АДМИНИСТРАЦИЯ ХОТЫНЕЦКОГО РАЙОНА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
ПРИКАЗ
23 июня 2021 года № 249
Об утверждении Положения о муниципальной
системе оценки качества образования
в образовательных организациях Хотынецкого района
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", постановлением Правительства Орловской области от 30.03.2017 года № 127 «О региональной системе оценки качества образования Орловской области»
ПРИКАЗЫВАЮ:
2. Признать утратившим силу приказ отдела образования администрации района от 05.09.2017 года № 299 «Об утверждении Положения о муниципальной системе оценки качества образования в образовательных организациях Хотынецкого района».
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
И. о. начальника отдела образования
|
|
Н. В. Шаменкова |
Приложение
к приказу отдела образования
администрации района
от 23.06.2021 года № 249
Положение
о муниципальной системе оценки качества образования в образовательных организациях Хотынецкого района
1. Общие положения
1.1. Положение о муниципальной системе оценки качества образования образовательных организациях Хотынецкого района (далее – Положение) разработано в целях определения основных принципов, целей и задач функционирования системы оценки качества образования, определения организационной и функциональной структур, установления единых требований при реализации оценки качества образования на территории Хотынецкого района.
1.2. Положение разработано в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
1) Федеральным законом от 29.12.2012 г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2) постановлением Правительства Орловской области от 30.03.2017 года № 127 «О региональной системе оценки качества образования Орловской области».
1.3. Под муниципальной системой оценки качества образования (далее – МСОКО) понимается совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательных организаций, образовательных систем, качества образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг
1.4. В настоящем Положении используются следующие ключевые понятия:
- качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и(или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;
- качество образования на муниципальном уровне - комплексная характеристика муниципальной образовательной системы, выражающаяся в ее способности удовлетворять установленные и прогнозируемые потребности местного самоуправления и общества в достижении планируемых результатов образовательных программ общего образования и являющаяся следствием отражения экономических, общественно-политических и социокультурных особенностей муниципалитета и региона;
- оценка качества образования на муниципальном уровне - оценка способности муниципальной образовательной системы удовлетворять установленным и прогнозируемым потребностям местного самоуправления и общества в части эффективного и всестороннего развития человека вследствие освоения основных образовательных программ общего образования и результатов оценочных процедур региональной системы оценки качества образования;
- механизмы оценки качества образования на муниципальном уровне - совокупность созданных условий осуществления в муниципальной образовательной системе оценочных процессов, в ходе которых осуществляются процедуры оценки образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, условий реализации образовательного процесса в конкретной образовательной организации, деятельности муниципальной образовательной системы как региональной подсистемы;
- процедуры оценки качества образования - официально установленные, предусмотренные правилами способы и порядки осуществления оценочных процессов, обеспечивающие оценку образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, условии реализации образовательного процесса в конкретной образовательной организации, деятельности всей образовательной системы региона и её подсистем;
- мониторинг системы оценки качества общего образования на муниципальном уровне – сбор, обработка, накопление, комплексный анализ результатов оценочных процедур, определяющих количественно-качественные изменения в муниципальной системе оценки качества образования.
1.5. Муниципальная система оценки качества образования обеспечивает на единой информационной основе и в соответствии с полномочиями органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, оценку качества образования в части: структуры и содержания образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и дополнительных общеразвивающих программ; условий их реализации; результатов освоения обучающимися данных образовательных программ, а также формирование и представление по результатам оценки качества общего образования информации, необходимой и достаточной для принятия управленческих решений.
1.6. Пользователями МСОКО являются:
- органы законодательной и исполнительной власти Орловской области и муниципального образования - Хотынецкий район;
- отдел образования администрации района;
- образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность;
- обучающиеся и их родители (законные представители);
- общественные организации (объединениями);
- средства массовой информации;
- иные граждане и организации, заинтересованные в оценке качества образования.
2. Цель, задачи и принципы МСОКО
2.1. Целью МСОКО является получение и распространение субъектами МСОКО достоверной объективной информации о состоянии и результатах образовательной деятельности, тенденциях изменения качества общего образования, причинах, влияющих на его уровень, для формирования информационной основы при принятии управленческих решений.
2.2. МСОКО направлена на:
- обеспечение условий реализации системы федеральных, региональных, муниципальных исследований качества образования, позволяющих оценивать качество образования на уровнях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительного образования в муниципальной образовательной системе;
- использование на муниципальном уровне региональных механизмов, оценочных процедур и инструментов для оценки качества общего образования, а также анализа и интерпретации ее результатов;
- использование фонда оценочных средств для проведения процедур контроля и оценки качества образования на муниципальном уровне, разработанных федеральными, региональными системами оценки качества образования;
- обеспечение функционирования системы мониторинга оценки качества образования на муниципальном уровне;
- формирование и использование механизмов привлечения общественности к оценке качества общего образования на муниципальном уровне;
- использование результатов оценки качества образования для принятия эффективных управленческих решений муниципального и институционального уровней.
2.3. Основнымизадачами МСОКО являются:
- осуществление оценки качества образования и образовательных достижений обучающихся по уровням образования, включая независимую оценку, общественную и педагогическую экспертизу;
- оценка результативности педагогической и управленческой деятельности в системе муниципального образования для повышения эффективности управления на основе системного (сравнительного) анализа;
- формирование экспертного сообщества, участвующего в различных формах профессиональной и независимой оценки качества образования;
- информационное, методическое и технологическое сопровождение процедур оценки качества образования;
- информирование населения района о качестве образования;
- развитие системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников системы образования района;
- расширение участия общественных организаций и объединений, социальных институтов в независимой оценке качества образовательной деятельности образовательных организаций района;
- удовлетворение потребностей субъектов образования в объективной информации о состоянии и развитии системы образования района.
2.4. Реализация цели и задач МСОКО осуществляется в соответствии с принципами, определенными региональной системой оценки качества образования и практикой управления муниципальной образовательной системой:
- объективность, достоверность, полнота и системность информации;
- открытость и информационная безопасность;
- ориентация на требования внешних пользователей;
- учет текущих и перспективных потребностей системы образования с учетом социально-экономических особенностей района за счет использования автоматизированных информационных систем при определении качества освоения обучающимися образовательных программ;
- инструментальность и технологичность показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
- информатизация процессов сбора, обработки и анализа данных с учетом принципов необходимости и достаточности;
- оптимальность использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности);
- переход к системе мониторинговых исследований;
- организация аналитической деятельности по результатам оценки качества;
- сопоставимость системы критериев (показателей) с международными аналогами процедур оценки качества образования;
- соблюдения морально-этических норм при осуществлении процедур оценивания.
3. Структура МСОКО
3.1. МСОКО включает в себя следующие составляющие:
- нормы соответствия федеральным, региональным и муниципальным требованиям к качеству образования;
- субъекты МСОКО и их функции;
- объекты МСОКО;
- механизмы (модули) МСОКО (инвариантные и вариативные)
- процедуры оценивания: постоянные (непрерывные) и осуществляемые периодически, а также их виды;
- формы и регламенты проведения оценочных процедур на уровне ОО;
- система оценивания (критерии, характеризующие объект оценки; шкалы, с использованием которых оценивается объект по каждому из критериев; принципы выбора, по которым на основании оценок значений критериев для объекта определяется общая оценка);
- примерный перечень управленческих действий (решений) обеспечивающих требуемый уровень качества образования.
3.2. Субъекты МСОКО:
Муниципальный уровень:
- отдел образования администрации района (далее — отдел образования);
- районные методические объединения педагогов.
Уровень образовательных организаций:
- руководители образовательных организаций;
- методические объединения педагогов и иные группы;
- коллегиальные органы управления.
Общественный уровень:
- родительская и иная общественность.
4. Функции субъектов МСОКО
Распределение функций между субъектами МСОКО:
4.1. Отдел образования:
- обеспечивает разработку и функционирование муниципальной модели системы оценки качества образования (далее — МСОКО);
- оказывает содействие в проведении международных, федеральных, региональных мониторинговых, контрольно-оценочных процедур социологических исследований по вопросам качества образования; обеспечивает проведение ГИА, ЕГЭ в районе;
- обеспечивает проведение контрольно-оценочных процедур в образовательных организациях района;
- обеспечивает участие обучающихся, родителей (законных представителей), педагогических работников, общественных наблюдателей в процедурах оценки качества образования;
- осуществляет сбор статистической информации о состоянии муниципальной системы образования;
- обеспечивает сбор, обработку и передачу информации о муниципальной системе образования на региональный уровень;
- осуществляет в рамках своих полномочий проведение процедур независимой оценки качества образования, оказывает содействие их развитию;
- осуществляет анализ состояния муниципальной системы образования с учетом результатов независимой оценки качества образования для принятия управленческих решений по ее развитию;
- осуществляет внутреннюю оценку качества образования, мониторинг результатов и перспектив развития муниципальных образовательных организаций;
- осуществляет проведение содержательного анализа результатов, разработку предложений по совершенствованию образовательного процесса в образовательных организациях;
- обеспечивает информационную открытость проведения процедур РСОКО, МСОКО в соответствии с действующим законодательством;
- осуществляет сопровождение подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников;
- принимает участие в обсуждении системы критериев и показателей, характеризующих состояние и динамику развития образовательных организаций Орловской области, муниципальной системы образования.
- осуществляет содействие в подготовке специалистов органов управления образования, работников образовательных организаций и общественных экспертов по осуществлению контрольно – оценочных процедур, по оценке условий осуществления образовательного процесса, по оценке профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников;
- осуществляет организацию, планирование и научно-методическое сопровождение деятельности районных профессиональных объединений педагогов, проблемных и творческих групп, творческих мастерских, научных обществ педагогов и учащихся, базовых и экспериментальных площадок;
- организует и проводит профессиональные конкурсы педагогических работников.
4.2. Ассоциации педагогических работников (РМО, творческие группы педагогов и др.)
- организация профессионального общения, обмена опытом, учебно-методической работы с педагогами;
- организация общественно значимых образовательных событий (конкурсы, фестивали, мастер-классы и др.) для педагогических работников и обучающихся;
- распространение инновационного опыта педагогов через различные формы и ресурсы;
- организация освоения педагогами нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности, трансляция современных достижений науки и передового педагогического опыта, организация инновационной деятельности;
- проведение открытых учебных занятий, практикумов, круглых столов и других мероприятий с целью представления, изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыт, обсуждения профессиональных проблем.
4.3. Образовательные организации:
- разрабатывают и реализуют программы развития образовательной организации, включая развитие системы оценки качества образования ОО;
- формируют нормативную базу документов, относящихся к обеспечению качества образования в ОО;
- обеспечивают функционирование системы внутренней оценки качества образования;
- обеспечивают проведение в образовательной организации контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования, в т.ч. проведение процедур независимой оценки качества образования;
- организуют систему мониторинга качества образования в ОО, осуществляют сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития образовательной организации;
- участвуют в разработке методики и обеспечивают проведение рейтинговой оценки работы ОО;
- обеспечивают информационную поддержку системы оценки качества образования ОО;
- осуществляют ведение, сбор и представление сведений в действующие в районе базы данных;
- содействуют проведению подготовки работников ОО и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;
- обеспечивают информационную открытость проведения процедур оценки качества образования;
- обеспечивают регулярное проведение самообследования;
- осуществляют анализ состояния системы образования образовательной организации с использованием результатов независимой оценки качества образования для принятия управленческих решений по ее развитию;
4.4. Общественные организации:
- содействуют реализации принципа общественного участия в управлении образованием;
- принимают участие в обсуждении системы критериев, характеризующих состояние и динамику развития образовательных организаций района;
- принимают участие в оценке качества образования по стандартизированным процедурам, аттестации педагогических работников образовательных организаций района, проведении государственной итоговой аттестации обучающихся и иным исследованиям в области оценки качества образования;
- участвуют в наблюдении за процедурами оценки качества образования.
5. Объекты МСОКО. Содержание, механизмы и процедуры оценивания
5.1. Объектами муниципальной системы оценки качества образования выступают:
- образовательные программы: основные образовательные программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования;
- условия реализации образовательных программ (кадровых, материально-технических, финансово-экономических, психолого-педагогических, информационно-методических);
- результаты освоения обучающимися образовательных программ.
5.2. Механизмами МСОКО являются:
- оценка качества основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования;
- оценкакачества условий реализации основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования;
- оценка качества результатов освоения обучающимися образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования;
- оценкакачества деятельности образовательных организаций и групп образовательных организаций (дошкольных, общеобразовательных);
- оценкакачества образовательной системы района по уровням образования.
5.3. Постоянные процедуры МСОКО
5.3.1. Содержание мониторинга:
- содержание образовательной деятельности и организации образовательного процесса по образовательным программам дошкольного образования, начального общего, основного общего, среднего общего образования;
- кадровое обеспечение образовательных организаций района (дошкольных, общеобразовательных, дополнительного образования);
- материально-техническое и информационное обеспечение образовательных организаций района (дошкольных, общеобразовательных);
- условия получения дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;
- результаты аттестации лиц, обучающихся по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования, в том числе результатах ОГЭ, ЕГЭ;
- учебные и внеучебные достижения обучающихся;
- меры по созданию безопасных условий при организации образовательного процесса в образовательных организациях района (дошкольных, общеобразовательных, дополнительного образования).
5.3.2. Структура мониторинга:
- система сбора и первичной обработки данных;
- система анализа и оценки качества образования;
- система адресных рекомендаций и принятых управленческих решений.
Мониторингосуществляется на основе:
- данных федерального статистического наблюдения;
- обследований, в том числе социологических, деятельности образовательных организаций района;
- информации, размещенной на официальных сайтах образовательных организаций района в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
- информации, опубликованной в средствах массовой информации;
- информации, поступающей в отдел образования от организаций.
5.3.3. Порядок осуществления мониторинга.
Мониторинг осуществляется не реже одного раза в год в соответствии с порядком, сроками проведения процедур, показателями, определенными отделом образования.
Система постоянных (непрерывных) мониторинговых процедур:
- мониторинг выполнения основных мероприятий и достижения показателей, определенных районными целевыми программами;
- мониторинг введения ФГОС общего образования, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- мониторинг сайтов ОО;
- мониторинг количества руководящих и педагогических работников дошкольных, общеобразовательных ОО, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам.
5.5. Периодические процедуры МСОКО включают:
5.5.1 Инвариантные процедуры МСОКО:
- государственный контроль (надзор);
- государственная аккредитация образовательной деятельности;
- лицензирование образовательной деятельности;
- аттестация педагогических кадров;
- государственная итоговая аттестация обучающихся;
- независимая оценка качества образования, в том числе независимая оценка качества подготовки обучающихся и независимая оценка качества образовательной деятельности образовательных организаций;
- общественная аккредитация (признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующей критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций).
Исследования качества образования в части оценки индивидуальных достижений обучающихся включают в себя:
1) международные сравнительные исследования качества образования (внешняя оценка):
2) исследования качества образования на федеральном уровне (оценка отдельных компонентов системы образования Российской Федерации):
- государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, в том числе в форме ОГЭ, ЕГЭ, государственного выпускного экзамена;
- всероссийские проверочные работы (ВПР);
- национальное исследование качества образования (НИКО) — регулярные (не реже 2 раз в год) исследования качества образования по отдельным учебным предметам по уровням общего образования;
3) исследования качества образования на региональном уровне:
- диагностические контрольные работы обучающихся;
- репетиционное тестирование выпускников 9-х и 11-х классов в рамках подготовки к ГИА, ЕГЭ;
- иные региональные исследования.
Процедуры оценки качества образования, мониторинговые исследования по соответствующим учебным предметам, осуществляются в соответствии с графиком проведения мероприятий по оценке качества подготовки обучающихся и реализации образовательных программ на территории района на текущий учебный год.
6. Оценка результатов МСОКО.
6.1. Реализация МСОКО позволит обеспечить образовательные организации информацией, позволяющей принимать управленческие решения в части:
- построения, совершенствования и реализации внутренних систем оценки качества образования;
- оценки качества и эффективности деятельности педагогических работников образовательных организаций района, в том числе для формирования оптимальных траекторий их профессионального воздействия на обучающихся, формирования оптимальных траекторий профессионального развития педагогов;
- оценки качества реализуемых образовательных программ для принятия решений по их изменению, доработке и корректировке;
- оценки инфраструктуры образовательной организации на соответствие требованиям к условиям реализации образовательных программ, в том числе для подготовки дорожной карты совершенствования таких условий и программы развития образовательной организации района;
- информирования родителей (законных представителей) обучающихся образовательных организаций района о качестве образования, результатах оценочных процедур.
6.2. Реализация МСОКО позволит на муниципальном уровне:
- совершенствовать муниципальную систему оценки качества образования;
- организовать управление ресурсами для обеспечения управления качеством общего образования (в рамках полномочий);
- оценивать эффективность деятельности руководителей образовательных организаций района;
- рационально распределять дополнительные финансовые и материально-технические ресурсы между образовательными организациями района;
- планировать научные и методические мероприятий по повышению качества образования;
- формировать заказ на повышение квалификации педагогических работников и руководителей образовательных организаций района;
- информировать граждан о качестве образования в образовательных организациях района.
6.3. Оценка качества образования осуществляется на основе принятой в муниципалитете и утвержденной отделом образования системы показателей и индикаторов, характеризующих качество условий, качество деятельности, качество результата (приложение).
Содержание контрольных измерительных материалов, направленных на оценку качества образования, определяется на основе государственных образовательных стандартов и не может выходить за их пределы.
6.4. Периодичность проведения оценки качества образования определяется в зависимости от графика реализуемых процедур контроля и оценки качества образования, которая является составной частью годового плана работы отдела образования.
7.6. Процесс сбора, хранения, обработки и интерпретации информации о качестве образования в муниципальном образовании, а также исполнители работ и формы представления информации в рамках МСОКО, устанавливаются нормативными правовыми документами, регламентирующими процедуры контроля и оценки качества образования.
7.7. Информация, полученная в результате экспертизы и измерения, преобразуется в форму, удобную для дальнейшего анализа, интерпретации и принятия управленческих решений.
7. Управление функционированием МСОКО
7.1. Функциями управления МСОКО являются:
- создание (совершенствование) муниципальной нормативной базы, обеспечивающей реализацию МСОКО;
- обеспечение организационного, научно-методического, финансово-экономического, материально-технического, информационного сопровождения функционирования МСОКО;
- организация и координация работы подведомственных образовательных организаций, других структур по:
1) разработке механизмов выявления социального заказа; определению вариативных критериев и показателей оценки качества общего образования; диагностике, оценке и мониторингу в сфере общего образования;
2) организация и координация проведения инвариантных оценочных процедур в рамках Положения о региональной системе оценки качества образования Орловской области (федеральных и региональных);
3) организации и координации проведения вариативных (муниципальных) оценочных процедур;
4) организации и координации научно-методического, информационного и технологического сопровождения работы образовательных организаций по вопросам оценки качества общего образования;
5) обобщении, концептуализации и распространению передового опыта реализации ВСОКО как подсистемы муниципальной системы оценки качества общего образования;
6) организации разработки вариативных (муниципальных) оценочных процедур и соответствующего инструментария, а также проведению их профессионально-общественной и/или общественной экспертизы;
7) осуществлению мониторинга и анализа результатов мероприятий МСОКО, их интерпретации в контексте внутрирегионального анализа;
8) выработка и контроль исполнения управленческих решений по совершенствованию качества общего образования в муниципальной образовательной системе по результатам мероприятий МСОКО.
7.2. Реализация функций управления МСОКО осуществляется в рамках организационной структуры. Организационная структура МСОКО представляет совокупность органов самоуправления, структурных подразделений, должностных лиц, между которыми распределены полномочия и ответственность за выполнение управленческих функций по оценке качества образования.
Организационная структура МСОКО обобщает и систематизирует управленческую деятельность отдела образования по обеспечению управления качеством общего образования по результатам МСОКО.
Общее руководство по обеспечению функционирования МСОКО, координации деятельности и принятию решений по результатам осуществляет начальник отдела образования.
Осуществление мероприятий МСОКО возложено на специалистов отдела образования. В соответствии с полномочиями при организации и проведении процедур оценки качества общего образования отдел образования взаимодействует с Департаментом образования Орловской области, Управлением общего образования Департамента образования Орловской области, БУ ОО «Региональный центр оценки качества образования» и подведомственными образовательными организациями.
8. Финансовое обеспечение МСОКО.
Финансовое обеспечение МСОКО осуществляется в рамках финансирования деятельности отдела образования и образовательных организаций района за счет средств местного бюджета.