РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХОТЫНЕЦКИЙ РАЙОННЫЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНАЯ КОМИССИЯ ХОТЫНЕЦКОГО РАЙОНА
ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
контрольно-счетной комиссии Хотынецкого района по исполнению бюджета
Хотынецкого района за 2017 год
30.03.2018г.
Заключение контрольно-счетной комиссии Хотынецкого района подготовлено в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального Закона Российской Федерации от 07.02.2011 г. № 6-ФЗ, Положением о бюджетном процессе в Хотынецком районе Орловской области, Положением о контрольно-счетной комиссии Хотынецкого района Орловской области.
При подготовке заключения использованы материалы контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
Отчет об исполнении районного бюджета за 2017 год с пакетом документов и бюджетная отчетность главного администратора бюджетных средств представлены администрацией Хотынецкого района 2 марта 2018 года с соблюдением срока в соответствии с п.п.3 п. 20 Положения о бюджетном процессе в Хотынецком районе.
Внешняя проверка бюджетной отчетности.
С 2 марта по 30 марта 2018 года контрольно-счётной комиссией проведена внешняя проверка отчёта об исполнении местного бюджета за 2017 год.
Целями внешней проверки явились:
- установление законности, степени полноты и достоверности представленной бюджетной отчётности, а также представленных в составе проекта решения Хотынецкого районного Совета народных депутатов "Об исполнении районного бюджета за 2017 год", документов и материалов; соответствие порядка ведения бюджетного учета законодательству Российской Федерации;
- установление достоверности бюджетной отчетности ГАБС;
- установление соответствия фактического исполнения бюджета его плановым назначениям, установленным Решением о районном бюджете на 2017 год;
- выработка рекомендаций по повышению эффективности управления муниципальными финансами и муниципальным имуществом;
- подготовка заключения на отчёт об исполнении районного бюджета.
Для подготовки заключения по результатам внешней проверки отчёта об исполнении районного бюджета использовалась информация, представленная администрацией Хотынецкого района на основании запросов контрольно-счетной комиссии, материалы проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. В заключении использованы результаты внешней проверки бюджетной отчётности ГАБС и сводной бухгалтерской отчётности бюджетных и казенных учреждений за 2017 год. Проведен анализ основных показателей местного бюджета по итогам его исполнения в 2017 году.
В
рамках внешней проверки отчёта об исполнении местного бюджета за 2017 год
проведены:
- анализ социально-экономического развития Хотынецкого района;
- оценка исполнения районного бюджета за 2017 год, в том числе анализ: достижения целей и задач Основных направлений бюджетной и налоговой политики на 2017 – 2019 годы, соответствия основных характеристик районного бюджета требованиям БК РФ, основных параметров районного бюджета;
- проверка полноты и достоверности годовой
бюджетной и бухгалтерской отчетности;
- анализ основных показателей форм годовой бюджетной и сводной бухгалтерской
отчетности;
- анализ исполнения доходной части районного бюджета за 2017 год, в том числе
по налоговым и неналоговым доходам, а также безвозмездным поступлениям;
- анализ исполнения расходной части районного бюджета за 2017 год, в том
числе анализ: внесенных изменений в расходную часть районного бюджета,
фактического исполнения районного бюджета по расходам, динамики расходов
районного бюджета по разделам и подразделам функциональной классификации,
структуры расходов районного бюджета по разделам и подразделам функциональной
классификации, расходов по функциональной классификации в разрезе главных распорядителей
бюджетных средств, расходов средств резервного фонда, исполнения целевых
программ, расходования средств, передаваемых из бюджетов другого уровня;
- анализ дефицита районного бюджета;
- анализ выполнения рекомендаций контрольно-счетной комиссии, отражённых в заключении по отчёту об исполнении местного бюджета за 2016 год.
По итогам внешней проверки отчёта об исполнении районного бюджета за 2017 год установлено следующее:
– первоначально утвержденный размер резервного фонда, предназначенный на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (143,2 тыс. руб.) путем внесения изменений в бюджет был снижен до нуля, таким образом средства резервного фонда не использовались,
– бюджет района сложился с дефицитом в размере 2 213,5 тыс.руб.
– муниципальный долг отсутствует.
В
2017 году администрацией Хотынецкого района решены следующие основные задачи:
- по сравнению с предыдущим годом увеличен объем поступлений налоговых и неналоговых
доходов на 19 250,6 тыс.руб., в том числе за счет роста налоговых доходов
на 6 589,4 тыс.руб. и неналоговых доходов на 12 661,2 тыс.руб.
– сохранена социальная направленность бюджетных расходов.
Учет операций со средствами бюджета осуществлялся на едином счете, открытом в Отделении по Хотынецкому району Управления Федерального казначейства по Орловской области.
Перечни
ГАДБ, ГРБС, главных администраторов источников
финансирования дефицита бюджета утверждены Решением о бюджете на 2017 год.
Состав и содержание форм годовой бюджетной отчетности об исполнении бюджета Хотынецкого района
Отчёт об исполнении бюджета с проектом Решения об исполнении бюджета за 2017 год представлен финансовым отделом администрации района в администрацию района 02.03.2018г., в Хотынецкий районный Совет народных депутатов 02.03.2018г. Отдельными приложениями к проекту Решения об исполнении бюджета представлены показатели, предусмотренные ст. 264.6 БК РФ.
К внешней проверке представлен годовой отчет за 2017 год, сформированный финансовым отделом администрации района по формам для финансового органа, уполномоченного на формирование бюджетной отчетности об исполнении соответствующего консолидированного бюджета Российской Федерации в соответствии с требованиями п. 3 ст. 264.1 БК РФ, Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 года № 191н:
Баланс исполнения консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда (ф.0503320);
Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф. 0503110);
Консолидированный отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503321);
Консолидированный отчет о движении денежных средств (ф. 0503323);
Отчет об использовании межбюджетных трансфертов из Федерального бюджета субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и территориальным государственным внебюджетным фондом (ф.0503324);
Отчет об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда (ф. 0503317);
Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);
Сведения об исполнении консолидированного бюджета (ф.0503364);
Пояснительная записка к отчету об исполнении консолидированного бюджета (ф. 0503360)
Сведения о количестве государственных (муниципальных) учреждений (ф.0503361)
Сведения о движении нефинансовых активов консолидированного бюджета (ф.0503368)
Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф.0503369)
Сведения о финансовых вложениях (ф.0503371)
Сведения об изменении остатков валюты баланса (ф.0503373)
Сведения по ущербу имуществу, хищениях денежных средств и материальных ценностей (ф.0503376)
Сведения об использовании информационно-коммуникационных технологий в консолидированном бюджете (ф.0503377).
В отношении муниципальных бюджетных учреждений годовая отчетность составлена в соответствии с Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 года № 33н.
Анализ показателей годовой отчетности Хотынецкого района.
Анализ консолидированного баланса Хотынецкого муниципального района (ф.0503320) показал, что Баланс составлен финансовым отделом администрации района в разрезе данных бюджета муниципального образования (далее МР) и бюджетов поселений, показателей бюджетной деятельности, и итогового показателя консолидированного бюджета на начало и конец года с исключением взаимосвязанных показателей.
Данные баланса на начало 2018 года (вступительный баланс) соответствуют данным баланса на конец 2017 года (заключительный баланс). Данные баланса на конец отчетного периода указаны с учетом произведенных при завершении финансового года заключительных оборотов по счетам бюджетного учета. Закрытие счетов бюджетного учета произведено в соответствии с Инструкцией по бюджетной отчетности.
Показатели актива баланса соответствуют данным Сведений о движении нефинансовых активов (ф.0503368).
Выборочной проверкой соответствия показателей баланса исполнения консолидированного бюджета (ф.0503320), Отчета об исполнении консолидированного бюджета (ф.0503317), Справки по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф.0503110), Консолидированного отчета о финансовых результатах деятельности (ф.0503321) расхождений не установлено.
Валюта баланса МР (ф.0503320) на начало года составляла 445 769,3 тыс.руб. На конец года валюта баланса увеличилась на 33 695,2 тыс. руб. (на 7,6 %) и составила 479 464,5 тыс.руб.
По состоянию на 01.01.2018г. валюту баланса МР по активу составили нефинансовые активы в сумме 332 536 тыс. руб. (69,4%) и финансовые активы 146 928,5 тыс.руб. (30,6%).
На 01.01.2018г. балансовая стоимость основных средств составила 260 319,3 тыс.руб., сумма амортизации – 162 223,5 тыс.руб., остаточная стоимость основных средств – 98 095,8 тыс.руб. По сравнению с началом года балансовая стоимость основных средств уменьшилась на 188,8 тыс. руб., остаточная стоимость - на 5 587 тыс.руб.
В составе нефинансовых активов также учтены материальные запасы в сумме 5 338,6 тыс.руб., по сравнению с началом года сумма увеличилась на 236,4 тыс.руб.
Балансовая стоимость имущества казны МР на 01.01.2018г. составила 278 402,9 тыс.руб. и к началу года увеличилась на 42 082,5 тыс. руб.
Кредиторская задолженность по полномочиям муниципального района на 01.01.2018г. составила около 15 млн.руб. и к началу отчетного года снижена почти в 2 раза.
Консолидированный отчет о финансовых результатах деятельности (ф.0503321) сформирован финансовым отделом администрации района путем суммирования одноименных показателей по одинаковым строкам и графам Отчетов главных распорядителей, получателей бюджетных средств МО и бюджетов городского и сельских поселений (ф.0503121) и исключения взаимосвязанных показателей, в части взаимных расчетов между участниками муниципального бюджета.
Показатели в отчете отражены в разрезе данных консолидированного бюджета, бюджета района и бюджетов городского и сельских поселений, а так же в разрезе кодов классификации операций сектора государственного управления по бюджетной деятельности.
Проверкой полноты закрытия счетов бюджетного учета нарушений не установлено. Данные справки по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (ф.0503110) в части заключительных записей по счету 40130000 соответствуют данным Отчета «О финансовых результатах деятельности» (ф.0503321) в части доходов и расходов.
Отчет об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (ф.0503317) сформирован по кассовому методу учета операций.
Данные Отчета ф. 0503317, соответствуют данным Консолидированного отчета о движении денежных средств (ф.0503323).
Данные Пояснительной записки показали:
- соответствие между показателями изменения нефинансовых активов Консолидированного отчета о финансовых результатах деятельности (ф.0503321) и формой 0503368 соблюдено.
-
данные ф.0503369 Сведения по
дебиторской и кредиторской
задолженности сформированы по бюджетной
деятельности, соответствуют
сумме дебиторской
и кредиторской
задолженности, отраженной в
Балансе (ф.0503320).
-
в ф. 0503377 Сведения
об использовании информационно-
коммуникационных технологий в консолидированном бюджете, отражены
обобщенные данные о
расходах консолидированного бюджета
на информационно-коммуникационные
технологии, необходимые
для обеспечения деятельности.
Соблюдение бюджетного законодательства при исполнении бюджета
Исполнение местного бюджета, в соответствие со ст. 215.1 Бюджетного кодекса РФ, обеспечивается администрацией муниципального образования, а организация исполнения бюджета возлагается на финансовый орган. В соответствии со ст. 217 и ст. 217.1 Бюджетного кодекса РФ Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи районного бюджета на 2017 год утвержден приказом финансового отдела Администрации Хотынецкого района. Порядок составления и ведения кассового плана по районному бюджету на 2017 год утвержден приказом финансового отдела администрации.
Общая характеристика исполнения бюджета
Решением Хотынецкого районного Совета народных депутатов Орловской области от 20.12.2016 года № 34-РС «О районном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» утвержден районный бюджет на 2017 год по доходам в сумме 143 553,7 тыс.руб., расходам в сумме 144 640,7 тыс.руб., с дефицитом 1 087 тыс.руб.
В течение 2017 года Хотынецким районным Советом народных депутатов 9 раз принимались решения о внесении изменений в решение о бюджете, согласно которым бюджет муниципального района был уточнен в сторону увеличения по доходам на 91 952,2 тыс.руб., по расходам на 94 592,4 тыс.руб.
Таким образом, по состоянию на 01.01.2018г. утвержденные решениями о бюджете уточненные доходы районного бюджета составили 2365 505,9 тыс.руб., расходы – 239 233,1 тыс.руб., дефицит – 3 727,2 тыс.руб.
Бюджет района по доходам за 2017 год исполнен на 227 272,5 тыс.руб., что составляет 96,5% от уточненных назначений. Расходы бюджета в отчетном периоде исполнены в сумме 229 486 тыс.руб. или 95,9% от уточненных годовых назначений. По состоянию на 01.01.2018г. сложился дефицит бюджета в сумме 2 213,5 тыс.руб.
По сравнению с 2016 годом поступления доходов выросли на 7 411,8 тыс.руб. или на 3,4%. Относительно 2016 года сумма исполненных расходов увеличена на 10 596,4 тыс. руб. или на 4,8%.
Динамика исполнения бюджета за 2015-2017 годы в абсолютных величинах и процентном отношении к уточненному плану
Доходы
Таблица 1
2015 |
2016 |
2017 |
|||||||||
Утверж-дено |
Испол-нено |
% испол-нения |
Откло-нение к 2014 году (%) |
Утверж-дено |
Испол-нено |
% испол-нения |
Откло-нение к 2015 году (%) |
Утверж-дено |
Испол-нено |
% испол-нения |
Откло-нение к 2016 году (%) |
248102,9 |
228110,8 |
91,9 |
102,9 |
231397,7 |
219860,7 |
95 |
96,4 |
235505,9 |
227272,5 |
96,5 |
103,4 |
В отчетном году на 6,9% увеличен темп роста поступлений доходов в бюджет муниципального района, одновременно вырос и процент исполнения доходной части районного бюджета (на 1,5% к уровню прошлого года).
Расходы
Таблица 2
2015 |
2016 |
2017 |
|||||||||
Утверж-дено |
Испол-нено |
% испол-нения |
Откло-нение к 2014 году (%) |
Утверж-дено |
Испол-нено |
% испол-нения |
Откло-нение к 2015 году (%) |
Утверж-дено |
Испол-нено |
% испол-нения |
Откло-нение к 2016 году (%) |
245953,9 |
226021,4 |
91,9 |
119,5 |
230375,5 |
218889,6 |
95 |
96,8 |
239233,1 |
229486 |
95,9 |
104,8 |
В отчетном году на 7,9% увеличен темп роста расходов муниципального бюджета, одновременно вырос и процент исполнения расходной части районного бюджета (на 0,9% к уровню прошлого года). Темп роста расходов на 1,4% опережает темп роста доходов районного бюджета.
Исполнение доходной части бюджета
Анализ плановых показателей первоначально утвержденного бюджета, уточненного бюджета за 2017 год в разрезе видов доходов представлен в Таблице 3:
Таблица3
Наименование дохода |
Первоначальный план на 2017 год |
Уточненный план на 2017 год (с учетом изменений в сводную бюджетную роспись) |
Отклонение |
Фактическое исполнение 2017 года |
% исполнения |
Фактическое исполнение 2016 года |
Отклонение к 2016 году (%) |
|
% |
сумма |
|||||||
ВСЕГО ДОХОДОВ |
143553,7 |
235505,9 |
164,1 |
91952,2 |
227272,5 |
96,5 |
219860,7 |
103,4 |
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них: |
36791 |
53079,6 |
144,3 |
16288,6 |
53177,5 |
100,2 |
46588,1 |
114,1 |
НДФЛ |
26651 |
43143 |
161,9 |
16492 |
43143,1 |
100 |
34402 |
125,4 |
акцизы |
6777 |
5926,3 |
87,4 |
-850,7 |
6023,9 |
101,6 |
7906,6 |
76,2 |
ЕНВД |
3343 |
2676 |
80 |
-667 |
2676,1 |
100 |
2881 |
92,9 |
ЕСХН |
220 |
490 |
в 2,2 раза |
270 |
490,1 |
100 |
376,8 |
130,1 |
Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения |
0 |
67,5 |
0 |
67,5 |
67,5 |
100 |
0 |
х |
Государственная пошлина |
800 |
776,8 |
97,1 |
-23,2 |
776,8 |
100 |
1021,7 |
76 |
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них: |
5244 |
19012,7 |
в 3,6 раза |
13768,7 |
19057,4 |
100,2 |
6396,2 |
279,9 |
Доходы в виде дивидендов по акциям |
0 |
29,5 |
0 |
29,5 |
29,5 |
100 |
1,3 |
в 22,7 раза |
Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений |
250 |
4762,7 |
в 19 раз |
4512,7 |
4762,7 |
100 |
3644 |
130,7 |
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении |
448 |
304,1 |
67,9 |
-143,9 |
304,1 |
100 |
516,4 |
58,9 |
Плата по соглашениям об установлении сервитута в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах сельских поселений |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
247,8 |
0 |
Доходы от перечисления части прибыли МУП |
0 |
146,7 |
0 |
146,7 |
146,7 |
100 |
23,9 |
в 6,1 раза |
Прочие поступления от использования имущества, находящегося в собственности муниципального района |
0 |
43,9 |
0 |
43,9 |
43,9 |
100 |
-34,2 |
х |
Платежи при пользовании природными ресурсами |
176 |
171,4 |
97,4 |
-4,6 |
171,5 |
100 |
179 |
95,8 |
Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства |
510 |
34,3 |
6,7 |
-475,7 |
34,3 |
100 |
556,9 |
6,2 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
10 |
12646,3 |
в 126,5 раза |
12636,3 |
12646,3 |
100 |
166,9 |
в 75,8 раза |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
600 |
873,8 |
145,6 |
273,8 |
873,8 |
100 |
1094,6 |
79,8 |
Прочие неналоговые доходы |
0 |
0 |
0 |
0 |
44,5 |
х |
-0,4 |
х |
ИТОГО НАЛОГОВЫХ И НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ |
42035 |
72092,3 |
171,5 |
30057,3 |
72234,9 |
100,2 |
52984,3 |
136,3 |
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ |
101518,7 |
163413,6 |
161 |
61894,9 |
155037,6 |
94,9 |
166876,4 |
92,9 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
- дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности |
30406 |
30406 |
100 |
0 |
30406 |
100 |
37391 |
81,3 |
- дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов |
2900 |
8850 |
в 3 раза |
5950 |
8850 |
100 |
5657 |
156,4 |
Изменения в доходные источники бюджета внесены как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Значительно выросли первоначальные плановые показатели по НДФЛ (на 16 492 тыс.руб.), арендной плате за земельные участки (на 4 512,7 тыс.руб.) и доходам от продажи активов (на 12 636,3 тыс.руб.).
Бюджет Хотынецкого района в 2017 году исполнен по доходам в объеме 227 272,5 тыс. руб. (96,5 % к уточненному плану, 158,3% к первоначальному плану), в том числе по налоговым и неналоговым доходам на 72 234,9 тыс. руб. (100,2 % к уточненному плану, 171,8% к первоначальному плану), по безвозмездным поступлениям на 155 037,6 тыс. руб. (94,9% к уточненному плану, 152,7% к первоначальному плану). В общем объеме доходов бюджета удельный вес налоговых и неналоговых доходов составил 31,8% (в 2015 году – 19,1%, в 2016 году – 24,1%), удельный вес безвозмездных поступлений составил 68,2%. Таким образом, за последние три года наблюдается тенденция снижения уровня дотационности районного бюджета, однако его процент остается достаточно высоким.
В районный бюджет поступили налоговые доходы в сумме 53 177,5 тыс. руб., доля которых в структуре налоговых и неналоговых доходов составила 73,6% (в 20016 году – 87,9%). Уточненный годовой план по налоговым доходам выполнен на 100,2%, дополнительно поступило 97,9 тыс.руб. Наибольший удельный вес в объеме налоговых доходов занимает налог на доходы физических лиц – 81,1% (43 143,1 тыс. руб.).
К уровню 2016 года обеспечен рост поступлений налоговых доходов на 6 589,4 тыс.руб. или на 14,1% за счет НДФЛ (рост поступлений на 8 741,1 тыс.руб.), ЕСХН (рост поступлений на 113,3 тыс.руб.) и налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения (рост поступлений на 67,5 тыс.руб.). К уровню прошлого года снижены поступления акцизов на 1 882,7 тыс.руб. в связи с сокращением в 2017 году норматива отчислений в районный бюджет, снижены поступления ЕНВД на 204,9 тыс.руб. в связи с сокращением субъектов налогообложения, снижены поступления государственной пошлины на 244,9 тыс.руб.
Объем поступлений неналоговых доходов за 2017 год составил 19 057,4 тыс. руб., что составляет 100,2% к уточненному годовому плану и выше первоначального плана в 3,6 раза. Удельный вес неналоговых доходов в объеме налоговых и неналоговых доходов составил 26,4%.
Уточненные плановые показатели выполнены по всем видам неналоговых доходов. К уровню 2016 года объем неналоговых поступлений вырос на 12 661,2 тыс.руб. или в 3 раза.
К уровню прошлого года выросли доходы от использования имущества на 887,8 тыс.руб., что в значительной степени обусловлено ростом поступлений арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на 1 118,7 тыс.руб., при этом на 212,3 тыс.руб. снижены доходы от аренды имущества, находящегося в оперативном управлении органов местного самоуправления, что в основном связано с расторжением с 07.07.2017г. договора аренды здания с филиалом АО «Россельхозбанк» (потери бюджета 100,3 тыс.руб.). До конца 2017 года договор аренды с новым арендатором не заключен. Кроме того, в нарушение гл.34 ГК РФ администрацией района не были приняты меры по взысканию кредиторской задолженности по арендной плате за пользование муниципальным имуществом, составившей по состоянию на 01.01.2018г. 253,6 тыс.руб.
На 220,8 тыс.руб. по сравнению с прошлым годом снижено поступление штрафов и санкций. На 7,5 тыс.руб. снижены платежи при пользовании природными ресурсами.
К уровню 2016 года на 12 479,4 тыс.руб. (почти в 76 раз) выросли доходы от продажи материальных и нематериальных активов за счет продажи земельных участков на сумму 12 475,1 тыс.руб. (в 2016 году поступления от продажи земельных участков составили 158,4 тыс.руб.), а также за счет продажи имущества, находящегося в собственности муниципального района (автомобилей) на сумму 171,2 тыс.руб. (в 2016 году поступления от продажи такого имущества составили 8,5 тыс.руб.).
В 2017 году снижены доходы от оказания платных услуг на 522,6 тыс.руб. (родительская платы за содержание детей в дошкольных учреждениях)., что обусловлено реорганизацией казенных дошкольных учреждений в форме присоединения к муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждениям и формированием в них дошкольных групп.
Объем безвозмездных поступлений за 2017 год составил 155 037,6 тыс. руб. или 94,9% к уточненным плановым бюджетным назначениям. По сравнению с 2016 годом безвозмездные поступления снижены на 11 838,8 тыс. руб. или на 7,1%. В частности снижены дотации на 3 792 тыс.руб. или на 8,8%.
Анализ исполнения бюджета Хотынецкого района по расходам
Решением Хотынецкого районного Совета народных депутатов от 20.12.2016 года № 34-РС «О районном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» общий объем расходов на отчетный год первоначально был утвержден в сумме 144 640,7 тыс. руб. В процессе исполнения бюджета объем расходов уточнялся решениями Хотынецкого районного Совета народных депутатов 9 раз и составил 239 233,1 тыс. руб.
Таблица 4
|
раздел |
Исполнено расходов |
Решение от 20.12.2016 № 34-РС |
Исполнено расходов |
Исполнено к уровню 2016 года, %
|
|||
сумма |
% |
первонач. |
уточнен. |
сумма |
% |
|||
Расходы |
|
218889,6 |
95 |
144640,7 |
239233,1 |
229486 |
100 |
104,8 |
Общегосударственные вопросы |
0100 |
30640,3 |
98,7 |
22741,9 |
41528,5 |
40478,6 |
17,6 |
132,1 |
Национальная оборона |
0200 |
353,3 |
100 |
352,2 |
343 |
343 |
0,1 |
97,1 |
Национальная экономика |
0400 |
21632,4 |
70,9 |
6827,2 |
25974,1 |
17765,4 |
7,7 |
82,1 |
Жилищно - коммунальное хозяйство |
0500 |
3291,9 |
100 |
315,5 |
539,6 |
446,8 |
0,2 |
13,6 |
Образование |
0700 |
132839,4 |
100 |
94497,6 |
136365,3 |
136268,6 |
59,4 |
102,6 |
Культура |
0800 |
6252 |
100 |
2524,3 |
5103,4 |
4982,8 |
2,2 |
79,7 |
Социальная политика |
1000 |
19612 |
89,9 |
13692,8 |
24955,1 |
24777,6 |
10,8 |
126,3 |
Физическая культура и спорт |
1100 |
948 |
100 |
849,7 |
889,6 |
889,6 |
0,4 |
93,8 |
Межбюджетные трансферты |
1400 |
3320,3 |
100 |
2839,5 |
3534,5 |
3533,6 |
1,5 |
106,4 |
Фактическое исполнение бюджета за 2017 год по расходам составило 229 486 тыс. руб. или 95,9% к уточненному плану. Общая сумма неисполненных бюджетных назначений составила 9 747,1 тыс. руб., что в основном связано с отсутствием финансирования мероприятия в рамках муниципальной программы «Развитие, ремонт и содержание сети автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах Хотынецкого района на 2017-2021 годы» (работы на сумму 8 208,7 тыс.руб. на конец года не окончены).
К уровню прошлого года расходы районного бюджета в целом возросли на 10 596,4 тыс.руб. или на 4,8%.
Рост общих расходов в отчетном году в основном обусловлен ростом расходов на решение общегосударственных вопросов (на 9 838,3 тыс.руб. или на 32,1%), в частности выросли расходы по подразделу 0113 на 2 293,7 тыс.руб. в связи с созданием казенного учреждения Единая дежурно-диспетчерская служба, увеличился фонд оплаты труда муниципальных органов на 695,8 тыс.руб., в том числе в связи с созданием отдела поселковой работы на 1 934,1 тыс.руб. Соответственно увеличился размер уплаченных страховых взносов на 6 282,4 тыс.руб. (в том числе погашена задолженность 2016 года).
На 3 429,2 тыс.руб. увеличились расходы на образование, что в основном связано с созданием в 2017 году отдела образования администрации района с правами юридического лица (расходами на нужды отдела составили 3 906,8 тыс.руб.). При этом сокращены расходы на дошкольное образование на 8 502,7 тыс.руб., что в основном связано с проведением расчетов в 2016 году за проведение работ по строительству детского сада в с.Воейково в размере 10 381,6 тыс.руб. Расходы на общее образование к уровню прошлого года снижены на 1 747,1 тыс.руб. в основном в связи с тем, что с 01.01.2017г. расходы по учреждениям дополнительного образования детей, составившие в отчетном году 2145,5 тыс.руб., стали отражаться по подразделу 0703.
Расходы на культуру сокращены к уровню 2016 года на 1 269,2 тыс.руб. в связи с созданием МБУК «Хотынецкий культурно-досуговый центр» как правоприемника МБУК МСКМЦ Хотынецкого района (собственником и учредителем вновь созданного учреждения, является городское поселение Хотынец, которое также осуществляет финансовое обеспечение муниципального задания учреждения).
К уровню прошлого года выросли расходы на социальную политику на 5 165,6 тыс.руб. в основном за счет увеличения субвенции на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на 5 149,7 тыс.руб.
В отчетном году снижены расходы на жилищно-коммунальное хозяйство на 2 845,1 тыс.руб., что обусловлено финансированием в 2016 году мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (2 998,8 тыс.руб.).
В отчетном году снижены расходы на национальную экономику на 3 867 тыс.руб., что обусловлено финансированием из областного бюджета в 2016 году капитального ремонта гидротехнического сооружения (2 061 тыс.руб.).
Расходы на физическую культуру к уровню 2016 года снижены на 58,4 тыс.руб.
Расходы на национальную оборону в отчетном году снижены на 10,3 тыс.руб. в связи с сокращением объема субвенции.
Увеличены объемы межбюджетных трансфертов на 213,3 тыс.руб. В структуре межбюджетных трансфертов отчетного года основное место занимают дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований в размере 2 539,5 тыс.руб. (на 34 тыс.руб. выше уровня прошлого года), 590 тыс.руб. составляют дотации бюджетам поселений на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов(на 34 тыс.руб. выше уровня прошлого года (на 12 тыс.руб. выше уровня прошлого года) и 404,1 тыс.руб. составляют трансферты бюджетам поселений по переданным полномочиям (на 167,3 тыс.руб. выше уровня прошлого года).
В 2017 году расходы за счет средств районного бюджета составили 113 905,5 тыс. руб. (49,6%), за счет средств областного бюджета 115 580,5 тыс.руб. (50,4%).
В структуре расходов наибольший удельный вес занимают расходы в области социально-культурной сферы (72,7%).
Расходы на содержание органов местного самоуправления в размере 41 418 тыс.руб. на 14 014,1 тыс.руб. превышают норматив формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Орловской области на 2017 год, утвержденный Постановлением Правительства Орловской области от 17.02.2017 г. N 48 «Об утверждении нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Орловской области на 2017 год» (0,295), составивший 27 403,9 тыс.руб. (в состав расходов на содержание органов местного самоуправления в 2017 году вошла сумма погашенной просроченной кредиторской задолженности по страховым взносам в размере 6 175,5 тыс.руб. и просроченной кредиторской задолженности по прочим обязательствам в размере 2 794,2 тыс.руб.).
Доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы российской Федерации в общем объеме собственных доходов районного бюджета составила:
в 2015 году – 52,1%
в 2016 году – 44,8%
в 2017 году – 35,2%.
Таким образом, в течение трех последних лет доля дотаций превышала 5 процентов в общем объеме собственных доходов районного бюджета. В нарушение п.2 ст.136 БК РФ в 2017 году допущено превышение установленного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации норматива формирования расходов на содержание органов местного самоуправления.
Анализ исполнения бюджета на реализацию целевых программ
Решением Хотынецкого районного Совета народных депутатов 20.12.2016 года № 34-РС «О районном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» на реализацию 21 муниципальных целевых программ было утверждено первоначально 116 696,4 тыс. руб. С учетом внесенных изменений в течение года уточненный объем финансирования составил 185 116,6 тыс. руб.
В течение 2017 года были утверждены муниципальные программы:
- «Молодежь Хотынецкого района на 2017-2020 годы» (10,4 тыс.руб.),
- «Создание условий для реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального мира и согласия на территории Хотынецкого района на 2017-2019 годы» (5 тыс.руб.).
В течение 2017 года решениями Хотынецкого районного Совета народных депутатов были внесены изменения в программную часть бюджета, в частности:
- в связи с возникновением задолженности утверждены бюджетные ассигнования по муниципальной программе «Переселение граждан, проживающих на территории Хотынецкого района из аварийного жилищного фонда в 2014-2016 годах» (27 тыс.руб.),
- в сторону уменьшения скорректированы объемы финансирования по 5 программам на общую сумму 19 381,1 тыс.руб.,
- в сторону увеличения скорректированы объемы финансирования по 8 программам на общую сумму 49 414,8 тыс.руб.,.
Из расходной части бюджета исключены бюджетные ассигнования на исполнение мероприятий в рамках:
- муниципальной программы Хотынецкого района «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Хотынецком районе на 2016-2020 годы» (15 тыс.руб.),
- муниципальной программы «Развитие системы коммунальной инфраструктуры в сфере теплоснабжения в Хотынецком районе в 2017 году» (70 тыс.руб.),
- муниципальной программы «Обеспечение безопасности людей на водных объектах, создание и оборудование мест массового отдыха у водных объектов на территории Хотынецкого района в 2017 году» (19,8 тыс.руб.),
- муниципальной программы »Содержание муниципальных гражданских кладбищ в Хотынецком районе Орловской области на 2015-2017 годы» (56,8 тыс.руб.),
- муниципальной программы «Военно-патриотическое воспитание молодежи на 2016-2018 годы» (5 тыс.руб.),
- муниципальной программы «Противодействие экстремизму и профилактика терроризма на территории Хотынецкого района Орловской области на 2017-2019 годы» (30 тыс.руб.).
Расходы на реализацию целевых программ исполнены в сумме 176 505,4 тыс. руб. или 95,3% от уточненного плана, не освоено 8 611,2 тыс. руб. (в основном это связано с тем, что работы по дорожному строительству на сумму 8 208,7 тыс.руб. на конец года не окончены).
Дефицит бюджета и долговая политика
В соответствии с решением о бюджете на 2017 год первоначально утвержден дефицит бюджета в сумме 1 087 тыс. руб. На конец года бюджет утвержден с дефицитом 3 727,2 тыс.руб., исполнен с дефицитом 2 213,5 тыс.руб. Источником финансирования дефицита являются изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета в размере 2 213,5 тыс.руб.
Межбюджетные отношения
Межбюджетные отношения между бюджетом муниципального района и бюджетами поселений в 2016 году осуществлялись в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и Орловской области, муниципальными правовыми актами.
Межбюджетные отношения в 2017 году осуществлялись в виде предоставления бюджетам сельских поселений межбюджетных трансфертов в форме дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений и дотации на сбалансированность бюджетов поселений из районного фонда финансовой поддержки поселений, из областного фонда финансовой поддержки поселений. Общий объем финансовой помощи бюджетам поселений в отчетном году составил 3 129,5 тыс.руб., что соответствует бюджетным назначениям.
Кредиторская задолженность
По состоянию на 01.01.2018г. кредиторская задолженность консолидированного бюджета Хотынецкого района снижена на 13 998 тыс.руб. (на 38,7%) и составила 22 170,2 тыс.руб. Кредиторская задолженность муниципального района по состоянию на 01.01.2018г. составила 14 955,6 тыс.руб. и к началу отчетного года снижена на 13 588,8 тыс.руб. (в 1,9 раза). Просроченная кредиторская задолженность муниципального района составила 9 133,9 тыс.руб., что в 2,1 раза ниже уровня начала года, однако доля просроченной кредиторской задолженности в общем объеме кредиторской задолженности муниципального района практически не изменилась и составила 61,1%. Таким образом, как и на начало, так на конец отчетного года кредиторская задолженность по большей части остается просроченной, что связано с недостаточностью собственных средств бюджета района.
В значительной степени на общее снижение кредиторской задолженности муниципального района повлияло погашение в отчетном году задолженности по страховым взносам районной администрации (снижение на 4 763,4 тыс.руб.), общеобразовательных учреждений (снижение на 931,2 тыс.руб.), дошкольных образовательных учреждений (снижение на 350,6 тыс.руб.), МБУ ДО «Хотынецкая детская школа искусств» (снижение на 447 тыс.руб.), МБУК «МЦБС Хотынецкого района» (снижение на 302,8 тыс.руб.), МБУ ДО «Хотынецкий дом детского творчества» (снижение на 201,2 тыс.руб.), погашена задолженность районной администрации перед подрядной организацией по строительству детского сада в с.Воейково Хотынецкого района в размере 3 986,1 тыс.руб., снижена задолженность общеобразовательных учреждений за продукты питания на 1 409,2 тыс.руб., снижена задолженность по муниципальным пенсиям на 681,8 тыс.руб., снижена задолженность учреждений по поставкам топливно-энергетических ресурсов на 438 тыс.руб.
Структура кредиторской задолженности муниципального района по состоянию на 01.01.2018г. выглядит следующим образом:
· 40% (6 033,7 тыс.руб.) занимает задолженность муниципальных общеобразовательных учреждений, связанная с расходами, направленными на обеспечение их деятельности, в основном это задолженность по топливно-энергетическим ресурсам (2 539,4 тыс.руб.), по страховым взносам (1 061,5 тыс.руб.) и налогам (712,3 тыс.руб.).
· 14,6% (2 186,6 тыс.руб.) составила задолженность администрации района по расходам на содержание аппарата, в основном это задолженность по страховым взносам (1 350,9 тыс.руб.), задолженность по заработной плате (283,9 тыс.руб.), за топливно-энергетические ресурсы (188,4 тыс.руб.), за услуги связи (83,4 тыс.руб.).
· 13,9% (2 085,5 тыс.руб.) составила задолженность дошкольных учреждений, в основном это задолженность по страховым взносам (420,7 тыс.руб.), налогам (174 тыс.руб.), топливно-энергетическим ресурсам (906,1 тыс.руб.) и прочие закупки (540,8 тыс.руб.).
· 10% (1489,3 тыс.руб.) составила задолженность муниципальных общеобразовательных организаций перед поставщиками продуктов питания.
Соблюдение бюджетного законодательства при исполнении бюджета
Исполнение местного бюджета, в соответствие со ст. 215.1 Бюджетного кодекса РФ, обеспечивается администрацией муниципального образования, а организация исполнения бюджета возлагается на финансовый орган. В соответствии со ст. 217 и ст. 217.1 Бюджетного кодекса РФ Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи районного бюджета на 2017 год утвержден приказом финансового отдела Администрации Хотынецкого района. Порядок составления и ведения кассового плана по районному бюджету на 2017 год утвержден приказом финансового отдела администрации.
Выводы
1. В 2017 году администрацией Хотынецкого района проведена работа по реализации основных направления налоговой и бюджетной политики района на 2017-2019 годы.
2. Расходование бюджетных средств соответствовало направлениям бюджетной политике, определенным основными направлениями налоговой и бюджетной политики района на 2017 - 2019 годы.
3. В результате внешней проверки годовой отчетности об исполнении бюджета Хотынецкого района за 2017 год нарушений не установлено. Отчетность представлена в полном объеме, взаимоувязка показателей форм отчетности соблюдена.
4. Районный бюджет в 2017 году исполнен по доходам в объеме 227 272,5 тыс. руб. и на 96,5% к уточненному плану года. Снижение поступлений к плану обусловлено наличием на конец отчетного года доведенных и несписанных лимитов областных бюджетных средств по программным мероприятиям.
5. По сравнению с 2016 годом поступления доходов увеличились на 7 411,8 тыс.руб. или на 3,4%, при этом объем налоговых и неналоговых доходов увеличился на 19 250,6 тыс.руб. или на 36,3%. Следует отметить, что за последние три года наблюдается рост налоговых и неналоговых поступлений в районный бюджет, следовательно, имеет место тенденция снижения уровня дотационности районного бюджета, однако его процент остается достаточно высоким.
6. К уровню 2016 года обеспечен рост поступлений налоговых доходов на 6 589,4 тыс.руб. или на 14,1% в основном за счет НДФЛ, при этом снижены поступления ЕНВД, акцизов и государственной пошлины.
7. При общем росте неналоговых поступлений снижены доходы от аренды имущества, находящегося в оперативном управлении органов местного самоуправления к уровню прошлого года. Администрацией района не в полной мере проводилась работа по взысканию кредиторской задолженности по арендной плате за пользование муниципальным имуществом, составившей по состоянию на 01.01.2018г. 253,6 тыс.руб.
8. Фактическое исполнение бюджета за 2017 год по расходам составило 229 486 тыс. руб. или 95,9% к плану. В структуре расходов наибольший удельный вес занимают расходы в области социально-культурной сферы (72,7%).
9. Удельный вес программных расходов в общем объеме расходов районного бюджета составил 76,9%.
10. Бюджет Хотынецкого района исполнен с дефицитом в размере 3 727,2 руб., размер которого соответствует требованиям ст.92.1 БК РФ.
11. По состоянию на 01.01.2018г. муниципальный долг отсутствует.
12. Анализ структуры доходов и расходов районного бюджета за 2017 год показал соответствие приоритетов бюджетной, налоговой и социальной политики муниципального образования.
13. По состоянию на 01.01.2018г. фактов превышения расходов над утвержденной бюджетной росписью и утвержденным бюджетом не установлено.
14. Со стороны главных распорядителей и получателей бюджетных средств, принимались достаточные меры по освоению лимитов бюджетных обязательств.
15. Объемы межбюджетных трансфертов, перечисленных из бюджета муниципального района в бюджеты поселений, соответствуют годовым бюджетным назначениям.
15. Кредиторская задолженность по полномочиям муниципального района на 01.01.2018г. составила 14 955,6 тыс.руб. и к началу отчетного года снижена на 13 588,8 тыс.руб. (в 1,9 раза)..
Предложения:
Администрации Хотынецкого района:
1.Обеспечить достижение целей и задач Основных направлений бюджетной и налоговой политики Хотынецкого района на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, обратив особое внимание на гарантированное исполнение всех ранее принятых обязательств, принятие новых обязательств в соответствии с законодательством только в пределах реальных возможностей по их финансовому обеспечению.
2. Продолжить работу по разработке и реализации комплекса дополнительных мер, направленных на выявление резервов доходной части местного бюджета в объемах, позволяющих обеспечить устойчивое финансирование реализации задач, сформулированных в Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Хотынецкого района.
3. Принять меры по повышению объема поступлений по неналоговым доходам на основе эффективного и рационального управления объектами муниципальной собственности и повышения качества администрирования этих доходов. В частности:
- обеспечить работу по взысканию кредиторской задолженности по договорам аренды имущества и земельных участков и проведению претензионной работы,
- обеспечить дальнейшее проведение комплекса мероприятий по продаже объектов недвижимого имущества, находящегося в собственности района.,
- продолжить работу по поиску, оформлению и дальнейшей реализации (сдачи в аренду) невостребованных земельных участков.
4. Обеспечить повышение эффективности проводимых мероприятий по снижению недоимки по налоговым доходам, зачисляемым в местный бюджет.
5. По итогам проведенной внешней проверки
отчёта об исполнении районного бюджета за 2017 год контрольно-счётная
комиссия Хотынецкого района считает
возможным принять отчет к рассмотрению Хотынецким районным Советом
народных депутатов с учетом выводов и рекомендаций.
Председатель контрольно-счетной Т.Е.Зеновкина
комиссии Хотынецкого района
|