ОТЧЕТ о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ неналоговых доходов и эффективности использования имущества и земельных участков»

    Основание для проведения мероприятия: п. 2.2. Плана работы контрольно-счетной комиссии Хотынецкого района Орловской области на 2018 год

    Объекты мероприятия: Администрация Хотынецкого района Орловской области, отдел поселковой работы администрации Хотынецкого района Орловской области.

    Исследуемый период: 2016-2017 годы

    Сроки проведения мероприятия с 12.03.2018г. по 12.04.2018г.

    Результаты мероприятия:

    1. Анализ поступлений неналоговых доходов консолидированного бюджета Хотынецкого района за 2016-2017 годы. Анализ применяемых льгот.

    Таблица 1

    Неналоговые доходы

    2016 год

    2017 год

    расхождение

    Доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим муниципальным образованиям

    1,3

    29,5

    28,2

    Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков

    3644

    4762,7

    1118,7

    Доходы, получаемые в виде арендной платы за земли после разграничения государственной собственности на землю, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков

    376,9

    117,8

    -259,1

    Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов местного самоуправления

    816,2

    425,5

    -390,7

    Плата по соглашениям об установлении сервитута в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах сельских поселений

    247,8

    0

    -247,8

    Доходы от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей МУП

    23,8

    146,7

    122,8

    Прочие поступления от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности

    6,4

    324,9

    318,5

    Платежи при пользовании природными ресурсами

    179

    171,5

    -7,5

    Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства

    586,4

    61,9

    -524,5

    Доходы от продажи материальных и нематериальных активов, в т.ч.

    17738,9

    12936,5

    -4802,4

    - доходы от реализации имущества, находящегося в муниципальной собственности

    8,5

    171,2

    162,7

    - доходы от продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности

    17730,4

    12765,3

    -4965,1

    Штрафы, санкции, возмещение ущерба

    1095,2

    873,8

    -221,4

    Прочие неналоговые доходы

    20,8

    41,4

    20,6

    итого

    24736,7

    19892,2

    -4844,5

    Объем поступлений неналоговых доходов районного бюджета за 2017 год составил 19 892,2 тыс. руб., что составляет 100,2% к уточненному годовому плану. Удельный вес неналоговых доходов в объеме налоговых и неналоговых доходов районного бюджета составил 22%. Уточненные плановые показатели выполнены по всем видам неналоговых доходов.

    К уровню 2016 года объем неналоговых снижен на 4 844,5 тыс.руб. или на 19,6%, что в основном обусловлено снижением доходов от продажи земельных участков, находящихся в собственности сельских поселений на 17 462,8 тыс.руб.: в 2017 году в районный бюджет поступили доходы от продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Алехинского сельского поселения (109,2 тыс.руб.), в 2016 году - доходы от продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Богородицкого сельского поселения (3 780 тыс.руб.) и Краснорябинского сельского поселения (13 792 тыс.руб.).

    К уровню 2016 года на 390,7 тыс.руб. снижены доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов местного самоуправления. В частности доходы от сдачи в аренду имущества муниципального района снижены на 212,2 тыс.руб., что в основном связано с досрочным расторжением с 07.07.2017г. договора аренды здания с филиалом АО "Россельхозбанк" по инициативе арендатора (до конца 2017 года договор аренды с новым арендатором не заключен).

    На 221,4 тыс.руб. по сравнению с прошлым годом снижено поступление штрафов и санкций. На 7,5 тыс.руб. снижены платежи при пользовании природными ресурсами.

    В 2017 году снижены доходы от оказания платных услуг на 524,5 тыс.руб. (родительская плата за содержание детей в дошкольных учреждениях), что обусловлено ликвидацией казенных дошкольных учреждений и формированием дошкольных групп в муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях.

    В ходе экспертно-аналитического мероприятия установлено нарушение приложения 1.1 к указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н: доходы от реализации металлолома в размере 19 тыс.руб. в 2017 году отражены по коду 009 114 02052 05 000 410 вместо 009 114 02052 05 440 (администрация Хотынецкого района).

    Решением Хотынецкого районного Совета народных депутатов от 20 декабря 2016 года № 34 – РС «О районном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предоставлена муниципальная преференция на 2017 год в форме снижения годовой арендной платы казенному учреждению Орловской области «Областной центр социальной защиты населения» на 50% и бюджетному учреждению Орловской области «Центр социального обслуживания населения Хотынецкого района» на 50%. Выпадающая сумма арендной платы в 2017 году составила 101,6 тыс.руб.

    2. Анализ использования муниципального имущества (приватизация, аренда)

      2.1. Решением Хотынецкого районного Совета народных депутатов от 20.12.2016г. №36-РС принята Программа приватизации муниципального имущества Хотынецкого района Орловской области на 2017 год. В программу вошли:

    · 13 объектов недвижимого имущества балансовой стоимостью 14 297,9 тыс.руб. (остаточной стоимостью 1 702,3 тыс.руб.). Предполагаемый доход - 6 181,6 тыс.руб.

    · 5 объектов движимого имущества (автомобили и строительные материалы) балансовой стоимостью 925,9 тыс.руб. (остаточной стоимостью 61,6 тыс.руб.). Предполагаемый доход – 255,5 тыс.руб.

    В 2017 году по результатам открытых аукционов проданы 3 автомобиля на сумму 189,4 тыс.руб. Порядок проведения открытых аукционов соответствует нормам статьи 18 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 N 178-ФЗ. Начальная рыночная оценка объектов установлена на основании отчетов о рыночной оценке муниципального имущества, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

    В ходе экспертно-аналитического мероприятия установлено, что 6 объектов балансовой стоимостью 4 160,7 тыс.руб. (остаточной стоимостью 3 096,7 тыс.руб.) не включены в программу приватизации на 2017 год:

    Таблица 2

    Наименование объекта

    Место нахождения

    Площадь/год выпуска

    Балансовая стоимость

    Остаточная стоимость

    автобус

    пгт.Хотынец, ул.ленина,д.40

    2007

    650

    0

    Гараж к музею

    пгт.Хотынец, ул.Поматилова, д.32

    80 кв.м.

    224,4

    89

    Нежилое помещение

    пгт.Хотынец, ул.Школьная, д.11, пом.5

    103,2 кв.м.

    276,6

    250

    Нежилое помещение (магазин)

    Хотынецкий район, с.Воейково, ул.Садовая, д.8, пом.2

    50 кв.м.

    91,4

    12,3

    Нежилое помещение

    пгт.Хотынец, ул.Ленина, д.10

    157,7

    136,1

    107,6

    Нежилое помещение

    Хотынецкий район, п.Жудерский, ул.Школьная, д.3, пом.2

    169,8

    2782,1

    2637,8

    В целях повышения эффективности использования имущества (из Таблицы 2) Решением Хотынецкого районного Совета народных депутатов от 22.12.2017г. № 60-РС 2 объекта (автобус и гараж к музею) включены в Программу приватизации на 2018 год. Остальные 4 объекта не востребованы потенциальными покупателями.

      2.2. В 2017 году в отношении 7 объектов недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении органов управления муниципального района, действовали договора аренды. Согласно условий договоров размер арендной платы, подлежащей уплате в бюджет муниципального района в 2017 году, составил 472,3 тыс.руб., поступило в бюджет муниципального района 304,1 тыс.руб. (Приложение 1). По состоянию на 01.01.2018г. по четырем договорам кредиторская задолженность составила 203,6 тыс.руб., по двум договорам переплата составила 35,4 тыс.руб. (Таблица 3).

    Таблица 3

    Наименование и местонахождение

    Арендатор

    Договор

    Переплата (-), задолженность (+)

    магазин пгт.Хотынец, ул.Ленина, д.25,пом.13

    ИП Лемешев И.В.

    № 6 от 11.04.2012г.

    -28,7

    № 2 от 02.03.2018г.

    87

    Нежилое помещение Орловская обл., Хотынецкий район, д.Хотимль-Кузменково, ул.Школьная, д.1, пом.1

    ПАО «Ростелеком»

    № 6 от 13.12.2016г.

    -6,7

    №1/0310/25/518-17 от 28.12.2017г.

    17,4

    Недвижимое имущество (теплосети) Орловская обл., Хотынецкий район, д.Хотимль-Кузьменково

    ООО "Коммунсервис"

    № 9 от 16.07.2012г.

    6,1

    Недвижимое имущество (теплотрасса, котельная) Орловская обл., Хотынецкий район, д.Хотимль-Кузьменково

    ООО "Коммунсервис"

    № 5 от 16.07.2012г.

    93,1

    Итого задолженность

     

     

    203,6

    Итого переплата

     

     

    35,4

    В нарушение ст. 330 ГК РФ и договорных обязательств в части неуплаты арендных платежей администрацией района не предпринимались меры по взысканию задолженности 203,6 тыс.руб. и пени в судебном порядке и расторжению договоров в одностороннем порядке.

    В нарушение ст. 3-17 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» с 17.07.2017г. до настоящего времени (более 9 месяцев) не заключены концессионные соглашения в отношении объектов теплоснабжения, расположенных в д.Хотимль-Кузменково (находятся на стадии согласования с Правительством Орловской области).

    В соответствии с требованиями п.17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» договора аренды с ИП Лемешевым И.В., БУ ОО «ЦСОН Хотынецкого района», КУ ОО «ОЦСЗН», ПАО «Ростелеком» заключались без проведения торгов. Договора аренды имущества с АО «Россельхозбанк» и ООО «Коммунсервис» заключались по результатам проведения открытых аукционов, процедура проведения аукционов соблюдена. Размеры арендной платы определялись по результатам рыночной оценки. Нарушений порядка заключения договоров аренды не установлено.

    По договорам аренды имущества, находящегося в оперативном управлении органов управления городского поселения и сельских поселений, в 2017 год в консолидированный бюджет поступили доходы в размере 77 тыс.руб. и 44,3 тыс.руб. соответственно. По состоянию на 01.01.2018г. МУП «Виалан» имел кредиторскую задолженность перед бюджетом городского поселения Хотынец в размере 30,6 тыс.руб., которая к 01.04.2018г. была снижена на 8,4 тыс.руб. и составила 22,2 тыс.руб. Арендные платежи по договорам, заключенным с сельскими поселениями, в 2017 году уплачены в полном объеме, по состоянию на 01.01.2018г. задолженность отсутствует.

    3. Анализ использования земельных ресурсов

    3.1. Управлением сельского хозяйства и продовольствия Хотынецкого района Орловской области для анализа был предоставлен баланс земли:

    Таблица 4

    Земельный фонд, га

    Земли населенных пунктов

    Земли промышленности

    Земли сельхозназначения

    2 994

    794

    57 222

    Таким образом, земельный фонд Хотынецкого района Орловской области составляет 61 010 га, из них большая часть (93,8%) – земли сельхозназначения.

    Анализ использования земель сельхозназначения

    Таблица 5

    Муниципальная собственность

    Паевой фонд

    Фонд перераспределения (собственность не разграничена)

    Всего

    Сдается в аренду

    Всего

    Фактически уплачивается земельный налог

    Всего

    Сдается в аренду

    526,5

    381

    24 891,5

    24 891,5

    4 434,1

    4 287,1

    На 16.05.2018г. объявлен аукцион о продаже права аренды трех участков общей площадью 52 га. из фонда перераспределения. Остальная часть фонда перераспределения (95 га) до настоящего времени не востребована арендаторами.

    Работа по поиску, оформлению и реализации невостребованных земельных участков

    По состоянию на 01.01.2018г. размер невостребованных земельных долей по опубликованным спискам составил 5 931 га, из них:

    - в судебном порядке признаны права муниципальной собственности на земельные доли общей площадью 3 155,4 га,

    - отказано по всем основаниям (нашлись собственники либо наследники) по долям общей площадью 2 385 га,

    - планируется к подаче в суд о признании права собственности по земельным долям площадью 390,6 га.

    По состоянию на 01.01.2018г. продано долей общей площадью 2 605,5га (в том числе в 2017 году Алехинским сельским поселением 18га), сданы в аренду земельные участки площадью 381 га.

    В 2017 году доходы от продажи земельных участков, права собственности на которые муниципальными образованиями Хотынецкого района были признаны в судебном порядке, составили 109,2 тыс.руб. (Алехинское сельское поселение). В 2016 году доходы по данному источнику составляли 17 572 тыс.руб. (Краснорябинское сельское поселение – 13 792 тыс.руб., Богородицкое сельское поселение – 3 780 тыс.руб.). Снижение доходов в отчетном году составило 17 462,8 тыс.руб.

    В целях повышения эффективности работы в данном направлении на 2018 год планируется:

    1. Подача в суд заявлений о признании права собственности на оставшееся количество земельных долей из опубликованных списков общей площадью 390,6 га (Ильинское сельское поселение и Алехинское сельское поселение),

    2. Продажа земельных участков, право муниципальной собственности на которые были признаны в судебном порядке в 2017 году, общей площадью 168,9 га. (Алехинское сельское поселение, Ильинское сельское поселение).

    3. Оформление права собственности на 7 долей общей площадью 52,5 га (Хотимль-Кузменковское сельское поселение), выявленных в 2017 год (первоначально было выявлено 17 долей площадью 127,5 га, до суда выявлены наследники на 9 долей, по 1 доле судом отказано в признании права собственности, по 2 долям (15 га) вынесено решение о признании права муниципальной собственности (решения вступят в силу в мае 2018 года), дела по 5 долям находятся на рассмотрении в суде).

    Анализ поступлений по договорам аренды земельных участков в 2017 году

    В 2017 году в консолидированный бюджет Хотынецкого района поступили доходы по договорам аренды земельных участков в размере 4 880,5 тыс.руб., кредиторская задолженность на 01.01.2018г. составила 2 724,1,1 тыс.руб.

    Проверкой установлено, что в отношении ряда арендаторов, сроки действия договоров с которыми до настоящего времени не истекли, имеющих наибольшую задолженность, не принимались меры, направленные на взыскание кредиторской задолженности в размере 1472,3 тыс.руб., в том числе в судебном порядке.

    Кроме того, в отношении должников, срок действия договоров с которыми истек до 01.01.2017г. (за исключением ООО «Петролиум Профи»), не были предприняты меры по взысканию кредиторской задолженности в судебном порядке в размере 181,5 тыс.руб.:

    Таблица 7

     

    Реквизиты договора

    Дебиторская задолженность

    Абашин В.Н.

     

    3

    Абашина Г.И.

    №41

    от 10.12.2013г.

    1,7

    № 84 от 07.11.2008г.

    0,2

    Алгереев И.З.

    №74 от 29.08.2011г.

    2,7

    Анисютин И.В.

     

    0,3

    Антонян Р.В.

     

    0,1

    Бацукина В.Н.

    №44 от 26.07.2011г.

    0,7

    Беликова З.И.

    №82 от 16.11.2011г.

    0,4

    Воробьев С.Г.

    №58 от 05.10.2009г.

    1

    Галахов Н.В.

    №26 от 05.05.2011г.

    2,5

    Галахов С.Н.

    №25 от 05.05.2011г.

    2,5

    Дитковский Ю.А.

    №80 от 13.11.2010г.

    2,8

    Есина Н.А.

    №59 от 05.10.2009г.

    0,3

    Жогов В.Г.

    №94 от 21.12.2010г.

    3

    Жогова Д.Г.

    №93 от 21.12.2010г.

    3

    Зудина О.Н.

    №6 от 24.01.2009г.

    1,4

    Кирсанов Д.И.

    №57 от 10.08.2010г.

    0,5

    Копанев Е.А.

    №9 от 16.12.2015г.

    0,7

    Литвинюк Н.В.

    №32 от 19.09.2014г.

    1,4

    Масалев Е.Е.

    №7 от 19.01.2010г.

    0,3

    Ноздрин Р.В.

    №36 от 15.03.2010г.

    0,8

    ОАО «Вымпел-Коммуникации»

    №34 от 02.07.2011г.

    0,4

    №4 от 4 от 07.02.2014г.

    0,4

    №47 от 19.07.2011г.

    0,1

    ОАО «Мегафон»

    №28 от 25.07.2012г.

    8,2

    ОАО «МТС»

    №1 от 01.04.2015г.

    6,9

    ООО «ТРАСТ-СТРОЙ»

    №9 от 29.04.2014г.

    75,8

    Парахин Г.П.

    №38 от 26.08.2014г.

    3

    №37 от 26.08.2014г.

    1,1

    №69 от 07.10.2008г.

    13,5

    Переведенцева Е.

    №18 от 27.02.2010г.

    0,6

    Пилюгина Л.М.

    №79 от 12.12.2011г.

    27

    Плешакова Л.А.

    №38 от 05.07.2011г.

    0,3

    Реутов М.Л.

    №58 от 30.07.2011г.

    0,3

    Рыбаков А.И.

    №56 от 16.08.2010г.

    0,5

    Сидоров Г.В.

    №73 от 22.10.2010г.

    2,7

    Стрелков С.С.

    №11 от 23.05.2014г.

    0,1

    ФГУП «Российские телевизионные и радиовещательные сети»

    №48 от 29.07.2011г.

    2,1

    Фролова Л.А.

    №34 от 27.04.2010г.

    0,5

    Цейзер Е.Г.

    №95 от 24.11.2009г.

    2,8

    Чаплыгина Е.В.

    №35 от 01.12.2014г.

    0,3

    Шалакина А.И.

    №4 от 18.02.2011г.

    0,3

    Шатова Е.В.

    №30 от 01.06.2011г.

    4,3

    Ярунин Г.А.

    №30 от 27.04.2010г.

    1

    Итого

     

    181,5

    Задолженность в размере 1 017,3 тыс.руб. по договору №13 от 18.02.2013г. с ООО «Петролиум Профи», в отношении которого принято решение о признании должника банкротом и введении конкурсного производства, включена в реестр требований кредиторов.

    Выводы:

    1. К уровню 2016 года объем неналоговых снижен на 4 844,5 тыс.руб. или на 19,6%, что в основном обусловлено снижением доходов от продажи земельных участков, находящихся в собственности сельских поселений на 17 462,8 тыс.руб.

    2. В нарушение приложения 1.1 к указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, доходы от реализации металлолома администрацией Хотынецкого района в 2017 году в размере 19 тыс.руб. отражены по коду 009 114 02052 05 000 410 вместо 009 114 02052 05 440 (п.1.1.2. Классификатора нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля) – 1ед).

    3. Проверкой выявлены объекты недвижимого имущества балансовой стоимостью 3 286,3 тыс.руб. (остаточной стоимостью 3 007,7 тыс.руб.), не переданные в аренду, безвозмездное пользование либо подлежащие приватизации (Таблица 2).

    4. В нарушение ст. 330 ГК РФ, ст.160.1 БК РФ и договорных обязательств в части уплаты арендных платежей администрацией района не предпринимались меры по взысканию задолженности по договорам аренды имущества в размере 203,6 тыс.руб. и пени в судебном порядке и расторжению договоров в одностороннем порядке. (п.3.60 Классификатора нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля) – 1ед – 203,6 тыс.руб.).

    5. В нарушение ст. 3-17 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» с 17.07.2017г. до настоящего времени (более 9 месяцев) не заключены концессионные соглашения в отношении объектов теплоснабжения, расположенных в д.Хотимль-Кузменково (находятся на стадии согласования с Правительством Орловской области) (п.3.50 Классификатора нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля) –1 ед).

    6. В нарушение ст.160.1 БК РФ, ст. 330 ГК РФ и договорных обязательств в отношении ряда арендаторов земельных участков, сроки действия договоров с которыми до настоящего времени не истекли, и имеющих наибольшую задолженность, администрацией Хотынецкого района не принимались меры, направленные на взыскание кредиторской задолженности в размере 1 472,3 тыс.руб., в том числе в судебном порядке (п.3.60 Классификатора нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля) – 1ед – 1 472,3 тыс.руб.).

    7. В нарушение ст.160.1 БК РФ, ст. 330 ГК РФ и договорных обязательств Администрацией Хотынецкого района не были предприняты меры по взысканию кредиторской задолженности в судебном порядке в размере 181,5 тыс.руб. по договорам аренды земельных участков, срок действия которых истек до 01.01.2017г. (п.3.60 Классификатора нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля) – 1ед – 181,5 тыс.руб.).

    Предложения:

    1. Предпринять комплекс мер по взиманию просроченной задолженности по арендной плате за пользование муниципальным имуществом и земельными участками.

    2. Продолжить работу по поиску, оформлению и реализации невостребованных земельных участков.

     

    Приложение на 1 листе.

     

     

    Председатель контрольно-счетной комиссии Т.Е.Зеновкина

    Хотынецкого района


    В этом разделе:

    Навигация