В соответствии с Федеральным законом "О рекламе" от 13 марта 2006 года № 36-ФЗ, действующим в редакции Федерального закона № 50-ФЗ от 08.03.2015, реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Одним из способов распространения рекламы является её размещение на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, в частности жилых домах.
Такой способ распространения рекламы относится к наружной рекламе.
Федеральным законом от 27 сентября 2009 года № 228-ФЗ в статью 19 Закона о рекламе введены специальные правила размещения наружной рекламы на жилых домах.
Так, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций с использованием общего имущества собственников помещений в жилом доме возможно только с согласия этих собственников. Договор на размещение рекламной конструкции на объектах общего имущества жилого дома заключается на основании решения общего собрания собственников помещений.
Это собрание также определяет лицо (лиц), уполномоченное (уполномоченных) от имени собственников заключить договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на условиях, определенных собранием.
Если в многоквартирном (жилом) доме создано ТСЖ, полномочия по принятию решения о размещении рекламы могут быть переданы товариществу.
В таком случае ТСЖ будет выступать в качестве представителя собственников помещений, при этом главной обязанностью будет являться обеспечение соблюдения прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью (пункт 6 статьи 138 Жилищного кодекса РФ).
В противном случае даже при наличии товарищества решение должно принимать общее собрание (постановление Президиума Высшего Арбитражного суда от 15.12.09 № 12537/09, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.10 № А 53-6894/2010).
Согласование вывесок и рекламы на фасаде здания осуществляется органом местного самоуправления.
За нарушения, связанные с размещением рекламы в многоквартирном доме, предусмотрена ответственность.
При этом нарушения порядка установки рекламных конструкций могут квалифицироваться по ст. 7.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях - несоблюдение правил пользования жилыми помещениями и порча жилого дома, жилых помещений, а равно их оборудования; ст. 14.3 - нарушение рекламодателем законодательства о рекламе, ст. 14.37 - установка или эксплуатация рекламной конструкции без разрешения на её установку и эксплуатацию или ее установку с нарушением технического регламента, ст. 19.1 - самовольное, вопреки установленному законодательством порядку, осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам Отдельную группу нарушений образуют факты несоблюдения законодательства об объектах культурного наследия при установке рекламных конструкций.
Незаконное размещение рекламы на таких объектах квалифицируется по ст. 7.14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях - уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, объектов, составляющих предмет охраны исторического поселения.