Концепция развития Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения- Ильинской средней общеобразовательной школы Хотынецкого района Орловской области на 2021-2023 годы

    Обсуждена и принята

    на педагогическом совете

    Протокол №3 от 29 марта 2021 года

     

    УТВЕРЖДАЮ:

    Директор школы

    ________ Н. И. Махова

    Приказ № 106-ПД

    от 29 марта 2021 года

     

     

     

     

     

    Концепция развития

    Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения-

    Ильинской средней общеобразовательной школы

    Хотынецкого района Орловской области

     

    на 2021-2023 годы

     


    Основные разделы Концепции развития

    Наименование раздела

    Стр.

     

    Введение

     

    3

     

    Анализ текущего состояния, описание ключевых рисков развития образовательной организации

     

    4

    Цели и задачи развития образовательной организации

    11

     

    Меры и мероприятия по достижению целей развития

     

    12

    Лица, ответственные за достижение результатов.

    13

     

     


    Введение

    Существующие в настоящее время трудности в обеспечении качества образования в школе обуславливают необходимость нововведений в организации и управлении качеством образования. Одной из федеральных программ, создающих условия для роста человеческого капитала, эффективного развития образования, обеспечения доступности качественного образования, является государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2018-2025 годы, утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации № 1642 от 26.12.2017.

    Настоящая Концепция развития является стратегическим документом, определяющим пути и основные направления повышения качества образования и стабилизации его результатов.

    Концепция разработана в соответствии с:

    - Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018 г.)
    «Об образовании в Российской Федерации»;

    - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
    от 06.10.2009 г. № 373 (в ред. от 11.12.2020 N 712) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

    - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
    от 17.12.2010 г. № 1897 ((в ред. от 11.12.2020 N 713)) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

    - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
    от 17.05.2012 г. № 413 ((в ред. от 11.12.2020 N 714)) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».

    - Приказ Департамента образования Орловской области от 3 марта 2021 г. № 239 «Об утверждении регионального плана-графика реализации проекта по организации методической поддержки общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся»

    Приоритетные цели деятельности ОО:

    - обеспечение развития школы как открытой образовательной системы, ориентированной на удовлетворение потребностей всех субъектов в качественном и доступном образовании;

    - повышение качества образовательной деятельности в школе на основе внедрения современных педагогических и управленческих технологий в образовательную практику и развития сетевого взаимодействия в условиях цифрового образовательного пространства

    Миссия школы заключается в том, чтобы создать условия для предоставления учащимся качественного образования, позволяющего успешно жить в быстро меняющемся мире, быть истинным гражданином своей страны, её патриотом, становления творческой, социально компетентной, нравственно и физически здоровой личности учащегося, готовой к определению своего места в жизни, к самосовершенствованию.

    Ценности, на которых уже сегодня основана и будет основываться в дальнейшем деятельность школы:

    •доверие и уважение друг к другу учащихся, педагогов, родителей (законных представителей);

    •стремление к психологической комфортности для всех субъектов педагогического процесса;

    •атмосфера свободы творчества, способствующая разностороннему развитию обучающихся и учителей;

    • обеспечение высокого стандарта образования для всех выпускников школы;

    •стремление к обеспечению социальной адаптации выпускника школы.

     

    Анализ текущего состояния, описание ключевых рисков развития образовательной организации

    Социальный паспорт школы 2020 – 2021 учебный год

    В школе обучается 65 человека. Из них:

    - из многодетных семей -7человек.,

    - детей-инвалидов-1,

    - детей с ОВЗ-3,

    - детей, находящихся под опекой-12.

    - детей из группы риска-2,

    - детей, стоящих на учете в ПДН-2 человек.

    Всего семей- 44. Из них:

    - многодетных семей-3,

    - неполных семей-14,

    - семей, находящихся в социально-опасном положении и состоящих на учете –нет.

    Социально-экономическое положение и образование родителей зачастую приводит к тому, что большинство из них не может оказать помощь своему ребенку в подготовке к занятиям. У учащихся постепенно снижается мотивация к получению качественного образования, поскольку родители – основной субъект для подражания у большинства детей.

    Многие родители (около 90%) не имеют высшего образования, отсюда нежелание родителей заниматься воспитанием детей в полной мере. А это в свою очередь ведет к слабой мотивации к обучению. В школе неплохая материально-техническая база. В 2020 году на базе школы открыт Центр цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», оснащены современным оборудованием кабинеты информатики, технологии и проектной деятельности, но материальная база школы не совсем соответствует уровню, которые предъявляются сегодня требованиями ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС для детей с ОВЗ

     

    Кадровое обеспечение

    В школе работает 14 педагогов, из которых 13 имеют высшее образование, 1 – среднее специальное, 11 педагогов имеют первую квалификационную категорию, двое – высшую, один – соответствие занимаемой должности.

    Последние годы педагогический коллектив осуществляет процесс преобразования всех сфер жизнедеятельности школы, в центре которой стоит идея развития творческого потенциала учителя и ученика.

    Учителя школы работают творчески, применяют в своей работе разнообразные и разноуровневые формы обучения. В школе созданы все необходимые условия для реализации обучения детей с разными способностями, с разной степенью усвоения учебного материала. Всё больше внимания на своих уроках учителя уделяют использованию электронно-образовательных ресурсов.

     

    По возрасту:

     

    Моложе 25 лет

    25-35 лет

    35-55лет

    55- свыше 60 лет

    0

    0

    8

    6

     

    . Курсовая подготовка, являясь одной из форм повышения квалификации, оказывает неоценимую помощь в профессиональном становлении и развитии учителей, повышает их научно-методический уровень.

    Сегодня учитель имеет возможность самостоятельно выбирать место обучения, тематику курсов (из предложенных), форму прохождения (очно, очно-дистационно, дистанционно). В течение учебного года педагогические работники проходили курсы повышения квалификации в БУ ОО ДПО «Институт развития образования», ООО «Инфоурок», «Единыйурок.рф». Два педагога прошли повышение квалификации по дополнительным прфессиональным программам «Введение в цифровую трансформацию образовательной организации» и «Цифровые технологии для трансформации школы». Все педагоги имеют курсы повышения квалификации в соответствии с преподаваемыми предметами. Педагогам необходимо уделить внимание технологии формирующего оценивания, работу с детьми с ОВЗ.

     

    Результативность образовательного процесса

    Освоили образовательные программы 100% обучающихся, промежуточную аттестацию прошли 100% обучающихся и переведены в следующий класс.

    В 2019-2020 учебном году обучалось 61 человек, 4 обучающихся обучались по АООП.

     

    По уровням образования:

    2019-2020 год:

    61 обучающихся

    Начальное общее образование (1-4 классы)- 21

    Основное общее образование(5-9классы) –40

    Среднее общее образование (10-11 классы) -0

    2020 - 2021год:

    66 обучающихся

    Начальное общее образование (1-4 классы) - 24

    Основное общее образование (5-9 классы) –38

    Среднее общее образование (10 класс) -4

    Количество классов комплектов – 10

    Средняя наполняемость в классах составила 6,6 обучающихся.

    Из 56 аттестуемых обучающихся 2-9 классов в 2019-2020 учебном году:

    На «5» - занимается 2 обучающихся - 3,5%

    На «4» и «5» - занимаются 14 обучающихся (25%).

    Качество знаний по итогам года составило 30%

    По сравнению с итогами 2018-19 учебного года качество образования снизилось на 3 %.

     

    Качество образования обучающихся по уровням обучения и годам обучения

     

     

    2017-2018

    2018-2019

    2019-2020

    Начальное общее образование (%)

    50

    41,6

    30

    Основное общее образование (%)

    33,6

    30,6

    27,8

    Среднее общее образование (%)

    66,5

    100

    -

     

     

     

     

    Вывод:анализ диаграммы показывает, что качество образования на уровне начального общего в 2019-2020 учебном году снизилось на 11,6%, и соответствует базовому уровню подготовки.

     

     

     

    Вывод:анализ диаграммы показывает, что качество образования на уровне основного общего образования в 2019-2020 учебном году снизилось на 2,8 % и соотвествует базовому уровню

     

     

     

    ВЫВОДЫ: в 2019-2020 учебном году произошло снижение качества образования на уровне начального общего и основного общего образования.

     

    Качество образования по предметам учебного плана ( данные представлены за 2019 – 2020 учебный год).

    Мониторинг уровня обученности и успеваемости по предметам за 2018-2019 и 2019-2020 учебные года в сравнении.

    Как видно из ниже приведённой таблицы, качество обученности в среднем по учебным предметам в 2018-2019 и 2019-2020 учебных годах в сравнении составило 70% и 69%, успеваемость – 100%. Это указывает, что качество знаний в 2018-2019 и 2019-2040 учебных годах в сравнении держится на стабильном уровне.

    Таким образом, качество обученности в 2019-2020 учебном году снизилось на 1%.

    предмет

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Средний показатель

     

    Обученности %

    Успеваемости %

    разница

    2019г

    2020

    2019

    2020

     

    Русский язык

    45

    45

    100

    100

    =

    Литература

    56

    60

    100

    100

    +4%

    История

    46

    47

    100

    100

    +1%

    Обществознание

    50

    49

    100

    100

    -1%

    Французский язык

    49

    44

    100

    100

    -5%

    Математика

    45

    48

    100

    100

    +3%

    Алгебра

    62

    62

    100

    100

    =

    Геометрия

    52

    52

    100

    100

    =

    Физкультура

    95

    96

    100

    100

    +1%

    Информатика

    63

    80

    100

    100

    +23%

    География

    68

    57

    100

    100

    -11%

    Физика

    43

    41

    100

    100

    -2%

    ОБЖ

    97

    90

    100

    100

    -8%

    ИЗО

    96

    84

    100

    100

    -8%

    Музыка

    96

    98

    100

    100

    +4%

    Биология

    60

    60

    100

    100

    =

    Окружающий мир

    50

    65

    100

    100

    +15%

    Химия

    71

    57

    100

    100

    -14%

    Технология

    96

    92

    100

    100

    -4%

    Итого

    70%

    69%

    100

    100

    -1%

     

     

    1. По итогам года произошло снижение качества образования по французскому языку на 5%, обществознанию на 1%, географии на 11%, химии на 14 %, ИЗО на 8%, ОБЖ на 8%, технологии на 4%, физике на 2%.

    2. По итогам года произошло повышение качества образования по литературе на 4%, математике на 3 %, информатике на 23%, окружающему миру на 15%, музыке на 4%.

    3. По итогам года качество образования не изменилось по русскрому языку (45%), алгебре (62%), геометрии (52%) биологии (60%).

     

    Сравнительные результаты промежуточной аттестации и итоговых контрольных работ по предметам учебного плана за 2018-19 учебный год и промежуточной аттестации, и итоговых контрольных работ за 2019-20 учебный год

    В связи с тем, что обучающиеся находились на дистанционном обучении с 6 апреля 2020 года (COVID– 19) результатами промежуточной аттестации в 2019-2020 учебном году считались итоговые (годовые результаты обучающихся.)

     

     

    Предмет

    Качество образования по предмету (%) за 2018-2019 учебный год

    Качество образования по предмету (%) за 2019-2020 учебный год

    Динамика результатов

    Русский язык

    46,5

    45

    -1,5

    Литература

    57

    60

    +3

    Математика

    50

    48

    -2

    Окружающий мир

    73

    65

    -8

    Алгебра

    62

    62

    =

    Информатика

    78

    80

    +2

    Французский язык

    42

    44

    +2

    География

    69

    57

    -12

    Физика

    50

    41

    -9

    Биология

    56

    60

    +4

    ОБЖ

    90,5

    90

    -0,5

    Технология

    100

    92

    -8

    Геометрия

    59

    52

    -7

    Химия

    48,5

    57

    -8,5

    История

    49

    47

    -2

    Обществознание

    57

    49

    -8

    Физкультура

    98,5

    96

    -2,5

     

    Выводы:

    Сравнительные результаты качества образования показывают, что:

    1.Повысилось качество образования по литературе на 3%, по информатике на 2%, французскому языку на 2%, биологии на 4%.

    2.Снизилось качество образования по русскому языку на 1,5%, математике на 2%, географии на 12%, физике на 9%, технологии на 8%, геометрии на 7%, химии на 8,5%, истории на 2%, обществознанию на 8%, физкультуре на 2,5%.

     

     

     

     

     

    Результаты государственной итоговой аттестации

     

    Итоги ГИА выпускников 9 класса в форме ОГЭ в 2020 году

     

    В 9 классе обучались 7 человек. Все были допущены к государственной итоговой аттестации.

    На основании Приказа МП РФ от 11 июня 2020 года № 293/650 «Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в 2020 году» итоговая аттестация считается пройденной обучающимися 9 класса, «не имеющими академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за IX класс не ниже удовлетворительных), подавшие заявления на участие в ГИА-9 в установленный пунктом 12 Порядка, имеющие результат ≪зачет≫ за итоговое собеседование по русскому языку и допущенные в 2020 году к ГИА-9;

    ГИА-9 проводилось в форме промежуточной аттестации, результаты которой признаются результатами ГИА-9 и являются основанием для выдачи аттестатов об основном общем образовании путем выставления по всем учебным предметам учебного плана, изучаемым в IX классе, итоговых отметок, которые определяются как среднее арифметическое четвертных (триместровых) отметок за IX класс.

    Средний балл по итогам промежуточной аттестации в 2019-2020году:

    по русскому языку 3,7, по математике 3,8.

    Русский язык -71%

    Математика-85,7%

    Биология – 85,6%

    Обществознание- 85,6%

    География-85,6%

     

     

     

     

     

     

    ГИА-9 2018-2019г

    Русский язык- 30%

    Математика- 13%

    Обществознание-13%

    География – 0%

    Биолгоия -0%

    Выводы: По результатам ОГЭ в 2020 году качество образования выпускников 9 класса по сравнению с 2019 годом по русскому языку повысилось на 41%, по математике на 72,7%, обществознанию на 72,7%, географии на 85,6%.

     

    Итоги ГИА выпускников 11 класса в форме ЕГЭ в 2020 году

     

     

     

    Результаты ЕГЭ 2019 года

    Ф.И.

    Предмет

    Средний балл

    в 2019 году

    Средний балл

    в 2020 году

    Русский язык

    79

    В 2020 году 11 класса в школе не было.

     

    Математика (профильный уровень)

    12.3

    Обществознание

    48,5

    Биология

    51,5

    История

    60

    Химия

    56

     

    Анализ актуального состояния образовательной системы школы позволяет сформулировать основные проблемы в следующем порядке их влияния на уровень достигаемых результатов образовательной деятельности:

    1. Снижение уровня достигаемых образовательных результатов за счёт увеличения доли обучающихся с низкой учебной мотивацией, обусловленной нежеланием учиться, отсутствием умения ставить цели, преодолевать трудности.

    2.Отсутствие единых норм и правил внутреннего и внешнего мониторинга качества педагогической деятельности на основе требований ФГОС.

    3.Отсутствие системы работы по формированию мотивации и вовлечённости в продуктивную образовательную деятельность обучающихся с разной учебной мотивацией и их родителей.

    Приоритеты в решении выявленных проблем:

    ü Повышение качества преподавания, освоение новых педагогических технологий

    ü Своевременное выявление образовавшихся пробелов в знаниях учащихся и организация своевременной ликвидации этих пробелов

    ü Организация учебного процесса с целью развития у учащихся внутренней мотивации учебной деятельности, познавательного интереса к учению

    ü Развитие взаимодействия с родителями, местным сообществом

    ü Социальное партнерство и сетевое взаимодействие

     

    Оценка качества обучения по классам, по уровням образования, выяснение причин понижения успеваемости приводит к разработке мероприятий по повышению мотивации обучающихся и их родителей.

     

    В соответствии с рисковым профилем определились риски деятельности школы:

    Риск 1: Низкий уровень оснащения школы.

    Риск 2: Высокая доля обучающихся с рисками учебной неуспешности.

     

    Цели и задачи развития образовательной организации

    С учётом результатов анализа «рискового профиля» и выделенных ключевых проблем, в соответствии с миссией школы, по каждому рисковому направлению определены цели и задачи работы:

    Риск1: Низкий уровень оснащения школы

    Цель: Совершенствование инфраструктуры школы, способной обеспечить качественное проведение образовательного процесса.

    Задачи:

    1. Применение возможностей Точки роста в информатизации образовательного процесса школы.

    - Развитие и продвижение школьного сайта (изменение структуры и содержания).

    - Развитие электронного документооборота.

    2. Модернизация материально-технической базы:

    - Проведение текущего ремонта в отдельных помещениях и учебных кабинетах, создание инфраструктуры в соответствии с требованиями ФГОС, СанПин.

    - Оснащение учебного процесса учебниками и учебными пособиями.

    Ожидаемый результат

    Преодоление риска через укрепление и обновление материально-технической базы школы для улучшения качества образования.

     

     

     

     

    Риск 2: Высокая доля обучающихся с рисками учебной неуспешности

    Цель: Снижение доли обучающихся с рисками учебной неуспешности к концу 2020-2021 учебного года за счет создания условий для эффективного обучения и повышения мотивации к учебной деятельности.

    Задачи:

    1 Применение новых образовательных технологий для преодоления низких образовательных результатов;

    2.Обеспечение положительной динамики результатов промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

    3. Рост среднего балла ГИА среди учащихся школы уровня основного общего и среднего общего образования

    4.Увеличение доли учащихся, принимающих участие в очных, заочных, дистанционных олимпиадах, конкурсах различных уровней.

    Ожидаемый результат

    Повышение успеваемости и уровня качества знаний, результатов ГИА, ВПР, рост учебных достижений обучающихся

    Меры и мероприятия по достижению целей развития

    Рисковый профиль 1. Низкий уровень оснащения школы

    №п/п

    Наименование мероприятия

    Сроки

    Ответственные исполнители

    Результат

    1.

    Проведение текущего ремонта школы, обновление учебного оборудования в соответствии с требованиями ФГОС

     

    Июнь-декабрь 2021 года

    Директор, заведующий хозяйством

    Реализован план- подготовки к новому учебному году

    2.

    Привлечение спонсорских средств, добровольных пожертвований с целью улучшения материально-технической базы школы и санитарно-гигиенических условий образовательной среды

     

    Апрель-декабрь 2021 года

    Директор

    Письма, заявки, заключение договоров о взаимодействии

    3.

    Подключение школы и педагогов к бесплатным платформам ZOOM, Учи.ру, ЯКласс.

    Январь-декабрь 2021 года

    Методист, учителя-предметники

    Работа на образовательных платформах

    4.

    Улучшение материально-технической базы кабинетов иностранного языка, химии (приобретение компьютеров)

    Апрель-сентябрь 2021 года

    Директор

    Приобретение

    5.

    Подключение скоростного Интернета в учебные кабинеты

    Апрель-июнь 2021 год

    Директор

    Подключение

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Рисковый профиль 2. Высокая доля обучающихся с рисками учебной неуспешности

     

    №п/п

    Наименование мероприятия

    Сроки исполнения

    Ответственные

    Результат

    1.

    Создание банка данных учащихся, испытывающих затруднения в обучении

     

    апрель 2021 год

    Методист

    Список обучающихся. Уменьшение количества детей, испытывающих трудности в обучении

    2.

    Проведение вводных, рубежных контрольных

    работ

     

    Сентябрь, декабрь 2021 год

    Методист, учителя-предметники

    Результаты мониторинга.

    Выявление ученических и педагогических дефицитов.

    3.

    Проведение и анализ итоговых контрольных работ, диагностических работ по подготовке к ГИА,

    промежуточной аттестации,

    комплексных работ на метапредметной основе

    по ФГОС

     

    Апрель-май 2021

    В течение 2021 года

     

    Апрель-май 2021

    Методист, учителя-предметники

    Методист, учителя-предметники

     

    Методист, учителя-предметники

    Результаты мониторинга.

    Рост образовательных результатов на всех уровнях образования.

    4.

    Участие в проведении ВПР. Корректировка образовательного процесса с учетом результатов ВПР

    Апрель-май 2021 года

    Методист, учителя-предметники

    Итоги ВПР (аналитическая справка).Увеличение доли обучающихся, имеющих высокие и средние образовательные результаты по ВПР.

    5.

    Проведение педагогического совета по теме «Причины низкого качества знаний учащихся и пути их преодоления»

     

    Март 2021 года

    Директор

    Протокол педсовета

    6.

    Организация дополнительных занятий с отстающими учащимися в рамках работы учебных кабинетов

     

    Весь период

    Учителя-предметники

    График работы предметных кабинетов. Индивидуальная работа с детьми, имеющими особые образовательные потребности.

    7.

    Проведение педагогического совета по результатам реализации Проекта

    Декабрь 2021 года

    Педагоги, родители.

    Протокол педсовета. Информационные материалы по реализации Проекта.

     

    Лица ответственные за достижение результатов

    Директор:


    ­-ответственный за реализацию концепции

    -общий контроль за реализацией программы по переходу школы в эффективный режим работы;
    ­- обеспечение взаимодействия участников образовательных отношений;
    ­- укрепление материально-технической базы ;
    - приведение средств обучения в соответствии с современными требованиями;
    ­- управление бюджетом;
    ­- организация мониторинга хода и результатов реализации Программы в целяхпроведения возможных корректировок ведущихся и планируемых действий.


    Методист и педагог-организатор:


    ­- системный анализ проблем и планирование деятельности, направленной на ихразрешение;
    ­- организация и разработка механизма взаимодействия участников образовательных отношений и социальных партнёров;
    ­- организация повышения квалификации педагогических кадров;
    ­- развитие творческих инициатив, мобильности педагогических работников ОУ,
    - обобщение и распространение передового опыта педагогов;
    ­- организация взаимопосещения уроков, внеклассных мероприятий с последующим самоанализом и анализом достигнутых результатов;
    ­- анализ состояния преподавания по итогам промежуточного, итогового контроля;
    ­- текущий контроль реализации перехода школы в эффективный режим работы.


    Социальный педагог


    ­­­- организация коррекционно-развивающей работы;

    ­- проведение психологической профилактики, направленной на предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, трудностей в интеллектуальном и личностном развитии;

    ­- проведение семинаров с элементами тренинга для педагогических работников;
    ­ -участие в подготовке и проведении родительских собраний;
    ­- проведение консультативной работы с обучающимися, педагогами, родителями;
    ­- проведение опросов, диагностики с целью определения эффективности работы.


    Учителя - предметники:


    - проведение предметной диагностики с целью оценки уровня усвоения учащимися образовательной программы;
    - проведение индивидуальных и групповых занятий в рамках базисного учебного плана;
    - проведение тренинга, способствующего совершенствованию у учащихся навыка работы с КИМами, обеспечение предметной готовности выпускников к сдаче экзаменов;
    - освоение новых образовательных технологий, активных методов обучения.
    - активное использование в образовательном процессе метода проектов, проблемных ситуаций;
    - сопровождение обучающихся по выстраиванию индивидуального образовательного маршрута.


    Классные руководители:


    ­- информирование и осуществление постоянной связи между субъектами образовательных отношений, направленной на повышение качества образования;

    ­ оказание психолого-педагогической поддержки обучающимся на протяжении всего периода подготовки к ГИА, во время проведения, а также после окончания процедуры;

    - организация взаимодействия обучающихся, педагогических работников, родительской общественности, социальных партнёров по выстраиванию

    обучающимися образовательных маршрутов;

    ­ проведение профориентационных мероприятий.

     

     

     


    В этом разделе:

    Навигация