Заключение
на проект постановления администрации Хотынецкого района "О предоставлении субсидии муниципальному казенному предприятию Хотынецкого района Орловской области «ДоброХот"
15 марта 2024 года
Заключение контрольно-счетной комиссии Хотынецкого района на проект постановления администрации Хотынецкого района «О предоставлении субсидии муниципальному казенному предприятию Хотынецкого района Орловской области «ДоброХот» выполнено в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 36 Устава Хотынецкого района Орловской области, подпунктом 7 пункта 1 статьи 8 Положения о контрольно-счетной комиссии Хотынецкого района, утвержденного решением Хотынецкого районного Совета народных депутатов от 10.09.2021 № 40-РС.
Проект постановления представлен в контрольно-счетную комиссию Хотынецкого района отделом архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации Хотынецкого района Орловской области для проведения экспертизы 14 марта 2024 года.
При проведении экспертизы использованы:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон РФ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- Федеральный закон РФ от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований»;
- Федеральный закон РФ от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»;
-
Постановление Правительства Российской Федерации
от 25.10.2023 № 1782
«Об утверждении общих требований к нормативным
правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление из
бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов субсидий, в том числе
грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а
также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг и проведение
отборов получателей указанных субсидий, в том числе грантов в форме субсидий»
(далее – Общие требования);
- Постановление Правительства
Российской Федерации от 25.10.2023 № 1781
«Об
утверждении Правил отбора получателей субсидий, в том числе грантов в форме
субсидий, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам -
производителям товаров, работ, услуг» (далее – Правила отбора);
- письмо Минфина РФ от 15.12.2023 №02-12-10/121403 «Новый порядок предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов)»
- Устав Хотынецкого района;
- постановление администрации района от 21.11.2023 № 508 «О порядке предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг из бюджета Хотынецкого района Орловской области» (далее – Порядок);
- решение Хотынецкого районного Совета народных депутатов от 26 декабря 2023 года № 52-РС «О районном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов»;
- постановление администрации района от 26 января 2024 года № 19 «О комиссии по проведению отбора для предоставления субсидии за счет средств бюджета Хотынецкого района Орловской области юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг» (далее – Комиссия);
- постановление администрации района от 26 января 2024 года № 43 от 16.02.2024 «О проведении отбора получателей субсидии на организацию холодного водоснабжения и водоотведения на территории сельских поселений Хотынецкого района Орловской области»;
- протокол от 12 марта 2024 года заседания комиссии по проведению отбора для предоставления субсидии.
Проверкой соблюдения сроков и порядка рассмотрения заявления участника отбора, претендующего на получение субсидии, отделом архитектуры, строительства и ЖКХ администрации района, а также перечня предоставленных заявителем документов, соответствия заявителя требованиям и критериям, установленным Порядком, нарушений не установлено. Сроки передачи поступившего единственного заявления и документов в Комиссию соблюдены.
МКП «ДоброХот» был заявлен размер финансового обеспечения затрат за счет субсидии из районного бюджета в размере 632 375, 68 рублей. В ходе экспертизы были проверены документы, представленные предприятием, подтверждающие обоснованность заявленных затрат. В качестве подтверждения затрат на сумму 137 304,04 руб. предприятием были представлены коммерческие предложения (расчет средней стоимости оборудования и материалов для ремонта систем водоснабжения и (или) водоотведения), при этом отсутствует документальное подтверждение потребности в данных материалах и оборудовании, а также их эффективности и целевом использовании, так как на дату подачи заявления в штате предприятия отсутствуют работники соответствующей квалификации. Комиссией обоснованно отклонены документы МКП «ДоброХот» на сумму затрат в размере 137 304,04 руб.
Таким образом, решение Комиссии предоставить МКП «ДоброХот» субсидию в размере 495 071,64 руб. с целью финансового обеспечения затрат в сфере деятельности по холодному водоснабжению и водоотведению на территории сельских поселений Хотынецкого района Орловской области является обоснованным.
Экспертизой установлено, что проект постановления подготовлен на основании результатов отбора, сформированных Комиссией и оформленных протоколом, соответствует действующему законодательству, нормативно правовым актам администрации Хотынецкого района и лимитам бюджетных обязательств, доведенным до администрации района как главного распорядителя бюджетных средств.
Положениями статьи 78 Бюджетного кодекса РФ определены следующие допустимые подходы к порядку предоставления субсидий из местных бюджетов:
- в соответствии с Едиными правилами – в случаях, установленных муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, регулирующим бюджетные правоотношения, и принимаемыми в соответствии с ними решениями о порядке предоставления субсидий органов местного самоуправления, осуществляющих в соответствии с Бюджетным кодексом полномочия главного распорядителя средств местного бюджета;
- в соответствии с нормативными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления, устанавливающими правила предоставления субсидий из местных бюджетов (далее – муниципальные правила предоставления субсидий).
Учитывая вышеизложенное, предоставление субсидии из районного бюджета производится в соответствии с Общими требованиями, в связи с чем необходимо учесть следующее:
- в части проведения отборов получателей пункты 20-25 Общих требований должны будут применяться с 1 января 2025 года;
-правила предоставления субсидий необходимо привести в соответствие с общими требованиями не позднее 1 января 2025 года, при этом следует учесть особенности предоставления субсидий в различных отраслях, а также уточнить порядок предоставления субсидий (в целях финансового обеспечения затрат или возмещения недополученных доходов и (или) затрат; предоставления грантов в форме субсидий; предоставления субсидий получателям субсидий, имеющим отраслевую специфику; а также иным лицам);
При внесении изменений в действующие акты в части положений, предусматривающих проведение отборов получателей субсидий на конкурентной основе, необходимо принимать во внимание, что в Общих требованиях предусмотрены положения, устанавливающие особенности регулирования в муниципальных правилах предоставления субсидий правоотношений, связанных с осуществлением отбора и взаимодействием с получателями субсидии в системе «Электронный бюджет».
При разработке муниципальных правил предоставления субсидий следует также учитывать «лучшие практики» нормативного правового регулирования, сложившиеся при предоставлении субсидий из местных бюджетов.
Вывод
1. Проект постановления администрации Хотынецкого района «О предоставлении субсидии муниципальному казенному предприятию Хотынецкого района Орловской области «ДоброХот» подготовлен на основании результатов отбора, сформированных Комиссией и оформленных протоколом, соответствует действующему законодательству, нормативно правовым актам администрации Хотынецкого района и лимитам бюджетных обязательств, доведенным до администрации района как главного распорядителя бюджетных средств.
2. Администрации района следует принять меры по приведению Порядка предоставления субсидий в соответствие с Общими требованиями, учитывая переходные положения и особенности предоставления субсидий, предусмотренные Общим требованиями, до 1 января 2025 года.
Председатель контрольно-счетной Т.Е.Зеновкина
комиссии Хотынецкого района