Заключение
на проект решения Хотынецкого районного Совета народных депутатов "О районном бюджете на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов"
(в первом чтении)
26 ноября 2023 года
Заключение контрольно-счётной комиссии на проект решения Хотынецкого районного Совета народных депутатов «О районном бюджете на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов» подготовлено в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положения о бюджетном процессе в Хотынецком районе и Положения о контрольно-счетной комиссии Хотынецкого района.
При подготовке заключения проверены нормативные и методические материалы, расчеты и документы, составляющие основу формирования районного бюджета, а также использованы результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных контрольно-счетной комиссией.
Общие положения
Проект решения «О районном бюджете на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов» представлен на рассмотрение Хотынецкому районному Совету народных депутатов с соблюдением сроков, утвержденных частью 1 статьи 185 БК РФ и п.2 ст.14 Положения о бюджетном процессе в Хотынецком районе Орловской области 9 ноября 2023 года.
В соответствии со ст.184.2 Бюджетного кодекса и ст.11 Положения о бюджетном процессе в Хотынецком районе одновременно с проектом решения о бюджете в Хотынецкий районный Совет народных депутатов представлены следующие документы и материалы:
- Основные направления бюджетной и налоговой политики Хотынецкого района на 2024-2026 годы;
- предварительные итоги социально-экономического развития Хотынецкого района за 9 месяцев 2023 года;
- ожидаемые итоги социально-экономического развития Хотынецкого района за 2023 год;
- прогноз социально-экономического развития Хотынецкого района на 2024-2026 годы;
- оценка ожидаемого исполнения районного бюджета на 2023 год;
- прогноз основных характеристик бюджета Хотынецкого района на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов;
- реестр источников доходов районного бюджета;
- пояснительная записка к проекту бюджета на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов;
- методики и расчеты распределения межбюджетных трансфертов;
- расчет верхнего предела муниципального внутреннего долга Хотынецкого района на 1 января 2025 года, 1 января 2026 года и 1 января 2027 года;
- паспорта муниципальных программ.
Согласно ст. 184.1 БК РФ проект решения о бюджете содержит:
- общий объем доходов бюджета на 2024 год - 272 467,4 тыс. рублей; общий объем расходов бюджета на 2024 год – 273 447,4 тыс. рублей; дефицит бюджета на 2024 год – в сумме 980 тыс. рублей,
- общий объем доходов бюджета на 2025 год - 250 742,7 тыс. рублей; общий объем расходов бюджета на 2025 год – 251 838 тыс. рублей, в том числе условно утвержденных расходов – 1 767 тыс.рублей; дефицит бюджета на 2025 год – в сумме 995,3 тыс. рублей,
- общий объем доходов бюджета на 2026 год - 223 798,3 тыс. рублей; общий объем расходов бюджета на 2026 год – 224 793,6 тыс. рублей, в том числе условно утвержденных расходов – 5 168 тыс.рублей; дефицит бюджета на 2026 год – в сумме 995,3 тыс. рублей,
а также:
- основные характеристики бюджета Хотынецкого района на 2024 год и плановый период 20245 и 2026 годов;
- источников финансирования дефицита районного бюджета;
- распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджета в ведомственной структуре расходов;
- верхний предел муниципального долга на 1 января 2025 года в сумме 6 827,3 тыс. руб., в том числе по муниципальным гарантиям – 0 тыс.руб., верхний предел муниципального долга на 1 января 2026 года в сумме 6 827,3 тыс. руб., в том числе по муниципальным гарантиям – 0 тыс.руб., верхний предел муниципального долга на 1 января 2027 года в сумме 6 827,3 тыс. руб., в том числе по муниципальным гарантиям – 0 тыс.руб., что соответствует ст.107 БК РФ;
- общий объем бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств на 2024 год в сумме 5 258,3 тыс. рублей, на 2025 год – в сумме 5 314,5 тыс. рублей и на 2026 год – в сумме 5 301,7 тыс. рублей;
- распределение субвенций поселениям на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов на осуществление первичного воинского учета;
- распределение субвенций на предоставление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетам поселений на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов;
- программу муниципальных внутренних заимствований района на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов;
- распределение бюджетных средств на реализацию муниципальных программ на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов.
Согласно п.2 ст. 184.1 БК РФ проект районного бюджета содержит нормативы распределения отдельных доходов между бюджетами городских и сельских поселений, не установленных Бюджетным Кодексом, законом Орловской области об областном бюджете и законами Орловской области и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями Бюджетного Кодекса.
Предоставление муниципальных преференций, бюджетных кредитов и муниципальных гарантий муниципальным образованием не планируется.
Решений о предоставлении налоговых льгот на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов не принималось.
Рассматриваемый проект соответствует нормам статьи 184.1 Бюджетного Кодекса РФ.
Основные положения бюджетной и налоговой политики
Базовая цель бюджетной политикиХотынецкого района на 2024–2026 годы (далее – бюджетная политика) – исполнение действующих расходных обязательств Хотынецкого района при приоритетном исполнении всех социальных обязательств.
Бюджетная политика в части расходов направлена на сохранение преемственности в отношении определенных ранее приоритетов и скорректирована с учетом текущей экономической ситуации и необходимостью реализации первоочередных задач социальной сферы.
Необходимо проведение мероприятий, направленных на рост доходного потенциала Хотынецкого района и оптимизацию расходов районного бюджета, позволяющих в полном объеме обеспечить исполнение расходных обязательств Хотынецкого района.
Основные задачи, направленные на достижение базовой цели бюджетной политики:
1) оптимизация расходов на муниципальное управление;
2) оптимизация расходов на содержание бюджетной сети, а также численности работников бюджетной сферы;
3) совершенствование системы закупок для муниципальных нужд;
4) сокращение просроченной кредиторской задолженности районного бюджета.
Для каждой задачи сформирован набор мероприятий, реализация которых будет способствовать ее решению.
1. В рамках решения задачи «Оптимизация расходов на муниципальное управление» необходимо продолжить проведение следующих мероприятий:
1) оптимизация расходов на текущее содержание исполнительных органов муниципальной власти, в том числе на основе сокращения численности муниципальных служащих Хотынецкого района;
2) повышение эффективности использования имущества, находящегося в собственности Хотынецкого района, в целях организации деятельности исполнительных органов муниципальной власти.
2. В рамках решения задачи «Оптимизация расходов на содержание бюджетной сети, а также численности работников бюджетной сферы»:
1) увеличение объема расходов за счет доходов от внебюджетной деятельности учреждений Хотынецкого района, в том числе за счет эффективного использованияпринадлежащего им на праве оперативного управления имущества;
2) анализ нагрузки на бюджетную сеть (количество бюджетных учреждений Хотынецкого района, контингент, количество персонала, используемые фонды, объемы и качество предоставляемых муниципальных услуг в разрезе бюджетных учреждений Хотынецкого района);
3) реализация мероприятий по реорганизации бюджетной сети (по отраслям);
4) укрупнение или объединение учреждений Хотынецкого района, загруженных менее чем на 50 %;
5) реализация (продажа) излишнего неиспользуемого имущества учреждений Хотынецкого района, анализ возможностей выделения земельных участков для их последующей реализации (сдачи в аренду);
6) уменьшение численности обслуживающего персонала и непрофильных специалистов учреждений Хотынецкого района, в том числе сторожей, поваров, уборщиков помещений, водителей, завхозов, электриков, рабочих, слесарей;
7) включение в нормативные затраты на содержание имущества только затрат на имущество, используемое для выполнения муниципального задания, а также отказ от содержания имущества, неиспользуемого для выполнения муниципального задания;
8) реализация мероприятий по энергосбережению;
9) повышение качества и расширение спектра муниципальных услуг, в том числе перечня платных услуг, связанных с основной и сопутствующей деятельностью учреждений Хотынецкого района;
10) расширение форм предоставления муниципальных услуг, в том числе создание передвижных библиотек.
3. В рамках решения задачи «Совершенствование системы закупок для муниципальных нужд»:
1) оптимизация расходов на укрепление материально-технической базы
бюджетных учреждений Хотынецкого района.
4. В рамках решения задачи «Сокращение просроченной кредиторской задолженности районного бюджета»:
1) проверка обоснованности возникновения и достоверности отражения в годовой отчетности кредиторской задолженности, в том числе просроченной, учреждений Хотынецкого района;
2) осуществление ежемесячного мониторинга просроченной кредиторской задолженности учреждений Хотынецкого района, анализ причин возникновения задолженности.
Основные направления налоговой политики сохраняют преемственность в отношении определенных ранее приоритетов и скорректированы с учетом текущей ситуации и необходимостью реализации первоочередных задач на территории Хотынецкого района.
Основными направлениями налоговой политики Хотынецкого района на 2023-2025 годы являются:
1. Укрепление доходной базы консолидированного бюджета Хотынецкого района и мобилизация в бюджет имеющихся резервов:
1) усиление мер по укреплению налоговой дисциплины;
2) проведение мероприятий по легализации налоговой базы по налогу на доходы физических лиц и контроля за постановкой на налоговый учет организаций по месту осуществления деятельности на территории Хотынецкого района;
3) продолжение работы по расширению налоговой базы по имущественным налогам путем выявления и включения в налогооблагаемую базу недвижимого имущества и земельных участков, которые до настоящего времени не зарегистрированы или зарегистрированы с указанием неполных сведений, необходимых для исчисления налогов;
4) проведение мероприятий в соответствии со статьей 69.1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в части выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости;
5) включение неэффективно используемого имущества в программу приватизации Хотынецкого района.
Работа по мобилизации доходов в Хотынецком районе будет проводиться в рамках реализации постановления администрации района от 19 мая 2014 года № 187 «О межведомственной комиссии по легализации заработной платы и объектов налогообложения в Хотынецком районе».
2. Совершенствование налогового администрирования:
1) повышение уровня ответственности администраторов доходов за эффективное и качественное прогнозирование доходов бюджета Хотынецкого района и выполнение в полном объеме утвержденных годовых назначений по доходам бюджета Хотынецкого района, активизация претензионно-исковой деятельности;
2) повышение качества и эффективности совместной работы органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по выполнению мероприятий, направленных на усиление администрирования доходов в рамках деятельности межведомственных рабочих групп по платежам в областной и местные бюджеты.
Основные характеристики бюджета Хотынецкого района на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов
На 2024 год доходы районного бюджета предусмотрены в сумме 272 467,4 тыс. руб. По отношению к оценке исполнения бюджета 2023 года плановые доходы снижены на 5 574,1 тыс. руб. или на 2%. В 2024 году планируется снижение налоговых и неналоговых поступлений к оценке текущего года на 16 410,9 тыс.руб. или на 21,4%, их размер составит 60 424,9 тыс.руб. Безвозмездные поступления из областного и федерального бюджетов в настоящее время полностью не распределены и будут уточняться. В представленном проекте бюджета они соответствуют Закону Орловской области «Об областном бюджете на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов» и предусмотрены на 2024 год в размере 212 042,5 тыс. рублей, что выше ожидаемого исполнения текущего года на 10 836,8 тыс.руб.
Расходы районного бюджета на 2024 году запланированы в размере 273 447,4 тыс. руб. По отношению к оценке исполнения бюджета на 2023 год плановые назначения снижены на 54 239,3 тыс. руб. (на 2,9%). Бюджет района на 2024 года запланирован с дефицитом в размере 980 тыс. руб.
На 2025 год доходы районного бюджета прогнозируются в объеме 250 742,7 тыс. руб. и по сравнению с предыдущим годом снизятся на 8%, расходы - в объеме 251 738 тыс.руб. и по сравнению с предыдущим годом снизятся на 8%. Дефицит бюджета запланирован в размере 995,3 тыс. руб.
На 2026 год доходы районного бюджета прогнозируются в объеме 223 798,3 тыс.руб. и по сравнению с предыдущим годом снизятся на 10,7%, расходы - в объеме 224 793,6 тыс.руб. и по сравнению с предыдущим годом снизятся на 10,7%. Дефицит бюджета запланирован в размере 995,3 тыс. руб.
Основные параметры проекта районного бюджета на 2024-2026 годы
Таблица 1
Показатели |
Оценка исполнения бюджета 2023 |
Проект бюджета |
Структура (проект бюджета),% |
||||
2024 |
2025 |
2026 |
2024 |
2025 |
2026 |
||
Доходы, всего |
278041,5 |
272467,4 |
250742,7 |
223798,3 |
100 |
100 |
100 |
- налоговые и неналоговые |
76835,8 |
60424,9 |
61879,6 |
94580,7 |
22,2 |
24,7 |
42,3 |
- безвозмездные поступления |
201205,7 |
212042,5 |
188863,1 |
129217,6 |
77,8 |
75,3 |
57,7 |
Расходы, всего |
281686,7 |
273447,4 |
251738 |
224793,6 |
100 |
100 |
100 |
- муниципальные программы |
234630,8 |
239203,5 |
227115,1 |
179824,5 |
87,5 |
90,2 |
80 |
- непрограммные мероприятия |
47055,9 |
34243,9 |
24622,9 |
44969,1 |
12,.5 |
9,8 |
20 |
Дефицит |
980 |
980 |
995,3 |
995,3 |
Х |
х |
Х |
Таблица 2
Показатели |
Исполнение бюджета за 2022 год |
Оценка исполнения бюджета 2023 года |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
||||||
Проект бюджета на 2024 год |
Отклонение к оценке 2023 года тыс.руб. |
Темп роста к оценке 2023 года% |
Проект бюджета на 2025 год |
Отклонение к 2024 году тыс.руб. |
Темп роста к 2024 году % |
Проект бюджета на 2026 год |
Отклонение к 2025 году тыс.руб. |
Темп роста к 2025 году % |
|||
Доходы |
|
278041,5 |
272467,4 |
-5574,1 |
98 |
250742,7 |
-21724,7 |
92 |
223798,3 |
-26944,4 |
89,3 |
налоговые и неналоговые |
|
76835,8 |
60424,9 |
-16410,9 |
78,6 |
61879,6 |
14547 |
102,4 |
94580,7 |
32701,1 |
152,8 |
безвозмездные поступления |
|
201205,7 |
212042,5 |
10836,8 |
105,4 |
188863,1 |
-23179,4 |
89,1 |
129217,6 |
-59645,5 |
68,4 |
Расходы |
|
281686,7 |
273447,4 |
-8239,3 |
97,1 |
251738 |
-21709,4 |
92,1 |
224793,6 |
-26944,4 |
89,3 |
Дефицит |
|
3645,2 |
980 |
-26652 |
26,9 |
995,3 |
15,3 |
101,6 |
995,3 |
0 |
100 |
Общий объем доходов бюджета на 2023 год предусмотрен в сумме 272 467,4 тыс. рублей, что ниже оценки 2023 года на 5 574,1 тыс. руб. или на 2%.
Налоговые и неналоговые доходы на 2024 год предусмотрены в сумме 60 424,9 тыс. рублей, что на 16 410,9 тыс. рублей или на 21,4% ниже оценки исполнения бюджета текущего года.
Безвозмездные поступления на 2024 год предусмотрены в сумме 212 042,5 тыс. рублей, что на 10 836,8 тыс. рублей или на 5,4% выше ожидаемого исполнения бюджета 2023 года.
Общий объем расходов в 2024 году предусмотрен в сумме 273 447,4 тыс. рублей, что на 8 239,3 тыс. рублей или на 2,9% ниже оценки ожидаемых расходов 2023 года. Дефицит бюджета на 2024 год запланирован в размере 980 тыс.рублей.
Анализ доходной части проекта бюджета
Формирование доходной части районного бюджета на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов производилось с учетом основных направлений налоговой политики, прогноза социально-экономического развития Хотынецкого района на 2024-2026 годы, а также оценки поступлений доходов в бюджет муниципального района в 2023 году.
Прогнозирование собственных доходов районного бюджета осуществлено в соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Динамика показателей доходной части бюджета
Таблица 3
Наименование |
Первоначально утвержденный бюджет на 2023 год, тыс.руб. |
Ожидаемое исполнение бюджета за 2023 год, тыс.руб. |
Доходы 2024годатыс.руб. |
Доходы 2024 года к первоначаль-но утвержденному бюджету 2023 года, % |
Доходы 2024 года к уровню ожидаемого исполнения доходов 2023 года, % |
Темп роста к предыдущему году, % |
|
2025 год |
2026 год |
||||||
Налоговые доходы |
61 642,2 |
64 653,9 |
57 019,9 |
92,5 |
88,2 |
102,5 |
155,9 |
Неналоговые доходы |
3 320 |
12 181,9 |
3 405 |
102,6 |
28 |
100,3 |
100,3 |
Безвозмездные поступления |
173 958,2 |
201 205,7 |
212 042,5 |
121,9 |
105,4 |
89,1 |
68,4 |
Доходы всего |
238 920,4 |
278 041,5 |
272 467,4 |
114 |
98 |
92 |
89,3 |
Доходы районного бюджета на 2024 год выше первоначально утвержденного бюджета на 2023 год на 33 547 тыс.руб. или на 14%, что обусловлено ростом плана безвозмездных поступлений на 21,9%.
Анализ структуры доходов бюджета в 2024-202 годах
Таблица 4
Показатель |
2023 год (оценка) |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
||||
тыс. руб. |
%% |
Тыс.руб. |
% |
Тыс.руб. |
% |
Тыс.руб. |
% |
|
Доходы, всего |
278 041,5 |
100 |
272 467,4 |
100 |
250 742,7 |
100 |
223 798,3 |
100 |
Налоговые и неналоговые доходы |
76 835,8 |
27,6 |
60 424,9 |
22,2 |
61 879,6 |
24,7 |
94 580,7 |
42,3 |
Налоговые доходы |
64 653,9 |
23,2 |
57 019,9 |
20,9 |
58 464,6 |
23,3 |
91 155,7 |
40,7 |
Неналоговые доходы |
12 181,9 |
4,4 |
3 405 |
1,2 |
3 415 |
1,4 |
3 425 |
1,5 |
Безвозмездные поступления |
201 205,7 |
72,4 |
212 042,5 |
77,8 |
188 863,1 |
75,3 |
129 217,6 |
57,.7 |
Динамика прогнозируемого поступления
налоговых доходов бюджета в 2024-2026 годах
Таблица 5
Наименование |
Испол-нение 2022 года, тыс.руб. |
Оценка исполнения бюджета 2023 года, тыс.руб. |
бюджет 2024 года, тыс.руб. |
Бюджет 2025 года, тыс.руб. |
бюджет 2026 года, тыс.руб. |
Темп роста, % |
Темп роста доходов, % |
|||
2024 год к оценке 2023 году |
2025 год к 2024 году |
2026 год к 2025 году |
|
|||||||
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
65 754,6 |
64 653,9 |
57 019,9 |
58 464,6 |
51 155,7 |
88,2 |
102,5 |
87,5 |
|
|
НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ, ДОХОДЫ |
51 763,5 |
49 311 |
43 000 |
44 160 |
76 386 |
87,2 |
102,7 |
173 |
|
|
Налог на доходы физических лиц |
51 763,5 |
49 311 |
43 000 |
44 160 |
76 386 |
87,2 |
102,7 |
173 |
|
|
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ, РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РФ |
8 652,2 |
8 653,6 |
9 053,9 |
9 269,6 |
9 597,7 |
104,6 |
102,4 |
103,5 |
|
|
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ |
8 652,2 |
8 653,6 |
9 053,9 |
9 269,6 |
9 597,7 |
104,6 |
102,4 |
1035 |
|
|
НАЛОГИ НА СОВОКУПНЫЙ ДОХОД |
3 868,3 |
5 379,3 |
3 606 |
3 683 |
3 820 |
67 |
102,1 |
103,7 |
|
|
Единый налог на вмененный доход |
84,6 |
-59,9 |
0 |
0 |
0 |
Х |
х |
х |
|
|
Налог, взимаемый в связи с применением УСН |
2 142,7 |
4 000 |
2 196 |
2 270 |
2 412 |
54,9 |
103,4 |
106,3 |
|
|
Единый сельскохозяйственный налог |
777,4 |
689,2 |
790 |
783 |
768 |
114,6 |
99,1 |
98,1 |
|
|
Налог, взимаемый с связи с применением патентной системы налогообложения |
863,6 |
750 |
620 |
630 |
640 |
82,7 |
101,6 |
101,6 |
|
|
Государственная пошлина |
1 470,6 |
1 310 |
1 360 |
1 352 |
1 352 |
103,8 |
99,4 |
100 |
|
|
Налоговые доходы бюджета на 2024 год прогнозируются в объеме 57 019,9 тыс. руб., на 2025 год в объеме 58 464,6 тыс. руб., на 2026 год в объеме 51 155,7 тыс. руб. К оценке исполнения бюджета текущего года прогноз налоговых поступлений в 2024 году снижен на 7 634 тыс.руб. или на 11,8%. Основную долю налоговых доходов бюджета в 2024 году и плановом периоде 2025 и 2026 годов по-прежнему будет составлять налог на доходы физических лиц.
Проверка обоснованности планирования налоговых доходов произведена на основе реестра источников доходов, утвержденных нормативов распределения отдельных доходов, а также нормативов распределения налоговых доходов согласно требованиям бюджетного законодательства и законодательства Орловской области.
Поступление налога на доходы физических лиц в бюджет на 2024 год прогнозируется в сумме 43 000 тыс. руб., что на 6 311 тыс. руб. ниже оценки исполнения бюджета текущего года или на 12,8%; на 2025 год – в размере 44 160 тыс.руб., что на 1 160 тыс.руб. выше плана поступлений 2024 года или на 2,7%, на 2026 год – в размере 76 386 тыс.руб., что на 32 226 тыс.руб. выше поступлений 2025 года или на 73%. В структуре налоговых доходов бюджета на долю налога на доходы физических лиц в 2024 году приходится 75,4%. Поступления НДФЛ запланированы исходя из установленного норматива отчислений в районный бюджет – 47,7% (в том числе норматив дополнительных отчислений – 30%) и прогноза социально-экономического развития района на 2024-2026 годы. Норматив отчислений налога в районный бюджет в 2024 году запланирован на уровне текущего года и соответствует нормам бюджетного законодательства и законопроекту Орловской области «Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов».
Прогнозный объем поступлений акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимых на территории РФ на 2024 год запланирован в размере 9 053,9 тыс. руб., что выше уровня оценки исполнения текущего года на 400,3 тыс.руб. или на 4,6%. Нормативы отчислений предусмотрены проектом закона Орловской области «Об областном бюджете на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов». В структуре налоговых доходов бюджета на долю акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимых на территории РФ в 2024 году приходится 15,9%.
Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСН) запланирован в бюджете на 2024 год в размере 2 196 тыс. руб., что на 1 804 тыс. руб. или на 40,6% ниже оценки поступлений 2023 года, что связано с сокращением количества налогоплательщиков.
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) запланирован в бюджете на 2024 год в размере 790 тыс. руб., что на 100,8 тыс. руб. или на 14,6% выше оценки поступлений 2023 года.
Налог, взимаемый с связи с применением патентной системы налогообложения, на 2024 год запланирован в размере 620 тыс.руб., что на 130 тыс.руб. или на 17,3% ниже оценки исполнения бюджета текущего года.
Поступление в районный бюджет государственной пошлины запланировано на 2024 год в сумме 1 360 тыс. руб., что на 50 тыс. руб. или на 3,8% выше уровня оценки исполнения бюджета 2023 года.
Динамика прогнозируемого поступления
неналоговых доходов бюджета
Таблица 6
Наименование |
Испол-нение 2022 года, тыс.руб. |
Оценка исполнения бюджета 2023 года, тыс.руб. |
бюджет 2024 года, тыс.руб. |
Бюджет 2025 года, тыс.руб. |
бюджет 2026 года, тыс.руб. |
Темп роста, % |
Темп роста доходов, % |
|||
2024 год к 2023 году |
2025 год к 2024 году |
2026 год к 2025 году |
|
|||||||
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
10 384,2 |
12 181,9 |
3 405 |
3 415 |
3 425 |
52,6 |
100,3 |
100,3 |
|
|
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности
|
7 955,4 |
10 177,5 |
3 150 |
3 150 |
3 150 |
31 |
100 |
100 |
|
|
Доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим муниципальным районам |
11,8 |
20 |
0 |
0 |
0 |
0 |
х |
х |
|
|
Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена |
7 975,4 |
9 870 |
3 000 |
3 000 |
3 000 |
30,4 |
100 |
100 |
|
|
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении |
80,6 |
266 |
150 |
150 |
150 |
56,4 |
100 |
100 |
|
|
Прочие поступления от использования имущества, находящегося в собственности муниципальных районов |
-112,4 |
21,5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
х |
х |
|
|
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
4 048,5 |
1 561 |
10 |
10 |
10 |
0,6 |
100 |
100 |
|
|
Доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах сельских поселений |
3 800,3 |
1561 |
5 |
5 |
5 |
0,3 |
100 |
100 |
|
|
Доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских поселений |
248,2 |
0 |
5 |
5 |
5 |
х |
100 |
100 |
|
|
Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства |
142,1 |
168,4 |
95 |
95 |
95 |
56,4 |
100 |
100 |
|
|
Платежи при пользовании природными ресурсами |
31,1 |
85 |
40 |
50 |
60 |
47,1 |
125 |
120 |
|
|
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
199,8 |
190 |
110 |
110 |
110 |
57,9 |
100 |
100 |
|
|
Прочие неналоговые доходы
|
7,3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
х |
х |
х |
|
|
Проектом бюджета на 2024 год неналоговые доходы предусматриваются в объеме 3 405 тыс.руб., что на 8 776,9 тыс. руб. или в 3,6 раза ниже оценки поступлений 2023 года.
Проверка обоснованности планирования неналоговых доходов произведена на основе реестра источников доходов, реестра договоров с арендаторами, результатов инвентаризации расчетов с дебиторами, утвержденных нормативов распределения отдельных доходов, а также нормативов распределения неналоговых доходов согласно требованиям бюджетного законодательства.
В текущем году основным источником неналоговых доходов стали доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, (81%). Следует отметить, что к оценке текущего года план поступлений доходов от аренды земельных участков на 2024 год значительно снижен (на 6 870 тыс.руб.). Учитывая выявленную по итогам инвентаризации дебиторская задолженность по договорам аренды земельных участков по состоянию на 30 ноября 2023 года в размере 3 418,8 тыс.руб., высока вероятность занижения плановых показателей доходов от аренды земельных участков на сумму задолженности. Задачей администрации района является продолжение в 2024 году работы по взысканию задолженности.
Следует особо указать на отсутствие работы по взысканию задолженности по договорам социального найма жилых помещений, находящихся в собственности муниципального района, составившей по состоянию на 30 ноября 2023 года 882,1 тыс.руб. В целях обеспечения дополнительного источника пополнения районного бюджета в 2024 году необходимо провести работу по взысканию задолженности в судебном порядке.
На 2024 год и плановый период доходы от реализации имущества запланированы в размере 10 тыс.руб. (снижение к оценке текущего года на 1 551 тыс.руб.). Следует обратить внимание, что на момент представления проекта решения о районном бюджете на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов не утверждена программа приватизации муниципального имущества Хотынецкого района Орловской области на 2024 год. С принятием программы приватизации появится возможность увеличить плановые доходы от реализации активов на сумму около 3,5 млн.руб.
На 2024 год план поступления доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении, составил 150 тыс.руб.. штрафы – в размере 110 тыс.руб., платежи при пользовании природными ресурсами – 40 тыс.руб.
Безвозмездные поступления
Безвозмездные поступления на 2024 год запланированы в размере 212 042,5 тыс.руб. Планирование безвозмездные поступления из областного и федерального бюджетов осуществлено с учетом Закона Орловской области «Об областном бюджете на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 год» в условиях отсутствия проектных характеристик областного бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, а также доведенных в течение отчетного периода уведомлений.
Расходы районного бюджета
Проектом решения расходы районного бюджета на 2024 год планируются в сумме 273 447,4 тыс.руб., что на 8 239,3 тыс.руб. или на 2,9% ниже плановых показателей расходов бюджета текущего года. На 2025 год расходы запланированы в сумме 250 742,7 тыс.руб. (снижение к 2024 году на 8%), на 2026 год – 223 798,3 тыс.руб. (снижение к 2025 году на 10,7%).
Расходы на 2024 год за счет средств районного бюджета запланированы в сумме 99 990,9 тыс.руб. (36,6%), за счет средств бюджетов других уровней – 173 456,5 тыс. руб. (63,4%).
При проектировании расходной части бюджета на 2024 год сохраняется преемственность курса бюджетной политики Хотынецкого района и Орловской области в целом, направленной на обеспечение макроэкономической стабильности, сбалансированности, устойчивости бюджетной системы и социальной направленности расходов районного бюджета.
Формирование расходов бюджета района осуществлено с учетом следующих основных подходов:
Заработная плата работников органов местного самоуправления и муниципальных учреждений предусмотрена без индексации.
Расходы на оплату коммунальных услуг муниципальных учреждений предусмотрены с учетом фактических затрат за коммунальные услуги за 2023 год с учетом роста тарифов на планируемый период по данным региональной службы по тарифам Орловской области.
В целях повышения результативности бюджетных расходов их формирование осуществлялось в соответствии с ведомственными перечнями государственных услуг и исходя из планируемого объема оказываемых государственных услуг (выполняемых работ).
Анализ структуры расходов районного бюджета за 2022-2026 год
Таблица 7
Наименование разделов
|
2022 год |
2023 год (оценка) |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
|||||||
тыс. руб. |
% |
тыс. руб. |
% |
тыс.руб. |
% |
тыс.руб |
% |
тыс.руб |
% |
|||
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ |
47 594,7 |
17,5 |
41 286,3 |
14,7 |
28 312,4 |
10,4 |
17 081,1 |
6,8 |
28 356,8 |
12,6 |
||
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА |
755,7 |
0,3 |
841,9 |
0,3 |
880,7 |
0,3 |
912,4 |
0,4 |
912,4 |
0,4 |
||
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА |
14 440,4 |
5,3 |
22 914,3 |
8,1 |
15 769,1 |
5,8 |
16 696,3 |
6,6 |
17 007,2 |
7,6 |
||
ЖИЛИЩНО-КОММУНА-ЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО |
2 711,9 |
1 |
2 015,9 |
0,7 |
1 287,7 |
0,5 |
1 191,1 |
0,5 |
336 |
0,1 |
||
ОБРАЗОВАНИЕ |
186 151 |
68,3 |
193833,1 |
68,8 |
200399,4 |
73,3 |
183532,7 |
72,9 |
142572,9 |
63,4 |
||
КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ |
2 509,3 |
0,9 |
3 235,5 |
1,1 |
1 641,5 |
0,6 |
1 313,2 |
0,5 |
1 641,5 |
0,7 |
||
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА |
9 937,6 |
3,6 |
11 146,2 |
4 |
20 355,4 |
7,4 |
24 694,1 |
9,8 |
23 997,3 |
10,7 |
||
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ |
1 208,7 |
0,4 |
1 242,.8 |
0,4 |
805 |
0,3 |
545,9 |
0,2 |
805 |
0,.4 |
||
ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОЛГА |
1,2 |
0 |
6,9 |
0 |
6,9 |
0 |
6,9 |
0 |
6,9 |
0 |
||
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА БЮДЖЕТАМ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ |
7 255,2 |
2,8 |
5 163,8 |
1,8 |
3 989,.3 |
1,5 |
3 989,3 |
1,6 |
3 989,3 |
1,8 |
||
Условно утвержденные расходы |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 767 |
0,7 |
5 168 |
2,3 |
||
ИТОГО РАСХОДОВ |
272 565,7 |
100 |
281686,7 |
100 |
273447,4 |
100 |
251738 |
100 |
224793,6 |
100 |
||
В разрезе функциональной структуры проекта бюджета 2024 года наибольшую долю составляют расходы на образование (73,3%), на общегосударственные вопросы планируется 10,4% расходов, на национальную экономику – 5,8%, на социальную политику – 7,4%, на культуру – 0,6%, на предоставление межбюджетных трансфертов поселениям в качестве дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности – 1,5%, на жилищно-коммунальное хозяйство - 0,5%, на физическую культуру и спорт - 0,3%, на национальную оборону - 0,3%. На обслуживание муниципального долга на 2024 запланировано 6,9 тыс.руб.
На плановый период решением о бюджете предусмотрены условно утвержденные расходы (на 2025 год в размере 1 767 тыс.руб., на 2026 год в размере 5 168 тыс.руб.). Размер условно утвержденных расходов на 2025 и 2026 годы соответствуют требованиям п.3 ст.184.1 БК РФ.
Объем расходов по отраслям «социального блока» составит в 2043 году 81,4%.
Анализ расходов районного бюджета
Таблица 8
Наименование разделов |
Исполне-ние 2022 года |
Оценка 2023 года |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
Темп роста, % |
||||
2024 к 2022 |
2024 к оценке 2023 |
2025 к 2024 |
2026 к 2025 |
|||||||
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ |
47 594,7 |
41 286,3 |
28 312,4 |
17 081,1 |
28 356,8 |
59,.5 |
68,6 |
60,3 |
166 |
|
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА |
755,7 |
841,9 |
880,7 |
912,4 |
912,4 |
116.5 |
104,6 |
103,6 |
100 |
|
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА |
14 440,4 |
22 914,3 |
15 769,1 |
16 696,3 |
17 007,2 |
109,2 |
68,8 |
105,9 |
101,9 |
|
ЖИЛИЩНО-КОММУНА-ЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО |
2 711,9 |
2 015,9 |
1 287,7 |
1 191,1 |
336,3 |
47,4 |
63,9 |
92,5 |
28,2 |
|
ОБРАЗОВАНИЕ |
186 151 |
193833,1 |
200399,4 |
183532,7 |
142572,9 |
107,7 |
103,4 |
91,6 |
77,7 |
|
КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ |
2 509,3 |
3 235,5 |
3 730,9 |
3 773,8 |
4 032,8 |
1487 |
115,3 |
101,1 |
106,9 |
|
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА |
9 937,6 |
11 146,2 |
20 355,4 |
24 694,1 |
23 997,3 |
204 |
182,6 |
121,3 |
97,2 |
|
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ |
1 208,7 |
1 242,8 |
805 |
545,9 |
805 |
66,6 |
64,8 |
67,8 |
147,5 |
|
ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОЛГА |
1,2 |
6,9 |
6,9 |
6,9 |
6,9 |
Рост в 5,6 раза |
100 |
100 |
100 |
|
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА БЮДЖЕТАМ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ |
7 255,2 |
5 163,8 |
3 989,3 |
3 989,3 |
3 989,3 |
55 |
77,3 |
100 |
100 |
|
Условно утвержденные расходы |
0 |
0 |
0 |
1 767 |
5 168 |
х |
х |
х |
292,5 |
|
ИТОГО РАСХОДОВ |
272565,7 |
281686,7 |
273447,7 |
251738 |
224793,6 |
100,3 |
97,1 |
92,1 |
89,3 |
|
Расходы бюджета 2024 года снижены к уровню текущего года как в целом, так и по отдельным разделам, за исключением расходов на образование, культуру, социальную политику, национальную оборону.
Расходы по разделу 01 «Общегосударственные вопросы», распределение бюджетных ассигнований по подразделам, а также темп роста (снижения) расходов по сравнению с текущим годом представлены в следующей таблице.
Таблица 9
Наименование разделов |
2022 год |
2023 год (оценка) |
2024 год |
Темп прироста (сни-жения) расходов 2024 года к 2022 году, % |
Темп прироста (сни-жения) расходов 2024 года к оценке 2023 года, % |
Общегосударственные вопросы |
47 594,7 |
41 286,3 |
28 312,4 |
59,5 |
68,6 |
Функционирование высшего должностного лица субъекта РФ и муниципального образования |
2 584,5 |
1 516,2 |
1 327,1 |
51.3 |
87,5 |
Функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций |
25 337,5 |
18 818 |
13 577,6 |
53,6 |
72,2 |
Судебная система |
29,9 |
8,2 |
0,7 |
2,3 |
8,5 |
Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора |
5 247,8 |
4 942,2 |
2 672,4 |
50,9 |
54,1 |
Резервные фонды |
0 |
0 |
400 |
х |
х |
Другие общегосударственные вопросы |
14 395 |
16 001,7 |
10 334,6 |
71,8 |
64,6 |
По сравнению с оценкой бюджета 2023 года в 2024 году в условиях отсутствия проектных характеристик областного бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 года планируется снижение расходов по разделу 01 на 12 973,9 тыс. руб. или на 31,4%. За основу приняты показатели планового периода на 2024 год при утверждении районного бюджета на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов.
По большей части расходы по разделу 01 «Общегосударственные вопросы» представляют собой непрограммную часть бюджета района, отражающую расходы за счет средств районного бюджета на выплаты персоналу администрации района, включая главу района, финансовому органу, контрольно-счетному органу, созданных при администрации района комиссий и специалистам по переданным полномочиям и казенному учреждению ЕДДС.
По подразделу 0113 кроме того отражены программные расходы на исполнение обязательств, связанных с муниципальной собственностью (оценка, признание прав и т.п.) в размере 10 тыс.руб., на поддержку социально-ориентированных некоммерческих организаций в размере 10 тыс.руб., на развитие муниципальной службы (прохождение муниципальными служащими курсов повышения квалификации) в размере 30 тыс.руб., на развитие архивного дела в размере 15 тыс.руб., на проведение организационных мероприятий по противодействию экстремизму и профилактике терроризма (приобретение плакатов, памяток и видеоматериалов) в размере 10 тыс.руб., на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в размере 5 тыс.руб., на проведение мероприятий по укреплению общественного здоровья в размере 10 тыс.руб., на совершенствование системы учета объектов муниципальной собственности в казне и реестре имущества муниципального района в размере 1 138 тыс.руб., на обеспечение рационального и эффективного использования имущества, в том числе земель, находящихся в муниципальной собственности района и на территории муниципального района в размере 698 тыс.руб. Программные расходы предусмотрены утвержденными муниципальными программами Хотынецкого района.
По подразделу 0105 за счет средств областного бюджета предусмотрены расходы на осуществление полномочий по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов (0,7 тыс.руб.).
В бюджете района предусмотрены средства резервного фонда на проведение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, на территории района на 2024 год и плановый период в размере 400 тыс. руб. (подраздел 0111), что соответствует требованиям ст. 81 БК РФ.
В общем объеме расходов бюджета расходы раздела 01 «Общегосударственные вопросы» в 2024 году составят 10.4%.
Расходы по разделу 02 «Национальная оборона» на 2024 год запланированы в размере 880,7 тыс.руб., что выше оценки текущего года на 4,6%.
Расходы по разделу 04 «Национальная экономика» определены на 2024 год в сумме 15 769,1 тыс. руб. Распределение бюджетных ассигнований по подразделам, а также темп роста (снижения) расходов по сравнению с текущим годом представлены в следующей таблице
Таблица 10
Наименование разделов |
2022 год |
2023 год оценка |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
Темпы прироста (снижения) расходов, % |
|||
2024 к 2022 |
2024 к 2023 |
2025 к 2024 |
2026 к 2025 |
||||||
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА |
14440,4 |
22914,3 |
15769,1 |
16696,3 |
17007,2 |
109,2 |
68,8 |
105,9 |
101,9 |
Общеэкономические вопросы |
48,6 |
48 |
61,6 |
63,8 |
66,6 |
126,7 |
128,3 |
103,6 |
104,4 |
Сельское хозяйство и рыболовство |
0 |
347,4 |
342,9 |
342,9 |
342,9 |
х |
98,7 |
100 |
100 |
Дорожное хозяйство (дорожные фонды) |
14376,8 |
21863,9 |
15 344,6 |
16269,6 |
16597,7 |
106,7 |
70,2 |
106 |
102 |
Другие вопросы в области национальной экономики |
0 |
655 |
20 |
20 |
0 |
х |
3,1 |
100 |
0 |
Анализ динамики расходов бюджета по данному разделу показывает, что плановые расходы на 2024 год по сравнению с оценкой исполнения за 2023 год сокращены на 6 435,9 тыс.руб. или на 28,1%.
В структуре расходов основное место занимают расходы на исполнение мероприятий муниципальной программы «Развитие, ремонт сети автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах Хотынецкого района на 2023-2027 годы» (подраздел 0409), в частности:
- на капитальный ремонт автомобильных дорог в границах населенных пунктов Хотынецкого района (9 339,8 тыс.руб., в том числе за счет средств областного бюджета 3 000 тыс.руб., районного бюджета 6 339,8 тыс.руб.), в том числе в п.Жудерский устройство покрытия из щебня (4 685,2 тыс.руб., в том числе за счет средств областного бюджета 1 000 тыс.руб., районного бюджета 3 685,2 тыс.руб.), в д.Аболмасово обустройство тротуара (асфальтовое покрытие) по ул.Школьная (2 306 тыс.руб., в том числе за счет средств областного бюджета 1 000 тыс.руб., районного бюджета 1 306 тыс.руб.), в д.Аболмасово устройство покрытия из щебня по ул.Садовая и ул.Школьная (2 348,7 тыс.руб., в том числе за счет средств областного бюджета 1 000 тыс.руб., районного бюджета 1 348,7 тыс.руб.);
- на разработку сметной документации на ремонт автомобильных дорог в границах населенных пунктов района (135 тыс.руб.); на разработку сметной документации на ремонт автомобильных дорог вне границ населенных пунктов района (60 тыс.руб.); на разработку сметной документации на капитальный ремонт автомобильных дорог в границах населенных пунктов района (315 тыс.руб.);
- межбюджетные трансферты городскому поселению Хотынец за счет средств областного бюджета в качестве софинансирования мероприятий по капитальному ремонту улично-дорожной сети городского поселения Хотынец (4 000 тыс.руб.).
Кроме того, в рамках данного подраздела за счет средств муниципального района запланированы расходы:
· на выполнение мероприятий муниципальной программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2023-2025 годах» в размере 1 492,8 тыс.руб. (расходы на содержание автомобильных дорог местного значения вне границ и в границах Хотынецкого района в зимний и летний периоды);
· программные расходы на формирование законопослушного поведения участников дорожного движения в размере 2 тыс.руб.
В рамках подраздела 0401 запланированы расходы, связанные с трудоустройством несовершеннолетних граждан на временные рабочие места в рамках муниципальной программы «Содействие занятости несовершеннолетних граждан на территории Хотынецкого района на 2024-2026 годы» (61,6 тыс.руб.).
По подразделу 0412 запланированы расходы на предоставление субсидий юридическим лицам в рамках муниципальной программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Хотынецком районе на 2021-2025 годы» в размере 20 тыс.руб.
В общем объеме расходов бюджета расходы раздела 04 «Национальная экономика» в 2024 году составят 5,8 процента.
Расходы по разделу 05 «Жилищно-коммунальное хозяйство» определены в проекте бюджета на 2024 год в объеме 1 287,7 тыс. руб., на 2025 год – 1 199,1 тыс.руб., на 2026 год – 336,3 тыс.руб. Анализ динамики расходов проекта бюджета по данному разделу характеризует снижение расходов на 2024 год по сравнению с текущим годом.
Таблица 11
Наименование разделов |
2022 год |
2023 год оценка |
2024 год |
|
||
2024 год к 2022 году, % |
2024 год оценке 2023 года, % |
|||||
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО |
2 711,9 |
2 015,9 |
1 287,7 |
47,5 |
63,9 |
|
Жилищное хозяйство |
494 |
530 |
200 |
40,5 |
37,7 |
|
Коммунальное хозяйство |
1 353,5 |
803,2 |
905 |
66,9 |
112,7 |
|
Благоустройство |
864,4 |
682,7 |
182,7 |
21.1 |
26,8 |
Снижение расходов 2024 года к уровню оценки исполнения бюджета 2023 года составляет 728,2 тыс. руб. (на 30,7%).
Расходы на жилищное хозяйство, запланированные на 2024 год, к оценке текущего года сокращены на 330 тыс.руб. (в 2,7 раза) и направлены на исполнение обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт в отношении помещений, собственником которых является муниципальный район в рамках непрограммной части бюджета.
Расходы на коммунальное хозяйство, запланированные на 2024 год, к оценке текущего года увеличены на 101,8 тыс.руб. (на 12,7%) и представлены в виде межбюджетных трансфертов поселениям в целях исполнения полномочий муниципального района по водоснабжению в рамках муниципальной программы «Улучшение водоснабжения и водоотведения в сельских населенных пунктах Хотынецкого района в 2023-2025 годах» (480 тыс.руб.), а также закупок на развитие инфраструктуры в рамках муниципальной программы «Комплексное развитие сельских территорий Хотынецкого района на 2020-2025 годы» (425 тыс.руб.).
Расходы на благоустройство запланированы в виде межбюджетных трансфертов сельским поселениям в рамках исполнения переданных полномочий района (программные расходы по организации сбора и вывоза отходов на пункт сбора для дальнейшей утилизации, ликвидации несанкционированных свалок – 55,8 тыс.руб., по обустройству и ремонту контейнерных площадок для сбора ТКО – 26,6 тыс.руб., по содержанию кладбищ – 80,5 тыс.руб. и по обеспечению безопасности людей на водных объектах - 19,8 тыс.руб.).
В общем объеме расходов бюджета расходы раздела 05 «Жилищно-коммунальное хозяйство» в 2024 году составят 0,5%.
Расходы по разделу 07 «Образование» определены в проекте бюджета на 2024 год в объеме 200 399,4 тыс. руб., на 2025 год – 182 944,5 тыс.руб. и на 2026 год – 143 822,3 тыс.руб. Анализ динамики расходов представлен в Таблице 12:
Таблица 12
Наименование разделов |
2022 год |
2023 год оценка |
2024 год |
2025 год |
2026 Год |
Темпы прироста (снижения) расходов, % |
|||
2024 к 2022 |
2024 к оценке 2023 |
2025 к 2024 |
2026 к 2025 |
||||||
Образование |
186 151 |
193833,1 |
200 399,4 |
182 944,5 |
143 822,3 |
107,7 |
103,4 |
91,3 |
78,6 |
Дошкольное образование |
31 077,5 |
33060,8 |
23 598,8 |
18 959,6 |
23 894,4 |
75,9 |
71,4 |
80,3 |
126 |
Общее образование |
144776,8 |
149476,5 |
168 671,2 |
156 540,8 |
111 577,8 |
116,5 |
112,8 |
92,8 |
71,3 |
Дополнительное образование детей |
5 426 |
6367,9 |
4 317,3 |
3 670,3 |
4 317,3 |
79,6 |
67,8 |
85 |
117,6 |
Молодежная политика |
223,4 |
95,2 |
81,2 |
0 |
0 |
36,3 |
85,3 |
0 |
х |
Другие вопросы в области образования |
4 647,3 |
4832,7 |
3 730,9 |
3 773,8 |
4 032,8 |
80,3 |
77,2 |
101,1 |
106,9 |
При планировании расходов на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение дошкольного и общего образования за счет областного бюджета на 2024 год за основу взяты бюджетные ассигнования, утвержденные на плановый период 2024 года. На данном этапе корректировка показателей планового периода 2024 года законом об областном бюджете на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов не производилась.
Расходы, запланированные на дошкольное, общее и дополнительное образование, предусмотрены муниципальной программой «Развитие образования в Хотынецком районе на 2022-2026 годы» и муниципальной программой «Развитие культуры Хотынецкого района на 2022-2026 годы».
По подразделу 0707 «Молодежная политика» запланированы программные расходы на проведение мероприятий, направленных на духовно-нравственное воспитание молодежи, в размере 76,2 тыс.руб., на совершенствование условий патриотического воспитания молодежи и работу с ветеранами в размере 5 тыс.руб.
По подразделу 0709 «Другие вопросы в области образования» запланированы непрограммные расходы на содержание отдела образования администрации района в размере 3 210 тыс.руб., а также на проведение программных мероприятий, связанных с расчетами по договорам поставки продуктов питания для летних оздоровительных лагерей в размере 520,9 тыс.руб.
В общем объеме расходов бюджета расходы раздела 07 «Образование» в 2024 году составят 73,3%.
Расходы по разделу 08 «Культура и кинематография» определены в проекте бюджета на 2024 год в объеме 1 641,5 тыс. руб. (расходы на содержание МБУК – Межпоселенческая централизованная библиотечная система Хотынецкого района – 1 601,5 тыс.руб. и межбюджетные трансферты поселениям на выполнение полномочий муниципального района на содержание и ремонт воинских захоронений – 40 тыс.руб.).
Распределение бюджетных ассигнований по подразделам, а также темп роста (снижения) расходов по сравнению с текущим годом представлены в следующей таблице.
Таблица 13
Наименование разделов |
2022 год |
2023 год оценка |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
Темпы прироста (снижения) расходов, % |
|||
2024 к 2022 |
2024 к 2023 |
2025 к 2024 |
2026 к 2025 |
||||||
Культура, кинематография |
2 509,3 |
3 235,5 |
1 641,5 |
1 313,2 |
1 641,5 |
65,4 |
50,7 |
80 |
125 |
Культура |
2 509,3 |
3 235,5 |
1 641,5 |
1 313,2 |
1 641,5 |
65,4 |
50,7 |
80 |
125 |
Планируемые расходы по данному разделу по сравнению с оценкой 2023 года сокращены на 1594 тыс.руб. или на 49,3%.
Расходы раздела 10 «Социальная политика» определены на 2024 год в объеме 20 355,4 тыс.руб., на 2025 год – 24 694,1 тыс.руб., на 2026 год – 23 997,3 тыс.руб. Распределение бюджетных ассигнований по подразделам, а также темп роста (снижения) расходов по сравнению с текущим годом представлены в следующей таблице.
Таблица 14
Наименование разделов |
2022 год |
2023 год оценка |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
Темпы прироста (снижения) расходов, % |
|||
2024 к 2022 |
2024 к 2023 |
2025 к 2024 |
2026 к 2025 |
||||||
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА |
9 937,6 |
11 146,2 |
20 355,4 |
24 694,1 |
23 997,3 |
204,8 |
182,6 |
121,3 |
97,2 |
Пенсионное обеспечение |
1 021,9 |
1 018,8 |
340,3 |
353,1 |
340,3 |
33,3 |
33,4 |
103,8 |
964 |
Социальное обеспечение населения |
180 |
0 |
484 |
684 |
0 |
268,9 |
х |
141,3 |
0 |
Охрана семьи и детства |
7 413,8 |
8 741,8 |
18 145,5 |
22 281,4 |
22 281,4 |
244,8 |
207,6 |
122,8 |
100 |
Другие вопросы в области социальной политики |
1 321,9 |
1 385,6 |
1 385,6 |
1 375,6 |
1 375,6 |
104,8 |
100 |
99,3 |
100 |
К текущему периоду расходы на социальную политику в 2024 году увеличены на 9 209,2 тыс.руб. или на 82,6%, в частности на 9 403,7 тыс.руб. увеличены плановые бюджетные ассигнования на охрану семьи и детства, в основном финансируемые за счет областного бюджета. При планировании данных расходов на 2024 год за основу взяты бюджетные ассигнования, утвержденные на плановый период 2024 года.
План расходов на пенсионное обеспечение к уровню текущего года снижен на 678,5 тыс.руб. или в 3 раза.
За счет средств районного бюджета по социальному обеспечению населения (подраздел 1003) запланированы расходы:
- по созданию условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения в рамках муниципальной программы «Комплексное развитие сельских территорий Хотынецкого района на 2020-2025 годы» в размере 84 тыс.руб.;
- по предоставлению социальных выплат для приобретения жилья в рамках муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2021-2025 годы» в размере 400 тыс.руб.
По подразделу 1004 запланированы расходы за счет средств областного бюджета на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье, а также вознаграждение, причитающееся приемному родителю (4 346,1 тыс.руб.), на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей (12 277,5 тыс.руб.), на выплату единовременного пособия гражданам, усыновившим детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (100 тыс.руб.), на единовременную выплату на ремонт жилых помещений, закрепленных на праве собственности за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (50 тыс.руб.), а также компенсация части родительской платы за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (1 371,9 тыс.руб.). При планировании данных расходов на 2024 год за основу взяты бюджетные ассигнования, утвержденные на плановый период 2024 года.
По подразделу 1006 запланированы расходы за счет средств областного бюджета на выполнение полномочий в сфере опеки и попечительства в размере 1 375,6 тыс.руб. (за основу взяты бюджетные ассигнования, утвержденные на плановый период 2024 года), а также расходы на поддержку участия инвалидов в районных и областных конкурсах в рамках муниципальной программы «Доступная среда для инвалидов на 2021-2024 годы в Хотынецком районе Орловской области» в размере 10 тыс.руб
Расходы раздела 11 «Физическая культура и спорт» определены на 2024 год в размере 805 тыс.руб., на 2025 год – 545,9 тыс.руб., на 2026 год – 805 тыс.руб. Распределение бюджетных ассигнований по подразделам, а также темп роста (снижения) расходов по сравнению с текущим годом представлены в Таблице 15:
Таблица 15
Наименование разделов |
2022 год |
2023 год оценка |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
Темпы прироста (снижения) расходов, % |
|||
2024 год к 2022 году |
2024 год к 2023 году |
2025 год к 2024 году |
2026 год к 2025 году |
||||||
Физическая культура и спорт |
1 208,7 |
1 242,8 |
805 |
545,9 |
805 |
66,6 |
64,8 |
67,8 |
147,5 |
Физическая культура |
1 208,7 |
1 242,8 |
805 |
545,9 |
805 |
66,6 |
64,8 |
67,8 |
147,5 |
К оценке исполнения бюджета района за 2023 год расходы по разделу 11 «Физическая культура и спорт» на 2024 год сокращены на 437,8 тыс. руб. или на 35,2%. По данному разделу запланированы субсидии на выполнение муниципального задания СОЦ «Перспектива».
Расходы на обслуживание муниципального долга (раздел 13), запланированные на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов (по 6,9 тыс.руб. ежегодно) не превышают 15 процентов объема расходов районного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций.
По разделу 14 «Межбюджетные трансферты»в рамках муниципальной программы Хотынецкого района по управлению муниципальными финансами Хотынецкого района отражены расходы на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов в размере 3 989,3 тыс.руб. ежегодно. В состав расходов включены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений района из регионального фонда финансовой поддержки поселений. Распределение межбюджетных трансфертов между сельскими поселениями Хотынецкого района произведено в соответствии с Методикой расчета нормативов, применяемых при определении расчетных нормативных расходов для расчета и распределения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности сельских (городского) поселений на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов.
Размер условно утвержденных расходов на 2025 год и 2026 год соответствует п.3 ст.184.1 БК РФ.
Дефицит районного бюджета на 2024 год предусмотрен в размере 980 тыс. руб., на 2025 год – 995,3 тыс.руб., на 2026 год – 995,3 тыс.руб., что не превышает ограничения, установленные п.3 ст.192.1 БК РФ. Источниками финансирования предусмотрены изменения остатков средств на счетах по учету бюджетных средств.
Запланированные на 2024 год расходы на содержание органов местного самоуправления составляют 32 731 тыс.руб. и не превышают норматив, утвержденный Постановлением Правительства Орловской области от 20.11.2023 г. N 762 «Об утверждении нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Орловской области на 2024 год», составивший 31 773,5 тыс.руб. (98 982,9 тыс.руб. х 0,321).
Выводы
1. Проверкой соблюдения сроков внесения Проекта бюджета на рассмотрение представительным органом муниципального образования, предусмотренных ст.185 БК РФ, нарушений не установлено.
2. Рассматриваемый проект соответствует нормам статьи 184.1 Бюджетного Кодекса РФ.
3. В соответствии со ст.184.2 БК РФ одновременно с проектом решения «О районном бюджете на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов» были представлены документы и материалы, методики, паспорта муниципальных программ.
4. Проект решения о районном бюджете предусматривает утверждение уточнённых параметров районного бюджета на 2024 и 2025 годы и параметров 2026 года - второго года планового периода.
Требования ст.169, 172 БК РФ при составлении Проекта соблюдены. Составление Проекта основано на: основных направлений бюджетной и налоговой политики, прогнозе социально-экономического развития района и муниципальных программах.
6. В соответствии с п.3 ст.173 БК РФ прогноз социально-экономического развития района одобрен главой Хотынецкого района.
7. Требования п.1 ст.173 БК РФ в части составления прогноза социально-экономического развития района на период не менее трех лет соблюдены.
8. При составлении Проекта районного бюджета на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов соблюдены принципы бюджетной системы РФ, предусмотренные ст.28-38 БК РФ.
9. В соответствии с п.4 ст.169 БК РФ Проект утверждается сроком на три года.
10. Представленный для проведения экспертизы проект бюджета соответствует требованиям действующего бюджетного и налогового законодательства и содержит основные характеристики бюджета, предусмотренные ст.184.1 БК РФ.
11. Бюджет не сбалансирован, однако плановый дефицит районного бюджета не превышает ограничения, установленные п.3 ст.192.1 БК РФ.
12. Доходная часть бюджета сформирована с соблюдением статей 20, 41, 46, 61.1, 62 БК РФ и Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, и их структуре и принципах назначения от 08.06.2021 №75н, по кодам поступлений в бюджет (группам, подгруппам, статьям видов доходов, статьям и подстатьям классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджета).
13. Расходы, отраженные в Проекте, отнесены к соответствующим кодам бюджетной классификации (главного распорядителя бюджетных средств, раздела, подраздела, целевой статьи, вида расходов) с соблюдением требований ст.21 БК РФ и приказа Минфина от 24.05.2022г. №82н.
14. Объем бюджетных ассигнований Дорожного фонда предусмотрен в соответствии с Положением о муниципальном Дорожном фонде Хотынецкого района Орловской области, утвержденным решением Хотынецкого районного Совета народных депутатов от 30 июня 2013 года № 20-РС «О создании дорожного фонда Хотынецкого района Орловской области». В расходах районного бюджета предусмотрены бюджетные ассигнования за счет средств Дорожного фонда на 2024 год в сумме 9 053,9 тыс.руб., на 2025 и 2026 годы в сумме 9 269,6 тыс.руб. и 9 597,7 тыс.руб. соответственно. Размеры бюджетных ассигнований запланированы в размерах прогнозируемого объема доходов районного бюджета от акцизов, что соответствует требованиям п.5 ст.179.4 БК РФ.
15. Запланированные на 2024 год расходы на содержание органов местного самоуправления не превышают норматив, утвержденный Постановлением Правительства Орловской области.
16. Общий объем условно утвержденных расходов на первый год планового периода не превышает 2,5 процентов, на второй год – 5 процентов общего объема расходов бюджета (без учета расходов бюджета, предусмотренных за счет межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, имеющих целевое назначение), что соответствует п.3 ст.184.1 БК РФ.
17. На момент представления проекта решения о районном бюджете на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов не утверждена программа приватизации муниципального имущества Хотынецкого района Орловской области на 2024 год. С принятием программы приватизации появится возможность увеличить плановые доходы от реализации активов.
18. По итогам проведенной инвентаризации дебиторская задолженность по состоянию на 30.11.2023 по договорам аренды земельных участков составила 3 418,8 тыс.руб., по договорам социального найма жилых помещений – 882,1 тыс.руб. В целях обеспечения дополнительного источника пополнения районного бюджета в 2024 году необходимо провести работу по взысканию задолженности, в том числе в судебном порядке.
Предложения
1. Продолжить работу по укреплению собственного налогового и неналогового потенциала, в частности по уточнению и взысканию задолженности, активизации претензионно-исковой деятельности.
Контрольно-счётная комиссия Хотынецкого района считает возможным принять проект решения «О районном бюджете на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов» к рассмотрению в первом чтении.
Председатель
контрольно-счётной комиссии
Хотынецкого района Т.Е.Зеновкина