Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

          В подраздел 3 ГПК РФ, регулирующего производство по делам, возникающим из публичных правоотношений введена глава 26.2, вступившая в силу с 01.07.2011 г., касающейся производства по делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в связи с принятием Федерального закона от 06.04.2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Федеральный закон), устанавливающего ограничения для лиц данной категории.
        Вместе с тем, вышеуказанный перечень правовых актов, регулирующих рассматриваемые правоотношения, не является исчерпывающим, поскольку ГПК РФ и  Федеральный закон не раскрывает ряд понятий, а именно, таких как: рецидив преступления, судимость, освобождение от наказания, условно-досрочное освобождение и др., применяемых при производстве по делам об административных правонарушениях в связи с чем, возникает необходимость обращения к УК РФ, УИК РФ, Приказу МВД Российской Федерации от 08.07.2011 г. №818 (в ред. от 30.06.2012 г.) «О порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

        Подсудность дел данной категории, содержание заявления об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, частичной отмене либо о дополнении ранее установленных административных ограничений установлены ст.ст. 261.5, 261.6 ГПК РФ.

        При рассмотрении указанных дел не взимается государственная пошлина, поскольку в соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, определяющей размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, ставка государственной пошлины по делам об установлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, не определена.

        Согласно ч. 1 ст. 261.7 ГПК РФ дело об административном надзоре рассматривается и разрешается судьей единолично с обязательным участием лица, в отношении которого подано заявление, а также с участием представителей исправительного учреждения или органа внутренних дел, которыми подано заявление, и прокурора.

        Вместе с тем, при рассмотрении дел указанной категории следует учитывать требования ч .2 ст. 261.7 ГПК РФ, согласно которой неявка в судебное заседание заявителя или прокурора, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению дела.

        Следует также отметить, что правоотношения об административном надзоре не допускают правопреемства, в случае смерти лица, в отношении которого подано заявление суд, в силу ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу.

       Согласно ч. 3 ст. 261.8 ГПК РФ при установлении или продлении административного надзора указание в решении суда срока административного надзора, предусмотренного ст. 5 Федерального закона, является обязательным.
        Анализ положений ст.ст. 3, 5 Федерального закона позволяет сделать вывод, что исчисление срока поставлено законодателем в прямую зависимость от наличия у лица непогашенной либо неснятой судимости, поэтому погашение судимости является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
             Перечень административных ограничений установлен ч. 1 ст. 4 Федерального закона и не подлежит расширительному толкованию.

        В силу ч. 3 ст. 4 Федерального закона суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения.

        Причинами отказа в установлении административного надзора служит отсутствие к тому достаточных оснований, предусмотренных ст. 3 Федерального закона.

       В силу ч. 2 ст. 3 Федерального закона в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи.

        Вместе с тем, при установлении административного надзора в отношении совершеннолетних лиц, освобождаемых из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступлений, указанных в ч. 2 ст. 3 Федерального закона, следует иметь в виду, что преступление против половой неприкосновенности и половой свободы должны быть совершены в отношении несовершеннолетнего, а не в отношении совершеннолетнего лица.

       Части 1, 3 ст.3 Федерального закона предусматривают установление административного надзора в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершения, в частности тяжкого либо особо тяжкого преступления.

        При применении п. 2 ч. 3 ст. 3 Федерального закона следует также иметь в виду, что в отношении лица, указанного в ч. 1 ст. 3 и отбывшего уголовное наказание в виде лишения свободы, имеющего непогашенную либо неснятую судимость, административный надзор устанавливается в случае совершения им в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность. Основания выселения граждан из жилых помещений.

    В этом разделе:

    Навигация