ПРИКАЗ от 23 июня 2021 года № 249 Об утверждении Положения о муниципальной системе оценки качества образования в образовательных организациях Хотынецкого района

    АДМИНИСТРАЦИЯ ХОТЫНЕЦКОГО РАЙОНА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

    ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

     ПРИКАЗ

    23 июня 2021 года                                     № 249

     

    Об утверждении Положения о муниципальной

    системе оценки качества образования

    в образовательных организациях Хотынецкого района

     

    В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", постановлением Правительства Орловской области от 30.03.2017 года № 127 «О региональной системе оценки качества образования Орловской области»

     ПРИКАЗЫВАЮ:

     1. Утвердить Положение о муниципальной системе оценки качества образования образовательных организациях Хотынецкого района (далее – Положение) (приложение).

    2. Признать утратившим силу приказ отдела образования администрации района от 05.09.2017 года № 299 «Об утверждении Положения о муниципальной системе оценки качества образования в образовательных организациях Хотынецкого района».

    3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

     

     И. о. начальника отдела образования

     

          

    Н. В. Шаменкова

     

    Приложение

    к приказу отдела образования

    администрации района

    от 23.06.2021 года № 249

     

    Положение

    о муниципальной системе оценки качества образования в образовательных организациях Хотынецкого района

     

    1. Общие положения

    1.1. Положение о муниципальной системе оценки качества образования образовательных организациях Хотынецкого района (далее – Положение) разработано в целях определения основных принципов, целей и задач функционирования системы оценки качества образования, определения организационной и функциональной структур, установления единых требований при реализации оценки качества образования на территории Хотынецкого района.

    1.2. Положение разработано в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

    1) Федеральным законом от 29.12.2012 г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

    2) постановлением Правительства Орловской области от 30.03.2017 года № 127 «О региональной системе оценки качества образования Орловской области».

    1.3. Под муниципальной системой оценки качества образования (далее – МСОКО) понимается совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательных организаций, образовательных систем, качества образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг

    1.4. В настоящем Положении используются следующие ключевые понятия:

    - качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и(или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;

    - качество образования на муниципальном уровне - комплексная характеристика муниципальной образовательной системы, выражающаяся в ее способности удовлетворять установленные и прогнозируемые потребности местного самоуправления и общества в достижении планируемых результатов образовательных программ общего образования и являющаяся следствием отражения экономических, общественно-политических и социокультурных особенностей муниципалитета и региона;

    - оценка качества образования на муниципальном уровне - оценка способности муниципальной образовательной системы удовлетворять установленным и прогнозируемым потребностям местного самоуправления и общества в части эффективного и всестороннего развития человека вследствие освоения основных образовательных программ общего образования и результатов оценочных процедур региональной системы оценки качества образования;

    - механизмы оценки качества образования на муниципальном уровне - совокупность созданных условий осуществления в муниципальной образовательной системе оценочных процессов, в ходе которых осуществляются процедуры оценки образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, условий реализации образовательного процесса в конкретной образовательной организации, деятельности муниципальной образовательной системы как региональной подсистемы;

    - процедуры оценки качества образования - официально установленные, предусмотренные правилами способы и порядки осуществления оценочных процессов, обеспечивающие оценку образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, условии реализации образовательного процесса в конкретной образовательной организации, деятельности всей образовательной системы региона и её подсистем;

    - мониторинг системы оценки качества общего образования на муниципальном уровне – сбор, обработка, накопление, комплексный анализ результатов оценочных процедур, определяющих количественно-качественные изменения в муниципальной системе оценки качества образования.

    1.5. Муниципальная система оценки качества образования обеспечивает на единой информационной основе и в соответствии с полномочиями органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, оценку качества образования в части: структуры и содержания образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и дополнительных общеразвивающих программ; условий их реализации; результатов освоения обучающимися данных образовательных программ, а также формирование и представление по результатам оценки качества общего образования информации, необходимой и достаточной для принятия управленческих решений.

    1.6. Пользователями МСОКО являются:

    - органы законодательной и исполнительной власти Орловской области и муниципального образования - Хотынецкий район;

    - отдел образования администрации района;

    - образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность;

    - обучающиеся и их родители (законные представители);

    - общественные организации (объединениями);

    - средства массовой информации;

    - иные граждане и организации, заинтересованные в оценке качества образования.

    2. Цель, задачи и принципы МСОКО

    2.1. Целью МСОКО является получение и распространение субъектами МСОКО достоверной объективной информации о состоянии и результатах образовательной деятельности, тенденциях изменения качества общего образования, причинах, влияющих на его уровень, для формирования информационной основы при принятии управленческих решений.

    2.2. МСОКО направлена на:

    - обеспечение условий реализации системы федеральных, региональных, муниципальных исследований качества образования, позволяющих оценивать качество образования на уровнях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительного образования в муниципальной образовательной системе;

    - использование на муниципальном уровне региональных механизмов, оценочных процедур и инструментов для оценки качества общего образования, а также анализа и интерпретации ее результатов;

    - использование фонда оценочных средств для проведения процедур контроля и оценки качества образования на муниципальном уровне, разработанных федеральными, региональными системами оценки качества образования;

    - обеспечение функционирования системы мониторинга оценки качества образования на муниципальном уровне;

    - формирование и использование механизмов привлечения общественности к оценке качества общего образования на муниципальном уровне;

    - использование результатов оценки качества образования для принятия эффективных управленческих решений муниципального и институционального уровней.

    2.3. Основнымизадачами МСОКО являются:

    - осуществление оценки качества образования и образовательных достижений обучающихся по уровням образования, включая независимую оценку, общественную и педагогическую экспертизу;

    - оценка результативности педагогической и управленческой деятельности в системе муниципального образования для повышения эффективности управления на основе системного (сравнительного) анализа;

    - формирование экспертного сообщества, участвующего в различных формах профессиональной и независимой оценки качества образования;

    - информационное, методическое и технологическое сопровождение процедур оценки качества образования;

    - информирование населения района о качестве образования;

    - развитие системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников системы образования района;

    - расширение участия общественных организаций и объединений, социальных институтов в независимой оценке качества образовательной деятельности образовательных организаций района;

    - удовлетворение потребностей субъектов образования в объективной информации о состоянии и развитии системы образования района.

    2.4. Реализация цели и задач МСОКО осуществляется в соответствии с принципами, определенными региональной системой оценки качества образования и практикой управления муниципальной образовательной системой:

    - объективность, достоверность, полнота и системность информации;

    - открытость и информационная безопасность;

    - ориентация на требования внешних пользователей;

    - учет текущих и перспективных потребностей системы образования с учетом социально-экономических особенностей района за счет использования автоматизированных информационных систем при определении качества освоения обучающимися образовательных программ;

    - инструментальность и технологичность показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);

    - информатизация процессов сбора, обработки и анализа данных с учетом принципов необходимости и достаточности;

    - оптимальность использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности);

    - переход к системе мониторинговых исследований;

    - организация аналитической деятельности по результатам оценки качества;

    - сопоставимость системы критериев (показателей) с международными аналогами процедур оценки качества образования;

    - соблюдения морально-этических норм при осуществлении процедур оценивания.

    3. Структура МСОКО

    3.1. МСОКО включает в себя следующие составляющие:

    - нормы соответствия федеральным, региональным и муниципальным требованиям к качеству образования;

    - субъекты МСОКО и их функции;

    - объекты МСОКО;

    - механизмы (модули) МСОКО (инвариантные и вариативные)

    - процедуры оценивания: постоянные (непрерывные) и осуществляемые периодически, а также их виды;

    - формы и регламенты проведения оценочных процедур на уровне ОО;

    - система оценивания (критерии, характеризующие объект оценки; шкалы, с использованием которых оценивается объект по каждому из критериев; принципы выбора, по которым на основании оценок значений критериев для объекта определяется общая оценка);

    - примерный перечень управленческих действий (решений) обеспечивающих требуемый уровень качества образования.

    3.2. Субъекты МСОКО:

    Муниципальный уровень:

    - отдел образования администрации района (далее — отдел образования);

    - районные методические объединения педагогов.

    Уровень образовательных организаций:

    - руководители образовательных организаций;

    - методические объединения педагогов и иные группы;

    - коллегиальные органы управления.

    Общественный уровень:

    - родительская и иная общественность.

     

    4. Функции субъектов МСОКО

    Распределение функций между субъектами МСОКО:

    4.1. Отдел образования:

    - обеспечивает разработку и функционирование муниципальной модели системы оценки качества образования (далее — МСОКО);

    - оказывает содействие в проведении международных, федеральных, региональных мониторинговых, контрольно-оценочных процедур социологических исследований по вопросам качества образования; обеспечивает проведение ГИА, ЕГЭ в районе;

    - обеспечивает проведение контрольно-оценочных процедур в образовательных организациях района;

    - обеспечивает участие обучающихся, родителей (законных представителей), педагогических работников, общественных наблюдателей в процедурах оценки качества образования;

    - осуществляет сбор статистической информации о состоянии муниципальной системы образования;

    - обеспечивает сбор, обработку и передачу информации о муниципальной системе образования на региональный уровень;

    - осуществляет в рамках своих полномочий проведение процедур независимой оценки качества образования, оказывает содействие их развитию;

    - осуществляет анализ состояния муниципальной системы образования с учетом результатов независимой оценки качества образования для принятия управленческих решений по ее развитию;

    - осуществляет внутреннюю оценку качества образования, мониторинг результатов и перспектив развития муниципальных образовательных организаций;

    - осуществляет проведение содержательного анализа результатов, разработку предложений по совершенствованию образовательного процесса в образовательных организациях;

    - обеспечивает информационную открытость проведения процедур РСОКО, МСОКО в соответствии с действующим законодательством;

    - осуществляет сопровождение подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников;

    - принимает участие в обсуждении системы критериев и показателей, характеризующих состояние и динамику развития образовательных организаций Орловской области, муниципальной системы образования.

    - осуществляет содействие в подготовке специалистов органов управления образования, работников образовательных организаций и общественных экспертов по осуществлению контрольно – оценочных процедур, по оценке условий осуществления образовательного процесса, по оценке профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников;

    - осуществляет организацию, планирование и научно-методическое сопровождение деятельности районных профессиональных объединений педагогов, проблемных и творческих групп, творческих мастерских, научных обществ педагогов и учащихся, базовых и экспериментальных площадок;

    - организует и проводит профессиональные конкурсы педагогических работников.

    4.2. Ассоциации педагогических работников (РМО, творческие группы педагогов и др.)

    - организация профессионального общения, обмена опытом, учебно-методической работы с педагогами;

    - организация общественно значимых образовательных событий (конкурсы, фестивали, мастер-классы и др.) для педагогических работников и обучающихся;

    - распространение инновационного опыта педагогов через различные формы и ресурсы;

    - организация освоения педагогами нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности, трансляция современных достижений науки и передового педагогического опыта, организация инновационной деятельности;

    - проведение открытых учебных занятий, практикумов, круглых столов и других мероприятий с целью представления, изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыт, обсуждения профессиональных проблем.

    4.3. Образовательные организации:

    - разрабатывают и реализуют программы развития образовательной организации, включая развитие системы оценки качества образования ОО;

    - формируют нормативную базу документов, относящихся к обеспечению качества образования в ОО;

    - обеспечивают функционирование системы внутренней оценки качества образования;

    - обеспечивают проведение в образовательной организации контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования, в т.ч. проведение процедур независимой оценки качества образования;

    - организуют систему мониторинга качества образования в ОО, осуществляют сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития образовательной организации;

    - участвуют в разработке методики и обеспечивают проведение рейтинговой оценки работы ОО;

    - обеспечивают информационную поддержку системы оценки качества образования ОО;

    - осуществляют ведение, сбор и представление сведений в действующие в районе базы данных;

    - содействуют проведению подготовки работников ОО и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;

    - обеспечивают информационную открытость проведения процедур оценки качества образования;

    - обеспечивают регулярное проведение самообследования;

    - осуществляют анализ состояния системы образования образовательной организации с использованием результатов независимой оценки качества образования для принятия управленческих решений по ее развитию;

    4.4. Общественные организации:

    - содействуют реализации принципа общественного участия в управлении образованием;

    - принимают участие в обсуждении системы критериев, характеризующих состояние и динамику развития образовательных организаций района;

    - принимают участие в оценке качества образования по стандартизированным процедурам, аттестации педагогических работников образовательных организаций района, проведении государственной итоговой аттестации обучающихся и иным исследованиям в области оценки качества образования;

    - участвуют в наблюдении за процедурами оценки качества образования.

     

    5. Объекты МСОКО. Содержание, механизмы и процедуры оценивания

    5.1. Объектами муниципальной системы оценки качества образования выступают:

    - образовательные программы: основные образовательные программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования;

    - условия реализации образовательных программ (кадровых, материально-технических, финансово-экономических, психолого-педагогических, информационно-методических);

    - результаты освоения обучающимися образовательных программ.

    5.2. Механизмами МСОКО являются:

    - оценка качества основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования;

    - оценкакачества условий реализации основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования;

    - оценка качества результатов освоения обучающимися образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования;

    - оценкакачества деятельности образовательных организаций и групп образовательных организаций (дошкольных, общеобразовательных);

    - оценкакачества образовательной системы района по уровням образования.

    5.3. Постоянные процедуры МСОКО

    5.3.1. Содержание мониторинга: 

    - содержание образовательной деятельности и организации образовательного процесса по образовательным программам дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего общего образования;

    - кадровое обеспечение образовательных организаций района (дошкольных, общеобразовательных, дополнительного образования);

    - материально-техническое и информационное обеспечение образовательных организаций района (дошкольных, общеобразовательных);

    - условия получения дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;

    - результаты аттестации лиц, обучающихся по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования, в том числе результатах ОГЭ, ЕГЭ;

    - учебные и внеучебные достижения обучающихся;

    - меры по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса в образовательных организациях района (дошкольных, общеобразовательных, дополнительного образования).

    5.3.2. Структура мониторинга:

    - система сбора и первичной обработки данных;

    - система анализа и оценки качества образования;

    - система адресных рекомендаций и принятых управленческих решений.

    Мониторингосуществляется на основе:

    - данных федерального статистического наблюдения;

    - обследований, в том числе социологических, деятельности образовательных организаций района;

    - информации, размещенной на официальных сайтах образовательных организаций района в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

    - информации, опубликованной в средствах массовой информации;

    - информации, поступающей в отдел образования от организаций.

    5.3.3. Порядок осуществления мониторинга.

    Мониторинг осуществляется не реже одного раза в год в соответствии с порядком, сроками проведения процедур, показателями, определенными отделом образования.

    Система постоянных (непрерывных) мониторинговых процедур:

    - мониторинг выполнения основных мероприятий и достижения показателей, определенных районными целевыми программами;

    - мониторинг введения ФГОС общего образования, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

    - мониторинг сайтов ОО;

    - мониторинг количества руководящих и педагогических работников дошкольных, общеобразовательных ОО, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам.

    5.5. Периодические процедуры МСОКО включают:

    5.5.1 Инвариантные процедуры МСОКО:

    - государственный контроль (надзор);

    - государственная аккредитация образовательной деятельности;

    - лицензирование образовательной деятельности;

    - аттестация педагогических кадров;

    - государственная итоговая аттестация обучающихся;

    - независимая оценка качества образования, в том числе независимая оценка качества подготовки обучающихся и независимая оценка качества образовательной деятельности образовательных организаций;

    - общественная аккредитация (признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующей критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций).

    Исследования качества образования в части оценки индивидуальных достижений обучающихся включают в себя:

    1) международные сравнительные исследования качества образования (внешняя оценка):

    2) исследования качества образования на федеральном уровне (оценка отдельных компонентов системы образования Российской Федерации):

    - государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, в том числе в форме ОГЭ, ЕГЭ, государственного выпускного экзамена;

    - всероссийские проверочные работы (ВПР);

    - национальное исследование качества образования (НИКО) — регулярные (не реже 2 раз в год) исследования качества образования по отдельным учебным предметам по уровням общего образования;

    3) исследования качества образования на региональном уровне:

    - диагностические контрольные работы обучающихся;

    - репетиционное тестирование выпускников 9-х и 11-х классов в рамках подготовки к ГИА, ЕГЭ;

    - иные региональные исследования.

    Процедуры оценки качества образования, мониторинговые исследования по соответствующим учебным предметам, осуществляются в соответствии с графиком проведения мероприятий по оценке качества подготовки обучающихся и реализации образовательных программ на территории района на текущий учебный год.

     

    6. Оценка результатов МСОКО.

    6.1. Реализация МСОКО позволит обеспечить образовательные организации информацией, позволяющей принимать управленческие решения в части:

    - построения, совершенствования и реализации внутренних систем оценки качества образования;

    - оценки качества и эффективности деятельности педагогических работников образовательных организаций района, в том числе для формирования оптимальных траекторий их профессионального воздействия на обучающихся, формирования оптимальных траекторий профессионального развития педагогов;

    - оценки качества реализуемых образовательных программ для принятия решений по их изменению, доработке и корректировке;

    - оценки инфраструктуры образовательной организации на соответствие требованиям к условиям реализации образовательных программ, в том числе для подготовки дорожной карты совершенствования таких условий и программы развития образовательной организации района;

    - информирования родителей (законных представителей) обучающихся образовательных организаций района о качестве образования, результатах оценочных процедур.

    6.2. Реализация МСОКО позволит на муниципальном уровне:

    - совершенствовать муниципальную систему оценки качества образования;

    - организовать управление ресурсами для обеспечения управления качеством общего образования (в рамках полномочий);

    - оценивать эффективность деятельности руководителей образовательных организаций района;

    - рационально распределять дополнительные финансовые и материально-технические ресурсы между образовательными организациями района;

    - планировать научные и методические мероприятий по повышению качества образования;

    - формировать заказ на повышение квалификации педагогических работников и руководителей образовательных организаций района;

    - информировать граждан о качестве образования в образовательных организациях района.

    6.3. Оценка качества образования осуществляется на основе принятой в муниципалитете и утвержденной отделом образования системы показателей и индикаторов, характеризующих качество условий, качество деятельности, качество результата (приложение).

    Содержание контрольных измерительных материалов, направленных на оценку качества образования, определяется на основе государственных образовательных стандартов и не может выходить за их пределы.

    6.4. Периодичность проведения оценки качества образования определяется в зависимости от графика реализуемых процедур контроля и оценки качества образования, которая является составной частью годового плана работы отдела образования.

    7.6. Процесс сбора, хранения, обработки и интерпретации информации о качестве образования в муниципальном образовании, а также исполнители работ и формы представления информации в рамках МСОКО, устанавливаются нормативными правовыми документами, регламентирующими процедуры контроля и оценки качества образования.

    7.7. Информация, полученная в результате экспертизы и измерения, преобразуется в форму, удобную для дальнейшего анализа, интерпретации и принятия управленческих решений.

     

    7. Управление функционированием МСОКО

    7.1. Функциями управления МСОКО являются:

    - создание (совершенствование) муниципальной нормативной базы, обеспечивающей реализацию МСОКО;

    - обеспечение организационного, научно-методического, финансово-экономического, материально-технического, информационного сопровождения функционирования МСОКО;

    - организация и координация работы подведомственных образовательных организаций, других структур по:

    1) разработке механизмов выявления социального заказа; определению вариативных критериев и показателей оценки качества общего образования; диагностике, оценке и мониторингу в сфере общего образования;

    2) организация и координация проведения инвариантных оценочных процедур в рамках Положения о региональной системе оценки качества образования Орловской области (федеральных и региональных);

    3) организации и координации проведения вариативных (муниципальных) оценочных процедур;

    4) организации и координации научно-методического, информационного и технологического сопровождения работы образовательных организаций по вопросам оценки качества общего образования;

    5) обобщении, концептуализации и распространению передового опыта реализации ВСОКО как подсистемы муниципальной системы оценки качества общего образования;

    6) организации разработки вариативных (муниципальных) оценочных процедур и соответствующего инструментария, а также проведению их профессионально-общественной и/или общественной экспертизы;

    7) осуществлению мониторинга и анализа результатов мероприятий МСОКО, их интерпретации в контексте внутрирегионального анализа;

    8) выработка и контроль исполнения управленческих решений по совершенствованию качества общего образования в муниципальной образовательной системе по результатам мероприятий МСОКО.

    7.2. Реализация функций управления МСОКО осуществляется в рамках организационной структуры. Организационная структура МСОКО представляет совокупность органов самоуправления, структурных подразделений, должностных лиц, между которыми распределены полномочия и ответственность за выполнение управленческих функций по оценке качества образования.

    Организационная структура МСОКО обобщает и систематизирует управленческую деятельность отдела образования по обеспечению управления качеством общего образования по результатам МСОКО.

    Общее руководство по обеспечению функционирования МСОКО, координации деятельности и принятию решений по результатам осуществляет начальник отдела образования.

    Осуществление мероприятий МСОКО возложено на специалистов отдела образования. В соответствии с полномочиями при организации и проведении процедур оценки качества общего образования отдел образования взаимодействует с Департаментом образования Орловской области, Управлением общего образования Департамента образования Орловской области, БУ ОО «Региональный центр оценки качества образования» и подведомственными образовательными организациями.

    8. Финансовое обеспечение МСОКО.

    Финансовое обеспечение МСОКО осуществляется в рамках финансирования деятельности отдела образования и образовательных организаций района за счет средств местного бюджета.

     


    В этом разделе:

    Навигация