюджета требованиям БК РФ, основных параметров районного бюджета;
- проверка полноты и
достоверности годовой бюджетной и бухгалтерской отчетности;
- анализ основных показателей форм годовой бюджетной и сводной бухгалтерской
отчетности;
- анализ исполнения доходной части районного бюджета за 2022 год, в том числе
по налоговым и неналоговым доходам, а также безвозмездным поступлениям;
- анализ исполнения расходной части районного бюджета за 2022 год, в том
числе анализ: внесенных изменений в расходную часть районного бюджета,
фактического исполнения районного бюджета по расходам, динамики расходов
районного бюджета по разделам и подразделам функциональной классификации,
структуры расходов районного бюджета по разделам и подразделам функциональной
классификации, расходов по функциональной классификации в разрезе главных
распорядителей бюджетных средств, расходов средств резервного фонда, исполнения
целевых программ, расходования средств, передаваемых из бюджетов другого
уровня;
- анализ дефицита районного бюджета;
- анализ выполнения рекомендаций контрольно-счетной комиссии, отражённых в заключении по отчёту об исполнении местного бюджета за 2022 год.
В 2023 году сохранена социальная направленность расходов районного бюджета.
Учет операций со средствами бюджета осуществлялся на едином счете, открытом в Отделении по Хотынецкому району Управления Федерального казначейства по Орловской области.
Перечни ГАДБ и главных
администраторов источников
финансирования дефицита бюджета утверждены Постановлением администрации района от
26.12.2023 № 565.
Состав и содержание форм годовой бюджетной отчетности об исполнении бюджета Хотынецкого района
Отчёт об исполнении бюджета с проектом Решения об исполнении бюджета за 2023 год представлен администрацией Хотынецкого района в контрольно-счетную комиссию Хотынецкого района 19.02.2024г. Отдельными приложениями к проекту Решения об исполнении бюджета представлены показатели, предусмотренные ст. 264.6 БК РФ и Положением о бюджетном процессе в Хотынецком районе.
К внешней проверке представлен годовой отчет за 2023 год, сформированный финансовым отделом администрации района по формам для финансового органа, уполномоченного на формирование бюджетной отчетности об исполнении соответствующего консолидированного бюджета Российской Федерации в соответствии с требованиями п. 3 ст. 264.1 БК РФ, Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 года № 191н.
В отношении муниципальных бюджетных учреждений годовая отчетность составлена в соответствии с Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 года № 33н.
Анализ показателей годовой отчетности Хотынецкого района
Анализ консолидированного баланса Хотынецкого муниципального района показал, что Баланс составлен финансовым отделом администрации района в разрезе данных бюджета муниципального образования (далее МР) и бюджетов поселений, показателей бюджетной деятельности, и итогового показателя консолидированного бюджета на начало и конец года с исключением взаимосвязанных показателей.
Данные баланса на начало 2023 года (вступительный баланс) соответствуют данным баланса на конец 2023 года (заключительный баланс). Данные баланса на конец отчетного периода указаны с учетом произведенных при завершении финансового года заключительных оборотов по счетам бюджетного учета. Закрытие счетов бюджетного учета произведено в соответствии с Инструкцией по бюджетной отчетности.
Показатели актива баланса соответствуют данным Сведений о движении нефинансовых активов.
Выборочной проверкой соответствия показателей баланса исполнения консолидированного бюджета, Отчета об исполнении консолидированного бюджета, Справки по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года, Консолидированного отчета о финансовых результатах деятельности расхождений не установлено.
Кредиторская задолженность
На начало отчетного года кредиторская задолженность муниципального района составляла 35 194,4 тыс.руб., в том числе просроченная – 22 295,9 тыс.руб. (63,3%). К концу года кредиторская задолженность муниципального района выросла на 7 461,3 тыс.руб. или на 21,2% и составила 42 655,8 тыс.руб. Просроченная задолженность выросла на 5 434,8 тыс.руб. или на 24,4% и составила 27 730,7 тыс.руб. (65%). Доля просроченной кредиторской задолженности увеличилась на 1,7 процентных пунктов и остается высокой.
В структуре кредиторской задолженности на конец отчетного года основное место занимает кредиторская задолженность подведомственных муниципальных бюджетных и казенных учреждений, которая составила 33 068,7 тыс.руб. (рост к началу года на 5 108 тыс.руб.), в том числе просроченная – 26 542,4 тыс.руб. (рост к началу года на 8 878,6 тыс.руб.), в частности кредиторская задолженность по бюджетным средствам на выполнение муниципального задания бюджетных учреждений - 28 017,2 тыс.руб. (рост к началу года на 6 032,3 тыс.руб.), в т.ч. просроченная – 23 529,5 тыс.руб. (рост к началу года на 8 978,4 тыс.руб.).
Соблюдение бюджетного законодательства при исполнении бюджета
Исполнение местного бюджета, в соответствие со ст. 215.1 Бюджетного кодекса РФ, обеспечивается администрацией муниципального образования, а организация исполнения бюджета возлагается на финансовый орган. В соответствии со ст. 217 и ст.217.1 Бюджетного кодекса РФ Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи районного бюджета на 2023 год утвержден приказом финансового отдела Администрации Хотынецкого района. Порядок составления и ведения кассового плана по районному бюджету на 2023 год утвержден приказом финансового отдела администрации.
Общая характеристика исполнения бюджета
Решением Хотынецкого районного Совета народных депутатов Орловской области от 23.12.2022 года № 55-РС «О районном бюджете на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов» утвержден районный бюджет на 2023 год по доходам в сумме 238 920,9 тыс.руб., по расходам в сумме 239 876,4 тыс.руб., с дефицитом 955,5 тыс.руб.
В течение 2023 года Хотынецким районным Советом народных депутатов 9 раз принимались решения о внесении изменений в решение о бюджете, согласно которым бюджет муниципального района был уточнен в сторону увеличения по доходам на 64 962,6 тыс.руб., по расходам на 59 597,1 тыс.руб.
Таким образом, по состоянию на 01.01.2024 утвержденные решением о бюджете (в редакции от 22.12.2023г.) уточненные доходы районного бюджета составили 303 883,5 тыс.руб., расходы – 299 473,5 тыс.руб., продефицит – 4 410 тыс.руб.
Бюджет района по доходам за 2023 год исполнен в объеме 302 827,7 тыс.руб., что составляет 99,7% от плана поступлений. Расходы бюджета в отчетном периоде исполнены в сумме 297 33,2 тыс.руб. или 99,2% от уточненных годовых назначений. Бюджет исполнен с профицитом в сумме 5694,5 тыс.руб.
Динамика исполнения бюджета за 2021-2023 годы в абсолютных величинах и процентном отношении к уточненному плану
Доходы
Таблица 1
2021 |
2022 |
2023 |
|||||||||
Утверж-дено |
Испол-нено |
% испол-нения |
Откло-нение к 2020 году (%) |
Утверж-дено |
Испол-нено |
% испол-нения |
Откло-нение к 2021 году (%) |
Утверж-дено |
Испол-нено |
% испол-нения |
Откло-нение к 2022 году (%) |
253641,6 |
250324,6 |
98,7 |
98,6 |
268423,7 |
268793,2 |
100,1 |
107,4 |
303883,5 |
302827,7 |
99,7 |
112,7 |
К уровню прошлого года уровень исполнения доходов районного бюджета снижен на 0,4 пункта, плановые показатели исполнены на 99,7%. К уровню 2022 года наблюдается рост поступлений доходов в районный бюджет на 34 млн.руб.
Расходы
Таблица 2
2021 |
2022 |
2023 |
|||||||||
Утверж-дено |
Испол-нено |
% испол-нения |
Откло-нение к 2020 году (%) |
Утверж-дено |
Испол-нено |
% испол-нения |
Откло-нение к 2021 году (%) |
Утверж-дено |
Испол-нено |
% испол-нения |
Откло-нение к 2022 году (%) |
254145 |
248872,1 |
97,9 |
98,9 |
274458,7 |
272565,7 |
99,3 |
109,5 |
299473.5 |
297133,2 |
99,2 |
109 |
К уровню прошлого года уровень исполнения расходов районного бюджета снижен на 0,1 пункта, поступления доходов превысили плановые показатели на 9%. К 2022 году расходы бюджета выросли на 24,6 млн.руб. Темп роста расходов опережает темп роста доходов отчетного года к базовому периоду (к 2021 году)на 4 процентных пункта.
Исполнение доходной части бюджета
Анализ плановых показателей первоначально утвержденного бюджета, уточненного бюджета за 2023 год в разрезе видов доходов представлен в Таблице 3:
Таблица 3
Наименование дохода |
Первоначальный план на 2023 год |
Уточненный план на 2023 год |
Отклонение |
Исполнение 2023 год |
% исполнения |
исполнение 2022 года |
Отклонение к 2022 году (%) |
|
% |
Сумма |
|||||||
ВСЕГО ДОХОДОВ |
238920,9 |
303883,5 |
127,2 |
64962,6 |
302827,7 |
99,7 |
268793,2 |
112,7 |
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них: |
61642,2 |
71310,9 |
115,7 |
9668,7 |
71341,8 |
100 |
65754,6 |
108,5 |
НДФЛ |
49311 |
56742,9 |
115,1 |
7431,9 |
56743 |
100 |
51763,5 |
109,6 |
Акцизы |
7715,2 |
8653,6 |
112,2 |
938,4 |
8980,4 |
103,8 |
8652,2 |
103,8 |
ЕНВД |
0 |
0 |
х |
0 |
-45,9 |
х |
84,6 |
х |
УСН |
2110 |
4120,6 |
195,3 |
2010,6 |
4120,7 |
100 |
2142,7 |
192,3 |
ЕСХН |
586 |
218,7 |
37,3 |
-367,3 |
-31,5 |
х |
777,4 |
х |
Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения |
610 |
457,2 |
75 |
-152,8 |
457,2 |
100 |
863,6 |
52,9 |
Государственная пошлина |
1310 |
1117,9 |
85,3 |
-192,1 |
1117,9 |
100 |
1470,6 |
76 |
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них: |
3320 |
13269,9 |
Рост в 4 раза |
9949,9 |
13262,6 |
99,9 |
12384,2 |
107,1 |
Доходы в виде дивидендов по акциям |
20 |
0 |
0 |
-20 |
0 |
х |
11,8 |
0 |
Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений |
2930 |
10620,1 |
Рост в 3,6 раза |
7690,1 |
10620,1 |
100 |
7975,4 |
133,2 |
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении |
50 |
277 |
Рост в 5,5 раза |
227 |
277 |
100 |
80,6 |
Рост в 3,4 раза |
Прочие поступления от использования имущества, находящегося в собственности муниципального района |
0 |
17,8 |
х |
17,8 |
17,8 |
100 |
-112,4 |
х |
Платежи при пользовании природными ресурсами |
31 |
81,7 |
Рост в 2,6 раза |
50,7 |
81,7 |
100 |
31,1 |
Рост в 2,6 раза |
Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства |
89 |
199.5 |
Рост в 2,2 раза |
110,5 |
199,5 |
100 |
142,1 |
140,4 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
10 |
1997,5 |
Рост в 200 раз |
1987,5 |
1997,5 |
100 |
4048,5 |
49,3 |
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
- от реализации земельных участков |
10 |
1997,5 |
Рост в 200 раз |
1987,5 |
1997,5 |
100 |
408,5 |
49,3 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
190 |
76,3 |
40,2 |
-113,7 |
76,3 |
100 |
199,8 |
38,2 |
Прочие неналоговые доходы |
0 |
0 |
х |
0 |
-7,3 |
х |
7,3 |
х |
ИТОГО НАЛОГОВЫХ И НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ |
64962,2 |
84580,8 |
130,2 |
19618,6 |
84604,4 |
100 |
78138,8 |
108,3 |
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ |
173958,7 |
219302,7 |
126,1 |
45344 |
218020,1 |
99,4 |
190654,4 |
114,4 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
Дотации |
42248 |
57697,9 |
136,6 |
15449,9 |
57697,9 |
100 |
49357,2 |
116,9 |
- дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности |
42248 |
42248 |
100 |
0 |
42248 |
100 |
35793 |
118 |
- дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов |
0 |
14230,1 |
х |
14230,1 |
14230,1 |
100 |
12761,2 |
111,5 |
- прочие дотации |
0 |
1219,8 |
х |
1219,8 |
1219,8 |
100 |
803 |
151,9 |
Субсидии |
13292,1 |
20936,4 |
157,5 |
7644,3 |
20477,3 |
97,8 |
17164,7 |
119,3 |
Субвенции |
109574 |
130419,9 |
119 |
20845,9 |
129596,4 |
99,4 |
115127 |
112,6 |
Иные межбюджетные трансферты |
8844,6 |
10248,5 |
115.9 |
1403,9 |
10248,5 |
100 |
9614,5 |
106,6 |
Доходы бюджета от возврата прочих остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет из бюджетов поселений |
0 |
0 |
х |
0 |
203,9 |
х |
34,6 |
Рост в 5,9 раза |
Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет из бюджета муниципального района |
0 |
0 |
Х |
0 |
-0,7 |
х |
-643,6 |
х |
Изменения в доходные налоговые и неналоговые источники бюджета внесены в сторону увеличения за исключением поступлений от госпошлины (снижение плана на 14,7%), налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения (снижение на 25%), а также штрафов и санкций (снижение на 59,8%).
Значительно выросли первоначальные плановые показатели по НДФЛ (на 7431,9 тыс.руб. или на 15,1%), а по доходам, получаемым в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений (на 7 690,1 тыс.руб. или в 3,6 раза), а также по доходам от продажи земельных участков (на 1 987,5 тыс.руб. или почти в 200 раз). В связи с фактическим поступлением в сторону увеличения скорректирован план поступлений налога, взимаемого в связи с применением УСН (на 2 010,6 тыс.руб. или на 95,3%).
Районный бюджет в 2023 году исполнен по доходам в объеме 302 827,7 тыс. руб. (99,7% к уточненному плану и 126,7% к первоначальному плану), в том числе по налоговым и неналоговым доходам на 84 604,4 тыс. руб. (100% к уточненному плану и 130,2% к первоначальному плану), по безвозмездным поступлениям на 218 020,1 тыс. руб. (99,4% к уточненному плану и 125,3% к первоначальному плану). В общем объеме доходов бюджета удельный вес налоговых и неналоговых доходов составил 31,5% (в 2022 году – 29,1%, в 2021 году – 30,1%), удельный вес безвозмездных поступлений составил 68,5%. Таким образом, к уровню прошлого года уровень дотационности районного бюджета снижен на 2,4 процент, однако остается достаточно высоким.
В районный бюджет поступили налоговые доходы в сумме 71341,8 тыс. руб., доля которых в структуре налоговых и неналоговых доходов составила 84,3% (в 2022 году – 84,2%, в 2021 году – 66,1%). Уточненный годовой план по налоговым доходам выполнен на 100%. К уровню 2022 года поступления налоговых доходов увеличилось на 5 587,2 тыс.руб. или на 8,5%.
Наибольший удельный вес в объеме налоговых доходов занимает НДФЛ – 79,5% (56 743тыс. руб.). К уровню 2022 года поступления НДФЛ выросли на 4 979,5 тыс.руб. или на 9,6%.
В бюджет района в отчетном году поступили акцизы в размере 8 980,4 тыс.руб. (103,8% от плана). К уровню 2022 года поступления вросли на 328,2 тыс.руб. или на 3,8%.
Поступления налога, взимаемого в связи с применением УСН, составили 4 120,7 тыс.руб., к уровню 2022 года поступления выросли на 1 978 тыс.руб. или на 92,3%.
Поступления налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, составили 457,2 тыс.руб. (100% плана), что на 406,4 тыс.руб. или на 471% ниже уровня 2022 года.
В отчетном году в бюджет района поступила госпошлина в размере 1 117,9 тыс.руб. (100% от плана). К уровню 2022 года поступления снижены на 325,7 тыс.руб. или на 24%.
В районный бюджет поступили неналоговые доходы в сумме 13 262,6 тыс. руб., доля которых в структуре налоговых и неналоговых доходов составила 15,7% (в 2022 году – 15,8%, в 2021 году – 33,9%) и продолжает снижаться. Уточненные плановые показатели выполнены на 99,9% (недополучено в бюджет 7,3 тыс.руб.). К уровню 2022 года объем неналоговых поступлений врос на 878,4 тыс.руб. или на 7,1%.
Основным источником неналоговых доходов районного бюджета в отчетном году остаются доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, составившие 10 20,1 тыс.руб., что выше уровня 2022 года на 2 644,7 тыс.руб. или на 33,2%. В общем объеме налоговых и неналоговых доходов эти поступления составили 80%, что на 15,6 процентных пунктов выше уровня прошлого года.
Однако, несмотря на проводимую работу по взысканию арендной платы за земельные участки, по состоянию на 01.01.2024г. имеется задолженность арендаторов-физических лиц в размере 948 тыс.руб. и арендаторов-юридических лиц в размере 113,4 тыс.руб. В нарушение ст.160.1 БК РФ, ст. 330 ГК РФ и договорных обязательств в отношении арендаторов земельных участков администрацией района не принимались меры, направленные на взыскание задолженности по арендной плате.
Доходы, полученные от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городского и сельских поселений, в 2023 году составили 1 997,5,5 тыс.руб.. К уровню 2022 года поступления по данному доходному источнику снижены на 2 051 тыс.руб. или на 50,7%.
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении, составили в 2023 году 277 тыс.руб. К уровню 2022 года поступления доходов от аренды имущества выросли на 196,4 тыс.руб. или в 3,4 раза. По состоянию на 01.01.2024 задолженность по договорам аренды имущества составила 1 303,3 тыс.руб., в том числе задолженность ИП Лемешев – 108,9 тыс.руб., ООО Коммунсервис – 314,5 тыс.руб. (срок образования - 2018 год), МУП «Виалан» - 44,9 тыс.руб.; задолженность по договорам социального найма жилых помещений – 835 тыс.руб. (срок образование – более года). В нарушение ст. 330 ГК РФ, ст.160.1 БК РФ и договорных обязательств в части уплаты арендных платежей администрацией района не предпринимались меры по взысканию задолженности по договорам аренды имущества.
Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства составили в 2023 году 199,5 тыс.руб. К уровню 2022 года поступления выросли на 57,4 тыс.руб. или на 40,4%.
Платежи при пользовании природными ресурсами в 2023 году составили 81,7 тыс.руб. К уровню 2022 года поступления выросли на 50,6 тыс.руб. или в 2,6 раза.
К уровню 2022 года снижены поступления штрафов, санкций и возмещений ущерба на 123,5 тыс.руб. или в 2,6 раза и составили 76,3 тыс.руб.
Объем безвозмездных поступлений за 2023 год составил 218 020,1 тыс. руб. или 99,4% к уточненным плановым бюджетным назначениям. По сравнению с 20212 годом безвозмездные поступления выросли на 27 365,7 тыс. руб. или на 14,4%.
Анализ исполнения бюджета Хотынецкого района по расходам
Решением Хотынецкого районного Совета народных депутатов от 23.12.2022 года № 55-РС «О районном бюджете на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов» общий объем расходов на отчетный год первоначально был утвержден в сумме 239 876,4 тыс.руб. В процессе исполнения бюджета объем расходов уточнялся решениями Хотынецкого районного Совета народных депутатов 9 раз и составил 299 473,5 тыс.руб.
Таблица 4
|
раздел |
Исполнено
расходов |
Решение от 23.12.2022 № 55-РС |
Исполнено
расходов |
Исполнено к уровню 2022 года, %
|
||||
Сумма |
Структура % |
первонач. |
в редакции от 22.12.2022 |
сумма |
Структура % |
Исполнение % |
|||
Расходы |
|
272565,7 |
100 |
239876,4 |
299473,5 |
297133,2 |
100 |
99,2 |
109 |
Общегосударственные вопросы |
0100 |
47594,7 |
17,5 |
34275,5 |
51787,2 |
51096,9 |
17,2 |
98,7 |
107,4 |
Функционирование высшего должностного лица муниципального образования |
0102 |
2584,5 |
0,9 |
1404,1 |
2320,3 |
2320,3 |
0,8 |
100 |
89,8 |
Функционирование местных администраций |
0104 |
25337,5 |
9,3 |
16365,4 |
24550,2 |
24195,8 |
8,1 |
98,6 |
95,5 |
Судебная система |
0105 |
29,9 |
0 |
0,6 |
8,2 |
8,2 |
0 |
100 |
27,4 |
Обеспечение деятельности финансовых и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора |
0106 |
5247,8 |
2 |
3359,8 |
5996,1 |
5982,9 |
2 |
99,8 |
114 |
Резервные фонды |
0111 |
0 |
0 |
400 |
0 |
0 |
0 |
х |
х |
Другие общегосударственные вопросы |
0113 |
14 359 |
5,3 |
12745,6 |
18912,4 |
19589,7 |
6.6 |
103,6 |
136,4 |
Национальная оборона |
0200 |
755,7 |
0,3 |
841,9 |
841,9 |
841,9 |
0,3 |
100 |
111,4 |
Мобилизационная и вневойсковая подготовка |
0203 |
755,7 |
0,3 |
841,9 |
841,9 |
841,9 |
0,3 |
100 |
111,4 |
Национальная экономика |
0400 |
14440,4 |
5,3 |
15274,8 |
22645 |
22079,2 |
7.4 |
97,5 |
152,9 |
Общеэкономические вопросы |
0401 |
48,6 |
0 |
48 |
30,2 |
30,2 |
0 |
100 |
62,1 |
Сельское хозяйство и рыболовство |
0405 |
0 |
0 |
342,9 |
347,4 |
336,6 |
0,1 |
96,9 |
х |
Транспорт |
0408 |
15 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
х |
0 |
Дорожное хозяйство (дорожные фонды) |
0409 |
14376,8 |
5,3 |
14863,9 |
21632,4 |
21077,4 |
7,1 |
97,4 |
146,6 |
Другие вопросы в области национальной экономики |
0412 |
0 |
0 |
20 |
635 |
635 |
0,2 |
100 |
х |
Жилищно - коммунальное хозяйство |
0500 |
2711,9 |
1 |
1567,7 |
1718,5 |
1660,5 |
0,6 |
96,6 |
61,,2 |
Жилищное хозяйство |
0501 |
494 |
0,2 |
200 |
598,1 |
598,1 |
0,2 |
100 |
121,1 |
Коммунальное хозяйство |
0502 |
1353,5 |
0,5 |
685 |
593,7 |
535,7 |
0,2 |
90,2 |
39,6 |
Благоустройство |
0503 |
86,4 |
0 |
682,7 |
526,7 |
526,7 |
0,2 |
100 |
Рост в 6,1 раза |
Образование |
0700 |
186151 |
68.3 |
167701,9 |
197864,8 |
197665,4 |
66,5 |
99,9 |
106.2 |
Дошкольное образование |
0701 |
31077,5 |
11,4 |
26835,6 |
32104 |
32104 |
10,8 |
100 |
103,3 |
Общее образование |
0702 |
144776,8 |
53,1 |
130647,2 |
155095 |
155095 |
52,2 |
100 |
107,1 |
Дополнительное образование детей |
0703 |
5426 |
2 |
5698,2 |
5332,7 |
5332,7 |
1,8 |
1000 |
98,3 |
Молодежная политика |
0707 |
223,4 |
0,1 |
95,2 |
64,1 |
64,1 |
0 |
100 |
28,7 |
Другие вопросы в области образования |
0709 |
467,3 |
0,2 |
4425,7 |
5269 |
5069,6 |
1,7 |
96,2 |
Рост в 10,8 раза |
Культура, кинематография |
0800 |
2509,3 |
0,9 |
2240,6 |
3276,1 |
3276,1 |
1,1 |
100 |
130,6 |
Культура |
0801 |
2509,3 |
0,9 |
2240,6 |
3276,1 |
3276,1 |
1,1 |
100 |
130,6 |
Социальная политика |
1000 |
9937,6 |
3,6 |
13044 |
11005,9 |
10179,1 |
3,4 |
92,5 |
102,4 |
Пенсионное обеспечение |
1001 |
1021,9 |
0,4 |
609,8 |
1165,5 |
1165,5 |
0,4 |
100 |
114,1 |
Социальное обеспечение населения |
1003 |
180 |
0,1 |
84 |
0 |
0 |
0 |
х |
0 |
Охрана семьи и детства |
1004 |
7413,8 |
2,7 |
10964,6 |
8464,8 |
7639,5 |
2,6 |
90,3 |
103 |
Другие вопросы в области социальной политики |
1006 |
1321,9 |
0,5 |
1385,6 |
1375,6 |
1374.1 |
0,5 |
99,9 |
103,9 |
Физическая культура и спорт |
1100 |
1208,7 |
0,4 |
933,8 |
1495 |
1495 |
0,5 |
100 |
123,7 |
Физическая культура |
1101 |
1208,7 |
0,4 |
933,8 |
1495 |
1495 |
0,5 |
100 |
123,7 |
Обслуживание муниципального долга |
1301 |
1,2 |
0 |
6,9 |
6,8 |
6,8 |
0 |
100 |
Рост в 5,7 раза |
Межбюджетные трансферты |
1400 |
7255,2 |
2,7 |
3989,3 |
8832,3 |
8832,3 |
3 |
100 |
121,7 |
Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований |
1401 |
3625,4 |
1,3 |
3989,3 |
3989,3 |
3989,3 |
1,3 |
100 |
110 |
Прочие межбюджетные трансферты общего характера |
1403 |
3629,8 |
1,3 |
0 |
4843 |
4843 |
1,6 |
100 |
133,4 |
Размер утвержденных лимитов БО на 2023 год составил 299962,8 тыс.руб., финансирование БО составило 29733,2 тыс.руб., кассовый расход составил 297 133,2 тыс.руб. Остаток лимитов на конец отчетного года составил 2 829,6 тыс.руб.,
К уровню прошлого года кассовые расходы районного бюджета выросли на 24 567,5 тыс.руб. или на 9%.
Рост кассовых расходов в отчетном году к уровню прошлого года обусловлен ростом расходов:
· по разделу 0700 «Образование» (на 11 514,4 тыс.руб. или на 6,2%), в частности возросли расходы на общее образование на 10 318,2 тыс.руб. или на 7,1% и на дошкольное образование на 1 026,5 тыс.руб. или на 3,3%, что в большей степени обусловлено с 1.09.2022г. базовой единицы для педагогических работников, а также увеличением с 01.01.2023г МРОТ;
· по разделу 0400 «Национальная экономика» на 7 638,8 тыс.руб. или на 52,9%, в частности выросли расходы подразделу 0409 «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)» на 6 700,6 тыс.руб. или на 46,6%;
· по разделу 0100 «Общегосударственные вопросы» (на 3 502,2 тыс.руб. или на 7,4 тыс.руб.), что в основном обусловлено погашением в отчетном году кредиторской задолженности по страховым взносам МКУ Хотынецкого района «ЕДДС служба ЭТО» (2066,7 тыс.руб.);
· по разделу 1400 «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» на 1 577,1 тыс.руб. или на 21,7%, в частности к прошлому году вырос объем прочих межбюджетных трансфертов общего характера из бюджета района в бюджет сельских поселений на решение вопросов местного значения (на 1 228,2 тыс.руб. или на 34%);
· по разделу 0800 «Культура, кинематография» (на 766,8 тыс.руб. или на 30,6%),
· по разделу 1100 «Физическая культура и спорт» (на 286,3 тыс.руб. или на 23,7%),
· по подразделу 0200 «Национальная оборона» на 86,2 тыс.руб. или на 11,4%;
· по разделу 1000 «Социальная политика» (на 41,5 тыс.руб. или на ,4%);
· по разделу 1300 «Обслуживание государственного и муниципального долга» на 5,6 тыс.руб. или в 5,7 раза.
В 2023 году расходы за счет средств бюджета Хотынецкого района составили 135 658,7 тыс. руб. (45,7%), за счет средств областного и федерального бюджетов – 161 474,5 тыс.руб. (54,3%).
В структуре расходов наибольший удельный вес занимают расходы в области социально-культурной сферы (71,6%).
В соответствие с требованиями ст.136 БК РФ расходы на содержание органов местного самоуправления, составившие в 2023 году 36 256,7 тыс.руб., не превышают норматив, утвержденный Постановлением Правительства Орловской области от 07.11.2022 г. N 683 «Об утверждении нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Орловской области на 2023 год», составивший 39 329,3 тыс.руб. (124 854,9 х 0,315).
Исполнение бюджета в ведомственной структуре
В соответствии с ведомственной структурой расходов районного бюджета на 2023 год бюджетные обязательства исполняли 4 ГРБС, данные об их расходах представлены в Таблице 6:
Таблица 5
№ п/п |
Наименование ГРБС
|
Код ГРБС |
Утверждено бюджетом
|
Исполнено за 2023 год |
|
сумма
|
% исполнения |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Администрация Хотынецкого района Орловской области |
009 |
66 078,9 |
65 396,8 |
99 |
2 |
Отдел образования администрации Хотынецкого района Орловской области |
070 |
204 996,7 |
203 970,5 |
99.5 |
3 |
Финансовый отдел администрации Хотынецкого района Орловской области |
008 |
22 955 |
22 328,8 |
97,3 |
4 |
Отдел поселковой работы администрации Хотынецкого района Орловской области |
005 |
4 087,9 |
4 082,1 |
99,9 |
5 |
Контрольно-счетная комиссия Хотынецкого района |
101 |
1 355 |
1 355 |
100 |
|
Итого |
|
299 4735 |
297 133,2 |
|
Исполнение расходной части бюджета главными распорядителями бюджетных средств составило от 97,3 % до 99,9 %.
Наибольший удельный вес занимают расходы отдела образования администрации Хотынецкого района, составившие 68,6%, что ниже уровня прошлого года на 1,8 процентных пункта. К уровню 2022 года кассовые расходы выросли на 11 986,2 тыс.руб.
Кассовые расходы по администрации Хотынецкого районак уровню прошлого года выросли на 5 408,1 тыс. руб. или на 9% и составили 65 396,8 тыс.руб., их доля в расходах остается на уровне прошлого года и составила 22%.
Расходы по финансовому отделу администрации Хотынецкого района увеличились на 6 116,4 тыс. руб. по сравнению с 2022 годом и составили 22 328,8 тыс.руб., их удельный вес в расходах районного бюджета в отчетном году составил 7,5%, что выше уровня прошлого года на 1,6 процентных пункта.
Расходы по отделу поселковой работы администрации Хотынецкого района выросли на 682,1 тыс. руб. и составили 4 082,1 тыс.руб., их удельный вес в расходах районного бюджета в отчетном году составил 1,4%, что выше уровня прошлого года на 0,2 процентных пункта.
Расходы контрольно-счетной комиссии Хотынецкого района выросли на 374,7 тыс.руб. или на 38,2% и составили 1 355 тыс.руб., их удельный вес в расходах районного бюджета в отчетном году составил 0,5%, что выше уровня прошлого года на 0,1 процентных пункта.
Исполнение бюджета по видам расходов
Расходы районного бюджета за 2023 год в сравнении с 2022 годом по видам расходов представлены в Таблице 6.
Таблица 6
Наименование вида расхода |
КВР |
2023 год |
2022 год |
Отклонение |
Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами |
100 |
46 914,9 |
45 650 |
1 264,9 |
Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд |
200 |
22 376,2 |
20 629,7 |
1 746,5 |
Социальное обеспечение и иные выплаты населению |
300 |
4 914,4 |
5 355,5 |
-441.1 |
Капитальные вложения в объекты недвижимого имущества государственной (муниципальной) собственности |
400 |
3 915,9 |
3 265 |
650,9 |
Межбюджетные трансферты |
500 |
17 626,8 |
11 943,7 |
5 683,1 |
Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям |
600 |
199 642,2 |
185 509,9 |
14 132,3 |
Обслуживание государственного (муниципального долга) |
700 |
6,8 |
1,2 |
5,6 |
Иные бюджетные ассигнования |
800 |
1 736 |
210,7 |
1 525,3 |
Всего |
Х |
297133,2 |
272 565,7 |
24 567,5 |
При проведении анализа исполнения расходов бюджета по виду расходов установлено, что по сравнению с 2022 годом значительно выросли расходы на предоставление субсидий бюджетным учреждениям (на 14 132,3 тыс.руб. или на 7,6%) и на предоставление межбюджетных трансфертов (на 5 683,1 тыс.руб. или на 47,6%).
Резервный фонд
Согласно п. 3 ст. 81 БК РФ в отчетном году размер резервного фонда администрации района первоначально был установлен решением «О районном бюджете на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов» в размере 400 тыс.руб. и не превышал 3% утвержденного соответствующим решением общего объема расходов.
В течение финансового года бюджетные ассигнования резервного фонда администрации района были увеличены и составили 429,7 тыс.руб. Согласно распоряжений главы района средства резервного фонда были распределены в качестве субсидии МБУ СОЦ «Перспектива» на финансовое обеспечение мероприятий по временному социально-бытовому обустройству лиц, вынужденно покинувших территорию Украины и находящихся в пункте временного размещения Хотынецкого района.
В соответствии с п. 3 ст. 184.1 БК РФ исполнение бюджета осуществлялось в разрезе муниципальных программ и непрограммных направлений деятельности.
Анализ исполнения муниципальных программ представлен в Таблице 7.
Таблица 7
№ п/п |
Наименование программы
|
Утверждено на 2023 год |
Исполнение 2023 год
|
% Исполнения |
Отклонения
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Муниципальная программа «Развитие образования в Хотынецком районе на 2022-2026 годы» |
197 648,7 |
196 823,4 |
99,6 |
-825,3 |
2 |
Муниципальная программа «Развитие культуры Хотынецкого района на 2022-2026 годы» |
5 828,4 |
5 828,4 |
100 |
0 |
3 |
Муниципальная программа «Управление муниципальными финансами Хотынецкого района на 2020-2025 годы» |
3 996,1 |
3 996,1 |
100 |
0 |
4 |
Муниципальная программа "Комплексное развитие сельских территорий Хотынецкого района на 2020 - 2025 годы" |
0 |
0 |
х |
0 |
5 |
Муниципальная программа "Профилактика правонарушений и укрепление общественной безопасности на 2021 - 2025 годы" |
2,5 |
2,5 |
100 |
0 |
6 |
Муниципальная программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 2021-2023 годы» |
10 |
10 |
100 |
0 |
7 |
Муниципальная программа «Основные направления развития земельных и имущественных отношений в Хотынецком районе Орловской области в 2023-2025 годах» |
794,5 |
711,4 |
100 |
0 |
8 |
Муниципальная программа «Укрепление общественного здоровья населения Хотынецкого района на 2020-2024 годы» |
10 |
10 |
100 |
0 |
9 |
Муниципальная программа «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности в Хотынецком районе на 2022-2024 годы» |
25 |
25 |
100 |
0 |
10 |
Муниципальная программа «Развитие архивного дела вХотынецком районе на 2022-2026 годы» |
14,8 |
13,7 |
92,6 |
-1,1 |
11 |
Муниципальная программа «Развитие муниципальной службы в Хотынецком районе Орловской области на 2021-2023 годы» |
0 |
0 |
х |
0 |
12 |
Муниципальная программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Хотынецком районе на 2021-2025 годы» |
0 |
0 |
х |
0 |
13 |
Муниципальная программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2023-2025 годах» |
1 259,7 |
1 163,8 |
92,4 |
-95,9 |
14 |
Муниципальная программа «Формирование законопослушного поведения участников дорожного движения на территории Хотынецкого района на 2023-2025 годы» |
0 |
0 |
х |
0 |
15 |
Муниципальная программа «Создание условий для реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального мира и согласия на территории Хотынецкого района на 2023-2025 годы» |
7,6 |
7,6 |
100 |
0 |
16 |
Муниципальная программа «Военно-патриотическое воспитание молодежи на 2022-2024 годы» |
4,8 |
4,8 |
100 |
0 |
17 |
Муниципальная программа «Развитие, ремонт и содержание сети автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах Хотынецкого района на 2023-2027 годы» |
20 372,7 |
19 913,6 |
97,7 |
-459,1 |
18 |
Муниципальная программа "Молодежь Хотынецкого района на 2021 - 2024 годы" |
49,3 |
49,3 |
100 |
0 |
19 |
Муниципальная программа «Использование и охрана земель на территории Хотынецкого района Орловской области на период 2021-2023 годов» |
0 |
0 |
х |
0 |
20 |
Муниципальная программа «Поддержка социально-ориентированных некоммерческих организаций в Хотынецком районе на 2023-2025 годы» |
0 |
0 |
х |
0 |
21 |
Муниципальная программа «Содействие занятости несовершеннолетних граждан на территории Хотынецкого района на 2021-2023 годы» |
30,2 |
30,2 |
100 |
0 |
22 |
Муниципальная программа «Доступная среда для инвалидов на 2021-2024 годы в Хотынецком районе Орловской области» |
0 |
0 |
х |
0 |
23 |
Муниципальная программа "Обустройство и ремонт контейнерных площадок для сбора ТКО на территории Хотынецкого района в 2022-2024 годах" |
3,3 |
3,3 |
100 |
0 |
24 |
Муниципальная программа "Улучшение водоснабжения и водоотведения в сельских населенных пунктах Хотынецкого района на 2023-2025 годы»" |
593,7 |
535,7 |
90,2 |
-58 |
25 |
Муниципальная программа "Сохранение и реконструкция военно-мемориальных объектов в Хотынецком районе (2022-2026 годы)" |
204 |
204 |
100 |
0 |
26 |
Муниципальная программа "Обеспечение безопасности людей на водных объектах, создание и оборудование мест массового отдыха у водных объектов на территории Хотынецкого района на 2023-2025 годы" |
9,3 |
9,3 |
100 |
0 |
27 |
Муниципальная программа "Содержание муниципальных гражданских кладбищ в Хотынецком районе Орловской области на 2021-2023 годы" |
10,8 |
10,8 |
100 |
0 |
28 |
Муниципальная программа «Отходы» на 2021-2023 годы" |
3,3 |
3,3 |
100 |
0 |
|
Всего |
230 878,7 |
229 356,2 |
99,3 |
-1 522,5 |
Наибольшая доля расходов приходится на муниципальную программу «Развитие образования в Хотынецком районе на 2022-2026 годы», которая составляет 85,8% в общем объеме расходов программной части бюджета.
Общий объем расходов районного бюджета, направленных на реализацию муниципальных программ составил 229 356 тыс.руб. (77,2% от общего объема расходов бюджета).
Дефицит бюджета и долговая политика
Районный бюджет на 2023 год утвержден с профицитом в размере 4 410 тыс. руб, исполнен бюджет с профицитом в размере 5 694,5 тыс.руб.
По состоянию на 01.01.2024г. муниципальный долг составил 6 827,3 тыс.руб.
Межбюджетные отношения
Межбюджетные отношения между бюджетом муниципального района и бюджетами поселений в 2023 году осуществлялись в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и Орловской области, муниципальными правовыми актами.
Межбюджетные отношения в 2023 году осуществлялись в виде предоставления бюджетам сельских поселений межбюджетных трансфертов в форме:
- дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений в размере 3 989,3 тыс.руб., что соответствует бюджетным назначениям:
Таблица 8
Администрация Аболмасовского сельского поселения |
607,5 |
Администрация Алехинского сельского поселения |
391,4 |
Администрация Богородицкого сельского поселения |
376,9 |
Администрация Ильинского сельского поселения |
406,4 |
Администрация Краснорябинского сельского поселения |
443,8 |
Администрация Меловского сельского поселения |
637 |
Администрация Студеновского сельского поселения |
201,2 |
Администрация Хотимль-Кузменковского сельского поселения |
770,8 |
ВСЕГО |
3 989,3 |
- прочих межбюджетных трансфертов поселениям для решения вопросов местного значения в размере 4 843 тыс.руб., что соответствует бюджетным назначениям:
Таблица 11
Администрация Меловского сельского посеоения |
190 |
Администрация Аболмасовского сельского посеоения |
95 |
Администрация Алехинского сельского поселения |
895 |
Администрация Богородицкого сельского поселения |
665,5 |
Администрация Ильинского сельского поселения |
605 |
Администрация Краснорябинского сельского поселения |
1 673 |
Администрация Студеновского сельского поселения |
197 |
Администрация Хотимль-Кузменковского сельского поселения |
168,4 |
Отдел поселковой работы |
354,1 |
ВСЕГО |
4843 |
Соблюдение бюджетного законодательства при исполнении бюджета
Исполнение районного бюджета, в соответствие со ст. 215.1 Бюджетного кодекса РФ, обеспечивается администрацией муниципального образования, организация исполнения бюджета возлагается на финансовый орган. В соответствии со ст. 217 и ст. 217.1 Бюджетного кодекса РФ Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи районного бюджета на 2023 год утвержден приказом финансового отдела Администрации Хотынецкого района. Порядок составления и ведения кассового плана по районному бюджету на 2023 год утвержден приказом финансового отдела администрации.
Выводы
1. В 2023 году администрацией Хотынецкого района проведена работа по реализации основных направлений налоговой и бюджетной политики района на 2023-2025 годы.
2. Расходование бюджетных средств соответствовало направлениям бюджетной политике, определенным основными направлениями налоговой и бюджетной политики района на 2023 - 2025 годы.
3. В результате внешней проверки годовой отчетности об исполнении бюджета Хотынецкого района за 2023 год нарушений не установлено. Отчетность представлена в полном объеме, взаимоувязка показателей форм отчетности соблюдена.
4. Районный бюджет в 2022 году исполнен по доходам в объеме 302827,7 тыс. руб. (99,7% к уточненному плану).
5. По сравнению с 2022 годом поступления доходов увеличены на 34 034,5 тыс.руб. или на 12,7%, в том числе объем налоговых и неналоговых доходов увеличен на 6 465,6 тыс.руб. или на 8,3%.
6. К уровню 2022 года поступления налоговых доходов увеличилось на 5 587,2 тыс.руб. или на 8,5%.
7. К уровню 2022 года объем неналоговых поступлений вырос на 878,4 тыс.руб. или на 7,1%. Основным источником неналоговых доходов остаются доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, прием обеспечен рост данных поступлений в бюджет района.
В нарушение ст.160.1 БК РФ, ст. 330 ГК РФ и договорных обязательств в отношении арендаторов земельных участков администрацией района не принимались меры, направленные на взыскание задолженности по арендной плате (п.3.60 Классификатора нарушений, утвержденного приказом КСП Орловской области от 29.12.2017г. № 39-осн – 1 ед. – 1 061,4 тыс.руб.).
8. Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении, составили в 2023 году 277 тыс.руб. и превысили уровень прошлого года в 3,4 раза. Однако по состоянию на 01.01.2024 задолженность по договорам аренды имущества составила 1 303,3 тыс.руб., в том числе задолженность по договорам социального найма жилых помещений – 835 тыс.руб. (срок образование – более года). В нарушение ст. 330 ГК РФ, ст.160.1 БК РФ и договорных обязательств в части уплаты арендных платежей администрацией района не предпринимались меры по взысканию задолженности по договорам аренды имущества (п.3.60 Классификатора нарушений, утвержденного приказом КСП Орловской области от 29.12.2017г. № 39-осн – 1 ед. – 1 303,3 тыс.руб.).
9. Фактическое исполнение бюджета за 2023 год по расходам составило 297 133,2тыс. руб. или 99,2% к плану. В структуре расходов наибольший удельный вес занимают расходы в области социально-культурной сферы (71,6%).
10. Удельный вес программных расходов в общем объеме расходов районного бюджета составил 77,2%.
11. Районный бюджет исполнен с профицитом в размере 5 694,5 тыс.руб.
12. По состоянию на 01.01.2024 муниципальный долг составил 6 827,3 тыс.руб.
13. Анализ структуры доходов и расходов районного бюджета за 2023 год показал соответствие приоритетов бюджетной, налоговой и социальной политики муниципального образования.
14. Объемы межбюджетных трансфертов, перечисленных из бюджета муниципального района в бюджеты поселений, соответствуют годовым бюджетным назначениям.
16. По состоянию на 01.01.2024 кредиторская задолженность муниципального района выросла на 21,2% и составила 42 655,8 тыс.руб. Просроченная задолженность выросла на 24,4% и составила 27 730,7 тыс.руб. Доля просроченной кредиторской задолженности увеличилась на 1,7 процентных пунктов и остается высокой (65%), что в дальнейшем может повлечь за собой неэффективные расходы в виде пени за просрочку платежей.
Предложения:
1.Обеспечить достижение целей и задач Основных направлений бюджетной и налоговой политики Хотынецкого района на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, обратив особое внимание на гарантированное исполнение всех ранее принятых обязательств, принятие новых обязательств в соответствии с законодательством только в пределах реальных возможностей по их финансовому обеспечению.
2. Продолжить работу по разработке и реализации комплекса дополнительных мер, направленных на выявление резервов доходной части местного бюджета в объемах, позволяющих обеспечить устойчивое финансирование реализации задач, сформулированных в Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Хотынецкого района.
3. Принять меры по повышению объема поступлений по неналоговым доходам на основе эффективного и рационального управления объектами муниципальной собственности и повышения качества администрирования этих доходов:
- обеспечить работу по взысканию задолженности по договорам аренды имущества и земельных участков и проведению претензионной работы,
- обеспечить дальнейшее проведение комплекса мероприятий по продаже объектов недвижимого имущества, находящегося в собственности района.
4. Обеспечить повышение эффективности проводимых мероприятий по снижению недоимки по налоговым доходам, зачисляемым в местный бюджет.
6. Бюджетным учреждениям провести работу по списанию кредиторской задолженности со сроком образования свыше трех лет.
7. При исполнении бюджета в 2023 году учесть все имеющиеся недостатки и повысить ответственность при исполнении бюджета.
Председатель контрольно-счетной Т.Е.Зеновкина
комиссии Хотынецкого района