29 сентября 2023 года № 402
Об утверждении Положения о системе управления охраной труда в администрации Хотынецкого района Орловской области |
|
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, руководствуясь Примерным положением о системе управления охраной труда, утверждённым приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.10.2021 №776н, в целях создания безопасных условий труда, предотвращения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, администрации района
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Положение о системе управления охраной труда в администрации Хотынецкого района Орловской области (далее- администрация) согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Постановление администрации от 29.02.2016 № 46а "Об организации работы по охране труда в администрации Хотынецкого района" признать утратившим силу.
3. Отделу по экономике, предпринимательству и торговле администрации района (Л. А. Жук) ознакомить работников администрации с настоящим постановлением под роспись.
4. Опубликовать настоящее постановление в бюллетене «Хотынецкий муниципальный вестник» и разместить на официальном сайте Хотынецкого района в сети Интернет (www.hot-adm.ru).
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на и.о. первого заместителя главы администрации района А. Н. Рыжова.
ГЛАВА РАЙОНА Е. Е. НИКИШИН
|
Приложение к постановлению администрации района от_29 сентября 2023 года № 402
|
Положение
о системе управления охраной труда администрации
Хотынецкого района Орловской области
I. Общие положения
1. Положение о системе управления охраной труда в администрации Хотынецкого района Орловской области (далее - Положение о СУОТ) разработано в соответствии с Примерным положением о системе управления охраной труда, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.10.2021 № 776н, и иными нормативно-правовыми актами об охране труда.
2. Положение о СУОТ разработано также с учетом:
-раздела X «Охрана труда» Трудового кодекса Российской Федерации;
- «ГОСТ 12.0.230-2007. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования» (введен в действие приказом Росстандарта от 09.06.2016 № 601-ст);
- «ГОСТ 12.0.230.1-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007» (введен в действие приказом Росстандарта от 09.06.2016 № 601-ст).
3. Положение о СУОТ вводится в целях соблюдения требований охраны труда в администрации Хотынецкого района Орловской области (далее-администрация), разработки мер, направленных на создание безопасных условий труда, а также предотвращения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
4. СУОТ является неотъемлемой частью управленческой и (или) производственной системы работодателя и представляет собой единый комплекс, состоящий из следующих элементов:
-организационной структуры управления, устанавливающей обязанности и ответственность в области охраны труда на всех уровнях управления;
-мероприятий, направленных на функционирование СУОТ, включая контроль за эффективностью работы в области охраны труда;
-документированной информации (локальных нормативных актов о мероприятиях СУОТ, организационно-распорядительных документов, журналов, актов и пр.).
5. Положение о СУОТ распространяется на всех работников администрации. Учитывается деятельность на всех рабочих местах, структурных подразделениях, отраслевых органах.
6. СУОТ регламентирует единый порядок подготовки, принятия и реализации решений по осуществлению организационных, технических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности и здоровых условий труда работников администрации.
7. Требования СУОТ обязательны для всех работников, работающих в администрации, и являются обязательными для всех лиц, находящихся на территории администрации, в зданиях и сооружениях.
.
II. Политика в области охраны труда
8. Политика в области охраны труда (далее- Политика) учитывает специфику деятельности администрации, особенности организации работы в администрации, а также профессиональные риски.
9. Политика направлена на сохранение жизни и здоровья работников администрации в процессе их трудовой деятельности, а также на обеспечение безопасных условий труда. Политика предполагает управление рисками производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
10. В администрации обеспечивается устранение опасностей и снижение уровней профессиональных рисков на рабочих местах, совершенствуется СУОТ.
11. Целью Политики является постоянное улучшение условий и охраны труда.
12. Администрация гарантирует выполнение государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых обязательств в этой области.
13. В обеспечение гарантий, указанных в пункте 12 настоящего Положения о СУОТ, администрация намерена принимать необходимые меры и реализовывать соответствующие мероприятия.
14. Целями в области охраны труда в администрации в соответствии с Политикой является сохранение жизни и здоровья работников, а также постоянное улучшение условий и охраны труда.
15.Для достижения целей Политики реализуются следующие мероприятия:
-проведение специальной оценки условий труда, выявление опасностей и оценка уровней профессиональных рисков;
-обеспечение стендами с печатными материалами по охране труда;
-обучение в области охраны труда;
-обеспечение естественного и искусственного освещения на рабочих местах и в иных помещениях.
16.Мероприятия, направленные на сохранение жизни и здоровья работников, должны привести, в частности, к следующим результатам:
-к устойчивой положительной динамике улучшения условий и охраны труда;
-отсутствию нарушений обязательных требований в области охраны труда;
-достижению показателей улучшения условий труда.
17. При необходимости данная Политика пересматривается исходя из результатов оценки эффективности СУОТ, приведенных в ежегодном отчете о функционировании СУОТ.
III. Разработка и внедрение СУОТ
18. Возложение обязанностей в области охраны труда на работников, наделение их полномочиями, осуществляется в соответствии с базовыми подходами, которые установлены настоящим Положением о СУОТ относительно распределения зон ответственности в рамках СУОТ.
19. Информация об ответственных лицах, их полномочиях и зоне ответственности в рамках СУОТ утверждается главой Хотынецкого района Орловской области (далее- глава района). С данной информацией должны быть ознакомлены все работники администрации.
20. Организация работ за полным соблюдением требований охраны труда, ответственным за функционирование СУОТ, а также за реализацию мер по улучшению условий труда работников администрации возлагается на первого заместителя главы администрации района.
21. Распределение конкретных обязанностей в рамках функционирования СУОТ осуществляется по уровням управления.
22. В администрации устанавливается двухуровневая система управления охраной труда.
23. Уровни управления охраной труда:
1) в администрации в целом - уровень управления «А»;
2) в отделах - уровень управления «Б».
24. На уровне управления «А» устанавливаются обязанности:
- в лице главы района;
- заместителей главы администрации района.
25. На уровне управления «Б» устанавливаются обязанности:
- начальников отделов;
- работников.
26. Обязанности в рамках функционирования СУОТ распределяются исходя из следующего разделения зон ответственности:
1) глава района, заместители главы администрации района - обеспечение создания безопасных условий и охраны труда, выполнения мер, установленных ст. 214 Трудового кодекса Российской Федерации.
2) начальники отделов:
- обеспечение функционирования СУОТ на уровне структурного подразделения;
- организация подготовки по охране труда;
- участие в организации управления профессиональными рисками;
- обеспечение участия работников отраслевого органа, структурного подразделения (их представителей) в мероприятиях по разработке и внедрению мер, направленных на улучшение условий и охраны труда;
- участие в организации и осуществлении контроля за состоянием условий охраны труда в отраслевом органе, в структурном подразделении;
- информирование работодателя о несчастных случаях, произошедших в
отраслевом органе, в структурном подразделении;
- обеспечение исполнения указаний и предписаний органов государственной власти, а также рекомендаций специалиста по охране труда;
- приостановление работ в отраслевом органе, в структурном подразделении в случаях, установленных требованиями охраны труда;
- обеспечение размещения в общедоступных местах отраслевого органа,
структурного подразделения документов и информации, содержащих требования охраны труда, для ознакомления с ними работников и иных лиц;
- принятие мер по вызову скорой медицинской помощи и организации
доставки пострадавших в медицинскую организацию при авариях и несчастных случаях, произошедших в отраслевом органе, в структурном подразделении;
- участие в комиссии, образованной для расследования несчастного случая;
3) работники:
- соблюдение требований охраны труда в рамках выполнения трудовых
функций, в том числе требований инструкций по охране труда, правил внутреннего трудового распорядка и др.;
- контроль за исправностью оборудования и инструментов на своем рабочем месте;
- информирование непосредственного руководителя о признаках неисправности технических средств, оборудования, установленных на рабочем месте;
- извещение непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о несчастном случае или об ухудшении состояния своего здоровья;
- соблюдение утвержденного порядка (инструкции) действий в случае
возникновения аварии или иной ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью человека.
IV. Планирование СУОТ
27. С целью планирования мероприятий по реализации процедур, направленных на достижение целей в области охраны труда, работодатель в лице работника организует разработку, пересмотр и актуализацию плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда (далее - План). План составляется ежегодно с учетом перечня мероприятий, закрепленных в Политике. При составлении Плана учитываются также основные процессы работы по охране труда.
28. План утверждается первым заместителем главы администрации района.
29. Разработка Плана осуществляется в соответствии с Примерным перечнем ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней, утверждённым приказом Минтруда России от 29.10.2021 № 771н.
30. В Плане отражаются, в частности:
1) перечень (наименование) планируемых мероприятий;
2) ожидаемый результат каждого мероприятия;
3) срок реализации мероприятия;
4) лица, ответственные за реализацию мероприятия.
31. При планировании мероприятия учитываются изменения, касающиеся таких аспектов, как:
- изменения в нормативных правовых актах, содержащих
государственные нормативные требования охраны труда;
- изменение условий труда работников (по результатам специальной
оценки условий труда и оценки профессиональных рисков);
- внедрение новых услуг и процессов или изменение существующих
услуг и процессов, сопровождающихся изменением расположения мест для работников
V. Управление профессиональными рисками
32. При планировании СУОТ рекомендуется определять и принимать во внимание профессиональные риски, требующие принятия мер в целях предотвращения или уменьшения нежелательных последствий возможных нарушений положений СУОТ по безопасности.
33. Профессиональные риски в зависимости от источника их возникновения подразделяются на риски травмирования работника и риски получения им профессионального заболевания. Они выявляются (идентифицируются) и оцениваются с привлечением независимой организации, обладающей необходимой компетенцией. Выявление (идентификация) опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, и составление их перечня производятся с учетом рекомендаций по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей.
34. В качестве опасностей, которые могут угрожать здоровью работников в связи с их трудовой деятельностью в администрации, рассматриваются следующие:
- психоэмоциональная перегрузка;
- перенапряжение зрительного анализатора.
35. При оценке уровня профессиональных рисков в отношении выявленных опасностей учитывается специфика деятельности администрации.
VI. Обеспечение функционирования СУОТ
36. Основными процессами, обеспечивающими функционирование СУОТ в администрации, являются:
1) специальная оценка условий труда (далее- СОУТ);
2) оценка профессиональных рисков (далее- ОПР);
3) проведение медицинских осмотров и освидетельствования
работников;
4) обучение работников, непрерывная подготовка и повышение квалификации в области охраны труда. Обучение по охране труда проводится в обучающих организациях в области охраны труда. Работники, прошедшие обучение и повышение квалификации в области охраны труда, включаются в реестр Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации;
5) обеспечение работников средствами индивидуальной защиты;
6) обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий и
сооружений;
7) обеспечение безопасности работников при эксплуатации
оборудования;
8) обеспечение безопасности работников при осуществлении
технологических процессов;
9) обеспечение безопасности работников при эксплуатации
инструментов;
10) обеспечение безопасности работников подрядных организаций;
11) санитарно-бытовое обеспечение работников;
12) соблюдение режима труда и отдыха работников в соответствии с
трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами,
содержащими нормы трудового права;
13) обеспечение социального страхования работников;
14) взаимодействие с государственными надзорными органами,
органами исполнительной власти и профсоюзного контроля;
15) реагирование на аварийные ситуации;
16) реагирование на несчастные случаи;
17) реагирование на профессиональные заболевания.
37. Порядок действий, обеспечивающих функционирование процессов и СУОТ в целом, определяется следующими основными процессами и процедурами:
1) планирование и выполнение мероприятий по охране труда;
2) контроль планирования и выполнения таких мероприятий, их анализ по результатам контроля;
3) формирование корректирующих действий по совершенствованию
функционирования СУОТ;
4) управление документами СУОТ;
5) распределение обязанностей по обеспечению функционирования
СУОТ;
6) информирование работников, взаимодействие с ними.
38. В рамках СУОТ работники должны быть проинформированы:
- о Политике и целях администрации в области охраны труда;
- о системе стимулирования за соблюдение государственных
нормативных требований охраны труда;
- об ответственности за нарушение указанных требований;
- о результатах расследования несчастных случаев на производстве и микротравм (микроповреждений);
- об опасностях и рисках на рабочих местах, а также мерах управления, разработанных в их отношении.
39. Информирование работников администрации обеспечивается в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.10.2021 № 773н «Об утверждении форм (способов) информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда, и примерного Перечня информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда». Формат информирования определяется при планировании мероприятия в рамках СУОТ.
VII. Реагирование на несчастные случаи
40. Реагирование на несчастные случаи (включая несчастные случаи при возникновении аварийной ситуации) направлено на достижение следующей основной цели СУОТ – проведение профилактических мероприятий по отработке действий работников при возникновении таких ситуаций, расследования причин их возникновения, а также их устранения.
41. Процесс реагирования на несчастные случаи включает в себя
следующие подпроцессы:
- реагирование на несчастные случаи;
- расследование несчастных случаев.
42. Исходными данными для реализации подпроцесса реагирования на несчастные случаи является перечень возможных аварийных ситуаций в администрации, а подпроцесса расследования несчастных случаев – вся информация, имеющая отношение к данному событию.
43. С целью своевременного определения причин возникновения
несчастных случаев и профессиональных заболеваний, в том числе
микроповреждений (микротравм), работодатель (ответственные лица), исходя из действующих государственных нормативных требований охраны труда, требований иных применяемых им нормативных правовых актов,
утверждаемых уполномоченными федеральными органами исполнительной
власти, и своих локальных нормативных актов обеспечивает проведение
расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также оформление отчетных документов.
44. В администрации проводятся профилактические мероприятия:
-по обеспечению работников средствами индивидуальной защиты, смывающими и (или) обезвреживающими средствами;
- по рассмотрению обстоятельств и причин, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм) работников;
- по отработке действий работников при несчастном случае, аварии, риске их возникновения, а также по их устранению, расследованию причин возникновения.
VIII. Контроль функционирования СУОТ
45. Объектами контроля при функционировании СУОТ являются мероприятия, процессы и процедуры, реализуемые в рамках СУОТ.
46. К основным видам контроля функционирования СУОТ относятся:
1) контроль состояния рабочего места, оборудования, инструментов; контроль выполнения работ работником в рамках производственных и технологических процессов; выявление опасностей и определение уровня профессионального риска; контроль показателей реализации мероприятий, процессов и процедур;
2) контроль выполнения процессов, имеющих периодический характер (СОУТ, обучение по охране труда, проведение медицинских осмотров);
3) учет и анализ несчастных случаев, профессиональных заболеваний;
4) учет изменений государственных нормативных требований охраны труда, соглашений по охране труда, изменения существующих или внедрения новых технологических процессов, оборудования;
5) контроль эффективности функционирования отдельных элементов СУОТ и системы в целом.
47. В рамках контрольных мероприятий может использоваться фото - и видеофиксация.
44. Виды и методы контроля применительно к конкретным процессам (процедурам) определяются Планом.
45. При проведении контроля функционирования СУОТ и анализа реализации процедур и исполнения мероприятий по охране труда необходимо оценивать следующие показатели:
- достижение поставленных целей в области охраны труда;
- способность действующей СУОТ обеспечивать выполнение обязанностей работодателя, отраженных в Политике;
-эффективность действий, намеченных работодателем на всех уровнях управления по результатам предыдущего анализа эффективности функционирования СУОТ;
-необходимость дальнейшего развития (изменений) СУОТ, включая корректировку целей в области охраны труда, перераспределение обязанностей должностных лиц работодателя в области охраны труда, перераспределение ресурсов работодателя;
-необходимость обеспечения своевременной подготовки тех работников, которых затронут решения об изменении СУОТ;
-необходимость изменения критериев оценки эффективности функционирования СУОТ;
-полноту идентификации опасностей и управления профессиональными рисками в рамках СУОТ в целях выработки корректирующих мер.
46. Информация по результатам контроля функционирования СУОТ, а также реализации процедур и исполнения мероприятий по охране труда, содержащая результаты контроля, измерений, анализа и оценки показателей деятельности, должна документироваться. Результаты контроля используются в администрации для оценки эффективности СУОТ, а также для принятия управленческих решений по её актуализации, изменению, совершенствованию.
IX. Улучшение функционирования СУОТ
47. В целях улучшения функционирования СУОТ определяются и реализуются мероприятия (действия), направленные на улучшение функционирования СУОТ, контроля реализации процедур и исполнения мероприятий по охране труда, а также результатов расследования аварий (инцидентов), несчастных случаев на производстве, микроповреждений (микротравм), профессиональных заболеваний, результатов контрольно-надзорных мероприятий органов государственной власти, предложений, поступивших от работников и (или) их уполномоченных представителей, а также иных заинтересованных сторон.
48. Процесс формирования корректирующих действий по совершенствованию функционирования СУОТ является одним из этапов функционирования СУОТ и направлен на разработку мероприятий по повышению эффективности и результативности как отдельных процессов (процедур) СУОТ, так и СУОТ в целом.
49. Порядок формирования корректирующих действий по совершенствованию функционирования СУОТ разрабатываются и фиксируются в локальных нормативно - правовых актах администрации, а также путем изменения настоящего Положения о СУОТ.
50. Корректирующие действия необходимо разрабатывать в том числе на основе результатов выполнения мероприятий по охране труда, анализа по результатам контроля, выполнения мероприятий, разработанных по результатам расследования аварий (инцидентов), микроповреждений (микротравм), несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, выполнения мероприятий по устранению предписаний контрольно-надзорных органов государственной власти, предложений, поступивших от работников и (или) их уполномоченных представителей, а также иных заинтересованных сторон.
51. Процесс формирования корректирующих действий по совершенствованию функционирования направлен на повышение эффективности и результативности СУОТ путем:
- улучшения показателей деятельности администрации в области охраны труда;
- поддержки участия работников в реализации мероприятий по постоянному улучшению СУОТ;
- доведения до сведения работников информации о соответствующих результатах деятельности администрации по постоянному улучшению СУОТ.
52. Процессы СУОТ связаны между собой, поэтому их не рекомендуется рассматривать отдельно друг от друга.