В целях повышения эффективности управления муниципальным имуществом Хотынецкого района Орловской области, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральным законом от 24.07.2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», руководствуясь Уставом Хотынецкого района Орловской области и положением о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом Хотынецкого района Орловской области, принятым постановлением Хотынецкого районного Совета народных депутатов от 29 ноября 2005 года №24-РС (в редакции от 08.08.2008 г.), Хотынецкий районный Совет народных депутатов р е ш и л:
1. Утвердить прилагаемое Положение об аренде муниципального имущества Хотынецкого района Орловской области.
2. Признать утратившими силу:
1) постановления Хотынецкого районного Совета народных депутатов от 11.04.2006 года №5-П«Об утверждении Положения о сдаче в аренду объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности Хотынецкого района»;
2) решение Хотынецкого районного Совета народных депутатов от 04.06.2007 года №19-РС «О внесении дополнений в постановление Хотынецкого районного Совета народных депутатов от 11 апреля 2006 года №5-П«Об утверждении Положения о сдаче в аренду объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности Хотынецкого района»;
3) решение Хотынецкого районного Совета народных депутатов от 17.04.2009 года №18-РС «О внесении изменений Положения о сдаче в аренду объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности Хотынецкого района»;
4) решение Хотынецкого районного Совета народных депутатов от 18.12.2009 года №63-РС «О внесении изменений Положения о сдаче в аренду объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности Хотынецкого района»;
5) решение Хотынецкого районного Совета народных депутатов от 30.04.2010 года №29-РС «О внесении изменений Положения о сдаче в аренду объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности Хотынецкого района»;
6) решение Хотынецкого районного Совета народных депутатов от 04.06.2007 года №17-РС «Об утверждении положения о сдаче в аренду движимого имущества, находящегося в муниципальной собственности Хотынецкого района»;
7) решение Хотынецкого районного Совета народных депутатов от 08.08.2008 года №38-РС «О внесении изменений в положение о сдаче в аренду движимого имущества, находящегося в муниципальной собственности Хотынецкого района»;
8) решение Хотынецкого районного Совета народных депутатов от 13.03.2009 года №5-РС «О внесении изменений в положение о сдаче в аренду движимого имущества, находящегося в муниципальной собственности Хотынецкого района».
3. Настоящее решение подлежит официальному опубликованию в бюллетене «Хотынецкий муниципальный вестник» и размещению на официальном сайте Хотынецкого района в сети Интернет (www. hot-adm.ru).
ГЛАВА РАЙОНА Е. Е. НИКИШИН
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ РАЙОННОГО СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ С.А. ПРУСАКОВ
Приложение
к решению Хотынецкого районного
Совета народных депутатов
от 13 марта 2015 г. № 7-РС
ПОЛОЖЕНИЕ
об аренде муниципального имущества Хотынецкого района
Орловской области
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Гражданским кодексомРоссийской Федерации, Федеральным закономот 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральным законом от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», УставомХотынецкого района Орловской области.
Положение определяет основные принципы, устанавливает порядок и единые на территории Хотынецкого района Орловской области (далее - район) правила передачи в аренду имущества Хотынецкого района Орловской области (далее - муниципальное имущество района) (за исключением жилых зданий, жилых помещений и земельных участков).
1.2. Арендодателем муниципального имущества, находящегося в муниципальной казне Хотынецкого района, выступает администрация Хотынецкого района Орловской области (далее – администрация района).
Арендодателем при сдаче в аренду муниципального имущества района, закрепленного на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием, выступает муниципальное унитарное предприятие.
Арендодателем при сдаче в аренду муниципального имущества района, закрепленного на праве оперативного управления за муниципальным автономным, бюджетным и казенным учреждением, выступает соответствующее муниципальное учреждение.
Арендаторами муниципального имущества района могут выступать юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
1.3. В аренду может быть передано имущество, находящееся в муниципальной собственности района и включенное в реестр муниципального имущества района.
1.4. Настоящее Положение распространяется на объекты движимого и недвижимого имущества, имущественные комплексы.
1.5. Недвижимое имущество муниципального фонда состоит из зданий и инженерных сооружений и встроенных нежилых помещений.
1.5.1. Здания - это объекты недвижимого имущества, заключающие в себе внутреннее пространство, предназначенное и приспособленное для различных видов человеческой деятельности. В зависимости от функционального назначения здания его внутреннее пространство делится на помещения.
Нежилое помещение - это огражденное со всех сторон пространство внутри здания.
Здания или их составные части (далее - Объекты) включаются в муниципальный реестр в качестве следующих объектов недвижимого имущества данного вида:
- отдельно стоящее нежилое здание в целом;
- входящее в состав нежилого здания отдельное помещение;
- входящее в состав жилого здания отдельное нежилое помещение (встроенное, пристроенное и встроенно-пристроенное);
- надземные и подземные сооружения, в том числе инженерные сети.
1.5.2. Инженерные сооружения (далее - Сооружения) - это объекты недвижимого имущества, представляющие собой постройку, состоящую из одной или нескольких частей, составляющих единое целое, и невозможную к перемещению с занимаемого земельного участка без нанесения значительного ущерба.
Сооружения в зависимости от назначения их использования подразделяются на надземные, подземные, высотные, емкостные.
1.6. К объектам движимого имущества, включенным в муниципальный реестр, относятся находящиеся в муниципальной собственности самоходные машины, автотранспортные средства и оборудование, передаточные устройства, производственный инвентарь и принадлежности, инструменты, хозяйственный инвентарь и прочие виды движимого имущества, отнесенные в соответствии с действующими нормативными актами о бухгалтерском учете и отчетности к основным средствам (далее - движимое имущество).
1.7. Имущественные комплексы - совокупность основных средств, используемых одним пользователем в едином хозяйственном (производственном) процессе, находящихся в муниципальной собственности района.
1.8. Муниципальное имущество передается арендатору за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
1.9. Целями передачи муниципального имущества района в аренду являются:
- целевое использование имущества,
- создание необходимой инфраструктуры,
- сохранность имущества,
- пополнение доходной части бюджета района.
1.10. Администрация района принимает решение о передаче в аренду муниципального имущества района, находящегося в муниципальной казне района, и осуществляет оформление договоров аренды муниципального имущества района. Порядок оформления арендных отношений устанавливается гражданским законодательством Российской Федерации.
1.11. Срок аренды устанавливается в договоре по соглашению сторон, если иной срок аренды не установлен действующим законодательством.
1.12. Муниципальное имущество может быть сдано в аренду:
- по результатам проведения аукциона на право заключения договора аренды муниципального имущества района;
- по результатам проведения конкурса на право заключения договора аренды муниципального имущества района;
- без проведения торгов в случаях, установленных частью 1 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции».
1.13. Передача в залог права аренды муниципального имущества района, внесение арендных прав в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив допускается только с согласия собственника муниципального имущества района.
Передача в субаренду муниципального имущества района допускается только с согласия собственника муниципального имущества района с соблюдением требований ст.17.1 Федерального закона «О защите конкуренции» и Приказа Федеральной антимонопольной службы от 10 февраля 2010 года № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса» (далее - Приказ Федеральной антимонопольной службы № 67).
1.14. Муниципальные унитарные предприятия, муниципальные автономные учреждения, муниципальные бюджетные учреждения и муниципальные казенные учреждения вправе сдавать в аренду имущество, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения и оперативного управления соответственно, в рамках действующего законодательства с согласия собственника при условии, что аренда не препятствует осуществлению деятельности, предмет и цели которой определены их уставом, а также обеспечивает сохранность муниципального имущества.
1.15. Заключению договора аренды имущества района, находящегося в оперативном управлении муниципального образовательного учреждения, должна предшествовать проводимая учредителем экспертная оценка последствий такого договора для обеспечения образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей.
2. Порядок передачи в аренду муниципального имущества района
2.1. Формы получения права на заключение договора аренды муниципального имущества района:
2.1.1. Аукцион - способ определения арендатора, при котором приобретателем права на заключение договора аренды муниципального имущества становится заявитель, предложивший на торгах наибольший размер годовой арендной платы за использование муниципального имущества района.
2.1.2. Конкурс на право аренды объектов муниципальной собственности - способ определения арендатора, при котором приобретателем права на заключение договора аренды муниципального имущества становится заявитель, который по заключению комиссии по аренде муниципального имущества предложил лучшие условия.
Конкурс проводится в отношении видов имущества, переченькоторых утвержден Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10 февраля 2010 года № 67.
2.2. Порядок рассмотрения заявления на заключение договора аренды муниципального имущества района:
2.2.1. Муниципальное имущество может быть передано в аренду только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, за исключением случаев, предусмотренных статьей 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции».
Организация и проведение конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, предусматривающих переход прав владения и(или) пользования в отношении муниципального имущества района, осуществляются в порядке, предусмотренном Приказом Федеральной антимонопольной службы №67.
Организатором торгов на право заключения договора аренды муниципального имущества составляющего муниципальную казну района, выступает администрация района, а на имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, выступает непосредственно балансодержатель муниципального имущества района в соответствии с действующим законодательством.
При признании торгов на право заключения договора аренды муниципального имущества района несостоявшимися, в связи с участием в них только одного участника, договор аренды муниципального имущества района может быть заключен с единственным участником торгов без повторного проведения торгов.
2.2.2. При заключении договора аренды муниципального имущества без проведения торгов, предусмотренных статьей 17.1 Федерального закона Российской Федерации «О защите конкуренции», письменное заявление на заключение договора аренды муниципального имущества подается заявителем в администрацию района в произвольной форме.
К заявлению прилагаются следующие документы:
а) копия свидетельства о государственной регистрации, документы, подтверждающие должностные полномочия руководителя (для юридических лиц);
б) копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
в) копия документа удостоверяющего личность заявителя (для физических лиц).
В заявлении арендатор указывает срок аренды, целевое назначение, по которому будет использоваться арендуемое муниципальное имущество района.
2.2.3. Заявление, содержащее неполный комплект документов, предусмотренных пунктом 2.2.2 настоящего Положения, рассмотрению не подлежит.
2.2.4. Администрация района письменно уведомляет заявителя о принятом решении не позднее 30 дней со дня поступления заявления, при принятии положительного решения в форме постановления администрации района оформляет договор аренды муниципального имущества района.
2.2.5. Муниципальное имущество сдается в аренду для осуществления определенного вида деятельности.
Отказ арендатора от аренды имущества в пользу другого лица (по договору уступки, совместной деятельности и т.д.) не допускается.
3. Договор аренды муниципального имущества района
3.1. Заключение договора аренды муниципального имущества района осуществляется в порядке, предусмотренном Гражданским кодексомРоссийской Федерации, Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», и иными федеральными законами.
Договор аренды муниципального имущества района является основным документом, регламентирующим отношения сторон, и заключается в течение не ранее чем через 10 рабочих дней и не позднее 15 рабочих дней с момента подведения итогов торгов или принятия постановления администрации района о передаче в аренду муниципального имущества в случаях, когда проведение торгов не требуется.
В случае возникновения разногласий при подписании проекта договора аренды муниципального имущества района, они разрешаются в порядке, установленном действующим законодательством.
3.2. Договор аренды муниципального имущества района заключается путем составления одного документа, подписанного сторонами и исполненного в количестве необходимых экземпляров, и хранится у сторон.
В договоре аренды муниципального имущества района указываются данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору, определяются состав и стоимость передаваемого в аренду имущества, размер и порядок внесения арендной платы, распределение обязанностей и ответственность сторон.
3.3. Договор аренды недвижимого имущества района, заключенный на срок более 1 года, подлежит государственной регистрации.
3.4. В соответствии с заключенным договором аренды муниципального имущества района администрация района передает муниципальное имущество района арендатору по акту приема-передачи.
3.5. Акт приема-передачи имущества должен содержать перечень имущества, передаваемого в аренду, с указанием года его выпуска, года ввода в эксплуатацию, технических характеристик, а также иных данных, позволяющих идентифицировать имущество, передаваемое в качестве объекта аренды.
3.6. Договор аренды муниципального имущества района может быть расторгнут сторонами досрочно по соглашению сторон, а также в случаях, предусмотренных статьями 619, 620Гражданского кодекса Российской Федерации.
3.7. При прекращении договора аренды муниципального имущества района арендованное имущество передается арендодателю по акту приема-передачи.
3.8. Заключение на новый срок договоров аренды муниципального имущества района без проведения конкурсов или аукционов разрешается на основании статьи17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
4. Порядок согласования передачи муниципального
имущества района в аренду
4.1. Муниципальные казенные предприятия (далее - Предприятия), муниципальные казенные, бюджетные, автономные учреждения (далее - Учреждения) до публикации (размещения) объявления о проведении торгов на право заключения договора аренды либо до заключения дополнительного соглашения к договору аренды муниципального имущества района получают письменное согласие собственника муниципального имущества района.
4.2. Для получения согласия собственника на передачу муниципального имущества в аренду Предприятия, Учреждения представляют в администрацию района:
- заявление, подписанное руководителем Предприятия, Учреждения, содержащее предполагаемые условия договора аренды, полные почтовые и банковские реквизиты заявителя;
- документы, подтверждающие регистрацию права хозяйственного ведения или оперативного управления на недвижимое муниципальное имущество, предполагаемое к передаче в аренду;
- проект договора аренды с указанием срока аренды;
- сведения об имуществе, предполагаемом к передаче в аренду;
- технический паспорт - для объектов недвижимости, паспорт - для движимого имущества;
- ситуационный план (экспликация) с указанием границ или ситуационный план местоположения нежилого помещения;
- сведения о муниципальном имуществе с указанием инвентарного номера, года ввода в эксплуатацию (выпуска), балансовой и остаточной стоимости.
4.3. Администрация района в течение 10 рабочих дней со дня предоставления Предприятием, Учреждением заявления с приложением всех необходимых документов выдает письменное решение о даче согласия на передачу муниципального имущества района в аренду либо об отказе.
4.4. Решение об отказе в даче согласия на предоставление муниципального имущества района в аренду принимается в случаях:
- если в представленных документах содержится неполная и (или) недостоверная информация;
- если передача муниципального имущества в аренду лишает Предприятие, Учреждение возможности осуществлять деятельность, цели и виды которой определены их учредительными документами, а также препятствует достижению целей его создания, не способствует и не служит более эффективной организации основной деятельности, для которой оно создано (в частности, обслуживания его работников и (или) посетителей), рационального использования такого имущества;
- если возможность сдачи в аренду муниципального имущества не предусмотрена учредительными документами Предприятия, Учреждения.
4.5. Руководитель Предприятия, Учреждения после получения документов принимает решение:
- о проведении торгов на право заключения договора аренды муниципального имущества района.
Предприятие, Учреждение, являющееся организатором торгов, готовит конкурсную либо аукционную документацию, проект договора аренды муниципального имущества района и проводит мероприятия по организации и заключению договоров аренды в соответствии с законодательством и настоящим Положением.
- о предоставлении муниципального имущества района в аренду без проведения торгов в соответствии частью 1 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции».
- об отказе в предоставлении в аренду муниципального имущества района.
5. Преимущественное право на приобретение арендуемого имущества
субъектами малого и среднего предпринимательства
5.1. Субъекты малого и среднего предпринимательства, являющиеся арендаторами за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), имеют преимущественное право на приобретение арендуемого муниципального имущества района по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». При этом такое преимущественное право может быть предоставлено при условии, что:
- арендуемое муниципальное имущество района по состоянию на 1 июля 2013 года находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
- отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества района, а в случае, предусмотренном пунктом 5.1.9 положения о приватизации муниципального имущества Хотынецкого района, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
- арендуемое муниципальное имущество района не включено в утвержденный постановлением администрации района перечень муниципального имущества района, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствие с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
5.2. Порядок выкупа арендуемого муниципального имущества района субъектами малого и среднего предпринимательства, указанными в пункте 5.1 настоящего Положения устанавливается положением о приватизации муниципального имущества Хотынецкого района.
6. Порядок формирования и ведения перечня муниципального имущества района, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства
6.1. Формирование и ведение перечня муниципального имущества района, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Перечень) осуществляется администрацией района в лице отдела по управлению имуществом (далее – Отдел).
6.2. В Перечень могут быть включены только нежилые помещения, а также здания, находящиеся в муниципальной собственности района, и свободные от прав третьих лиц.
6.3. Отдел направляет проект Перечня на обсуждение и согласование в Координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства при администрации района.
6.4. Перечень и вносимые к нему изменения подлежат утверждению постановлением администрации района, опубликованию в бюллетене «Хотынецкий муниципальный вестник» и размещению на официальном сайте Хотынецкого района в сети «Интернет».
6.5. Постановление администрации района об утверждении Перечня должно содержать следующие сведения о зданиях и нежилых помещениях:
- общая площадь нежилого помещения, здания;
- адрес здания, в котором расположено нежилое помещение (в случае отсутствия адреса - описание местоположения здания);
- номер этажа, на котором расположено нежилое помещение, описание местоположения этого нежилого помещения в пределах этажа или здания.
-сведения о субъекте малого и среднего предпринимательства, являющегося арендатором муниципального имущества района (при его наличии).
6.6. Ведение Перечня осуществляется на бумажных и магнитных носителях.
6.7. Муниципальное имущество, включенное в Перечень, не подлежит отчуждению в частную собственность, в том числе в собственность субъектов малого и среднего предпринимательства, арендующих указанное имущество, а также запрещаются переуступка прав пользования и (или) владения им по любым видам договоров (сделок), передача прав пользования им в залог и внесение прав пользования таким имуществом в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности.
6.8. Муниципальное имущество, включенное в Перечень, предоставляется во временное владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства на срок не менее чем пять лет с соблюдением требований, установленных Федеральным Законом от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции.
7. Порядок определения размера арендной платы
за муниципальное имущество района
7.1. Арендная плата за переданное в аренду муниципальное имущество района устанавливается в денежной форме и не включает плату за коммунальные услуги и налог на добавленную стоимость.
7.2. Размер годовой арендной платы определяется на основании отчета об оценке рыночной стоимости размера арендной платы, составленного в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Заказчиком на выполнение независимой оценки рыночной стоимости за пользование объектом муниципальной собственности выступает арендодатель муниципального имущества района.
При заключении договора аренды по итогам проведения торгов арендная плата устанавливается в соответствии с предложением победителя торгов.
7.3. Годовая арендная плата при сдаче в аренду движимого муниципального имущества района устанавливается по каждой единице имущества отдельно и рассчитывается в соответствии с Методикой расчета годовой арендной платы за пользование объектами муниципального движимого имущества района, утвержденной Хотынецким районным Советом народных депутатов (приложение 1).
7.4. Условия и сроки внесения арендной платы устанавливаются договором аренды муниципального имущества района.
7.5. Изменения годовой арендной платы производятся не чаще одного раза в год путем направления арендатору дополнительного соглашения не менее чем за месяц до наступления срока платежа.
7.6. Увеличение размера годовой арендной платы производится на уровень индекса инфляции по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Орловской области.
7.7. В случае проведения арендатором с согласия арендодателя капитального ремонта имущества, вызванного неотложной необходимостью, Арендатор имеет право взыскать с арендодателя стоимость ремонта или зачесть ее в счет арендной платы, потребовать соответственного уменьшения арендной платы.
При этом арендатор обращается в администрацию района письменно с целью получения согласия на проведение капитального ремонта арендуемого муниципального имущества района. Взыскание стоимости ремонта, зачет стоимости ремонта в счет арендной платы, уменьшение арендной платы оформляются дополнительным соглашением к договору аренды муниципального имущества района, составленного сторонами на основании документов, подтверждающих проведение капитального ремонта.
7.8. Контроль за полнотой и своевременностью внесения арендаторами арендной платы, а также выполнения ими условий договора осуществляет администрация района или балансодержатель муниципального имущества района, в случае предоставления им в аренду с согласия собственника такого имущества.
Приложение 1
к положению об аренде муниципального имущества
Хотынецкого района Орловской области
МЕТОДИКА
расчета годовой арендной платы за пользование объектами муниципального движимого имущества, находящимися в муниципальной собственности Хотынецкого района
Величина годовой арендной платы за объект муниципального движимого имущества определяется по формуле:
A= Бсп * Ки * Кинф, где
А - арендной плата за год (руб.),
Бсп - первоначальная балансовая стоимость арендуемого муниципального движимого имущества с учетом изменения стоимости в случаях дооборудования, модернизации, реконструкции, переоценки основных средств,
Ки - коэффициент износа имущества, определяется исходя из процента износа объекта согласно таблице 1:
№ п/п |
Процент износа имущества |
Ки |
1 |
До 20% |
0,05 |
2 |
21-30% |
0,04 |
3 |
31-40% |
|
4 |
41-50% |
0,03 |
5 |
51-60% |
|
6 |
61-70% |
0,02 |
7 |
Свыше 71% |
0,01 |
К инф - коэффициент инфляции по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Орловской области.