Обсуждена и принята на педагогическом совете Протокол №3 от 29 марта 2021 года
|
УТВЕРЖДАЮ: Директор школы ________ Н. И. Махова Приказ № 106-ПД от 29 марта 2021 года |
|
Концепция развития
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения-
Ильинской средней общеобразовательной школы
Хотынецкого района Орловской области
на 2021-2023 годы
Основные разделы Концепции развития
Наименование раздела |
Стр. |
Введение |
3
|
Анализ текущего состояния, описание ключевых рисков развития образовательной организации
|
4 |
Цели и задачи развития образовательной организации |
11
|
Меры и мероприятия по достижению целей развития
|
12 |
Лица, ответственные за достижение результатов. |
13
|
Введение
Существующие в настоящее время трудности в обеспечении качества образования в школе обуславливают необходимость нововведений в организации и управлении качеством образования. Одной из федеральных программ, создающих условия для роста человеческого капитала, эффективного развития образования, обеспечения доступности качественного образования, является государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2018-2025 годы, утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации № 1642 от 26.12.2017.
Настоящая Концепция развития является стратегическим документом, определяющим пути и основные направления повышения качества образования и стабилизации его результатов.
Концепция разработана в соответствии с:
-
Федеральный
закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018 г.)
«Об образовании в Российской Федерации»;
-
Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации
от 06.10.2009 г. № 373 (в ред. от 11.12.2020 N 712) «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
-
Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17.12.2010 г. № 1897 ((в ред. от 11.12.2020 N 713)) «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования»;
-
Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17.05.2012 г. № 413 ((в ред. от 11.12.2020 N 714)) «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования».
- Приказ Департамента образования Орловской области от 3 марта 2021 г. № 239 «Об утверждении регионального плана-графика реализации проекта по организации методической поддержки общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся»
Приоритетные цели деятельности ОО:
- обеспечение развития школы как открытой образовательной системы, ориентированной на удовлетворение потребностей всех субъектов в качественном и доступном образовании;
- повышение качества образовательной деятельности в школе на основе внедрения современных педагогических и управленческих технологий в образовательную практику и развития сетевого взаимодействия в условиях цифрового образовательного пространства
Миссия школы заключается в том, чтобы создать условия для предоставления учащимся качественного образования, позволяющего успешно жить в быстро меняющемся мире, быть истинным гражданином своей страны, её патриотом, становления творческой, социально компетентной, нравственно и физически здоровой личности учащегося, готовой к определению своего места в жизни, к самосовершенствованию.
Ценности, на которых уже сегодня основана и будет основываться в дальнейшем деятельность школы:
•доверие и уважение друг к другу учащихся, педагогов, родителей (законных представителей);
•стремление к психологической комфортности для всех субъектов педагогического процесса;
•атмосфера свободы творчества, способствующая разностороннему развитию обучающихся и учителей;
• обеспечение высокого стандарта образования для всех выпускников школы;
•стремление к обеспечению социальной адаптации выпускника школы.
Анализ текущего состояния, описание ключевых рисков развития образовательной организации
Социальный паспорт школы 2020 – 2021 учебный год
В школе обучается 65 человека. Из них:
- из многодетных семей -7человек.,
- детей-инвалидов-1,
- детей с ОВЗ-3,
- детей, находящихся под опекой-12.
- детей из группы риска-2,
- детей, стоящих на учете в ПДН-2 человек.
Всего семей- 44. Из них:
- многодетных семей-3,
- неполных семей-14,
- семей, находящихся в социально-опасном положении и состоящих на учете –нет.
Социально-экономическое положение и образование родителей зачастую приводит к тому, что большинство из них не может оказать помощь своему ребенку в подготовке к занятиям. У учащихся постепенно снижается мотивация к получению качественного образования, поскольку родители – основной субъект для подражания у большинства детей.
Многие родители (около 90%) не имеют высшего образования, отсюда нежелание родителей заниматься воспитанием детей в полной мере. А это в свою очередь ведет к слабой мотивации к обучению. В школе неплохая материально-техническая база. В 2020 году на базе школы открыт Центр цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», оснащены современным оборудованием кабинеты информатики, технологии и проектной деятельности, но материальная база школы не совсем соответствует уровню, которые предъявляются сегодня требованиями ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС для детей с ОВЗ
Кадровое обеспечение
В школе работает 14 педагогов, из которых 13 имеют высшее образование, 1 – среднее специальное, 11 педагогов имеют первую квалификационную категорию, двое – высшую, один – соответствие занимаемой должности.
Последние годы педагогический коллектив осуществляет процесс преобразования всех сфер жизнедеятельности школы, в центре которой стоит идея развития творческого потенциала учителя и ученика.
Учителя школы работают творчески, применяют в своей работе разнообразные и разноуровневые формы обучения. В школе созданы все необходимые условия для реализации обучения детей с разными способностями, с разной степенью усвоения учебного материала. Всё больше внимания на своих уроках учителя уделяют использованию электронно-образовательных ресурсов.
По возрасту:
Моложе 25 лет |
25-35 лет |
35-55лет |
55- свыше 60 лет |
0 |
0 |
8 |
6 |
. Курсовая подготовка, являясь одной из форм повышения квалификации, оказывает неоценимую помощь в профессиональном становлении и развитии учителей, повышает их научно-методический уровень.
Сегодня учитель имеет возможность самостоятельно выбирать место обучения, тематику курсов (из предложенных), форму прохождения (очно, очно-дистационно, дистанционно). В течение учебного года педагогические работники проходили курсы повышения квалификации в БУ ОО ДПО «Институт развития образования», ООО «Инфоурок», «Единыйурок.рф». Два педагога прошли повышение квалификации по дополнительным прфессиональным программам «Введение в цифровую трансформацию образовательной организации» и «Цифровые технологии для трансформации школы». Все педагоги имеют курсы повышения квалификации в соответствии с преподаваемыми предметами. Педагогам необходимо уделить внимание технологии формирующего оценивания, работу с детьми с ОВЗ.
Результативность образовательного процесса
Освоили образовательные программы 100% обучающихся, промежуточную аттестацию прошли 100% обучающихся и переведены в следующий класс.
В 2019-2020 учебном году обучалось 61 человек, 4 обучающихся обучались по АООП.
По уровням образования:
2019-2020 год:
Начальное общее образование (1-4 классы)- 21
Основное общее образование(5-9классы) –40
Среднее общее образование (10-11 классы) -0
2020 - 2021год:
66 обучающихся
Начальное общее образование (1-4 классы) - 24
Основное общее образование (5-9 классы) –38
Среднее общее образование (10 класс) -4
Количество классов комплектов – 10
Средняя наполняемость в классах составила 6,6 обучающихся.
Из 56 аттестуемых обучающихся 2-9 классов в 2019-2020 учебном году:
На «5» - занимается 2 обучающихся - 3,5%
На «4» и «5» - занимаются 14 обучающихся (25%).
Качество знаний по итогам года составило 30%
По сравнению с итогами 2018-19 учебного года качество образования снизилось на 3 %.
Качество образования обучающихся по уровням обучения и годам обучения
|
2017-2018 |
2018-2019 |
2019-2020 |
Начальное общее образование (%) |
50 |
41,6 |
30 |
Основное общее образование (%) |
33,6 |
30,6 |
27,8 |
Среднее общее образование (%) |
66,5 |
100 |
- |
Вывод:анализ диаграммы показывает, что качество образования на уровне начального общего в 2019-2020 учебном году снизилось на 11,6%, и соответствует базовому уровню подготовки.
Вывод:анализ диаграммы показывает, что качество образования на уровне основного общего образования в 2019-2020 учебном году снизилось на 2,8 % и соотвествует базовому уровню
ВЫВОДЫ: в 2019-2020 учебном году произошло снижение качества образования на уровне начального общего и основного общего образования.
Качество образования по предметам учебного плана ( данные представлены за 2019 – 2020 учебный год).
Мониторинг уровня обученности и успеваемости по предметам за 2018-2019 и 2019-2020 учебные года в сравнении.
Как видно из ниже приведённой таблицы, качество обученности в среднем по учебным предметам в 2018-2019 и 2019-2020 учебных годах в сравнении составило 70% и 69%, успеваемость – 100%. Это указывает, что качество знаний в 2018-2019 и 2019-2040 учебных годах в сравнении держится на стабильном уровне.
Таким образом, качество обученности в 2019-2020 учебном году снизилось на 1%.
предмет |
Средний показатель
|
Обученности % |
Успеваемости % |
разница |
||
2019г |
2020 |
2019 |
2020 |
|
||
Русский язык |
45 |
45 |
100 |
100 |
= |
|
Литература |
56 |
60 |
100 |
100 |
+4% |
|
История |
46 |
47 |
100 |
100 |
+1% |
|
Обществознание |
50 |
49 |
100 |
100 |
-1% |
|
Французский язык |
49 |
44 |
100 |
100 |
-5% |
|
Математика |
45 |
48 |
100 |
100 |
+3% |
|
Алгебра |
62 |
62 |
100 |
100 |
= |
|
Геометрия |
52 |
52 |
100 |
100 |
= |
|
Физкультура |
95 |
96 |
100 |
100 |
+1% |
|
Информатика |
63 |
80 |
100 |
100 |
+23% |
|
География |
68 |
57 |
100 |
100 |
-11% |
|
Физика |
43 |
41 |
100 |
100 |
-2% |
|
ОБЖ |
97 |
90 |
100 |
100 |
-8% |
|
ИЗО |
96 |
84 |
100 |
100 |
-8% |
|
Музыка |
96 |
98 |
100 |
100 |
+4% |
|
Биология |
60 |
60 |
100 |
100 |
= |
|
Окружающий мир |
50 |
65 |
100 |
100 |
+15% |
|
Химия |
71 |
57 |
100 |
100 |
-14% |
|
Технология |
96 |
92 |
100 |
100 |
-4% |
|
Итого |
70% |
69% |
100 |
100 |
-1% |
1. По итогам года произошло снижение качества образования по французскому языку на 5%, обществознанию на 1%, географии на 11%, химии на 14 %, ИЗО на 8%, ОБЖ на 8%, технологии на 4%, физике на 2%.
2. По итогам года произошло повышение качества образования по литературе на 4%, математике на 3 %, информатике на 23%, окружающему миру на 15%, музыке на 4%.
3. По итогам года качество образования не изменилось по русскрому языку (45%), алгебре (62%), геометрии (52%) биологии (60%).
Сравнительные результаты промежуточной аттестации и итоговых контрольных работ по предметам учебного плана за 2018-19 учебный год и промежуточной аттестации, и итоговых контрольных работ за 2019-20 учебный год
В связи с тем, что обучающиеся находились на дистанционном обучении с 6 апреля 2020 года (COVID– 19) результатами промежуточной аттестации в 2019-2020 учебном году считались итоговые (годовые результаты обучающихся.)
Предмет |
Качество образования по предмету (%) за 2018-2019 учебный год |
Качество образования по предмету (%) за 2019-2020 учебный год |
Динамика результатов |
Русский язык |
46,5 |
45 |
-1,5 |
Литература |
57 |
60 |
+3 |
Математика |
50 |
48 |
-2 |
Окружающий мир |
73 |
65 |
-8 |
Алгебра |
62 |
62 |
= |
Информатика |
78 |
80 |
+2 |
Французский язык |
42 |
44 |
+2 |
География |
69 |
57 |
-12 |
Физика |
50 |
41 |
-9 |
Биология |
56 |
60 |
+4 |
ОБЖ |
90,5 |
90 |
-0,5 |
Технология |
100 |
92 |
-8 |
Геометрия |
59 |
52 |
-7 |
Химия |
48,5 |
57 |
-8,5 |
История |
49 |
47 |
-2 |
Обществознание |
57 |
49 |
-8 |
Физкультура |
98,5 |
96 |
-2,5 |
Выводы:
Сравнительные результаты качества образования показывают, что:
1.Повысилось качество образования по литературе на 3%, по информатике на 2%, французскому языку на 2%, биологии на 4%.
2.Снизилось качество образования по русскому языку на 1,5%, математике на 2%, географии на 12%, физике на 9%, технологии на 8%, геометрии на 7%, химии на 8,5%, истории на 2%, обществознанию на 8%, физкультуре на 2,5%.
Результаты государственной итоговой аттестации
Итоги ГИА выпускников 9 класса в форме ОГЭ в 2020 году
В 9 классе обучались 7 человек. Все были допущены к государственной итоговой аттестации.
На основании Приказа МП РФ от 11 июня 2020 года № 293/650 «Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в 2020 году» итоговая аттестация считается пройденной обучающимися 9 класса, «не имеющими академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за IX класс не ниже удовлетворительных), подавшие заявления на участие в ГИА-9 в установленный пунктом 12 Порядка, имеющие результат ≪зачет≫ за итоговое собеседование по русскому языку и допущенные в 2020 году к ГИА-9;
ГИА-9 проводилось в форме промежуточной аттестации, результаты которой признаются результатами ГИА-9 и являются основанием для выдачи аттестатов об основном общем образовании путем выставления по всем учебным предметам учебного плана, изучаемым в IX классе, итоговых отметок, которые определяются как среднее арифметическое четвертных (триместровых) отметок за IX класс.
Средний балл по итогам промежуточной аттестации в 2019-2020году:
по русскому языку 3,7, по математике 3,8.
Русский язык -71%
Математика-85,7%
Биология – 85,6%
Обществознание- 85,6%
География-85,6%
ГИА-9 2018-2019г
Русский язык- 30%
Математика- 13%
Обществознание-13%
География – 0%
Биолгоия -0%
Выводы: По результатам ОГЭ в 2020 году качество образования выпускников 9 класса по сравнению с 2019 годом по русскому языку повысилось на 41%, по математике на 72,7%, обществознанию на 72,7%, географии на 85,6%.
Итоги ГИА выпускников 11 класса в форме ЕГЭ в 2020 году
Результаты ЕГЭ 2019 года
Ф.И. Предмет |
Средний балл в 2019 году |
Средний балл в 2020 году |
Русский язык |
79 |
В 2020 году 11 класса в школе не было.
|
Математика (профильный уровень) |
12.3 |
|
Обществознание |
48,5 |
|
Биология |
51,5 |
|
История |
60 |
|
Химия |
56 |
Анализ актуального состояния образовательной системы школы позволяет сформулировать основные проблемы в следующем порядке их влияния на уровень достигаемых результатов образовательной деятельности:
1. Снижение уровня достигаемых образовательных результатов за счёт увеличения доли обучающихся с низкой учебной мотивацией, обусловленной нежеланием учиться, отсутствием умения ставить цели, преодолевать трудности.
2.Отсутствие единых норм и правил внутреннего и внешнего мониторинга качества педагогической деятельности на основе требований ФГОС.
3.Отсутствие системы работы по формированию мотивации и вовлечённости в продуктивную образовательную деятельность обучающихся с разной учебной мотивацией и их родителей.
Приоритеты в решении выявленных проблем:
ü Повышение качества преподавания, освоение новых педагогических технологий
ü Своевременное выявление образовавшихся пробелов в знаниях учащихся и организация своевременной ликвидации этих пробелов
ü Организация учебного процесса с целью развития у учащихся внутренней мотивации учебной деятельности, познавательного интереса к учению
ü Развитие взаимодействия с родителями, местным сообществом
ü Социальное партнерство и сетевое взаимодействие
Оценка качества обучения по классам, по уровням образования, выяснение причин понижения успеваемости приводит к разработке мероприятий по повышению мотивации обучающихся и их родителей.
В соответствии с рисковым профилем определились риски деятельности школы:
Риск 1: Низкий уровень оснащения школы.
Риск 2: Высокая доля обучающихся с рисками учебной неуспешности.
Цели и задачи развития образовательной организации
С учётом результатов анализа «рискового профиля» и выделенных ключевых проблем, в соответствии с миссией школы, по каждому рисковому направлению определены цели и задачи работы:
Риск1: Низкий уровень оснащения школы
Цель: Совершенствование инфраструктуры школы, способной обеспечить качественное проведение образовательного процесса.
Задачи:
1. Применение возможностей Точки роста в информатизации образовательного процесса школы.
- Развитие и продвижение школьного сайта (изменение структуры и содержания).
- Развитие электронного документооборота.
2. Модернизация материально-технической базы:
- Проведение текущего ремонта в отдельных помещениях и учебных кабинетах, создание инфраструктуры в соответствии с требованиями ФГОС, СанПин.
- Оснащение учебного процесса учебниками и учебными пособиями.
Ожидаемый результат
Преодоление риска через укрепление и обновление материально-технической базы школы для улучшения качества образования.
Риск 2: Высокая доля обучающихся с рисками учебной неуспешности
Цель: Снижение доли обучающихся с рисками учебной неуспешности к концу 2020-2021 учебного года за счет создания условий для эффективного обучения и повышения мотивации к учебной деятельности.
Задачи:
1 Применение новых образовательных технологий для преодоления низких образовательных результатов;
2.Обеспечение положительной динамики результатов промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
3. Рост среднего балла ГИА среди учащихся школы уровня основного общего и среднего общего образования
4.Увеличение доли учащихся, принимающих участие в очных, заочных, дистанционных олимпиадах, конкурсах различных уровней.
Ожидаемый результат
Повышение успеваемости и уровня качества знаний, результатов ГИА, ВПР, рост учебных достижений обучающихся
Меры и мероприятия по достижению целей развития
Рисковый профиль 1. Низкий уровень оснащения школы
№п/п |
Наименование мероприятия |
Сроки |
Ответственные исполнители |
Результат |
|
1. |
Проведение текущего ремонта школы, обновление учебного оборудования в соответствии с требованиями ФГОС
|
Июнь-декабрь 2021 года |
Директор, заведующий хозяйством |
Реализован план- подготовки к новому учебному году |
|
2. |
|
Апрель-декабрь 2021 года |
Директор |
Письма, заявки, заключение договоров о взаимодействии |
|
3. |
Подключение школы и педагогов к бесплатным платформам ZOOM, Учи.ру, ЯКласс. |
Январь-декабрь 2021 года |
Методист, учителя-предметники |
Работа на образовательных платформах |
|
4. |
Улучшение материально-технической базы кабинетов иностранного языка, химии (приобретение компьютеров) |
Апрель-сентябрь 2021 года |
Директор |
Приобретение |
|
5. |
Подключение скоростного Интернета в учебные кабинеты |
Апрель-июнь 2021 год |
Директор |
Подключение |
Рисковый профиль 2. Высокая доля обучающихся с рисками учебной неуспешности
№п/п |
Наименование мероприятия |
Сроки исполнения |
Ответственные |
Результат |
|
1. |
Создание банка данных учащихся, испытывающих затруднения в обучении
|
апрель 2021 год |
Методист |
Список обучающихся. Уменьшение количества детей, испытывающих трудности в обучении |
|
2. |
|
Сентябрь, декабрь 2021 год |
Методист, учителя-предметники |
Результаты мониторинга. Выявление ученических и педагогических дефицитов. |
|
3. |
|
Апрель-май 2021 В течение 2021 года
Апрель-май 2021 |
Методист, учителя-предметники Методист, учителя-предметники
Методист, учителя-предметники |
Результаты мониторинга. Рост образовательных результатов на всех уровнях образования. |
|
4. |
Участие в проведении ВПР. Корректировка образовательного процесса с учетом результатов ВПР |
Апрель-май 2021 года |
Методист, учителя-предметники |
Итоги ВПР (аналитическая справка).Увеличение доли обучающихся, имеющих высокие и средние образовательные результаты по ВПР. |
|
5. |
Проведение педагогического совета по теме «Причины низкого качества знаний учащихся и пути их преодоления»
|
Март 2021 года |
Директор |
Протокол педсовета |
|
6. |
|
Весь период |
Учителя-предметники |
График работы предметных кабинетов. Индивидуальная работа с детьми, имеющими особые образовательные потребности. |
|
7. |
Проведение педагогического совета по результатам реализации Проекта |
Декабрь 2021 года |
Педагоги, родители. |
Протокол педсовета. Информационные материалы по реализации Проекта. |
Лица ответственные за достижение результатов
Директор:
-ответственный за реализацию концепции
-общий контроль
за реализацией программы по
переходу школы в эффективный режим работы;
- обеспечение взаимодействия участников
образовательных отношений;
- укрепление материально-технической
базы ;
- приведение средств обучения в соответствии с современными требованиями;
- управление бюджетом;
- организация мониторинга хода и результатов реализации Программы в
целяхпроведения возможных корректировок ведущихся и планируемых действий.
Методист
и педагог-организатор:
- системный анализ проблем и планирование
деятельности, направленной на ихразрешение;
- организация и разработка механизма взаимодействия участников образовательных
отношений и социальных партнёров;
- организация повышения квалификации
педагогических кадров;
- развитие творческих инициатив, мобильности педагогических работников ОУ,
- обобщение и распространение передового опыта педагогов;
- организация взаимопосещения уроков, внеклассных мероприятий с последующим
самоанализом и анализом достигнутых результатов;
- анализ состояния преподавания по итогам промежуточного, итогового контроля;
- текущий контроль реализации перехода школы в эффективный режим работы.
Социальный педагог
- организация коррекционно-развивающей работы;
- проведение психологической профилактики, направленной на предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, трудностей в интеллектуальном и личностном развитии;
- проведение семинаров с элементами тренинга
для педагогических работников;
-участие в подготовке и проведении родительских собраний;
- проведение консультативной работы с обучающимися, педагогами, родителями;
- проведение опросов, диагностики с целью определения эффективности работы.
Учителя -
предметники:
- проведение предметной диагностики с целью
оценки уровня усвоения учащимися образовательной программы;
- проведение индивидуальных и групповых занятий в
рамках базисного учебного плана;
- проведение тренинга, способствующего
совершенствованию у учащихся навыка работы с КИМами, обеспечение предметной
готовности выпускников к сдаче экзаменов;
- освоение новых образовательных технологий,
активных методов обучения.
- активное использование в образовательном
процессе метода проектов, проблемных ситуаций;
- сопровождение обучающихся по выстраиванию
индивидуального образовательного
маршрута.
Классные
руководители:
- информирование и
осуществление постоянной связи между субъектами образовательных отношений,
направленной на повышение качества образования;
оказание психолого-педагогической поддержки обучающимся на протяжении всего периода подготовки к ГИА, во время проведения, а также после окончания процедуры;
- организация взаимодействия обучающихся, педагогических работников, родительской общественности, социальных партнёров по выстраиванию
обучающимися образовательных маршрутов;
проведение профориентационных мероприятий.