Заключение
контрольно-счетной комиссии Хотынецкого района
на отчет об исполнении районного бюджета
за полугодие 2024 года
6 августа 2024 года
Настоящее заключение подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, Положением о бюджетном процессе в Хотынецком районе Орловской области, утвержденным Решением Хотынецкого районного Совета народных от 03 марта 2023 года № 6-РС, Положением о контрольно-счетной комиссии Хотынецкого района, утвержденным Решением Хотынецкого районного Совета народных депутатов от 10 сентября 2021 года № 40-РС (с изменениями от 16 августа 2022 года).
Отчет об исполнении районного бюджета за полугодие 2024 года и соответствующие материалы представлены администрацией Хотынецкого района Орловской области в контрольно-счетную комиссию Хотынецкого района в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 19 Положения о бюджетном процессе в Хотынецком районе Орловской области 26 июля 2024 года.
Одновременно с
отчетом об исполнении районного бюджета представляются:
1) постановление администрации района об утверждении отчета об исполнении
районного бюджета от 17.07.2024;
2) пояснительная записка;
3) отчеты о состоянии муниципального долга района, о предоставлении и погашении бюджетных кредитов;
4) отчет об исполнении доходов районного бюджета; отчеты об использовании бюджетных ассигнований: по разделам и подразделам; по разделам, подразделам, целевым статьям (муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов; по ведомственной структуре расходов;
5) отчет о направлениях использования бюджетных ассигнований Дорожного фонда Хотынецкого района;
6) отчеты о предоставлении межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований Хотынецкого района.
Решением Хотынецкого районного Совета народных депутатов от 26 декабря 2023 года № 52-РС "О районном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" районный бюджет на 2024 год первоначально утвержден по доходам в сумме 325 730,2 тыс. руб., по расходам в сумме 326 710,5 тыс.руб., с дефицитом размере 980,3 тыс.руб.
В процессе исполнения бюджета в течение полугодия 2024 года в бюджет были внесены изменения и дополнения на основании решений Хотынецкого районного Совета народных депутатов и приказов финансового отдела администрации Хотынецкого района. С учетом изменений плановые назначения районного бюджета по доходам выросли на 29 188,3 тыс. руб. и составили 354 918,5 тыс. руб.
Плановые назначения по расходам выросли на 38 115,2 тыс.руб. и составили 364 825,7 тыс. руб.
Плановый дефицит районного бюджета составил 9 907,2 тыс. руб.
Доходная часть районного бюджета за полугодие 2024 года исполнена в объеме 206 176,4 тыс. руб. или на 58,1%. Расходы исполнены в размере 205 839,3 тыс. руб. или на 56,4%.
За полугодие 2024 года бюджет исполнен с профицитом в размере 337,1 тыс. руб.
Доходная часть районного бюджета
В течение полугодия 2024 года в бюджет муниципального района были внесены изменения в части увеличения плановых назначений по доходам на 29 188,3 тыс. руб. (на 9%), при этом по налоговым и неналоговым поступлениям план увеличен на 8 042,2 тыс. руб. (на 13,3%), план по безвозмездным поступлениям увеличен на 21 146,1 тыс. руб. (на 8%).
За полугодие 2024 года в районный бюджет фактически поступило 206 176,4 тыс. руб. или 58,1% от утвержденного бюджета.
В сравнении с аналогичным периодом 2023 года темп исполнения доходной части районного бюджета снижен на 4,9 процентных пункта.
Основной удельный вес в общем объеме доходной базы районного бюджета составляют безвозмездные поступления (164 518,6 тыс.руб. или 79,8%), на долю налоговых и неналоговых доходов приходится 20,2%.
План по налоговым и неналоговым доходам за полугодие 2024 года исполнен в объеме 41 657,8 тыс.руб., что составляет 60,8% утвержденных годовых назначений. Объем поступлений по сравнению с аналогичным периодом 2023 года вырос на 7 424,7 тыс. руб. или на 21,7%.
Структура налоговых и неналоговых доходов районного бюджета полугодие 2024 года представлена на Рисунке 1.
Основными налогами, за счет которых сформирована налоговая база районного бюджета стал налог на доходы физических лиц. За анализируемый период поступление НДФЛ составило 60,3% налоговых и неналоговых доходов бюджета (на уровне прошлого года).
Рисунок 1
Плановые назначения по налоговым доходам исполнены на 59,2% годового плана. Объем налоговых поступлений за полугодие 2024 года составил 33 802,5 тыс.руб. К уровню аналогичного периода прошлого года налоговые поступления выросли на 4 032,7 тыс.руб. или на 13,5%.
Налог на доходы физических лиц поступил в районный бюджет в сумме 25 135,1 тыс.руб. К утвержденному годовому плану поступления налога составили 58,5%. Относительно аналогичного периода 2023 года поступления выросли на 4 434,9 тыс.руб. или на 21,4%, что связано с ростом оплаты труда на предприятиях, в частности в отрасли сельского хозяйства.
За
счет НДФЛ в анализируемом периоде
2024 года сформировано
60,3% налоговых и неналоговых
доходов бюджета.
Доходы от уплаты акцизов на нефтепродукты поступили в объеме 4 461,9 тыс. руб., что составило 49,3% от годового плана. Поступления текущего отчетного периода выше показателя аналогичного периода прошлого года на 257,5 тыс. руб. или на 6,1%.
Поступления единого налога на вмененный доход составили 7,9 тыс.руб.
Поступления налога, взимаемого по патентной системе налогообложения, составили 1 096,8 тыс.руб. или 152,3% плановых назначений.
Единый сельскохозяйственный налог поступил в районный бюджет в сумме 468,6 тыс.руб. (59,3% плана). Относительно аналогичного периода 2023 года поступления снижены на 1 448,9 тыс.руб. или в 4,1 раза.
Плановые назначения по государственной пошлине за отчетный период года исполнены в сумме 669,3 тыс.руб. или на 49,2% утвержденных назначений. Относительно аналогичного периода прошлого года поступления выросли на 83 тыс.руб. или на 14,2%.
Плановые назначения по неналоговым доходам за полугодие 2024 года исполнены на 69,2% годового плана. Объем поступлений составил 7 855,3 тыс.руб. К уровню аналогичного периода прошлого года неналоговые поступления выросли на 3 392 тыс.руб. или на 76%, что обусловлено ростом доходов от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на 2 907,6 тыс.руб. или в 5,8 раза (поступление указанных доходов составило 3 509,8 тыс.руб.).
Основными источниками неналоговых доходов в отчетном периоде (52,6%) являются доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена (4 132,6 тыс.руб.); к уровню прошлого года; доходы от указанных источников выросли на 725,1 тыc.руб. или на 21,3%; уровень исполнения доходов по указанному источнику составил 100,4%.
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении, составили 29,7 тыс.руб., прочие поступления от использования имущества, находящегося в собственности района, составили (-2,5 тыс.руб.).
Доходы от приватизации имущества в бюджет не поступали (план – 3 325 тыс.руб.).
В бюджет района поступили доходы от оказания платных услуг (130,5 тыс.руб.), платежи при пользовании природными ресурсами (11,6 тыс.руб.) и штрафы (43,6 тыс.руб.).
Уточненные назначения по безвозмездным поступлениям от других бюджетов составили 286 451,4 тыс.руб. Фактическое исполнение составило 164 078,4 тыс. руб. или 57,3% от уточненного плана. Кроме того, в районный бюджет произведен возврат из бюджетов поселений остатков межбюджетных трансфертов прошлых лет в размере 608 тыс.руб. Из бюджета района произведен возврат остатков межбюджетных трансфертов прошлых лет в размере 167,8 тыс.руб.
Структура безвозмездных перечислений из других бюджетов в районный бюджет за полугодие 2024 года приведена на Рисунке 2.
В структуре безвозмездных поступлений из бюджетов дотации занимают 26,9% общего объема таких поступлений, что составляет 44 060,5 тыс. руб. Плановые назначения по дотациям исполнены на уровне 77,6% от годового плана. В сравнении с аналогичным периодом 2023 года поступление дотаций увеличено на 11 124,6 тыс. руб. или на 33,8%.
Субсидии в районный бюджет поступили в размере 37 520 тыс. руб. или 45,2% утвержденного годового плана. Субсидии составляют 22,9% общего объема безвозмездных поступлений из бюджетов за полугодие 2024 года.
Рисунок 2
В течение полугодия 2024 года из областного бюджета поступили субсидии на следующие цели:
- на организацию бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в муниципальных образовательных организациях, 2 077,3 тыс.руб. или 50,5% от плана,
- на реализацию мероприятий по модернизации школьных систем образования 34078 тыс.руб. или 59,8% от плана,
- на возмещение расходов районного бюджета на питание муниципальных общеобразовательных организаций 1 364,7 тыс.руб. или 58,6% от плана.
Субсидии бюджетам муниципальных районов на осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов в бюджет не поступали (план поступлений – 19 548,8 тыс.руб.).
Объем полученных субвенцийза полугодие 2024 года составил 74 653,7 тыс.руб. или 45,5% общего объема безвозмездных поступлений от других бюджетов и 54,9% от утвержденного годового плана.
Из субвенций, предусмотренных законом об областном бюджете на 2024 год, поступили денежные средства по следующим направлениям (цели):
- на осуществление первичного воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты в сумме 512 тыс. руб. или 50% от плана;
- на выполнение передаваемых полномочий субъектов Российской Федерации (работа административной комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних, комиссии в сфере трудовых отношений, деятельности в сфере опеки и попечительства, дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, выплаты компенсации педагогическим работникам на подготовку и проведение ГИА, обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия) в общей сумме 5 105,1 тыс.руб. или 72,3% от плана;
- на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в сумме 915,1 тыс.руб. или 65,7% от плана;
- на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье, а также вознаграждение, причитающееся приемному родителю, в сумме 1 204 тыс.руб. или 33,3% от плана;
- на компенсацию части платы, взимаемой с родителей за присмотр и уход за детьми, посещающими образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования, в сумме 427,1 тыс.руб. или 35,7% от плана;
- на выплаты персоналу и учебные расходы в образовательных организациях в размере 63 512,8 тыс.руб. или 55,2% от плана,
- на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в размере 2 940,7 тыс.руб. или 44,9%.
- на осуществление полномочий по составлению (изменению) списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации в размере 1 тыс.руб. или 66,7%.
Субвенции на выплату единовременного пособия гражданам, усыновившим детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в бюджет не поступали (план поступлений 100 тыс.руб.).
Поиным межбюджетным трансфертам сумма поступлений составила 7 844,2 тыс. руб. или 73,9 % от годового плана:
- межбюджетные трансферты на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам муниципальных общеобразовательных учреждений в размере 6 864,9,9 тыс.руб. или 84,1% от плана.
- межбюджетные трансферты на проведение мероприятий по обеспечению деятельности советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в общеобразовательных организациях в размере 729 тыс.руб. или 58,8% от плана;
- межбюджетные трансферты на выполнение наказов избирателей в рамках закона Орловской области от 26.01.2007 № 655-ОЗ «О наказах избирателей депутатам Орловского областного Совета народных депутатов», в соответствии с постановлением Правительства Орловской области от 14.04.2022 № 204 «Об утверждении государственной программы Орловской области «Реализация наказов депутатам Орловского областного Совета народных депутатов», приложением к постановлению Орловского областного Совета народных депутатов от 24.08.2023 года N 24/790-ОС «Об утверждении Сводного перечня наказов избирателей депутатам Орловского областного Совета народных депутатов на 2024 год» на приобретение спортивного оборудования для секции «Бокс» для МБОУ-Хотынецкая СОШ им. С.Г.Поматилова в размере 100 тыс.руб. (отдел образования администрации района);
- межбюджетные трансферты от городского и сельских поселений на осуществление переданных полномочий контрольно-счетной комиссии Хотынецкого района по внешнему муниципальному финансовому в размере 6,6 тыс.руб. или 9,9% от плана;
- межбюджетные трансферты, передаваемые муниципальным районам за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации в целях возмещения расходов на размещение и питание граждан РФ, Украины ДНР, ЛНР и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Украины, ДНР и ЛНР, вынужденно покинувших территории Украины, ДНР, ЛНР, прибывших на территорию РФ в экстренном массовом порядке и находящихся в пунктах временного размещения и питания, в размере 127,1 тыс.руб. или 100% от плана.
Межбюджетные трансферты на выполнение наказов избирателей в рамках закона Орловской области от 26.01.2007 № 655-ОЗ «О наказах избирателей депутатам Орловского областного Совета народных депутатов» на приобретение и установку въездных стел «Хотынецкий район» и «Городское поселение Хотынец» (план -500 тыс.руб.), а также на приобретение прицепного пескоразбрасывателя (план - 400 тыс.руб.) для отдела поселковой работы администрации района в бюджет не поступали.
В течении полугодия 2024 года в районный бюджет из бюджетов сельских поселений возвращены остатки неиспользованных межбюджетных трансфертов, образовавшиеся на 01.01.2024 года, в частности, из бюджета Студеновского сельского поселения -151 тыс.руб., Алехинского сельского поселения – 301,9 тыс.руб., из бюджета Ильинского сельского поселения – 1,3 тыс.руб, кроме того в бюджет района из городского поселения Хотынец произведен возврат остатка субсидии на осуществление дорожной деятельности, ранее поступившей из областного бюджета для городского поселения Хотынец, возникших в результате перерасчета субсидии, в размере 153,1 тыс.руб.,
Из бюджета района произведен возврат в областной бюджет остатков субсидии на осуществление дорожной деятельности в размере 153,1 тыс.руб., а также бюджет остаток субвенции на осуществление переданных полномочий в 2023 году в сфере опеки и попечительства в размере 14 тыс.руб.
Расходная часть районного бюджета
За полугодие 2024 года объем финансирования расходной части районного бюджета составил 206 245,9 тыс.руб. или 56,5% утвержденных бюджетных ассигнований(364 825,7 тыс.руб.).
Кассовое исполнениерасходов районного бюджета сложилось в сумме 205 839,3 тыс.руб., что составило 56,4% от законодательно утвержденных плановых показателей (в 2023 году – 59,6%), из них средства районного бюджета в сумме 86 195,7 тыс.руб. (63,7% плана).
На счетах получателей средств районного бюджета по состоянию на 01.07.2024 года остались не использованными 374,2 тыс. руб., в том числе субвенции на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье, а также вознаграждение, причитающееся приемному родителю, в сумме 44,2 тыс.руб., субвенции на компенсацию части платы, взимаемой с родителей за присмотр и уход за детьми, посещающими образовательные организации, реализующие образовательные программы дошкольного образования, - 16,3 тыс.руб., прочие межбюджетные трансферты – 116,7 тыс.руб. (на выполнение переданных полномочий сельских поселений на осуществление внешнего муниципального финансового контроля – 6,6 тыс.руб., на возмещение расходов за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по размещению и питанию граждан РФ, Украины ДНР, ЛНР и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Украины, ДНР и ЛНР, вынужденно покинувших территории Украины, ДНР, ЛНР, прибывших на территорию РФ в экстренном массовом порядке и находящихся в пунктах временного размещения и питания, в размере 110,1 тыс.руб.), субвенции на выполнение передаваемых полномочий муниципальному району в размере 197 тыс.руб.
По сравнению с аналогичным периодом 2023 года кассовые расходы бюджета увеличены на 53 635,6 тыс. руб. или на 35,2%, при этом расходы за счет районных средств увеличены на 24 259,4 тыс.руб. или на 39,2%.
Исполнение годовых назначений в разрезе разделов бюджетной классификации расходов в процентах за полугодие 2024 года представлено на рисунке 3.
Рисунок 3
Исполнение по разделам бюджетной классификации сложилось не равномерно.
Из 10 разделов классификации расходов по 2 разделам исполнение сложилось значительно ниже среднего уровня исполнения расходов - расходы на национальную экономику (4,6%) и ЖКХ (33,7%).
Высокий уровень исполнения расходов сложился по разделам «Межбюджетные трансферты» (93,3%), «Общегосударственные вопросы» (75%), «Культура» (67,4%) и «Образование» (59,9%).
Кассовые расходы на социальную сферу исполнены в сумме 171 142,1 тыс. руб., что составило 83,1% всех кассовых расходов за отчетный период.
Структура расходов за полугодие 2024 года по разделам бюджетной классификации представлена на рисунке 4.
Рисунок 4
На рисунке 5 представлено исполнение расходов бюджета муниципального района к уровню прошлого года.
Рисунок 5
(млн.руб.)
По разделу 0100 «Общегосударственные вопросы» кассовые расходы составили 26 140,2 тыс. руб. или 75% к годовому плану. К уровню прошлого года расходы по данному разделу возросли на 5 536 тыс. руб. или на 26,9%.
В разрезе подразделов кассовое исполнение расходов сложилось следующим образом:
- по подразделу 0102 «Функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования» сумма кассовых расходов составила 1 399,5 тыс.руб. или 85,9% от годового плана; к уровню прошлого года расходы выросли на 587,1 тыс.руб. или на 72,3% в основном в результате погашения в текущем году задолженности по страховым взносам за 2023 год, а также в связи с индексацией должностного базового оклада главы района.
- по подразделу 0104 «Функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций» сумма кассовых расходов составила 13 623,2 тыс. руб. или 76,8% от годового плана; к уровню прошлого года расходы увеличены на 3 165,3 тыс.руб. или на 30,3% в основном в результате погашения в текущем году задолженности по страховым взносам за 2023 год, а также в связи с индексацией должностных базовых окладов (размер выплат увеличен на 3 312,9 тыс.руб.). В 1 квартале текущего года администрацией района приобретены и оплачены основные средства для муниципальных нужд (компьютеры, ноутбуки, принтеры) на сумму 336,9 тыс.руб., расходы на приобретение товаров, работ и услуг для муниципальных нужд к уровню прошлого года выросли на 431,7 тыс.руб. На 987,1 тыс.руб. выросли расходы на уплату санкций за нарушение сроков исполнения обязательств перед налоговым органом.
- по подразделу 0105 «Судебная система» сумма кассовых расходов составила 1 тыс. руб. или 66,7% к плану;
- по подразделу 0106 «Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора» сумма кассовых расходов составила 2 812,2 тыс.руб. или 84,5% годового плана; к уровню прошлого года расходы выросли на 449,1 тыс.руб. или на 19%, в частности увеличен размер оплаты прочих работ и услуг, связанных с программным обеспечением и обновлением баз данных для нужд финансового отдела на 239,1 тыс.руб., Увеличен размер ФОТ персонала финансового отдела и контрольно-счетной палаты на 397,2 тыс.руб., в том числе в связи с индексацией должностных базовых окладов.
- по подразделу 0113 «Другие общегосударственные вопросы» кассовые расходы составили 8 304,3 тыс. руб. или 70,5% годового плана; к уровню прошлого года расходы выросли на 1 333,5 тыс.руб. или на 19,1%, что в основном обусловлено ростом расходов на содержание Единой дежурно-диспетчерской службы, службы эксплуатации и технического обслуживания (увеличен объем выплат персоналу на 2 529,6 тыс.руб.).
По разделу 0200 «Национальная оборона» расходные обязательства исполнены в сумме 512 тыс. руб. или 50% плана. К уровню прошлого года расходы по данному разделу увеличились на 91 тыс.руб. или на 21,6%.
Кассовые расходы по разделу 0400 «Национальная экономика» составили 1 399,1 тыс. руб. или 4,6% утвержденного бюджета по разделу. По сравнению с исполнением за аналогичный период 2023 года расходы выросли на 783 тыс. руб. или в 2,3 раза.
По подразделу 0401 «Общеэкономические вопросы» кассовые расходы отсутствуют при плане – 61,6 тыс.руб. (расходы на обеспечение занятости несовершеннолетних граждан), за аналогичный период прошлого года кассовые расходы по данному подразделу также не были исполнены.
По подразделу 0405 «Сельское хозяйство и рыболовство» кассовые расходы составили 250,4 тыс.руб. или 64,6% плана (расходы на выполнение полномочий Орловской области по обеспечению эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия). К уровню прошлого года расходы выросли на 121,5 тыс. руб. или на 94,3%.
По подразделу 0409 «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)» кассовые расходы составили 1 132,1 тыс. руб. или 3,9% плана. По сравнению с аналогичным периодом 2022 года кассовые расходы выросли на 644,9 тыс. руб. или в 2,3 раза.
Расходы в рамках подраздела 0409 производились в рамках муниципальной программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2023-2025 годах» в размере 990,3 тыс.руб. (расходы по содержанию автомобильных дорог общего пользования районного значения) и по муниципальной программе «Развитие, ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах Хотынецкого района на 2023-2027 годы» (произведена оплата услуг по экспертизе ПСД на сумму 91,1 тыс.руб.), а также перечислены межбюджетные трансферты сельским поселениям для погашения кредиторской задолженности за 2023 год по договорам на зимнее содержание дорог, заключенным в рамках муниципальной программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2023-2025 годах», в размере 50,7 тыс.руб.
Расходы по муниципальной программе «Формирование законопослушного поведения участников дорожного движения на территории Хотынецкого района на 2023-2025 годы» в течение отчетного периода не исполнены (план – 2 тыс.руб.).
По подразделу 0412 «Другие вопросы в области национальной экономики»расходы исполнены в сумме 16,6 тыс.руб. или 1,8% плана.
Исполнены расходы на предоставление межбюджетных трансфертов городскому поселению Хотынец на организацию и проведение рейтингового голосования по выбору общественных территорий, подлежащих благоустройству, и дизайн-проекта (16,6 тыс.руб. или 100% плана).
В течение полугодия 2024 года по данному подразделу остались неисполненными непрограммные расходы на предоставление межбюджетных трансфертов отделу поселковой работы администрации района в рамках выполнение наказов избирателей в рамках закона Орловской области от 26.01.2007 № 655-ОЗ «О наказах избирателей депутатам Орловского областного Совета народных на приобретение и установку въездных стел «Хотынецкий район» и «Городское поселение Хотынец» (план - 500 тыс.руб.) и на приобретение прицепного пескоразбрасывателя (план - 400 тыс.руб.), а также расходы на предоставление субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках муниципальной программы поддержки предпринимательства (20 тыс.руб.).
По разделу 0500 «Жилищно-коммунальное хозяйство» бюджетные обязательства исполнены в сумме 871,7 тыс. руб. или 33,7% плана. По сравнению с исполнением бюджета за аналогичный период 2023 года кассовые расходы по данному разделу выросли на 400,7 тыс. руб. или на 85,1%.
По подразделу 0501 «Жилищное хозяйство» расходы произведены в рамках непрограммной части бюджета в сумме 315,4 тыс.руб. или 71,4% (взносы на капитальный ремонт помещений, находящихся в муниципальной собственности), что выше уровня прошлого года на 39,9 тыс.руб.
По подразделу 0502 «Коммунальное хозяйство» расходы произведены в рамках исполнения муниципальной программы «Улучшение водоснабжения в сельских населенных пунктах Хотынецкого района в 2023-2025 годах» в сумме 61,2 тыс.руб. или 7% (на выполнение переданных полномочий муниципального района сельским поселениям).
Запланированные в непрограммной части бюджета расходы на предоставление межбюджетных трансфертов поселениям в целях погашения кредиторской задолженности за электроэнергию на объектах водоснабжения на основании решения суда (Алехинскому сельскому поселению) в размере 83,4 тыс.руб. не исполнены по причине приостановке движения по счетам администрации сельского поселения.
В рамках непрограммной части бюджета перечислена субсидия МКУ «ДоброХот» в целях финансового обеспечения затрат по холодному водоснабжению и водоотведению на территории сельских поселений Хотынецкого района в размере 495,1 тыс.руб.
По подразделу 0503 «Благоустройство» кассовые расходы не исполнены (план – 182,7 тыс.руб.).
По состоянию на 01.07.2024г. не исполнены программные расходы:
- по сбору и вывозу отходов (план – 55,8 тыс.руб.);
- на обустройство контейнерных площадок для сбора ТКО (план 26,6 тысруб.);
- на содержание гражданских кладбищ (план – 80,5 тыс.руб.);
- по обеспечению безопасности людей на водных объектах (план – 19,8 тыс.руб.).
По разделу0700 «Образование» бюджетные обязательства исполнены в сумме 163 023 тыс.руб. или 59,9% утвержденного бюджета. По сравнению с исполнением за аналогичный период 2023 года расходы выросли на 44 497,9 тыс. руб. или на 37,5%.
Кассовые расходы по подразделу 0701 «Дошкольное образование» составили 19 737,7 тыс.руб. или 554% от плана. По сравнению с исполнением за аналогичный период 2023 года расходы выросли на 2 010,3 тыс. руб. или на 11,3%. Средства направлены на обеспечение деятельность муниципальных дошкольных образовательных учреждений в рамках муниципальной программы Хотынецкого района «Развитие образования в Хотынецком районе на 2022-2026 годы», в том числе за счет областного бюджета – 10 332,3 тыс.руб. или 48,3% от плана, за счет районного бюджета – 9 404,7 тыс.руб. или 66,1% от плана. Кроме того, по данному подразделу исполнены бюджетные ассигнования на выплату педагогическим работникам компенсацию за подготовку и проведение ГИА за счет субвенции из областного бюджета (0,7 тыс.руб. или 100% плана).
Рост кассовых расходов по подразделу 0701 в основном обусловлен погашением в 2024 году кредиторской задолженности прошлых лет за счет средств районного бюджета в размере 4 162 тыс.руб. (рост показателя к прошлому году на 1 973,8 тыс.руб.).
Основная доля расходов по разделу приходится на подраздел 0702 «Общее образование». Исполнение расходов по данному подразделу в отчетном периоде составило 135 731,1 тыс.руб., что соответствует 60,7% утвержденных на 2024 год бюджетных ассигнований. По сравнению с исполнением за аналогичный период 2023 года кассовые расходы выросли на 40 204,1 тыс.руб. или на 42,1%.
В рамках данного подраздела основная часть расходов производилась в рамках муниципальной программы Хотынецкого района «Развитие образования в Хотынецком районе на 2022-2026 годы», в том числе по следующим направлениям:
- финансовое обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях за счет областного бюджета – 53 180,5 тыс.руб. или 56,8% утвержденных годовых показателей (снижение к прошлому году на 6 617 тыс.руб. или на 11,1%);
- обеспечение деятельности общеобразовательных организаций за счет средств районного бюджета – 31 410,5 тыс.руб. или 65,6% плана (рост к прошлому году на 7 136,5 тыс.руб. или на 29,4%);
- возмещение расходов бюджетов муниципальных образований на обеспечение питанием учащихся муниципальных общеобразовательных организаций за счет средств областного бюджета – 1 364,7 тыс. руб. или 58,6% плана (рост к прошлому году на 67,1 тыс.руб. или на 5,2%),
- софинансирование расходов на обеспечение питанием учащихся муниципальных общеобразовательных организаций за счет средств районного бюджета – 3 102,1 тыс.руб. или 72,1% от плана (рост к прошлому году на 1 258,3 тыс.руб. или на 68,2%),
- расходы на организацию бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в муниципальных образовательных организациях, - 2 098,3 тыс.руб. (50,5% от плана), в том числе за счет средств районного бюджета – 21 тыс.руб. (50,4% плана). К уровню прошлого года кассовые расходы выросли на 124,1 тыс.руб. или на 6,3%.
- выплата ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство из областного бюджета – 951 тыс. руб. или 65,7% плана (рост к прошлому году на 35,9 тыс.руб. или на 3,9%);
- выплата ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство из федерального бюджета – 6 864,9 тыс. руб. или 84,1% плана (рост к прошлому году на 2 012 тыс.руб. или на 41,5%);
- выплаты педагогическим работникам компенсации за работу по подготовке и проведению ГИА за счет средств областного бюджета – 58,6 тыс. руб. или 16,2% плана;
- расходы на проведение мероприятий на обеспечение деятельности советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в общеобразовательных организациях из областного бюджета – 729 тыс. руб. или 58,8% плана;
- расходы на модернизацию школьных систем образования (капитальный ремонт МБОУ-Хотынецкая СОШ им. С.Г.Поматилова) – 35 871,5 тыс.руб. или 59,8% плана, в том числе за счет районных средств – 1 793,6 тыс.руб. или 59,8% плана.
В полном объеме исполнены расходы на приобретение спортивного оборудования для секции «Бокс» для МБОУ-Хотынецкая СОШ им. С.Г.Поматилова в размере 100 тыс.руб. в рамках Закона Орловской области от 26 января 2007 года № 655-ОЗ «О наказах избирателей депутатам Орловского областного Совета народных депутатов» в соответствии с постановлением Правительства Орловской области от 14.04.2022 № 204 «Об утверждении государственной программы Орловской области «Реализация наказов депутатам Орловского областного Совета народных депутатов», приложением к постановлению Орловского областного Совета народных депутатов от 24.08.2023 года N 24/790-ОС «Об утверждении Сводного перечня наказов избирателей депутатам Орловского областного Совета народных депутатов на 2024 год».
По подразделу 0703 «Дополнительное образование детей» кассовые расходы составили 4 058,7 тыс. руб. или 59,6% от плана. По сравнению с исполнением за аналогичный период 2023 года расходы увеличены на 797,6 тыс. руб. или на 24,5%.
Средства районного бюджета направлены на обеспечение деятельности Дома детского творчества в рамках муниципальной программы «Развитие образования в Хотынецком районе на 2022-2026 годы» (1 809,8 тыс.руб. или 50,9% плана) и Детской школы искусств в рамках муниципальной программы «Развитие культуры Хотынецкого района на 2022-2026 годы» (2 248,9 тыс.руб. или 69,1% плана).
Рост расходов на выполнение муниципальных заданий бюджетных учреждений дополнительного образования обусловлен увеличением объема финансирования Детской школы искусств и Дома детского творчества на погашение кредиторской задолженности за 2023 год в размере 1 135,8 тыс.руб., что выше показателя прошлого года на 647,2 тыс.руб.
По подразделу 0707 «Молодежная политика» кассовые расходы составили 24 тыс.руб. или 24,9% плана, а именно расходы на исполнение программных мероприятий, связанных с духовно-нравственным воспитанием молодежи (24 тыс.руб. или 31,5% плана). Прочие расходы, запланированные по данному подразделу, не исполнены, в частности:
- расходы на профилактику злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами (15 тыс.руб.),
- расходы на военно-патриотическое воспитание молодежи (5 тыс.руб.).
По подразделу 0709 «Другие вопросы в области образования» расходы составили 3 471,9 тыс.руб. или 58,5% от утвержденных на 2024 год бюджетных ассигнований. По сравнению с исполнением за аналогичный период 2023 года кассовые расходы по подразделу выросли на 1 483,7 тыс. руб. или на 74.6%.
По данному подразделу отражено исполнение расходов на содержание отдела образования администрации района (2 726,5 тыс.руб. или 63,8% плана, рост к прошлому году на 776,8 тыс.руб.).
Расходы на организацию оздоровительной кампании для детей в рамках муниципальной программы «Развитие образования в Хотынецком районе на 2022-2026 годы» исполнены в размере 745,4 тыс.руб. или 45% плана. Следует отметить, что в текущем году бюджетные средства в основном были направлены на погашение кредиторской задолженности прошлых лет в размере 666 тыс.руб.
По разделу0800 «Культура, кинематография» (подразделу 0801 «Культура») кассовые расходы составили 1 911 тыс.руб. или 67,4% утвержденных ассигнований. По сравнению с исполнением за аналогичный период 2023 года расходы снижены на 69,7 тыс. руб. или на 3,5%.
Средства районного бюджета были направлены на обеспечение деятельности МБУК «Межпоселенческая централизованная библиотечная система Хотынецкого района» в рамках муниципальной программы «Развитие культуры Хотынецкого района на 2022-2026 годы» (1 897,8 тыс.руб. или 67,9% плана).
Расходы на проведение ремонта, реконструкции и благоустройства воинских захоронений, братских могил и памятных знаков в рамках муниципальной программы «Сохранение и реконструкция военно-мемориальных объектов в Хотынецком районе (2022-2026 годы)» за счет районных средств исполнены в размере 13,2 тыс.руб. или 33% плана.
По разделу 1000 «Социальная политика» кассовые расходы составили 5 476,1 тыс.руб. или 40,9% утвержденных бюджетных ассигнований. По сравнению с аналогичным периодом 2023 года кассовые расходы увеличены на 21,6 тыс. руб. или на 0,4%.
По подразделу 1001 «Пенсионное обеспечение» расходы на доплаты к пенсиям муниципальных служащих составили 475 тыс.руб. или 60,5% от годового плана. По сравнению с аналогичным периодом 2023 года расходы выросли на 7,8 тыс. руб. или на 1,7%.
По подразделу 1004 «Охрана семьи и детства» кассовые расходы составили 4 511,3 тыс.руб. или 39,2% от запланированных ассигнований. По сравнению с аналогичным периодом 2023 года расходы выросли на 187,8 тыс. руб. или на 4,3%. В рамках данного подраздела производились расходы за счет средств областного бюджета в рамках муниципальной программы «Развитие образования в Хотынецком районе на 2022-2026 годы» по следующим направлениям:
- на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в сумме 2 940,7 тыс. руб. или 44,9% от плана;
- содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье, а также вознаграждение, причитающееся приемному родителю, в сумме 1 159,8 тыс. руб. или 32,1% от плана;
- компенсация части родительской платы за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования в сумме 410,8 тыс. руб. или 34,3% от плана.
Расходы на ремонт жилых помещений, закрепленных на праве собственности за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей при плане 50 тыс.руб. не производились (источник – областной бюджет).
Единовременные выплаты приемным родителям при плане 100 тыс.руб. не производились.
По подразделу 1006 «Другие вопросы в области социальной политики» кассовые расходы составили 489,8 тыс.руб. или 45,1% от запланированных ассигнований. По сравнению с аналогичным периодом 2023 года расходы снижены на 174 тыс.руб. или на 26,2%. Средства направлены на финансирование расходов, связанных с исполнением полномочий Орловской области в сфере опеки и попечительства за счет средств областного бюджета (663,8 тыс.руб. или 45,5% плана).
Расходы за счет районного бюджета на поддержку участия инвалидов в районных и областных конкурсах, выставках и фестивалях (план – 10 тыс.руб.) в рамках исполнения муниципальной программы «Доступная среда для инвалидов на 2021-2024 годы в Хотынецком районе Орловской области» не производились.
По разделу«Физическая культура и спорт» (подраздел 1101 «Физическая культура и спорт»)кассовые расходы составили 731,6 тыс.руб. или 67,5% утвержденных бюджетных ассигнований. По сравнению с аналогичным периодом 2023 года расходы выросли на 144,9 тыс. руб. или на 24,7%. В рамках данного подраздела производились расходы на финансовое обеспечение муниципального задания РМБУ СОЦ «Перспектива».
По разделу1300 «Обслуживание государственного и муниципального долга» кассовые расходы по процентным платежам по долговым обязательствам составили 3,2 тыс.руб. или 46,4% от плана.
Кассовые расходы по разделу 1400 «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» составили 5 771 тыс.руб. или 93,3% годовых бюджетных назначений и состоят из дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований (3 581,2 тыс.руб. или 89,7% от плана) и межбюджетных трансфертов из районного бюджета бюджетам поселений на решение вопросов местного значения (2 189,8 тыс.руб. или 100% от плана). К уровню прошлого года расходы по разделу выросли на 2 229,8 тыс.руб. или на 63%.
По сравнению с аналогичным периодом 2023 года расходы по подразделу 1403 выросли на 1 819,8 тыс.руб. в связи со снижением уровня доходности бюджетов сельских поселений, соответственно снижением платежеспособности сельских администраций, образованием кредиторской задолженности сельских администраций по заработной плате и страховым взносам, приостановлением операций по счетам сельских администраций.
В ведомственной структуре расходы распределены между пятью главными распорядителями средств районного бюджета:
- Отдел поселковой работы администрации Хотынецкого района Орловской области в размере 1 240,4 тыс. руб. или 52,1% от плана, к уровню прошлого года расходы снижены на 593,1 тыс.руб. или на 32,3%;
- Отдел образования администрации Хотынецкого района Орловской области в размере 185 782,6 тыс. руб. или 66% от плана, рост расходов к уровню прошлого года составил 64 021,5 тыс.руб. или 152,6%;
- Финансовый отдел администрации Хотынецкого района Орловской области в размере 9 603,5 тыс. руб. или 31,8% от плана, рост расходов к уровню прошлого года составил 2 475,7 тыс.руб. или 134,7%;
- администрация Хотынецкого района Орловской области в размере 28 585,9 тыс. руб. или 57,2% от плана, рост расходов к уровню прошлого года составил 7 575,9 тыс.руб. или 136,1%;
- контрольно-счетная комиссия Хотынецкого района в размере 626,9 тыс.руб. или 82,7% от плана, рост расходов к уровню прошлого года составил 155,6 тыс.руб. или 133%.
Ведомственная структура расходов представлена на Рисунке 6.
Рисунок 6
Кассовое исполнение расходов на реализацию муниципальных программ Хотынецкого района за отчетный период сложилось в сумме 171 590,4 тыс. руб. (план – 317 522,8 тыс.руб.), что составило 83,4% в общем объеме расходов. Уровень исполнения программных расходов составил 54%. К аналогичному периоду 2023 года размер программных расходов увеличился на 45 300,2 тыс.руб. или на 35,9%.
Решением о бюджете муниципального района запланированы расходы на обеспечение мероприятий по 27 муниципальным программам.
Исполнение мероприятий обеспечено по следующим муниципальным программам:
- муниципальная программа «Развитие образования в Хотынецком районе на 2022-2026 годы» (план – 275 950,7 тыс.руб., исполнено – 162 435,3 тыс.руб.);
- муниципальная программа «Развитие культуры Хотынецкого района на 2022-2026 годы» (план – 6 088,7 тыс.руб., исполнено – 4 146,7 тыс.руб.);
- муниципальная программа «Основные направления развития земельных и имущественных отношений в Хотынецком районе Орловской области в 2023-2025 годах» (план – 898 тыс.руб., исполнено – 230,4 тыс.руб.);
- муниципальная программа «Развитие архивного дела в Хотынецком районе на 2022-2026 годы» (план – 15 тыс.руб., исполнено - 6,8 тыс.руб. );
- муниципальная программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2023-2025 годах» (план – 1 667,8 тыс.руб., исполнено – 990,3 тыс.руб.);
- муниципальная программа «Развитие, ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах Хотынецкого района на 2023-2027 годы» (план – 27 581,2 тыс.руб., исполнено - 91,1 тыс.руб.);
- муниципальная программа «Улучшение водоснабжения и водоотведения в сельских населенных пунктах Хотынецкого района на 2023-2025 годы» (план – 880 тыс.руб., исполнено – 61,2 тыс.руб.);
- муниципальная программа «Сохранение и реконструкция военно-мемориальных объектов в Хотынецком районе (2022-2026 годы)» (план – 40 тыс.руб., исполнено – 13,2 тыс.руб.);
- муниципальная программа «Молодежь Хотынецкого района на 2021 - 2024 годы» (план – 76,2 тыс.руб., исполнено - 24 тыс.руб.);
- муниципальная программа «Управление муниципальными финансами Хотынецкого района на 2020-2025 годы» (план – 4 000,9 тыс.руб., исполнено – 3 584,4 тыс.руб.);
- муниципальная программа «Укрепление общественного здоровья населения Хотынецкого района на 2020-2024 годы» (план - 10 тыс.руб., исполнено – 7 тыс.руб.).
Из утвержденных муниципальных программ не финансировались и не исполнялись мероприятия по 16 муниципальным программам (план – 354,3 тыс.руб.):
- муниципальная программа «Обустройство и ремонт контейнерных площадок для сбора ТКО на территории Хотыецкого района в 2022-2024 годах» (план – 26,6 тыс.руб.);
- муниципальная программа «Отходы» на 2024-2026 годы (план – 55,8 тыс.руб.);
- муниципальная программа «Обеспечение безопасности людей на водных объектах, создание и оборудование мест массового отдыха у водных объектов на территории Хотынецкого района на 2023-2025 годы» (план – 19,8 тыс.руб.);
- муниципальная программа «Содержание гражданских кладбищ в Хотынецком районе Орловской области на 2021-2023 годы» (план – 80,5 тыс.руб.),
- муниципальная программа «Содействие занятости несовершеннолетних граждан на территории Хотынецкого района на 2024-2026 годы» (план – 61,6 тыс.руб.);
- муниципальная программа «Профилактика правонарушений и укрепление общественной безопасности на 2021 - 2025 годы» (план - 5 тыс.руб.);
- муниципальная программа «Развитие муниципальной службы в Хотынецком районе на 2024-2026 годы» (план – 30 тыс.руб.);
- муниципальная программа «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Хотынецком районе на 2023-2025 годы» (план - 10 тыс.руб.);
- муниципальная программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Хотынецком районе на 2021-2025 годы» (план - 20 тыс.руб.);
- муниципальная программа «Противодействие экстремизму и профилактика терроризма на территории Хотынецкого района Орловской области на 2023-2025 годы» план - 5 тыс.руб.);
- муниципальная программа «Создание условий для реализации мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального мира и согласия на территории Хотынецкого района на 2023-2025 годы» (план - 10 тыс.руб.);
- муниципальная программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 2024-2026 годы» (план - 15 тыс.руб.);
- муниципальная программа «Доступная среда для инвалидов на 2021 - 2024 годы в Хотынецком районе Орловской области» (план - 10 тыс.руб.);
- муниципальная программа «Военно-патриотическое воспитание молодежи на 2022 - 2024 годы» (план - 5 тыс.руб.);
- муниципальная программа «Формирование законопослушного поведения участников дорожного движения на территории Хотынецкого района на 2023-2025 годы» (план - 2 тыс.руб.),
Использование резервного фонда администрации
Хотынецкого района
Решением Хотынецкого районного Совета народных от 26 декабря 2023 года № 52-РС «О районном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» (далее – Решение о бюджете) на 2024 год утвержден резервный фонд администрации района на непредвиденные расходы, на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в размере 400,0 тыс.руб.
По состоянию на 01.07.2024 за счет средств резервного фонда администрации района запланированы расходы на финансовое обеспечение мероприятий по временному социально-бытовому обустройству лиц, вынужденно покинувших территорию Украины и находящихся в пунктах временного размещения Хотынецкого района в размере 41,8 тыс.руб. (как субсидии на иные цели РМБУ СОЦ «Перспектива») в соответствии с п.1.2.4 Положения о порядке расходования средств резервного фонда администрации Хотынецкого района Орловской области, утвержденного постановлением администрации района от 2 сентября 2016 года № 288 в размере 41,8 тыс.руб. (не исполнены).
Нарушений порядка использования средств резервного фонда администрации Хотынецкого района не выявлено.
Дефицит бюджета и источники его покрытия
За полугодие 2024 года бюджет района исполнен с профицитом в размере 337,1 тыс. руб. при плановом дефиците 9 907,2 тыс.руб.
Выводы
1. За полугодие 2024 года в районный бюджет поступили доходы в объеме 206 176,4 тыс.руб. или 58,1% от утвержденного бюджета. Основной удельный вес в общем объеме доходной базы районного бюджета составляют безвозмездные поступления, налоговые и неналоговые доходы составляют 20,2% общего объема доходов.
2. План по налоговым и неналоговым доходам за полугодие 2024 года исполнен на 60,8% утвержденных годовых назначений. Объем поступлений указанных доходов превысил уровень прошлого года на 7 424,7 тыс.руб.
3. По безвозмездным поступлениям фактическое исполнение за полугодие 2024 года составило 57,4% от уточненного плана. В структуре безвозмездных поступлений дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности занимает 23,5% общего объема безвозмездных поступлений из бюджетов, что составляет 38 560,5 тыс.руб. Плановые назначения по дотациям исполнены на уровне 75,2 % от годового плана. В сравнении с аналогичным периодом 2023 года поступления дотаций увеличены на 5 624,6 тыс.руб.
4. За полугодие 2024 года расходы районного бюджета исполнены в объеме 205 839,3 тыс.руб., что составило 56,4% утвержденных плановых показателей.
По сравнению с аналогичным периодом 2023 года кассовые расходы бюджета выросли на 53 635,6 тыс. руб. или на 35,2%, что в большей степени обусловлено тем, что в текущем году в бюджете района предусмотрены и частично исполнены расходы на модернизацию школьных систем образования (капитальный ремонт МБОУ-Хотынецкая СОШ им. С.Г.Поматилова).
5. Кассовые расходы на социальную сферу исполнены в объеме 171 142,1 тыс. руб., что составило 83,1% всех кассовых расходов за отчетный период.
6. По итогам исполнения бюджета за полугодие 2024 года профицит составил 337,1 тыс. рублей.
Контрольно-счетная комиссия Хотынецкого района считает возможным принять к сведению отчет об исполнении районного бюджета за полугодие 2024 года.
Председатель контрольно-счетной Т.Е.Зеновкина
комиссии Хотынецкого района