Заключение на проект решения Хотынецкого районного Совета народных депутатов «О районном бюджете на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов»

    Заключение

    на проект решения Хотынецкого районного Совета народных депутатов "О районном бюджете на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов"

     

    28 ноября 2022 года

     

    Заключение контрольно-счётной комиссии на проект решения Хотынецкого районного Совета народных депутатов «О районном бюджете на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов» подготовлено в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положения о бюджетном процессе в Хотынецком районе и Положения о контрольно-счетной комиссии Хотынецкого района.

    При подготовке заключения проверены нормативные и методические материалы, расчеты и документы, составляющие основу формирования районного бюджета, а также использованы результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных контрольно-счетной комиссией.

    Общие положения

    Проект решения «О районном бюджете на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов» представлен на рассмотрение Хотынецкому районному Совету народных депутатов с соблюдением сроков, утвержденных частью 1 статьи 185 БК РФ и п.2 ст.14 Положения о бюджетном процессе в Хотынецком районе Орловской области 15 ноября 2022 года.

    В соответствии со ст.184.2 Бюджетного кодекса и п. 12 Положения о бюджетном процессе в Хотынецком районе, одновременно с проектом решения о бюджете в Хотынецкий районный совет народных депутатов представлены следующие документы и материалы:

    - Основные направления бюджетной и налоговой политики Хотынецкого района на 2023-2025 годы;

    - итоги социально-экономического развития Хотынецкого района за 9 месяцев 2022 года;

    - ожидаемые итоги социально-экономического развития Хотынецкого района за 2022 год;

    - прогноз социально-экономического развития Хотынецкого района на 2023-2025 годы;

    - оценка ожидаемого исполнения районного бюджета на 2022 год;

    - прогноз основных характеристик бюджета Хотынецкого района на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов;

    - реестр источников доходов районного бюджета;

    - пояснительная записка к проекту бюджета на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов;

    - методики и расчеты распределения межбюджетных трансфертов;

    - паспорта муниципальных программ.

    Согласно ст. 184.1 БК РФ проект решения о бюджете содержит:

    - общий объем доходов бюджета на 2023 год - 219 753,6 тыс. рублей; общий объем расходов бюджета на 2023 год – 220 709,1 тыс. рублей; дефицит бюджета на 2023 год – в сумме 955,5 тыс. рублей,

    - общий объем доходов бюджета на 2024 год - 217 933,9 тыс. рублей; общий объем расходов бюджета на 2024 год – 218 914,2 тыс. рублей, в том числе условно утвержденных расходов – 2 552 тыс.рублей; дефицит бюджета на 2024 год – в сумме 980,3 тыс. рублей,

    - общий объем доходов бюджета на 2025 год - 219 666 тыс. рублей; общий объем расходов бюджета на 2025 год – 220 661,6 тыс. рублей, в том числе условно утвержденных расходов – 5 191 тыс.рублей; дефицит бюджета на 2025 год – в сумме 995,6 тыс. рублей,

    а также:

    - основные характеристики бюджета Хотынецкого района на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов;

    - источников финансирования дефицита районного бюджета;

    - распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджета в ведомственной структуре расходов;

    - предельный объем муниципального долга на 2023 год в сумме 36 244 тыс.руб., верхний предел муниципального долга на 1 января 2024 года в сумме 0 тыс. руб., предельный объем муниципального долга на 2024 год в сумме 37 099,5 тыс.руб., верхний предел муниципального долга на 1 января 2025 года в сумме 0 тыс. руб., предельный объем муниципального долга на 2025 год в сумме 38 007,7 тыс.руб., верхний предел муниципального долга на 1 января 2026 года в сумме 0 тыс. руб., что соответствует ст.107 БК РФ;

    - общий объем бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств на 2023 год в сумме 4 436,4 тыс. рублей, на 2024 год – в сумме 4 596,8 тыс. рублей и на 2025 год – в сумме 4 596,8 тыс. рублей;

    - распределение субвенций поселениям на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов на осуществление первичного воинского учета;

    - распределение субвенций на предоставление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетам поселений на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов;

    - программу муниципальных внутренних заимствований района на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов;

    - распределение бюджетных средств на реализацию муниципальных программ на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов.

    Согласно п.2 ст. 184.1 БК РФ проект районного бюджета содержит нормативы распределения отдельных доходов между бюджетами городских и сельских поселений, не установленных Бюджетным Кодексом, законом Орловской области об областном бюджете и законами Орловской области и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями Бюджетного Кодекса.

    Предоставление муниципальных преференций, бюджетных кредитов и муниципальных гарантий муниципальным образованием не планируется.

    Решений о предоставлении налоговых льгот на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов не принималось.

    Рассматриваемый проект соответствует нормам статьи 184.1 Бюджетного Кодекса РФ.

    Основные положения бюджетной и налоговой политики

    Базовая цель бюджетной политикиХотынецкого района на 2023–2025 годы (далее – бюджетная политика) – исполнение действующих расходных обязательств Хотынецкого района при приоритетном исполнении всех социальных обязательств.

    В 2023-2025 годах продолжится ликвидация последствий падения экономических показателей в связи с пандемией, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в 2020 году.

    В таких условиях одним из ключевых вопросов бюджетной политики является обеспечение сбалансированного распределения имеющихся бюджетных ресурсов между текущими социальными расходами и расходами на развитие.

    Бюджетная политика в части расходов направлена на сохранение преемственности в отношении определенных ранее приоритетов и скорректирована с учетом текущей экономической ситуации и необходимостью реализации первоочередных задач социальной сферы.

    Необходимо проведение мероприятий, направленных на рост доходного потенциала Хотынецкого района и оптимизацию расходов районного бюджета, позволяющих в полном объеме обеспечить исполнение расходных обязательств Хотынецкого района.

    Основные задачи, направленные на достижение базовой цели бюджетной политики:

    1) оптимизация расходов на муниципальное управление;

    2) оптимизация расходов на содержание бюджетной сети, а также численности работников бюджетной сферы;

    3) совершенствование системы закупок для муниципальных нужд;

    4) сокращение просроченной кредиторской задолженности районного бюджета.

    Для каждой задачи сформирован набор мероприятий, реализация которых будет способствовать ее решению.

    1. В рамках решения задачи «Оптимизация расходов на муниципальное управление» необходимо продолжить проведение следующих мероприятий:

    1) оптимизация расходов на текущее содержание исполнительных органов муниципальной власти, в том числе на основе сокращения численности муниципальных служащих Хотынецкого района;

    2) повышение эффективности использования имущества, находящегося в собственности Хотынецкого района, в целях организации деятельности исполнительных органов муниципальной власти.

    2. В рамках решения задачи «Оптимизация расходов на содержание бюджетной сети, а также численности работников бюджетной сферы»:

    1) увеличение объема расходов за счет доходов от внебюджетной деятельности учреждений Хотынецкого района, в том числе за счет эффективного использования принадлежащего им на праве оперативного управления имущества;

    2) анализ нагрузки на бюджетную сеть (количество бюджетных учреждений Хотынецкого района, контингент, количество персонала, используемые фонды, объемы и качество предоставляемых муниципальных услуг в разрезе бюджетных учреждений Хотынецкого района);

    3) реализация мероприятий по реорганизации бюджетной сети (по отраслям);

    4) укрупнение или объединение учреждений Хотынецкого района, загруженных менее чем на 50 %;

    5) реализация (продажа) излишнего неиспользуемого имущества учреждений Хотынецкого района, анализ возможностей выделения земельных участков для их последующей реализации (сдачи в аренду);

    6) уменьшение численности обслуживающего персонала и непрофильных специалистов учреждений Хотынецкого района, в том числе сторожей, поваров, уборщиков помещений, водителей, завхозов, электриков, рабочих, слесарей;

    7) включение в нормативные затраты на содержание имущества только затрат на имущество, используемое для выполнения муниципального задания, а также отказ от содержания имущества, неиспользуемого для выполнения муниципального задания;

    8) реализация мероприятий по энергосбережению;

    9) повышение качества и расширение спектра муниципальных услуг, в том числе перечня платных услуг, связанных с основной и сопутствующей деятельностью учреждений Хотынецкого района;

    10) расширение форм предоставления муниципальных услуг, в том числе создание передвижных библиотек.

    3. В рамках решения задачи «Совершенствование системы закупок для муниципальных нужд»:

    1) оптимизация расходов на укрепление материально-технической базы

    бюджетных учреждений Хотынецкого района.

    4. В рамках решения задачи «Сокращение просроченной кредиторской задолженности районного бюджета»:

    1) проверка обоснованности возникновения и достоверности отражения в годовой отчетности кредиторской задолженности, в том числе просроченной, учреждений Хотынецкого района;

    2) осуществление ежемесячного мониторинга просроченной кредиторской задолженности учреждений Хотынецкого района, анализ причин возникновения задолженности.

    Основные направления налоговой политики сохраняют преемственность в отношении определенных ранее приоритетов и скорректированы с учетом текущей ситуации и необходимостью реализации первоочередных задач на территории Хотынецкого района.

    Основными направлениями налоговой политики Хотынецкого района на 2023-2025 годы являются:

    1. Укрепление доходной базы консолидированного бюджета Хотынецкого района и мобилизация в бюджет имеющихся резервов:

    1) усиление мер по укреплению налоговой дисциплины;

    2) проведение мероприятий по легализации налоговой базы по налогу на доходы физических лиц и контроля за постановкой на налоговый учет организаций по месту осуществления деятельности на территории Хотынецкого района;

    3) продолжение работы по расширению налоговой базы по имущественным налогам путем выявления и включения в налогооблагаемую базу недвижимого имущества и земельных участков, которые до настоящего времени не зарегистрированы или зарегистрированы с указанием неполных сведений, необходимых для исчисления налогов;

    4) проведение мероприятий в соответствии со статьей 69.1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в части выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости;

    5) включение неэффективно используемого имущества в программу приватизации Хотынецкого района.

    Работа по мобилизации доходов в Хотынецком районе будет проводиться в рамках реализации постановления администрации района от 19 мая 2014 года № 187 «О межведомственной комиссии по легализации заработной платы и объектов налогообложения в Хотынецком районе».

    2. Совершенствование налогового администрирования:

    1) повышение уровня ответственности администраторов доходов за эффективное и качественное прогнозирование доходов бюджета Хотынецкого района и выполнение в полном объеме утвержденных годовых назначений по доходам бюджета Хотынецкого района, активизация претензионно-исковой деятельности;

    2) повышение качества и эффективности совместной работы органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по выполнению мероприятий, направленных на усиление администрирования доходов в рамках деятельности межведомственных рабочих групп по платежам в областной и местные бюджеты.

    Основные характеристики бюджета Хотынецкого района на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов

    На 2023 год доходы районного бюджета предусмотрены в сумме 219 573,6 тыс. руб. По отношению к оценке исполнения бюджета 2022 года плановые доходы уменьшены на 8 995,6 тыс. руб. или на 3,9%. Планируется рост налоговых и неналоговых поступлений к оценке текущего года на 666,3 тыс.руб. или на 1% и составит 67 257,2 тыс.руб. Безвозмездные поступления из областного и федерального бюджетов в настоящее время полностью не распределены и будут уточняться. В представленном проекте бюджета они соответствуют Закону Орловской области Об областном бюджете на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов и предусмотрены на 2023 год в размере 152 396,4 тыс. рублей, что ниже ожидаемого исполнения текущего года на 9 337,4 тыс.руб. С учетом межбюджетных трансфертов, передаваемых в районный бюджет от городского поселения на поддержку дорожного хозяйства (100 тыс.руб.) безвозмездные поступления на 2023 год запланированы в размере 152 496,4 тыс.руб.

    Расходы районного бюджета на 2023 году запланированы в размере 220 709,1 тыс. руб. По отношению к оценке исполнения бюджета на 2022 год плановые назначения снижены на 21 569,9 тыс. руб. (на 8,9%). Бюджет района на 2023 года запланирован с дефицитом в размере 955,5 тыс. руб.

    На 2024 год доходы районного бюджета прогнозируются в объеме 217 933,9 тыс. руб. и по сравнению с предыдущим годом снизятся на 0,8%, расходы - в объеме 218 914,2 тыс.руб. и по сравнению с предыдущим годом снизятся на 0,8%. Дефицит бюджета запланирован в размере 980,3 тыс. руб.

    На 2025 год доходы районного бюджета прогнозируются в объеме 219 666 тыс.руб. и по сравнению с предыдущим годом увеличатся на 0,8%, расходы - в объеме 220 661,6 тыс.руб. и по сравнению с предыдущим годом увеличатся на 0,8%. Дефицит бюджета запланирован в размере 995,6 тыс. руб.

    Основные параметры проекта районного бюджета на 2023-2025 годы

    Таблица 1, тыс.руб.

    Показатели

    Оценка исполнения бюджета 2022

    Проект бюджета

    Структура (проект бюджета),%

    2023

    2024

    2025

    2023

    2024

    2025

    Доходы, всего

    228 569,2

    219 753,6

    217 933,9

    219 666

    100

    100

    100

    - налоговые и неналоговые

    66 590,9

    67 257,2

    68 795,1

    70 527,2

    30,6

    31,6

    32,1

    - безвозмездные поступления

    161 978,3

    152 496,4

    149 138,8

    149 138,8

    69,4

    68,4

    67,9

    Расходы, всего

    242 279

    220 709,1

    218 914,2

    220 661,6

    100

    100

    100

    - муниципальные программы

    209 457,3

    184 103,6

    179 958,9

    179 199,3

    83,4

    82,2

    81,2

    - непрограммные мероприятия

    32 821,7

    36 605,5

    38 953,3

    41 462,3

    16,6

    17,8

    18,8

    Дефицит

    13 709,8

    955,5

    980,3

    995,6

    Х

    х

    Х

    Таблица 2, тыс.руб.

    Показатели

    Исполнение бюджета за 2021год

    Оценка исполнения бюджета 2022 года

    2023 год

    2024 год

    2025 год

    Проект бюджета на 2023 год

    Отклонение к оценке 2022годатыс.руб.

    Темп роста к 2022 году%

    Проект бюджета на 2024 год

    Отклонение к 2023 году тыс.руб.

    Темп роста к 2023 году %

    Проект бюджета на 2025 год

    Отклонение к 2024 году тыс.руб.

    Темп роста к 2024

    году %

    Доходы

    250 324,6

    228 569,2

    219 753,6

    - 8 815,6

    96,1

    217 933,9

    -1 819,7

    99,2

    219 666

    1 732,1

    100,8

    налоговые и неналоговые

    75 367,3

    66 590,9

    67 257,2

    666,3

    101

    68 795,1

    1 537,9

    102,3

    70 527,2

    1 732,1

    102,5

    безвозмездные поступления

    174 957,3

    161 978,3

    152 496,4

    - 9 481,9

    94,1

    149 138,8

    -3 357,6

    97,8

    149 138,8

    0

    100

    Расходы

    248 872,1

    242 279

    220 709,1

    -21 569,9

    91,1

    218 914,2

    -1 794,9

    99,2

    220 661,6

    1 747,4

    100,8

    Дефицит

    - 1 452,5

    13 709,8

    955,5

    -12 754,3

    7

    980,3

    24,8

    102,6

    995,6

    15,3

    101,6

    Общий объем доходов бюджета на 2023 год предусмотрен в сумме 219 753,6 тыс. рублей, что ниже оценки 2022 года на 8 815,6 тыс. руб. или на 3,9%.

    Налоговые и неналоговые доходы на 2023 год предусмотрены в сумме 67 257,2 тыс. рублей, что на 666,6 тыс. рублей или на 1% выше оценки исполнения бюджета текущего года.

    Безвозмездные поступления на 2023 год предусмотрены в сумме 152 496,4 тыс. рублей, что на 9 481,9 тыс. рублей или на 5,9% ниже ожидаемого исполнения бюджета 2022 года.

    Общий объем расходов в 2023 году предусмотрен в сумме 242 279 тыс. рублей, что на 21 569,9 тыс. рублей или на 8,9% ниже оценки ожидаемых расходов 2022 года. Дефицит бюджета на 2023 год запланирован в размере 955,5 тыс.рублей.

    Анализ доходной части проекта бюджета

    Формирование доходной части районного бюджета на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов производилось с учетом основных направлений налоговой политики, прогноза социально-экономического развития Хотынецкого района на 2023-2025 годы, а также оценки поступлений доходов в бюджет муниципального района в 2022 году.

    Прогнозирование собственных доходов районного бюджета осуществлено в соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации.

     

    Динамика показателей доходной части бюджета

    Таблица 3

    Наименование

    Первоначально утвержденный бюджет на 2022 год, тыс.руб.

    Ожидаемое исполнение бюджета за 2022 год, тыс.руб.

    Доходы 2023годатыс.руб.

    Доходы 2023 года к первоначаль-но утвержденному бюджету 2022 года, %

    Доходы 2023 года к уровню ожидаемого исполнения доходов 2022 года, %

    Темп роста к предыдущему году, %

    2024 год

    2025 год

    Налоговые доходы

    54 666

    56 143,4

    61 937,2

    113,3

    110,3

    63 474,1

    65 205,2

    Неналоговые доходы

    1 499,1

    10 447,5

    5 320

    Рост в 3,5 раза

    50,9

    5 321

    5 322

    Безвозмездные поступления

    161 605,6

    161 978,3

    152 496,4

    94,4

    94,1

    149 138,8

    149 138,8

    Доходы всего

    217 770,7

    228 569,2

    219 753,6

    100,9

    96,1

    217 933,9

    219 666

    Доходы районного бюджета на 2023 год выше первоначально утвержденного бюджета на 2022 год на 1 982,9 тыс.руб. или на 0,9 процента, что обусловлено ростом плана поступлений налоговых доходов на 13,3%, в частности НДФЛ (на 13,1%) в связи с ожидаемым ростом размера минимального размера оплаты труда к 01.01.2022 на 16,9%.

    Анализ структуры доходов бюджета в 2023-2025 годах

    Таблица 4

    Показатель

    2022 год (оценка)

    2023 год

    2024 год

    2025 год

    тыс. руб.

    %%

    Тыс.руб.

    %

    Тыс.руб.

    %

    Тыс.руб.

    %

    Доходы, всего

    228 569,2

    100

    219 753,6

    100

    217 933,9

    100

    219 666

    100

    Налоговые и неналоговые доходы

    66 590,9

    29,1

    67 257,2

    30,6

    68 795,1

    31,6

    70 527,2

    32,1

    Налоговые доходы

    56 143,4

    24,6

    61 937,2

    28,2

    63 474,1

    29,1

    65 205,2

    29,7

    Неналоговые доходы

    10 447,5

    4,6

    5 320

    2,4

    5 321

    2,4

    5 322

    2,4

    Безвозмездные поступления

    161 978,3

    70,9

    152 496,4

    69,4

    149 138,8

    68,4

    149 138,8

    67,9

     

    Динамика прогнозируемого поступления

    налоговых доходов бюджета в 2023-2025 годах

    Таблица 5

    Наименование

    Испол-нение 2021 года, тыс.руб.

    Оценка исполнения бюджета 2022 года, тыс.руб.

    бюджет 2023 года, тыс.руб.

    Бюджет 2024 года, тыс.руб.

    бюджет 2025 года, тыс.руб.

    Темп роста, %

    Темп роста доходов, %

    2023 год к оценке 2022 году

    2024 год к 2023 году

    2025 год к 2024 году

     

    НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

    49 832,9

    56 143,4

    61 937,2

    63 474,1

    65 205,2

    109,4

    102.5

    102,7

     

    НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ, ДОХОДЫ

    39 219,8

    43 593

    49 311

    50 396

    51 706

    125,7

    102,2

    102,6

     

    Налог на доходы физических лиц

    39 219,8

    43 593

    49 311

    50 396

    51 706

    125,7

    102,2

    102,6

     

    НАЛОГИ НА ТОВАРЫ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РФ

    7 516,7

    7 498

    7 715,2

    8 147,1

    8 548,2

    102,9

    105,6

    104,9

     

    Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ

    7 516,7

    7 498

    7 715,2

    8 147,1

    8 548,2

    102,9

    105,6

    104,9

     

    НАЛОГИ НА СОВОКУПНЫЙ ДОХОД

    1 819,7

    3 842,4

    3 601

    3 611

    3 621

    93,7

    102,3

    100,3

     

    Единый налог на вмененный доход

    470,8

    57,4

    0

    0

    0

    0

    х

    Х

     

    Налог, взимаемый в связи с применением УСН

    -13,4

    2 560

    2 426

    2 426

    2 426

    94,8

    100

    100

     

    Единый сельскохозяйственный налог

    545,9

    720

    565

    565

    565

    78,5

    100

    100

     

    Налог, взимаемый с связи с применением патентной системы налогообложения

    816,4

    505

    610

    620

    630

    120,8

    101,6

    101,6

     

    Государственная пошлина

    1 276,7

    1 210

    1 310

    1 320

    1 330

    108,3

    100,8

    100,8

     

    Налоговые доходы бюджета на 2023 год прогнозируются в объеме 61 937,2 тыс. руб., на 2024 год в объеме 63 474,1 тыс. руб., на 2025 год в объеме 65 205,2 тыс. руб. К оценке исполнения бюджета текущего года прогноз налоговых поступлений в 2023 году увеличен на 5 793,8 тыс.руб. или на 10.3%. Основную долю налоговых доходов бюджета в 2023 году и плановом периоде 2024 и 2025 годов по-прежнему будет составлять налог на доходы физических лиц.

    Проверка обоснованности планирования налоговых доходов произведена на основе реестра источников доходов, утвержденных нормативов распределения отдельных доходов, а также нормативов распределения налоговых доходов согласно требованиям бюджетного законодательства и законодательства Орловской области.

    Поступление налога на доходы физических лиц в бюджет на 2023 год прогнозируется в сумме 49 311 тыс. руб., что на 5 718 тыс. руб. выше оценки исполнения бюджета текущего года или на 13,1%; на 2024 год – в размере 50 396 тыс.руб., что на 1 085 тыс.руб. выше плана поступлений 2023 года или на 2,2%, на 2025 год – в размере 51 706 тыс.руб., что на 1 310 тыс.руб. выше поступлений 2024 года или на 2,6%. В структуре налоговых доходов бюджета на долю налога на доходы физических лиц в 2023 году приходится 79,6%. Поступления НДФЛ запланированы исходя из установленного норматива отчислений в районный бюджет – 47,7% (в том числе норматив дополнительных отчислений – 30%) и прогноза социально-экономического развития района на 2023-2025 годы. Норматив отчислений налога в районный бюджет запланирован на уровне текущего года и соответствует нормам бюджетного законодательства и законопроекту Орловской области «Об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов».

    Прогнозный объем поступлений акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимых на территории РФ на 2023 год запланирован в размере 7 715,2 тыс. руб., что выше уровня оценки исполнения текущего года на 217,2 тыс.руб. или на 2,9%. Нормативы отчислений предусмотрены проектом закона Орловской области «Об областном бюджете на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов». В структуре налоговых доходов бюджета на долю акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимых на территории РФ в 2023 году приходится 12,5%.

    Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСН) запланирован в бюджете на 2023 год в размере 2 426 тыс. руб., что на 134 тыс. руб. или на 5,2% ниже оценки поступлений 2022 года, что связано с сокращением количества налогоплательщиков.

    Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) запланирован в бюджете на 2023 год в размере 565 тыс. руб., что на 155 тыс. руб. или на 21,5% ниже оценки поступлений 2022 года. Учитывая непостоянный характер данного налога, бюджет сформирован с достаточной степенью осторожности.

    Налог, взимаемый с связи с применением патентной системы налогообложения, на 2023 год запланирован в размере 610 тыс.руб., что на 105 тыс.руб. или на 20,8% выше оценки исполнения бюджета текущего года.

    Поступление в районный бюджет государственной пошлины запланировано на 2023 год в сумме 1 310 тыс. руб., что на 100 тыс. руб. или на 8,3% выже уровня оценки исполнения бюджета 2022 года.

    Динамика прогнозируемого поступления

    неналоговых доходов бюджета

    Таблица 6

    Наименование

    Испол-нение 2021 года, тыс.руб.

    Оценка исполнения бюджета 2022 года, тыс.руб.

    бюджет 2023 года, тыс.руб.

    Бюджет 2024 года, тыс.руб.

    бюджет 2025 года, тыс.руб.

    Темп роста, %

    Темп роста доходов, %

    2023 год к 2022 году

    2024 год к 2023 году

    2025 год к 2024 году

     

    НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

    25 534,4

    10 447,5

    5 320

    5 321

    5 322

    50,9

    100

    100

     

    Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

     

    8 296,2

    5 957,1

    5 000

    5 000

    5 000

    83,9

    100

    100

     

    Доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим муниципальным районам

    3,6

    0

    20

    20

    20

    Х

    100

    100

     

    Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена

    8 220,4

    5 857,1

    4 930

    4 930

    4 930

    84,2

    100

    100

     

    Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении

    70

    30

    50

    50

    50

    166,7

    100

    100

     

    Прочие поступления от использования имущества, находящегося в собственности муниципальных районов

    2,2

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    0

     

    Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

    16 885,8

    4 200

    10

    10

    10

    0,2

    100

    100

     

    Доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах сельских поселений

    16 885,8

    4 200

    10

    10

    10

    0,2

    100

    100

     

    Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства

    111,2

    89,1

    89

    89

    89

    99,9

    100

    100

     

    Платежи при пользовании природными ресурсами

    74,1

    30

    31

    32

    33

    103,3

    103,2

    103,1

     

    Штрафы, санкции, возмещение ущерба

    211,4

    171,3

    190

    190

    190

    110,9

    100

    100

     

    Прочие неналоговые доходы

     

    -14,3

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    0

     

    Проектом бюджета на 2022 год неналоговые доходы предусматриваются в объеме 5 320 тыс.руб., что на 5 127,5 тыс. руб. или в 2 раза ниже оценки поступлений 2022 года.

    Проверка обоснованности планирования неналоговых доходов произведена на основе реестра источников доходов, реестра договоров с арендаторами, результатов инвентаризации расчетов с дебиторами, утвержденных нормативов распределения отдельных доходов, а также нормативов распределения неналоговых доходов согласно требованиям бюджетного законодательства.

    В текущем году основным источником неналоговых доходов стали поступления от продажи земельных участков с неразграниченным правом собственности (40,2%) На 2023 год и плановый период доходы от реализации имущества запланированы в размере 10 тыс.руб. (снижение к оценке текущего года на 4 190 тыс.руб.). Следует обратить внимание, что на момент представления проекта решения о районном бюджете на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов не утверждена программа приватизации муниципального имущества Хотынецкого района Орловской области на 2023 год. С принятием программы приватизации появится возможность увеличить плановые доходы от реализации активов на сумму порядка 2 млн.руб.

    Запланировано снижение доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности в 2023 году к оценке исполнения бюджета 2022 года (на 957,1 тыс.руб. или на 16,1%), в частности к оценке текущего года запланировано снижение доходов от аренды земельных участков на 927,1 тыс.руб. или на 15,8%. Из пояснительной записки к проекту решения о бюджете следует, что доходы запланированы согласно данных реестра заключенных договоров аренды, при этом информация от отдела имущества по данному вопросу не представлена, что, учитывая фактическое поступление арендной платы в текущем году, а также в 2021 году, не может подтверждать обоснованность планирования доходов в значительно меньшем размере к уровню отчетного и прошлого года. Планирование снижения доходов от аренды земельных участков также может свидетельствовать о том, что не был учтен предстоящий перерасчет арендной платы с учетом роста индекса инфляции. Кроме того, по итогам проведенной инвентаризации дебиторская задолженность по договорам аренды земельных участков по состоянию на 30 ноября 2022 года составила 700 тыс.руб. Таким образом, высока вероятность занижения плановых показателей доходов от аренды земельных участков на сумму задолженности. Задачей администрации района является продолжение в 2023 году работы по взысканию задолженности.

    Запланирован рост доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении на 20 тыс.руб. (план – 50 тыс.руб.). Следует отметить, что согласно реестру договоров размер годовой арендной платы по договору с ИП Лемешев составляет 120,4 тыс.руб. По состоянию на 30.11.2022г. задолженность по данному договору составила 180 тыс.руб. Следовательно, при условии погашения задолженности по договору в текущем году план поступлений арендной платы занижен на 70,4 тыс.руб. Погашение задолженности в 2022 году позволит увеличить доходную статью еще на 180 тыс.руб..

    Штрафы запланированы в размере 190 тыс.руб., что выше оценки текущего года на 18,7 тыс.руб. или на 10,9%.

    Безвозмездные поступления

    Безвозмездные поступления на 2023 год запланированы в размере 152 496,4 тыс.руб. Планирование безвозмездные поступления из областного и федерального бюджетов осуществлено с учетом Закона Орловской области «Об областном бюджете на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 год» в условиях отсутствия проектных характеристик областного бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, а также доведенных в течение отчетного периода уведомлений, а также с учетом межбюджетных трансфертов на передаваемые в районный бюджет от городского поселения на поддержку дорожного хозяйства (100 тыс.руб.).

    Расходы районного бюджета

    Проектом решения расходы районного бюджета на 2023 год планируются в сумме 220709,1 тыс.руб., что на 21 569,9 тыс.руб. или на 8,9% ниже плановых показателей расходов бюджета текущего года. На 2024 год расходы запланированы в сумме 218 914,2 тыс.руб. (снижение к 2023 году на 0,8%), на 2025 год – 220 661,6 тыс.руб. (рост к 2024 году на 0,8%).

    Расходы на 2023 год за счет средств районного бюджета запланированы в сумме 101 789,7 тыс.руб. (46,1%), за счет средств бюджетов других уровней – 118 919,4 тыс. руб. (53,9%).

    При проектировании расходной части бюджета на 2023 год сохраняется преемственность курса бюджетной политики Хотынецкого района и Орловской области в целом, направленной на обеспечение макроэкономической стабильности, сбалансированности, устойчивости бюджетной системы и социальной направленности расходов районного бюджета.

    Формирование расходов бюджета района осуществлено с учетом следующих основных подходов:

    Заработная плата работников органов местного самоуправления и муниципальных учреждений предусмотрена без индексации.

    Расходы на оплату коммунальных услуг муниципальных учреждений предусмотрены с учетом фактических затрат за коммунальные услуги за 2022 год с учетом роста тарифов на планируемый период по данным региональной службы по тарифам Орловской области.

    В целях повышения результативности бюджетных расходов их формирование осуществлялось в соответствии с ведомственными перечнями государственных услуг и исходя из планируемого объема оказываемых государственных услуг (выполняемых работ).

    Анализ структуры расходов районного бюджета за 2021-2025 год

    Таблица 7

    Наименование разделов

     

    2021 год

    2022 год

    (оценка)

    2023 год

    2024 год

    2025 год

    тыс.

    руб.

    %

    тыс.

    руб.

    %

    тыс.руб.

    %

    тыс.руб

    %

    тыс.руб

    %

    ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ

    44 848,6

    18

    43 920,5

    18,1

    30 898,3

    11,4

    30 513,9

    13,9

    30 385,1

    13,8

    НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА

    695,4

    0,3

    695,4

    0,3

    743,3

    0,3

    769

    0,4

    769

    0,3

    НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

    14 748,2

    5,9

    15 108,8

    6,2

    15 717,1

    5,8

    16 164,8

    7,4

    16 218,6

    7,3

    ЖИЛИЩНО-КОММУНА-ЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

    1 109,5

    0,4

    1 350,7

    0,6

    867,7

    0,3

    951,4

    0,4

    862,8

    0,4

    Охрана окружающей среды

    206,3

    0,1

    163,3

    0,1

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    ОБРАЗОВАНИЕ

    161 761,6

    65

    160678,6

    66,3

    153 430,6

    56,7

    148 702,9

    67,9

    147 776,8

    67

    КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ

    9 304,2

    3,7

    3211,5

    1,3

    2 195,9

    0,8

    1 909,3

    0,9

    1 930,6

    0,9

    СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

    9 609,9

    3,9

    10 873,2

    4,5

    12 402,7

    4,6

    12 923,2

    5,9

    13 113,2

    5,9

    ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

    1 568,4

    0,6

    1 688,8

    0,7

    821,2

    0,3

    795,4

    0,4

    782,2

    0,4

    ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОЛГА

    3

    0

    3

    0

    6,9

    0

    6,9

    0

    6,9

    0

    МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА БЮДЖЕТАМ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ

    5 017

    2

    4 585,2

    1,9

    3 625,4

    1,3

    3 625,4

    1,7

    3 625,4

    1,6

    Условно утвержденные расходы

    0

    0

    0

    0

    0

    0

    2 552

    1,2

    5 191

    2,4

    ИТОГО РАСХОДОВ

    248 872,1

    100

    242 279

    100

    270 709,1

    100

    218 914,2

    100

    220 661,6

    100

    В разрезе функциональной структуры проекта бюджета 2023 года наибольшую долю составляют расходы на образование (56,7%), на общегосударственные вопросы планируется 11,4% расходов, на национальную экономику – 5,8%, на социальную политику – 4,6%, на культуру – 0,8%, на предоставление межбюджетных трансфертов поселениям в качестве дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности – 1,3%, на жилищно-коммунальное хозяйство - 0,3%, на физическую культуру и спорт - 0,3%, на национальную оборону - 0,3%. На обслуживание муниципального долга на 2023 запланировано 6,9 тыс.руб.

    На плановый период решением о бюджете предусмотрены условно утвержденные расходы (на 2024 год в размере 2 552 тыс.руб., на 2025 год в размере 5 191 тыс.руб.). Размер условно утвержденных расходов на 2024 и 2025 годы соответствуют требованиям п.3 ст.184.1 БК РФ.

    Объем расходов по отраслям «социального блока» составит в 2023 году 76,5%.

    Анализ расходов районного бюджета

    Таблица 8

    Наименование разделов

    Исполне-ние 2021 года

    Оценка 2022 года

    2023 год

    2024 год

    2025 год

    Темп роста, %

    2023 к 2021

    2023 к оценке

    2022

    2024 к 2023

    2025 к 2024

    ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ

    44 848,6

    43 920,5

    30 898,3

    30 513,9

    30 385,1

    68,9

    70,4

    98,8

    99,6

    НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА

    695,4

    695,4

    743,3

    769

    769

    106,9

    106,9

    103,5

    100

    НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

    14 748,2

    15 108,8

    15 717,1

    16 164,8

    16 218,6

    106,6

    104

    102,8

    100,3

    ЖИЛИЩНО-КОММУНА-ЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

    1 109,5

    1 350,7

    867,7

    951,4

    862,8

    78,2

    64.2

    109,6

    90,7

    ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

    206,3

    163,3

    0

    0

    0

    0

    0

    х

    Х

    ОБРАЗОВАНИЕ

    161 761,6

    161113,6

    153 430,6

    148 702,9

    147 776,8

    94,8

    95,2

    96,9

    99,4

    КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ

    9 304,2

    3 211,5

    2 195,9

    1 909,3

    1 930,6

    23,6

    68,4

    86,9

    101,1

    СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

    9 609,9

    10 873,2

    12 402,7

    12 923,2

    13 113,2

    129,1

    114,1

    104,2

    101,5

    ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

    1 568,4

    1 253,8

    821,2

    795,4

    782,2

    52,4

    65,5

    96,9

    98,3

    ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОЛГА

    3

    3

    6,9

    6,9

    6,9

    Рост в 2,3 раза

    Рост в 2,3 раза

    100

    100

    МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА БЮДЖЕТАМ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ

    5 017

    4 585,2

    3 625,4

    3 625,4

    3 625,4

    72,3

    79,1

    100

    100

    Условно утвержденные расходы

    0

    0

    0

    2 552

    5 191

    Х

    0

    х

    Рост в 2 раза

    ИТОГО РАСХОДОВ

    248 872,1

    242 279

    220 709,1

    218 914,2

    220 661,6

    88,7

    91,1

    99,2

    100,8

    Расходы бюджета 2023 года снижены к уровню текущего года как в целом, так и по каждому разделу, за исключением расходов на социальную политику, национальную оборону, национальную политику и обслуживание муниципального долга.

    Расходы по разделу 01 «Общегосударственные вопросы», распределение бюджетных ассигнований по подразделам, а также темп роста (снижения) расходов по сравнению с текущим годом представлены в следующей таблице.

    Таблица 9

    Наименование разделов

    2021 год

    2022 год (оценка)

    2023 год

    Темп прироста (сни-жения) расходов 2023 года к 2021 году, %

    Темп прироста (сни-жения) расходов 2023 года к оценке 2022 года, %

    Общегосударственные вопросы

    44 848,6

    43 920,5

    30 898,3

    68,9

    70,4

    Функционирование высшего должностного лица субъекта РФ и муниципального образования

    2 351,9

    2 249,5

    1 501,4

    63,8

    66,7

    Функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций

    23 081,8

    22 635,1

    14 513,9

    62,3

    64,1

    Судебная система

    0,6

    0,6

    0,3

    50

    50

    Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора

    4 914,1

    4 411

    3 051,3

    62,1

    69,2

    Резервные фонды

    0

    158,6

    400

    Х

    Рост в 2,5 раза

    Другие общегосударственные вопросы

    14 500,2

    14 465,7

    11 431,4

    78,8

    79

    По сравнению с оценкой бюджета 2022 года в 2023 году в условиях отсутствия проектных характеристик областного бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 года планируется снижение расходов по разделу 01 на 13 022,2 тыс. руб. или на 29,6%. За основу приняты показатели планового периода на 2023 год при утверждении районного бюджета на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов.

    По большей части расходы по разделу 01 «Общегосударственные вопросы» представляют собой непрограммную часть бюджета района, отражающую расходы за счет средств районного бюджета на выплаты персоналу администрации района, включая главу района, финансовому органу, контрольно-счетному органу, созданных при администрации района комиссий и специалистам по переданным полномочиям и казенному учреждению ЕДДС.

    По подразделу 0113 кроме того отражены программные расходы на развитие муниципальной службы (прохождение муниципальными служащими курсов повышения квалификации) в размере 25 тыс.руб., на развитие архивного дела в размере 15 тыс.руб., на энергосбережение (реконструкцию теплосетей и промывку системы отопления здания администрации) в размере 200 тыс.руб., на проведение организационных мероприятий по противодействию экстремизму и профилактике терроризма (приобретение плакатов, памяток и видеоматериалов) в размере 5 тыс.руб., на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в размере 5 тыс.руб., на проведение физкультурных и спортивных мероприятий в рамках укрепления межнационального и межконфессионального мира в размере 10 тыс.руб., а также на проведение мероприятий по укреплению общественного здоровья в размере 10 тыс.руб., на проведение мероприятий по использованию и охране земель на территории района в размере 17 тыс.руб., на совершенствование системы учета объектов муниципальной собственности в казне и реестре имущества муниципального района в размере 440 тыс.руб., на обеспечение рационального и эффективного использования имущества, в том числе земель, находящихся в муниципальной собственности района и на территории муниципального района в размере 698 тыс.руб. Программные расходы предусмотрены утвержденными муниципальными программами Хотынецкого района.

    В бюджете района предусмотрены средства резервного фонда на проведение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, на территории района на 2023 год и плановый период в размере 400 тыс. руб. (подраздел 0111), что соответствует требованиям ст. 81 БК РФ.

    В общем объеме расходов бюджета расходы раздела 01 «Общегосударственные вопросы» в 2023 году составят 14%.

    Расходы по разделу 02 «Национальная оборона» на 2023 год запланированы в размере 743,3 тыс.руб., что выше оценки текущего года на 6,9 тыс. руб.

    Расходы по разделу 04 «Национальная экономика» определены на 2023 год в сумме 15 717,1 тыс. руб. Распределение бюджетных ассигнований по подразделам, а также темп роста (снижения) расходов по сравнению с текущим годом представлены в следующей таблице

    Таблица 10

    Наименование разделов

    2021 год

    2022 год оценка

    2023 год

    2024 год

    2025

    год

    Темпы прироста (снижения) расходов, %

    2023 к 2021

    2023 к 2022

    2024 к 2023

    2025 к 2024

    НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

    14748,2

    15 108,8

    15 717,1

    16164,8

    16218,6

    106,6

    104

    102,8

    100,3

    Общеэкономические вопросы

    46,1

    48

    48

    0

    0

    104,1

    100

    0

    Х

    Сельское хозяйство и рыболовство

    0

    0

    0

    0

    0

    х

    х

    х

    Х

    Дорожное хозяйство (дорожные фонды)

    14702,1

    15 040,8

    15 649,1

    16 144,8

    16 198,6

    106,4

    104

    103,2

    100,3

    Другие вопросы в области национальной экономики

    0

    20

    20

    20

    20

    х

    100

    100

    100

    Анализ динамики расходов бюджета по данному разделу показывает, что плановые расходы на 2023 год по сравнению с оценкой исполнения за 2022 год увеличены на 608,3 тыс.руб. или на 4%. В структуре расходов основное место занимают расходы на исполнение мероприятий муниципальной программы «Развитие, ремонт сети автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах Хотынецкого района на 2023-2027 годы» (подраздел 0409), в частности,

    - за счет средств районного бюджета: на капитальный ремонт автомобильных дорог в границах населенных пунктов Хотынецкого района: в д.Студенка ул.Дружбы, д.Жудре (5 789,8 тыс.руб.); на разработку СД на ремонт автомобильных дорог в границах населенных пунктов района (200 тыс.руб.); на разработку СД на капитальный ремонт автомобильных дорог в границах и вне границ населенных пунктов района (400 тыс.руб. и 100 тыс.руб. соответственно); 

    - за счет средств областного бюджета в качестве софинансирования мероприятий по капитальному ремонту улично-дорожной сети городского поселения Хотынец (5 000 тыс.руб.); по капитальному ремонту автомобильных дорог в границах населенных пунктов Хотынецкого района: в д.Студенка ул.Дружбы, д.Жудре (2 000 тыс.руб.);

    - за счет средств бюджета городского поселения в размере 50 тыс.руб. в качестве софинансирования мероприятий по капитальному ремонту улично-дорожной сети городского поселения Хотынец.

    Кроме того, в рамках данного подраздела за счет средств муниципального района запланированы расходы:

    · на выполнение мероприятий муниципальной программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2023-2025 годах» в размере 1 372,1 тыс.руб. (расходы на содержание автомобильных дорог местного значения вне границ и в границах Хотынецкого района в зимний и летний периоды – 1 362,1 тыс.руб., разработку проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне граници в границах населенных пунктов в границах Хотынецкого района – 10 тыс.руб.);

    · программные расходы на формирование законопослушного поведения участников дорожного движения в размере 2 тыс.руб.

    В рамках подраздела 0401 запланированы расходы, связанные с трудоустройством несовершеннолетних граждан на временные рабочие места в рамках муниципальной программы «Содействие занятости несовершеннолетних граждан на территории Хотынецкого района на 2021-2023 годы» (48 тыс.руб.).

    По подразделу 0412 запланированы расходы на предоставление субсидий юридическим лицам в рамках муниципальной программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Хотынецком районе на 2021-2025 годы» в размере 20 тыс.руб.

    В общем объеме расходов бюджета расходы раздела 04 «Национальная экономика» в 2023 году составят 7,1 процента.

    Расходы по разделу 05 «Жилищно-коммунальное хозяйство» определены в проекте бюджета на 2023 год в объеме 867,7 тыс. руб., на 2024 год – 951,4 тыс.руб., на 2025 год – 862,8 тыс.руб. Анализ динамики расходов проекта бюджета по данному разделу характеризует снижение расходов на 2023 год по сравнению с текущим годом.

    Таблица 11

    Наименование разделов

    2021 год

    2022 год оценка

    2023 год

     

    2023 год к 2021 году, %

    2023 год оценке 2022 года, %

    ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

    1 109,5

    1 350,7

    867,7

    78,2

    64,2

    Жилищное хозяйство

    0

    0

    0

    Х

    Х

    Коммунальное хозяйство

    512,7

    588

    685

    133,6

    116,5

    Благоустройство

    596,8

    762,7

    182,7

    30,3

    24

    Снижение расходов 2023 года к уровню оценки исполнения бюджета 2022 года составляет 483 тыс. руб. (на 35,8%).

    Расходы на жилищное хозяйство на 2023 год не запланированы.

    Расходы на коммунальное хозяйство, запланированные на 2023 год, к оценке текущего года увеличены на 97 тыс.руб. (на 33,6%) и представлены в виде межбюджетных трансфертов поселениям в целях исполнения полномочий муниципального района по водоснабжению в рамках муниципальной программы «Улучшение водоснабжения и водоотведения в сельских населенных пунктах Хотынецкого района в 2023-2025 годах» (480 тыс.руб.) и капитальных вложений в развитие инфраструктуры в рамках муниципальной программы «Комплексное развитие сельских территорий Хотынецкого района на 2020-2025 годы» (205 тыс.руб.).

    Расходы на благоустройство запланированы в виде межбюджетных трансфертов сельским поселениям в рамках исполнения переданных полномочий района (программные расходы по организации сбора и вывоза отходов на пункт сбора для дальнейшей утилизации, ликвидации несанкционированных свалок – 55,8 тыс.руб., по обустройству и ремонту контейнерных площадок для сбора ТКО – 26,6 тыс.руб., по содержанию кладбищ – 80,5 тыс.руб. и по обеспечению безопасности людей на водных объектах - 19,8 тыс.руб.).

    В общем объеме расходов бюджета расходы раздела 05 «Жилищно-коммунальное хозяйство» в 2023 году составят 0,4%.

    Расходы по разделу 07 «Образование» определены в проекте бюджета на 2023 год в объеме 153 430,6 тыс. руб., на 2024 год – 148 702,9 тыс.руб. и на 2025 год – 147 776,8 тыс.руб. Анализ динамики расходов представлен в Таблице 12:

    Таблица 12

    Наименование разделов

    2021 год

    2022 год оценка

    2023 год

    2024 год

    2025

    Год

    Темпы прироста (снижения) расходов, %

    2023 к 2021

    2023 к оценке 2022

    2024 к 2023

    2025 к 2024

    Образование

    161761,6

    161113,6

    153430,6

    148702,9

    14776,8

    94,8

    95,2

    96,9

    99,4

    Дошкольное образование

    29363

    29 190,5

    25607,5

    25048,4

    24876,2

    87,2

    87,7

    97,8

    99,3

    Общее образование

    122188,7

    121147,3

    117938,8

    114356,8

    113747,6

    96,5

    97,4

    97

    99,5

    Дополнительное образование детей

    5778,4

    6073,3

    5700

    5187,1

    5123,6

    98,6

    93,9

    91

    98,8

    Молодежная политика

    380,9

    680

    548,9

    534,9

    453,7

    144,1

    80,7

    97,4

    84,8

    Другие вопросы в области образования

    4040,6

    4022,5

    3635,4

    3575,7

    3575,7

    90

    90,4

    98,4

    100

    При планировании расходов на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение дошкольного и общего образования за счет областного бюджета на 2023 год за основу взяты бюджетные ассигнования, утвержденные на плановый период 2023 года. На данном этапе корректировка показателей планового периода 2023 года законом об областном бюджете на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов не производилась.

    Расходы, запланированные на дошкольное, общее и дополнительное образование, предусмотрены муниципальной программой «Развитие образования в Хотынецком районе на 2022-2026 годы» и муниципальной программой «Развитие культуры Хотынецкого района на 2022-2026 годы».

    По подразделу 0707 «Молодежная политика» запланированы программные расходы на проведение мероприятий, направленных на духовно-нравственное воспитание молодежи, в размере 75,2 тыс.руб., на расчеты с поставщиками по договорам поставки продуктов питания для летних оздоровительных лагерей в размере 453,7 тыс.руб., на проведение мероприятий по профилактике злоупотребления наркотическими средствами в размере 15 тыс.руб., на совершенствование условий патриотического воспитания молодежи и работу с ветеранами в размере 5 тыс.руб.

    Расходы по разделу 08 «Культура и кинематография» определены в проекте бюджета на 2023 год в объеме 2 195,9 тыс. руб. (расходы на содержание МБУК – Межпоселенческая централизованная библиотечная система Хотынецкого района – 1 888,9 тыс.руб. и межбюджетные трансферты поселениям на выполнение полномочий муниципального района на содержание и ремонт воинских захоронений – 307 тыс.руб.).

    Распределение бюджетных ассигнований по подразделам, а также темп роста (снижения) расходов по сравнению с текущим годом представлены в следующей таблице.

    Таблица 13

    Наименование разделов

    2021 год

    2022 год оценка

    2023 год

    2024 год

    2025

    год

    Темпы прироста (снижения) расходов, %

    2023 к 2021

    2023 к 2022

    2024 к 2023

    2025 к 2024

    Культура, кинематография

    9 304,2

    3 211,5

    2 195,9

    1 909,3

    1 930,6

    23,6

    68,4

    86,9

    101,1

    Культура

    9 304,2

    3 211,5

    2 195,9

    1 909,3

    1 930,6

    23,6

    68,4

    86,9

    101,1

    Планируемые расходы по данному разделу по сравнению с оценкой 2022 года ниже на 1015,6 тыс.руб.

    Расходы раздела 10 «Социальная политика» определены на 2023 год в объеме 12 402,7 тыс.руб., на 2024 год – 12 923,2 тыс.руб., на 2025 год – 13 113,2 тыс.руб. Распределение бюджетных ассигнований по подразделам, а также темп роста (снижения) расходов по сравнению с текущим годом представлены в следующей таблице.

    Таблица 14

    Наименование разделов

    2021 год

    2022 год оценка

    2023 год

    2024 год

    2025

    год

    Темпы прироста (снижения) расходов, %

    2023 к 2021

    2023 к 2022

    2024 к 2023

    2025 к 2024

    СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

    9 609,9

    10 873,2

    12 402,7

    12 923,2

    13 113,2

    129,1

    114,1

    104,2

    101,5

    Пенсионное обеспечение

    1 399,7

    1 276,7

    609,8

    609,8

    609,8

    43,6

    47,8

    100

    100

    Социальное обеспечение населения

    0

    84

    84

    484

    684

    х

    100

    Рост в 5,8 раза

    141,3

    Охрана семьи и детства

    6 964,7

    8 255,2

    10 376,4

    10 496,9

    10 496,9

    149

    125,7

    101,2

    100

    Другие вопросы в области социальной политики

    1 245,5

    1 257

    1 332,5

    1 332,5

    1 332,5

    107

    106

    100

    100

    К текущему периоду расходы на социальную политику в 2023 году увеличены на 1529,5 тыс.руб. или на 14,1%, в частности на 2 121,2 тыс.руб. увеличены плановые бюджетные ассигнования на охрану семьи и детства, в основном финансируемые за счет областного бюджета. При планировании данных расходов на 2023 год за основу взяты бюджетные ассигнования, утвержденные на плановый период 2023 года.

    План расходов на пенсионное обеспечение к уровню текущего года снижен на 666,9 тыс.руб. или в 2,1 раза.

    За счет средств районного бюджета по социальному обеспечению населения (подраздел 1003)в рамках исполнения муниципальной программы «Комплексное развитие сельских территорий Хотынецкого района на 2020-2025 годы» запланировано финансирование мероприятий в рамках муниципальной программы по созданию условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения в размере 84 тыс.руб.

    По подразделу 1004 запланированы расходы за счет средств областного бюджета на реализацию дополнительных гарантий прав детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа (9 517,5 тыс.руб.), а также компенсация части родительской платы за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (858,9 тыс.руб.). При планировании данных расходов на 2023 год за основу взяты бюджетные ассигнования, утвержденные на плановый период 2023 года.

    По подразделу 1006 за счет средств районного бюджета на 2023 год предусмотрены расходы на поддержку участия инвалидов в районных и областных конкурсах в рамках муниципальной программы «Доступная среда для инвалидов на 2021-2024 годы в Хотынецком районе Орловской области» в размере 10 тыс.руб. В основном по данному подразделу запланированы расходы за счет средств областного бюджета на выполнение полномочий в сфере опеки и попечительства (1 322,5 тыс.руб.). При планировании данных расходов на 2023 год за основу взяты бюджетные ассигнования, утвержденные на плановый период 2023 года.

    Расходы раздела 11 «Физическая культура и спорт» определены на 2023 год тыс.руб. в размере 821,2 тыс.руб., на 2024 год – 795,4 тыс.руб., на 2025 год – 782,2 тыс.руб. Распределение бюджетных ассигнований по подразделам, а также темп роста (снижения) расходов по сравнению с текущим годом представлены в следующей таблице:

    Таблица 15

    Наименование разделов

    2021 год

    2022 год оценка

    2023 год

    2024 год

    2025 год

    Темпы прироста (снижения) расходов, %

    2023 год к 2021 году

    2023 год к 2022 году

    2024 год к 2023 году

    2025 год к 2024 году

    Физическая культура и спорт

    1 568,4

    1 253,8

    821,2

    795,4

    782,2

    52,4

    48,6

    96,9

    98,3

    Физическая культура

    1 150,5

    1 253,8

    821,2

    795,4

    782,2

    71,4

    65,5

    96,9

    98,3

    Массовый спорт

    417,9

    0

    0

    0

    0

    0

    Х

    х

    Х

    К оценке исполнения бюджета района за 2022 год расходы по разделу 11 «Физическая культура и спорт» на 2023 год снижены на 432,6 тыс. руб. или на 34,5%. По данному разделу запланированы субсидии на выполнение муниципального задания СОЦ «Перспектива».

    Расходы на обслуживание муниципального долга (раздел 13), запланированные на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов (по 6,9 тыс.руб. ежегодно) не превышают 15 процентов объема расходов районного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций.

    По разделу 14 «Межбюджетные трансферты»в рамках муниципальной программы Хотынецкого района по управлению муниципальными финансами Хотынецкого района отражены расходы на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов в размере 3 625,4 тыс.руб. ежегодно. В состав расходов включены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений района из регионального фонда финансовой поддержки поселений. Распределение межбюджетных трансфертов между сельскими поселениями Хотынецкого района произведено в соответствии с Методикой расчета нормативов, применяемых при определении расчетных нормативных расходов для расчета и распределения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности сельских (городского) поселений на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов.

    Размер условно утвержденных расходов на 2024 год и 2025 год соответствует п.3 ст.184.1 БК РФ.

    Дефицит районного бюджета на 2023 год предусмотрен в размере 955,5 тыс. руб., на 2024 год – 980,3 тыс.руб., на 2025 год – 995,6 тыс.руб., что не превышает ограничения, установленные п.3 ст.192.1 БК РФ. Источниками финансирования предусмотрены изменения остатков средств на счетах по учету бюджетных средств.

    Предельный объем муниципального долга Хотынецкого района на 2023 года прогнозируется в размере 36 244 тыс. руб. и не превышает норматив, установленный п.5 ст.107 БК РФ. Предельный объем муниципального долга Хотынецкого района на 2024 год и 2025 год прогнозируется в размерах 37 099,5 тыс.руб. и 38 007,7 тыс.руб. соответственно и не превышает норматив, установленный п.5 ст.107 БК РФ.

    Запланированные на 2023 год расходы на содержание органов местного самоуправления составляют 22 702 тыс.руб. и не превышают норматив, утвержденный Постановлением Правительства Орловской области от 07.11.2022 г. N 683 «Об утверждении нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Орловской области на 2023 год», составивший 31 728,1 тыс.руб. (100 724,2 тыс.руб. х 0,315).

    Выводы

    1. Проверкой соблюдения сроков внесения Проекта бюджета на рассмотрение представительным органом муниципального образования, предусмотренных ст.185 БК РФ, нарушений не установлено.

    2. Рассматриваемый проект соответствует нормам статьи 184.1 Бюджетного Кодекса РФ.

    3. В соответствии со ст.184.2 БК РФ одновременно с проектом решения «О районном бюджете на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов» были представлены документы и материалы, методики, паспорта муниципальных программ.

    4. Проект решения о районном бюджете предусматривает утверждение уточнённых параметров районного бюджета на 2023 и 2024 годы и параметров 2025 года - второго года планового периода.

    Требования ст.169, 172 БК РФ при составлении Проекта соблюдены. Составление Проекта основано на: основных направлений бюджетной и налоговой политики, прогнозе социально-экономического развития района и муниципальных программах.

    6. В соответствии с п.3 ст.173 БК РФ прогноз социально-экономического развития района одобрен главой Хотынецкого района.

    7. Требования п.1 ст.173 БК РФ в части составления прогноза социально-экономического развития района на период не менее трех лет соблюдены.

    8. При составлении Проекта районного бюджета на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов соблюдены принципы бюджетной системы РФ, предусмотренные ст.28-38 БК РФ.

    9. В соответствии с п.4 ст.169 БК РФ Проект утверждается сроком на три года.

    10. Представленный для проведения экспертизы проект бюджета соответствует требованиям действующего бюджетного и налогового законодательства и содержит основные характеристики бюджета, предусмотренные ст.184.1 БК РФ.

    11. Бюджет не сбалансирован, однако плановый дефицит районного бюджета не превышает ограничения, установленные п.3 ст.192.1 БК РФ.

    12. Доходная часть бюджета сформирована с соблюдением статей 20, 41, 46, 61.1, 62 БК РФ и Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, и их структуре и принципах назначения от 08.06.2021 №75н, по кодам поступлений в бюджет (группам, подгруппам, статьям видов доходов, статьям и подстатьям классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджета).

    13. Расходы, отраженные в Проекте, отнесены к соответствующим кодам бюджетной классификации (главного распорядителя бюджетных средств, раздела, подраздела, целевой статьи, вида расходов) с соблюдением требований ст.21 БК РФ и приказа Минфина от 24.05.2022г. №82н.

    14. В соответствии со ст.81 БК РФ проектом установлен резервный фонд администрации Хотынецкого района на 2023 год и плановый период 2124 и 2025 годов в размере 400 тыс.руб., что в соответствии с требованиями части 3 указанной статьи не превышает 3% общего объема расходов.

    15. Объем бюджетных ассигнований Дорожного фонда предусмотрен в соответствии с Положением о муниципальном Дорожном фонде Хотынецкого района Орловской области, утвержденным решением Хотынецкого районного Совета народных депутатов от 30 июня 2013 года № 20-РС «О создании дорожного фонда Хотынецкого района Орловской области». В расходах районного бюджета предусмотрены бюджетные ассигнования за счет средств Дорожного фонда на 2023 год в сумме 8 549,1 тыс.руб., на 2024 и 2025 годы в сумме 9 044,8 тыс.руб. 9 098,6 тыс.руб. соответственно. Размеры бюджетных ассигнований запланированы в размерах прогнозируемого объема доходов районного бюджета от акцизов, что соответствует требованиям п.5 ст.179.4 БК РФ.

    16. Запланированные на 2023 год расходы на содержание органов местного самоуправления не превышают норматив, утвержденный Постановлением Правительства Орловской области.

    17. Общий объем условно утвержденных расходов на первый год планового периода не превышает 2,5 процентов, на второй год – 5 процентов общего объема расходов бюджета (без учета расходов бюджета, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, имеющих целевое назначение), что соответствует п.3 ст.184.1 БК РФ.

    18. На момент представления проекта решения о районном бюджете на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов не утверждена программа приватизации муниципального имущества Хотынецкого района Орловской области на 2023 год. С принятием программы приватизации появится возможность увеличить плановые доходы от реализации активов на сумму порядка 2 млн.руб.

    19. По итогам проведенной инвентаризации дебиторская задолженность по договорам аренды земельных участков по состоянию на 30 ноября 2022 года составила 700 тыс.руб. Таким образом, высока вероятность занижения плановых показателей доходов от аренды земельных участков.

    20. При планировании доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении не в полном объеме учтена годовая сумма арендных платежей по договору с ИП Лемешевым, в также сумма задолженности по договору аренды.

    Предложения

    1. Продолжить работу по укреплению собственного налогового и неналогового потенциала, в частности по уточнению и взысканию задолженности, активизации претензионно-исковой деятельности.

    С учетом устранения выявленных недостатков и предложений контрольно-счётная комиссия Хотынецкого района считает возможным принять проект решения «О районном бюджете на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов» к рассмотрению в первом чтении.

     

     

    Председатель

    контрольно-счётной комиссии

    Хотынецкого района                                                                                             Т.Е.Зеновкина

     

    В этом разделе:

    Навигация