27 июня 2025 года
Настоящее заключение подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, Положением о бюджетном процессе в Хотынецком районе Орловской области, утвержденным решением Хотынецкого районного Совета народных депутатов № 6-РС от 03 марта 2023 года, Положением о контрольно-счетной комиссии Хотынецкого района, утвержденным решением Хотынецкого районного Совета народных депутатов № 40-РС от 10 сентября 2021 года.
Отчет об исполнении районного бюджета за I квартал 2025 года и соответствующие материалы представлены администрацией Хотынецкого района Орловской области в контрольно-счетную комиссию Хотынецкого района в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 19 Положения о бюджетном процессе в Хотынецком районе Орловской области 25 июня 2025 года.
Решением Хотынецкого районного Совета народных депутатов от 19 декабря 2024 года № 35-РС "О районном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов" районный бюджет на 2025 год первоначально утвержден по доходам в сумме 393 631 тыс. руб., по расходам в сумме 395 120,5 тыс.руб., с дефицитом размере 1 489,5 тыс.руб.
В процессе исполнения бюджета в течение I квартала 2025 года в Решение о районном бюджете изменения и дополнения вносились один раз.
С учетом внесенных в районный бюджет изменений, а также уведомлений Департамента финансов Орловской области №2518 от 17.02.2025, №2844 от 12.03.2025 плановые доходы районного бюджета выросли на 5 605,2 тыс. руб. и составили 399 236,2 тыс. руб.
Плановые бюджетные назначения по расходам выросли на 8 630,4 тыс.руб. и составили 403 750,9 тыс. руб.
Плановый дефицит районного бюджета вырос на 3 025,2 тыс.руб. и составил 4 514,7 тыс. руб.
Доходная часть районного бюджета за I квартал 2025 года исполнена в объеме 88 546,5 тыс. руб., расходы исполнены в сумме 79 053,2 тыс. руб., бюджет исполнен с профицитом в размере 9 493,3 тыс. руб.
Доходная часть районного бюджета
В течение I квартала 2025 года размер плановых поступлений в бюджет вырос на 1,4% (на 5,6 млн.руб.), при этом план налоговых и неналоговых доходов вырос на 5,1% (на 4,3 млн.руб.), план безвозмездных поступлений вырос на 0,4% (на 1,3 млн.руб.).
За I квартал 2025 года в районный бюджет поступили доходы в сумме 88 546,5 тыс. руб. или 22,2 % от утвержденного бюджета.
В сравнении с аналогичным периодом 2024 года процент исполнения доходной части районного бюджета снижен на 1,8 процентных пункта, при этом поступления доходов выросли на 7 355,6 тыс.руб. или на 9,1%.
Основной удельный вес в общем объеме доходной базы районного бюджета составляют поступления от налоговых и неналоговых источников (53 836,8 тыс.руб. или 60,8%), на долю поступлений из бюджетов других уровней приходится 39,2%.
План по налоговым и неналоговым доходам за I квартал 2025 года исполнен в объеме 53 836,8 тыс. руб., что составляет 61,2 % утвержденных годовых назначений. Объем поступлений по сравнению с аналогичным периодом 2024 года вырос на 36 242,3 тыс. руб. или в 3 раза, что обусловлено возвратом по банковской гарантии аванса, перечисленного ООО «БИЗНЕССТРОЙПРОЕКТ» по муниципальному контракту № 08546000005240000010001/4 от 22.04.2024 (31 862,6 тыс.руб.).
Структура налоговых и неналоговых доходов районного бюджета I квартал 2025 года представлена на Рисунке 1.
Основными налогами, за счет которых сформирована налоговая база районного бюджета, остается налог на доходы физических лиц. За анализируемый период поступление НДФЛ составило 24,3% налоговых и неналоговых доходов бюджета (в 1 квартале 2024 года – 52,3%).
Рисунок 1
Плановые назначения по налоговым доходам исполнены на 22,9% годового плана. Объем налоговых поступлений за I квартал 2025 года составил 17 856,1 тыс.руб. К уровню аналогичного периода прошлого года налоговые поступления выросли на 4 680,2 тыс.руб. или на 35,5%.
Налог на доходы физических лиц поступил в районный бюджет в сумме 13 065,3 тыс.руб. К утвержденному годовому плану поступления налога составили 21,9%. Относительно аналогичного периода 2024 года поступления выросли на 3 861 тыс.руб. или на 41,9%.
За счет НДФЛв анализируемом периоде 2025 года сформировано
24,3% налоговых и неналоговых
доходов бюджета.
Доходы от уплаты акцизов на нефтепродукты поступили в объеме 2 742,4 2 358,4 тыс. руб., что составило 24 % от годового плана. Поступления текущего отчетного периода выше показателя аналогичного периода прошлого года на 384 тыс. руб. или на 16,3 %.
Поступления налога, взимаемого по патентной системе налогообложения, составили 555,7 тыс.руб. (50,5 % плана), что выше уровня прошлого года на 22,9 тыс.руб.
Единый сельскохозяйственный налог поступил в районный бюджет в сумме 447,5 тыс.руб. К утвержденному годовому плану поступления налога составили 102,2 %. Относительно аналогичного периода 2024 года поступления выросли на 16,7 тыс.руб.
Поступления налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, составили 331,3 тыс.руб. (8,4% плана), что выше уровня аналогичного периода прошлого года на 48,3 тыс.руб.
Плановые назначения по государственной пошлине за отчетный период года исполнены в сумме 711,9 тыс.руб. или на 52% утвержденных назначений. Относительно аналогичного периода прошлого года поступления выросли на 351,9 тыс.руб. или в 2 раза.
Плановые назначения по неналоговым доходам за I квартал 2025 года исполнены в размере 35 980,7 тыс.руб., что в 3,8 раза вше плановых показателей. К уровню аналогичного периода прошлого года неналоговые поступления выросли на 31 562,1 тыс.руб. или в 8,1 раза.
Основными источниками неналоговых доходов в отчетном периоде стали доходы от компенсации затрат государства (31 862,6 тыс.руб.) – 88,6%.
Доходы в виде арендной платы за земельные участки, расположенные в границах поселений, государственная собственность на которые не разграничена, составили 2 798,3 тыс.руб., что на 1 099,7 тыс.руб. или на 64,7% выше аналогичного периода прошлого года.
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении, составили 16,8 тыс.руб. и соответствуют показателю прошлого года.
В 1 квартале 2025 года в бюджет района поступили доходы от продажи имущества, находящегося в собственности муниципального района, в том числе земельных участков (380 тыс.руб.), а также земельных участков с неразграниченным правом собственности (203,2 тыс.руб.); платежи при пользовании природными ресурсами (6.9 тыс.руб.) и штрафы (622,3 тыс.руб.).
Уточненные назначения по безвозмездным поступлениям составили 311 347,7 тыс.руб. Фактическое исполнение за I квартал 2025 года составило 34 709,7 тыс. руб. или 11,1 % от уточненного плана.
Структура безвозмездных перечислений в районный бюджет за I квартал 2025 года приведена на Рисунке 2.
В структуре безвозмездных поступлений дотации занимают 73,2 % общего объема поступлений (25 395,7 тыс. руб.). Плановые назначения по дотациям исполнены на уровне 47% от годового плана. В сравнении с аналогичным периодом 2024 года поступление дотаций снижено на 3 630,7 тыс. руб. или на 12,5 %.
Субсидии в районный бюджет поступили в размере 2 229,8 тыс. руб. или 2,4% утвержденного годового плана. Субсидии составляют 6,4% общего объема безвозмездных поступлений за I квартал 2025 года.
Рисунок 2
В течение I квартала 2025 года из областного бюджета поступили субсидии на организацию бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в муниципальных образовательных учреждениях, в размере 1 525,4 тыс.руб. или 35,6% от плана.
Субсидии бюджетам муниципальных районов на софинансирование расходов на обеспечение питанием учащихся муниципальных общеобразовательных организаций поступили в объеме 704,4 тыс.руб. или 25,6% плана.
Субсидия на реализацию мероприятий по модернизации школьных систем образования в бюджет не поступала (план поступлений 65 916,3 тыс.руб.).
Субсидии бюджетам муниципальных районов на осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов в бюджет не поступали (план поступлений 17 000 тыс.руб.).
Субсидия на поддержку отрасли культуры (комплектование книжных фондов библиотек) в бюджет не поступала (план поступлений 37,1 тыс.руб.).
Объем полученных субвенций за I квартал 2025 года составил 32 868,2 тыс.руб. или 50,6% общего объема безвозмездных поступлений за анализируемый период и 21,9 % от утвержденного годового плана.
Субвенции, предусмотренные законом об областном бюджете на 2025 год, поступили по следующим направлениям:
- на осуществление первичного воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты в сумме 311,8 тыс. руб. или 25% от плана;
- на выполнение передаваемых полномочий субъектов Российской Федерации (работа комиссий, сфера опеки и попечительства, дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, компенсация педагогическим работникам за подготовку к ГИА, единовременная выплата на ремонт жилых помещений для детей-сирот) в сумме 3 847,8 тыс.руб. или 49,3% от плана;
- на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в сумме 369,1 тыс.руб. или 25,6% от плана;
- на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье, а также вознаграждение, причитающееся приемному родителю, в сумме 335 тыс.руб. или 11,8% от плана;
- на компенсацию части платы, взимаемой с родителей за присмотр и уход за детьми, посещающими образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования, в сумме 200,5 тыс.руб. или 16,8% от плана;
- на заработную плату и учебные расходы в образовательных организациях в размере 27804 тыс.руб. или 22,7% от плана,
Субвенции на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в бюджет не поступали (план поступлений 12 755 тыс.руб.).
Субвенции на осуществление полномочий по составлению (изменению) списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации в бюджет не поступали (план поступлений 3 тыс.руб.).
Субвенции (прочие субвенции) на выплату единовременного пособия гражданам, усыновившим детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в бюджет не поступали (план поступлений 50 тыс.руб.).
По иным межбюджетным трансфертам сумма поступлений составила 4 523 тыс. руб. или 26,2% от годового плана:
- межбюджетные трансферты на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам муниципальных общеобразовательных учреждений в размере 3 292,6 тыс.руб. или 24,2% от плана;
- межбюджетные трансферты на обеспечение выплат ежемесячного денежного вознаграждения советникам директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в общеобразовательных организациях в размере 94,2 тыс.руб. или 24,1% от плана;
- межбюджетные трансферты на проведение мероприятий по обеспечению деятельности советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в общеобразовательных организациях в размере 315,8 тыс.руб. или 25,4% от плана;
- межбюджетные трансферты на размещение и питание граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Украины, а также на территориях субъектов РФ, на которых введены максимальный и средний уровни реагирования, вынужденно покинувших жилые помещения и находившихся в ПВР, в размере 820,4 тыс.рб или 90,8%.
Межбюджетные трансферты на выполнение наказов избирателей в рамках закона Орловской области от 26.01.2007 № 655-ОЗ «О наказах избирателей депутатам Орловского областного Совета народных депутатов», в соответствии с постановлением Правительства Орловской области от 14.04.2022 № 204 «Об утверждении государственной программы Орловской области «Реализация наказов депутатам Орловского областного Совета народных депутатов», приложением к постановлению Орловского областного Совета народных депутатов от 30.08.2024 года № 35/1179-ОС «Об утверждении Сводного перечня наказов избирателей депутатам Орловского областного Совета народных депутатов на 2025 год» на приобретение напольного пылесоса, утюга, столовой посуды для МБОУ – Юрьевская СОШ (150 тыс.руб.), на обследование технического состояния здания, разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт здания МБОУ – Хотынецкий культурно-досуговый центр, проверку достоверности определения сметной стоимости (500 тыс.руб.), на приобретение погружных глубинных насосов (400 тыс.руб.) в бюджет района не поступали.
Межбюджетные трансферты на организацию и проведение рейтингового голосования по выбору общественных территорий, подлежащих благоустройству в первоочередном порядке, и дизайн-проектов общественных территорий в бюджет не поступали (план - 16,6 тыс.руб.).
Межбюджетные трансферты от сельских поселений на осуществление переданных полномочий контрольно-счетной комиссии Хотынецкого района по внешнему муниципальному финансовому контролю в бюджет не поступали (план поступлений 70,4 тыс.руб.).
В 1 квартале 2025 года в районный бюджет отделом образования администрации Хотынецкого района возвращены остатки неиспользованных межбюджетных трансфертов на ежемесячное денежное вознаграждения советникам директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в общеобразовательных организациях в размере 4,8 тыс.руб., образовавшиеся на 01.01.2025 года.
Из бюджета района произведен возврат остатков субсидий на реализацию мероприятий по модернизации школьных систем образования в размере 29 557,2 тыс.руб., на основании решения суда возвращены в бюджет Орловской области межбюджетные трансферты, использованные в 2019 году для ремонта скважины в д.Б.Юрьево, в размере 749,8 тыс.руб., возвращен остаток межбюджетных трансфертов на ежемесячное денежное вознаграждения советникам директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в общеобразовательных организациях в размере 4,8 тыс.руб.
Расходная часть районного бюджета
За I квартал 2025 года объем финансированиярасходной части районного бюджета составил 84 450,8 тыс.руб. или 20,9% утвержденных бюджетных ассигнований (403750,9 тыс.руб.). В 1 квартале 2024 года этот показатель составлял 23 %.
Кассовое исполнениерасходов районного бюджета сложилось в сумме 79 053,2 тыс. руб., что составило 19,6% от законодательно утвержденных плановых показателей (в 1 квартале 2024 года – 22,6%), из них средства районного бюджета в сумме 39 654 тыс.руб. (27,1% плана). Объем исполненных расходов за счет районных средств к аналогичному периоду прошлого года снижен на 5 217,9 тыс.руб. или на 11,6%. На 7,2 процентных пунктов снижен процент исполнения расходов за счет средств районного бюджета к уровню прошлого года.
На счетах получателей средств районного бюджета по состоянию на 01.04.2025 года остались не использованными целевые бюджетные средства в размере 221,8 тыс.руб. (субвенции на компенсацию части родительской платы за содержание ребенка в образовательных организациях – 15,4 тыс.руб., субвенции на содержание ребенка в семье опекуна - 3,3 тыс.руб.; на выполнение передаваемых полномочий, в том числе КДН – 0,4 тысруб., АК – 66,2 тыс.руб., комиссии по труду – 14,7 тыс.руб., полномочий в сфере опеки и попечительства – 89,9 тыс.руб., в сфере ветеринарно-санитарного благополучия – 31,9 тыс.руб.).
По сравнению с аналогичным периодом 2024 года кассовые расходы бюджета увеличены на 162,5 тыс. руб. или на 0,2%.
Исполнение годовых назначений в разрезе разделов бюджетной классификации расходов в процентах за I квартал 2025 года представлено на рисунке 3.
Рисунок 3
На уровне ниже среднего (23,2%) профинансированы и соответственно
освоены бюджетные назначения по разделам: «Национальная экономика» (1,2%), «Социальная
политика» (8,4%), «Жилищно-коммунальное хозяйство» (12,1%), «Обслуживание
муниципального долга» (21,7%), «Образование» (20,5%), «Физическая культура и
спорт» (22,7%).
Высокий уровень исполнения расходов сложился по разделам «Межбюджетные трансферты» (62,8%), «Национальная оборона» (25%), «Общегосударственные вопросы» (24,6%).
Кассовые расходы на социальную сферу исполнены в сумме 64 074 тыс. руб., что составило 81,1% всех расходов за I квартал 2025 года.
Структура расходов за I квартал 2025 года по разделам бюджетной классификации представлена на рисунке 4.
Рисунок 4
По разделу 0100 «Общегосударственные вопросы» кассовые расходы составили 10 884,6 тыс. руб. или 24,6% к годовому плану. К уровню прошлого года расходы по данному разделу снижены на 900 тыс.руб. или на 7,6%.
В разрезе подразделов кассовое исполнение расходов сложилось следующим образом:
- по подразделу 0102 «Функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования» сумма кассовых расходов составила 492,4 тыс.руб. или 23,7% от годового плана; к уровню прошлого года расходы выросли на 23,5 тыс.руб. или на 5%;
- по подразделу 0104 «Функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций» сумма кассовых расходов составила 5 495,3 тыс.руб. или 26,8% от годового плана; к уровню прошлого года расходы снижены на 1 263,6 тыс.руб. или на 18,7%;
- по подразделу 0105 «Судебная система» кассовые расходы отсутствуют (план – 3 тыс.руб.);
- по подразделу 0106 «Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора» сумма кассовых расходов составила 1 377,5 тыс. рублей, или 27,1% годового плана; к уровню прошлого года расходы выросли на 120,1 тыс.руб. или на 9,6%, в частности в отчетном периоде оплачены основные средства и нематериальные активы на общую стоимость 43,1 тыс.руб., увеличены расходы на оплату прочих работ и услуг, связанных с программным обеспечением и обновлением баз данных для нужд финансового отдела, на 43,6 тыс.руб.; на 62,9 тыс.руб. увеличены расходы на оплату труда персонала финансового отдела администрации района;
- по подразделу 0111 «Резервные фонды» расходы не производились (годовой план 57,4 тыс.руб.);
- по подразделу 0113 «Другие общегосударственные вопросы» кассовые расходы составили 3 519,4 тыс.руб. или 21,4% годового плана; к уровню прошлого года расходы выросли на 220 тыс.руб. или на 6,7%, что обусловлено выделением в 1 квартале 2025 года из районного бюджета РМБУ СОЦ «Перспектива» средств на финансовое обеспечение мероприятий по временному социально-бытовому обустройству беженцев в пунктах временного размещения в размере 342,7 тыс.руб.;
По разделу 0200 «Национальная оборона» расходные обязательства исполнены в сумме 311,8 тыс. руб. или 25% плана. К уровню прошлого года расходы по данному разделу увеличились на 55,8 тыс.руб. или на 21,8%. В рамках данного раздела производятся расходы на осуществление первичного воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты, в рамках непрограммной части районного бюджета за счет соответствующих целевых поступлений из федерального бюджета.
Кассовые расходы по разделу 0400 «Национальная экономика» составили 352,9 тыс.руб. или 1,2% утвержденного бюджета по разделу. По сравнению с исполнением за аналогичный период 2024 года расходы снижены на 501,2 тыс. руб. или в 2,4 раза.
По подразделу 0401 «Общеэкономические вопросы» кассовые расходы отсутствуют (план – 63,8 тыс.руб.). В первом квартале прошлого года аналогичные расходы также отсутствовали.
По подразделу 0405 «Сельское хозяйство и рыболовство» кассовые расходы составили 59,2 тыс.руб. или 19,9 % плана (расходы на выполнение полномочий Орловской области по обеспечению эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия).
По подразделу 0409 «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)» кассовые расходы составили 293,7 тыс. руб. или 1% плана. По сравнению с аналогичным периодом 2024 года кассовые расходы снижены на 480,6 тыс. руб. или в 2,6 раза. Расходы по подразделу 0409 производились в рамках муниципальной программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2023-2025 годах» в размере 293,7 тыс.руб. (расходы по содержанию автомобильных дорог общего пользования районного значения).
Запланированные расходы по муниципальной программе «Развитие, ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах Хотынецкого района на 2023-2027 годы» в размере 25 947,3 тыс.руб. не исполнены.
Запланированные расходы по муниципальной программе «Формирование законопослушного поведения участников дорожного движения на территории Хотынецкого района на 2023-20275годы» в размере 2 тыс.руб. не исполнены.
Межбюджетные трансферты сельским поселениям для погашения кредиторской задолженности, возникшей на 01.01.2025 по договорам на зимнее содержание дорог, заключенным в рамках муниципальной программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2023-2025 годах», запланированные в размере 115,8 тыс.руб., не исполнены.
По подразделу 0412 «Другие вопросы в области национальной экономики» кассовые расходы отсутствуют (план – 36,6 тыс.руб.). По подразделу 0412 в составе расходов запланированы непрограммные расходы на предоставление межбюджетных трансфертов отделу поселковой работы администрации района на организацию и проведение рейтингового голосования по выбору общественных территорий, подлежащих благоустройству в первоочередном порядке, и дизайн-проектов общественных территорий (16,6 тыс.руб.), а также субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках муниципальной программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Хотынецком районе на 2021-2025 годы» (20 тысруб.).
По разделу 05 «Жилищно-коммунальное хозяйство» кассовые расходы составили 285 тыс. руб. или 12,1% плана. К уровню прошлого года расходы снижены на 410,2 тыс.руб. или в 2,4 раза.
По подразделу 0501 «Жилищное хозяйство» плановые расходы в размере 200 тыс.руб. не исполнены (взносы на капитальный ремонт в отношении помещений, находящихся в собственности района). В 1 квартале 2024 года расходы по данному подразделу были исполнены в объеме 200,1 тыс.руб. Неисполнение обязательств собственника по уплате взносов на капитальный ремонт жилых помещений повлечет начисление пени и соответственно появлению неэффективных расходов.
По подразделу 0502 «Коммунальное хозяйство» расходы исполнены в размере 285 495,1 тыс.руб. или 18,7% плановых назначений, в частности направлены межбюджетные трансферты сельским поселениям по переданным полномочиям муниципального района на выполнение мероприятий по улучшению качества водоснабжения в размере 277,7 тыс.руб. и погашение кредиторской задолженности по обеспечению энергоснабжения водонапорных башен в размере 7,3 тыс.руб.
Расходы на выполнение мероприятий муниципальной программы «Комплексное развитие сельских территорий Хотынецкого района на 2020-2025 годы» не исполнены (план – 363 тыс.руб.).
По подразделу 0503 «Благоустройство» расходы не исполнены (план – 306,1 тыс.руб.). Расходы запланированы на передачу межбюджетных трансфертов из бюджета района бюджетам сельских поселений по переданным полномочиям: по обеспечению безопасности людей на водных объектах в сумме 19,8 тыс.руб., по организации сбора и вывоза отходов в сумме 55,8 тыс.руб., по обустройству и ремонту контейнерных площадок в сумме 150 тыс.руб., по благоустройству муниципальных гражданских кладбищ в сумме 80,5 тыс.руб.
По подразделу 0505 «Другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства» расходы не исполнены (план – 600 тыс.руб.). Расходы запланированы на разработку ПСД на капитальный ремонт водопроводов на территории сельских поселений.
По разделу 0700 «Образование» бюджетные обязательства исполнены в сумме 61 030,2 тыс.руб. или 20,5% утвержденного бюджета. По сравнению с исполнением за аналогичный период 2024 года расходы выросли на 469,2 тыс. руб. или на 0,8%.
Кассовые расходы по подразделу 0701 «Дошкольное образование» составили 10 263,2 тыс.руб. или 28,8% от плана. По сравнению с исполнением за аналогичный период 2024 года расходы выросли на 29 тыс. руб. или на 0,3%, то есть остались практически на уровне прошлого года. Средства направлены на обеспечение деятельность муниципальных дошкольных образовательных учреждений в рамках муниципальной программы Хотынецкого района «Развитие образования в Хотынецком районе на 2022-2026 годы», в том числе за счет областного бюджета – 4 780,7 тыс.руб. или 23% от плана, за счет районного бюджета – 5 482,5 тыс.руб. или 36,9% от плана.
Основная доля расходов по разделу приходится на подраздел 0702 «Общее образование». Исполнение расходов по данному подразделу в отчетном периоде составило 47 917,7 тыс.руб., что соответствует 19,3% утвержденных на 2025 год бюджетных ассигнований. По сравнению с исполнением за аналогичный период 2024 года кассовые расходы выросли на 1 446,3 тыс.руб. или на 3,1%.
В рамках данного подраздела основная часть расходов производилась в рамках муниципальной программы Хотынецкого района «Развитие образования в Хотынецком районе на 2022-2026 годы», в том числе по следующим направлениям:
- финансовое обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях за счет областного бюджета – 23 023,3 тыс.руб. или 22,6% утвержденных годовых показателей (рост к прошлому году на 1 951,1 тыс.руб. или на 9,3%;
- обеспечение деятельности общеобразовательных организаций за счет средств районного бюджета – 17 389,8 тыс.руб. или 34,5% плана (снижение к прошлому году на 1 727,5 тыс.руб. или на 9%);
- возмещение расходов бюджетов муниципальных образований на обеспечение питанием учащихся муниципальных общеобразовательных организаций за счет средств областного бюджета – 704,4 тыс. руб. или 25,6% плана (рост к прошлому году на 14,4 тыс.руб. или на 2,1%),
- софинансирование расходов на обеспечение питанием учащихся муниципальных общеобразовательных организаций за счет средств районного бюджета – 1 187,7 тыс.руб. или 43,2% от плана (снижение к прошлому году на 601,5 тыс.руб. или на 33,6%);
- расходы на организацию бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в муниципальных образовательных организациях, - 1 540,8 тыс.руб. (35,6% от плана), в том числе за счет средств районного бюджета на условиях софинансирования – 15,4 тыс.руб. (5,6% плана); к уровню прошлого года кассовые расходы выросли на 237,4 тыс.руб. или на 18,2%;
- выплата ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство из областного бюджета – 369,2 тыс. руб. или 25,6% плана (рост к прошлому году на 1,1 тыс.руб. или на 0,3%);
- выплата ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство из федерального бюджета – 3 292,5 тыс. руб. или 24,2% плана (рост к прошлому году на 1 581,4 тыс.руб. или почти в 2 раза);
- расходы на проведение мероприятий на обеспечение деятельности советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в общеобразовательных организациях из областного бюджета – 315,8 тыс. руб. или 25,4% плана;
- расходы на выплату ежемесячного денежного вознаграждения советникам директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в общеобразовательных организациях из областного бюджета – 94,2 тыс. руб. или 24,1% плана.
Выплаты педагогическим работникам компенсации за работу по подготовке и проведению ГИА за счет средств областного бюджета не производились (план – 361,5 тыс.руб.).
Расходы на модернизацию школьных систем образования в рамках федерального проекта «Все лучшее детям» (расходы на капитальный ремонт здания МБОУ – Хотынецкая СОШ и приобретение оборудования для МБОУ-Хотынецкая СОШ) не исполнены (план – 69 385,6 тыс.руб., в том числе за счет районных средств – 3 469,3 тыс.руб.).
Расходы на приобретение напольного пылесоса, утюга, столовой посуды для МБОУ – Юрьевская СОШ (150 тыс.руб.) в рамках Закона Орловской области от 26 января 2007 года № 655-ОЗ «О наказах избирателей депутатам Орловского областного Совета народных депутатов» не исполнены.
По подразделу 0703 «Дополнительное образование детей»кассовые расходы составили 1 849,6 тыс. руб. или 26,9% от плана. По сравнению с исполнением за аналогичный период 2024 года расходы сокращены на 556,5 тыс. руб. или на 23,1%.
Средства районного бюджета направлены на обеспечение деятельности Дома детского творчества я в размере 795,2 тыс.руб. (45,9% плана) в рамах муниципальной программы «Развитие образования в Хотынецком районе на 2022-2026 годы» и деятельности Хотынецкой детской школы искусств в рамках муниципальной программы «Развитие культуры Хотынецкого района на 2022-2026 годы» в размере 690 тыс.руб. (20,9% плана). В рамках подраздела также исполнены расходы, направленные на обеспечение муниципального социального заказа на оказание услуг в социальной сфере дополнительного образования детей (364,4тыс.руб. или 19,8% плана).
По подразделу 0707 «Молодежная политика» кассовые расходы не исполнены (план – 15 тыс.руб.), в частности расходы на выполнение программных мероприятий, направленных на профилактику злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами.
По подразделу 0709 «Другие вопросы в области образования» расходы исполнены в объеме 999,7 тыс.руб. или 16,7% от утвержденных на 2025 год ассигнований. По сравнению с исполнением за аналогичный период 2024 года расходы по подразделу сокращены на 439,2 тыс. руб. или на 30,5%. По данному подразделу отражено исполнение расходов на содержание отдела образования администрации района (999,7 тыс.руб. или 19,4% плана, снижение к прошлому году на 10,2 тыс.руб.).
Расходы на организацию оздоровительной кампании для детей в рамках муниципальной программы «Развитие образования в Хотынецком районе на 2022-2026 годы» не исполнены (план – 829,3 тыс.руб.).
По разделу 0800 «Культура, кинематография»кассовые расходы составили 1 067 тыс.руб. или 33,1% утвержденных ассигнований. По сравнению с исполнением за аналогичный период 2024 года расходы выросли на 40,4 тыс. руб. или на 3,9%. Средства районного бюджета направлены на обеспечение деятельности МБУК «Межпоселенческая централизованная библиотечная система Хотынецкого района» в рамках муниципальной программы «Развитие культуры Хотынецкого района на 2022-2026 годы» (1 067 тыс.руб. или 41,2% плана).
Расходы на комплектование книжных фондов библиотек не исполнены (план – 41,2 тыс.руб.).
Расходы за счет средств районного бюджета на проведение ремонта, реконструкции и благоустройства воинских захоронений, братских могил и памятных знаков в рамках муниципальной программы «Сохранение и реконструкция военно-мемориальных объектов в Хотынецком районе (2022-2026 годы)» в отчетном периоде не исполнены (план – 94 тыс.руб.).
Расходы на обследование технического состояния здания, разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт здания МБОУ – Хотынецкий культурно-досуговый центр, проверку достоверности определения сметной стоимости не исполнены (план - 500 тыс.руб.).
По разделу 1000 «Социальная политика» кассовые расходы составили 1 708,1 тыс.руб. или 8,4% утвержденных бюджетных ассигнований. По сравнению с аналогичным периодом 2024 года кассовые расходы выросли на 576,5 тыс.руб. или на 50,9%.
По подразделу 1001 «Пенсионное обеспечение» расходы на доплаты к пенсиям муниципальных служащих составили 164,7 тыс.руб. или 21,2% от годового плана. По сравнению с аналогичным периодом 2024 года расходы сокращены на 55,5 тыс. руб. или на 25,2%.
По подразделу 1004 «Охрана семьи и детства» кассовые расходы составили 516,8 тыс.руб. или 3,1% от запланированных ассигнований. По сравнению с аналогичным периодом 2024 года расходы сокращены на 181,7 тыс. руб. или на 26%. В рамках данного подраздела производились расходы за счет средств областного бюджета в рамках муниципальной программы «Развитие образования в Хотынецком районе на 2022-2026 годы» по следующим направлениям:
- содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье, а также вознаграждение, причитающееся приемному родителю, в сумме 331,7 тыс. руб. или 11,7% от плана;
- компенсация части родительской платы за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования в сумме 185,1 тыс. руб. или 15,5% от плана.
Расходы на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не исполнены (план – 12 755 тыс.руб.).
Расходы на ремонт жилых помещений, закрепленных на праве собственности за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей при плане 50 тыс.руб. не производились (источник – областной бюджет).
Единовременные выплаты приемным родителям при плане 50 тыс.руб. не производились.
По подразделу 1003 «Социальное обеспечение населения» кассовые расходы не исполнены (план – 684 тыс.руб.), в частности расходы на выполнение муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2021-205 годы» (план – 600 тыс.руб.) и муниципальной программы «Комплексное развитие сельских терр торий Хотынецкого района на 2020-2025 годы» (план – 84 тыс.руб.).
По подразделу 1006 «Другие вопросы в области социальной политики» кассовые расходы составили 1 026,6 тыс. руб. или 49% от запланированных ассигнований. По сравнению с аналогичным периодом 2024 года расходы возросли на 813,7 тыс. руб. или в 4,8 раза. Средства направлены на финансирование расходов, связанных с исполнением полномочий Орловской области в сфере опеки и попечительства за счет средств областного бюджета (206,2 тыс.руб. или 17,4% плана), а таже на размещение и питание беженцев в пунктах временного размещения за счет средств областного бюджета (820,4 тыс.руб. или 90,8% плана).
Расходы за счет районного бюджета на поддержку участия инвалидов в районных и областных конкурсах, выставках и фестивалях (план – 5 тыс.руб.) в рамках исполнения муниципальной программы «Доступная среда для инвалидов на 2025-2029 годы в Хотынецком районе Орловской области» не производились.
По разделу 1100 «Физическая культура и спорт» кассовые расходы составили 268,7 тыс.руб. или 22,7% утвержденных бюджетных ассигнований. По сравнению с аналогичным периодом 2024 года расходы возросли на 12,1 тыс. руб. или на 4,7%.
По подразделу 1101 «Физическая культура и спорт»производились расходы на финансовое обеспечение муниципального задания РМБУ СОЦ «Перспектива» (259,4 тыс.руб. или 22,6% плана).
По подразделу 1102 «Массовый спорт»производились расходы на выполнение муниципальной программы «Развитие физической культуры и спорта в Хотынецком районе на 2024-2028 годы» (9,3 тыс.руб. или 26,6% плана).
По разделу 1300 «Обслуживание государственного и муниципального долга» кассовые расходы по процентным платежам по долговым обязательствам составили 1,5 тыс.руб. или 21,7% от плана.
Кассовые расходы по разделу 1400 «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» составили 3 143,4 тыс. руб. или 62,8% годовых бюджетных назначений и состоят из дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований (3 143,4 тыс.руб. или 68,3% от плана). Запланированные на 2025 год межбюджетные трансферты из областного бюджета бюджетам поселений на приобретение погружных глубинных насосов (400 тыс.руб.) в рамках закона Орловской области от 26.01.2007 № 655-ОЗ «О наказах избирателей депутатам Орловского областного Совета народных депутатов не исполнены.
В ведомственной структуре расходы распределены между пятью главными распорядителями средств районного бюджета:
- отдел поселковой работы администрации Хотынецкого района Орловской области в размере 859,4 415,7 тыс. руб. (1,1%); исполнение составило 28,2% от плана, к уровню прошлого года расходы возросли на 443,7 тыс.руб. или в 2,1 раза, что обусловлено увеличением расходов на оплату труда сотрудников отдела в связи с комплектованием отдела;
- отдел образования администрации Хотынецкого района Орловской области в размере 61 072,5 тыс. руб. (77,3%); исполнение составило 19,6% от плана, рост расходов к уровню прошлого года составил 908,1 тыс.руб. (на 1,5%);
- финансовый отдел администрации Хотынецкого района Орловской области в размере 5 231 тыс. руб. (6,6%); исполнение составило 17,8% от плана, рост расходов к уровню прошлого года составил 952 тыс.руб. (на 22,2%);
- администрация Хотынецкого района Орловской области в размере 11 708,4 13 783 тыс. руб. (14,8%), исполнение составило 20,1% от плана, снижение расходов к уровню прошлого года составило 2 074,6 тыс.руб. (на 15%);
- контрольно-счетная комиссия Хотынецкого района в размере 181,9 тыс. руб. (0,2%), исполнение составило 19,1% от плана, снижение расходов к уровню прошлого года составило 66,7 тыс.руб. (на 6,8%).
Резервный фонд
Согласно п. 3 ст. 81 БК РФ на 2025 год размер резервного фонда администрации района первоначально был установлен решением Хотынецкого районного Совета народных депутатов от 19.12.2024 № 35-РС «О районном бюджете на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов» в размере 400 тыс.руб. и не превышал 3% утвержденного соответствующим решением общего объема расходов.
В 1 квартале 2025 года бюджетные ассигнования резервного фонда администрации района были использованы в соответствии с п.1.2.4 Положения о порядке расходования средств резервного фонда администрации Хотынецкого района Орловской области, утвержденного постановлением администрации района от 2 сентября 2016 года № 288, средства резервного фонда, в качестве субсидии МБУ СОЦ «Перспектива» на финансовое обеспечение мероприятий по временному социально-бытовому обустройству лиц, вынужденно покинувших территорию Украины и находящихся в пункте временного размещения Хотынецкого района, в размере 342,7 тыс.руб.
В соответствии с п. 3 ст. 184.1 БК РФ исполнение бюджета осуществлялось в разрезе муниципальных программ и непрограммных направлений деятельности.
Анализ исполнения муниципальных программ представлен в Таблице 1.
Таблица 1
№ п/п |
Наименование программы
|
Утверждено на 2025 год |
Исполнение 1 квартал 2025 года
|
% Исполнения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Муниципальная программа «Развитие образования в Хотынецком районе на 2022-2026 годы» |
305 516,2 |
59 857,3 |
19,6 |
2 |
Муниципальная программа «Развитие культуры Хотынецкого района на 2022-2026 годы» |
5 928,9 |
1 757 |
29,6 |
3 |
Муниципальная программа «Управление муниципальными финансами Хотынецкого района на 2020-2025 годы» |
4 610,1 |
3 144,9 |
68,2 |
4 |
Муниципальная программа «Основные направления развития земельных и имущественных отношений в Хотынецком районе Орловской области в 2023-2025 годах» |
1138 |
144,8 |
12,7 |
5 |
Муниципальная программа «Развитие архивного дела в Хотынецком районе на 2022-2026 годы» |
15 |
3,4 |
22,7 |
6 |
Муниципальная программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2023-2025 годах» |
2 446,6 |
293,7 |
12 |
7 |
Муниципальная программа «Создание условий для реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального мира и согласия на территории Хотынецкого района на 2023-2025 годы» |
10 |
0 |
0 |
8 |
Муниципальная программа «Развитие, ремонт и содержание сети автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах Хотынецкого района на 2023-2027 годы» |
25 947,3 |
0 |
0 |
9 |
Муниципальная программа «Доступная среда для инвалидов на 2025-2029 годы в Хотынецком районе Орловской области» |
5 |
0 |
0 |
10 |
Муниципальная программа «Содействие занятости несовершеннолетних граждан на территории Хотынецкого района на 2024-2026 годы» |
63,8 |
0 |
0 |
11 |
Муниципальная программа "Улучшение водоснабжения и водоотведения в сельских населенных пунктах Хотынецкого района на 2023-2025 годы» |
880 |
277,7 |
31,6 |
12 |
Муниципальная программа "Сохранение и реконструкция военно-мемориальных объектов в Хотынецком районе (2022-2026 годы)" |
94 |
0 |
0 |
13 |
Муниципальная программа «Развитие физической культуры и спорта в Хотынецком районе на 2024-2028 годы» |
35 |
9,3 |
26,6 |
14 |
Муниципальная программа «Развитие муниципальной службы в Хотынецком районе Орловской области на 2024-2026 годы» |
25 |
0 |
0 |
15 |
Муниципальная программа «Профилактика правонарушений и укрепление общественной безопасности на 2021-2025 годы» |
5 |
0 |
|
16 |
Муниципальная программа «Противодействие экстремизму и профилактика терроризма на территории Хотынецкого района Орловской области на 2023-2025 годы» |
222,5 |
0 |
0 |
17 |
Муниципальная программа «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Хотынецком районе на 2023-2025 годы» |
10 |
0 |
0 |
18 |
Муниципальная программа «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности в Хотынецком районе на 2025-2027 годы» |
50 |
0 |
0 |
19 |
Муниципальная программа «Формирование законопослушного поведения участников дорожного движения на территории Хотынецкого района на 2023-2025 годы» |
2 |
0 |
0 |
20 |
Муниципальная программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Хотынецком районе на 2021-2025 годы» |
20 |
0 |
0 |
21 |
Муниципальная программа «Комплексное развитие сельских территорий Хотынецкого района на 2020-2025 годы» |
1 047 |
0 |
0 |
22 |
Муниципальная программа «Модернизация систем коммунальной инфраструктуры на территории сельских поселений Хотынецкого района Орловской области на 2025-2027 годы» |
600 |
0 |
0 |
23 |
Муниципальная программа «Отходы» на 2024-2026 годы |
55,8 |
0 |
0 |
24 |
Муниципальная программа «Обустройство и ремонт контейнерных площадок для сбора ТКО на территории Хотынецкого района в 2025-2027 годах» |
150 |
0 |
0 |
25 |
Муниципальная программа «Содержание гражданских кладбищ в Хотынецком районе на 2024-2026 годы» |
80,5 |
0 |
0 |
26 |
Муниципальная программа «Обеспечение безопасности людей на водных объектах, создание и оборудование мест массового отдыха у водных объектов на территории Хотынецкого района в 2023-2025 годах» |
19,8 |
0 |
0 |
27 |
Муниципальная программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 202-2026 годы» |
15 |
0 |
0 |
28 |
Муниципальная программа «Обеспечение жильем молодых семей на 2021-2025 годы» |
600 |
0 |
0 |
|
Всего |
349 592,5 |
65 488,1 |
18,7 |
На 205 год в районном бюджете утверждены расходы на исполнение 28 муниципальных программ. За 1 квартал 2025 года профинансированы расходы лишь по 8 муниципальным программам. Отсутствие ресурсного обеспечения запланированных программных мероприятий является одним из основных рисков решения проблем, обозначенных в муниципальных программах.
Согласно п.3.3 р.II Методических указаний, по разработке и реализации муниципальных программ, утвержденных постановлением администрации Хотынецкого района от 30.12.2021 № 494, в целях предупреждения возникновения проблем и отклонения хода реализации муниципальных программ от плана ответственным/непосредственным исполнителям муниципальных программ необходимо проводить мониторинг реализации муниципальных программ не реже 1 раза в полгода.
Дефицит бюджета и долговая политика
Районный бюджет на 2025 год утвержден с дефицитом в размере 4 514,7 тыс. руб, исполнен за 1 квартал 2025мгода с профицитом в размере 9 493,3 тыс.руб.
По состоянию на 01.04.2025 муниципальный долг составил 6 677,3 тыс.руб.
Межбюджетные отношения
Межбюджетные отношения между бюджетом муниципального района и бюджетами поселений в 2025 году осуществлялись в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и Орловской области и муниципальными правовыми актами.
Межбюджетные отношения в 2025 году осуществлялись в виде предоставления бюджетам сельских поселений межбюджетных трансфертов в форме:
- дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений в размере 3 143,4 тыс.руб., что соответствует бюджетным назначениям:
Таблица 2
Администрация Аболмасовского сельского поселения |
639 |
Администрация Алехинского сельского поселения |
145,5 |
Администрация Богородицкого сельского поселения |
478,3 |
Администрация Ильинского сельского поселения |
341,6 |
Администрация Краснорябинского сельского поселения |
642,1 |
Администрация Меловского сельского поселения |
206,8 |
Администрация Студеновского сельского поселения |
68 |
Администрация Хотимль-Кузменковского сельского поселения |
622,1 |
ВСЕГО |
3 143,4 |
Выводы
1. За I квартал 2025 года в районный бюджет поступили доходы в объеме 88 546,5 тыс.руб. или 22,2% от утвержденного бюджета. Основной удельный вес в общем объеме доходной базы районного бюджета составили налоговые и неналоговые доходы (60,8%).
2. План по налоговым и неналоговым доходам за I квартал 2025 года исполнен на 61,3% утвержденных годовых назначений. Объем поступлений указанных доходов превысил уровень прошлого года на 36 242,3 тыс.руб.
3. За I квартал 2025 года объем финансирования расходной части районного бюджета составил 84 450,8 тыс.руб. или 20,9% утвержденных бюджетных ассигнований. Кассовое исполнение расходов районного бюджета сложилось в сумме 79053,2 тыс. руб., что составило 19,6% утвержденных плановых показателей.
На счетах получателей средств районного бюджета по состоянию на 01.04.2025 года остались не использованными 221,8 тыс. руб.
По сравнению с аналогичным периодом 2024 года кассовые расходы бюджета выросли на 162,5 тыс.руб. или на 0,2%.
5. Кассовые расходы на социальную сферу исполнены в объеме 64 074 тыс. руб., что составило 81,1% всех расходов за I квартал 2025 года.
6. Районный бюджет за I квартал 2025 года исполнен с профицитом в размере 9 493,3 тыс.рублей.
Предложения
1.Администрации Хотынецкого района обеспечить исполнение обязательств собственника по уплате взносов на капитальный ремонт жилых помещений повлечет начисление пени и соответственно появлению неэффективных расходов.
2. Администрации Хотынецкого района и отделу образования администрации Хотынецкого района в целях предупреждения отклонения хода реализации муниципальных программ от плана обеспечить проведение мониторинга реализации муниципальных программ не реже 1 раза в полгода.
Председатель контрольно-счетной Т.Е.Зеновкина
комиссии Хотынецкого района