ПРИКАЗ 12 мая 2022 года № 216 Об итогах проведения мониторинга системы воспитания и социализации обучающихся общеобразовательных организаций

    АДМИНИСТРАЦИЯ ХОТЫНЕЦКОГО РАЙОНА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

     

    ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

     

    ПРИКАЗ

     

    12 мая 2022 года № 216

     

    Об итогах проведения мониторинга системы

    воспитания и социализации обучающихся

    общеобразовательных организаций

     

    В соответствии с приказом отдела образования администрации Хотынецкого района от 08.04.2022 года №176 "О проведении мониторинга системы воспитания и социализации обучающихся общеобразовательных организаций" (далее - мониторинг)

     

    ПРИКАЗЫВАЮ:

     

    1. Утвердить аналитическую справку по результатам мониторинга (приложение 1).

    2. Утвердить адресные рекомендации по результатам анализа (приложение 2).

    3. Руководителям общеобразовательных организаций:

    3.1. провести анализ результатов мониторинга и на его основе принять документально оформленные управленческие решения, направленные на развитие системы воспитания и социализации обучающихся.

    4. Контроль за исполнением данного приказа оставляю за собой.

     

     

    Начальник отдела образования Л. М. Зарубина

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Приложение 1

    к приказу отдела образования

    администрации района

    от 12.05.2022 года № 216

     

     

    Аналитическая справка

    о результатах мониторинга системы воспитания и социализации обучающихся общеобразовательных организаций

     

    Целью мониторинга является получение своевременной и достоверной информации о состоянии работы по формированию ценностных ориентаций и профилактике деструктивного поведения у обучающихся в системе образования Хотынецкого района.

    Анализ проводился по показателям, утвержденным приказом отдела образования от 8 апреля 2022 года № 176 «О проведении мониторинга системы воспитания и социализации обучающихся общеобразовательных организаций».

    В мониторинге приняли участие 8 (100%) общеобразовательных организаций.

    В качестве источников данных для сбора и анализа были использованы:

    - результаты самообследования, проведенные общеобразовательными организациями;

    - мониторинг информации, размещенной на официальных сайтах общеобразовательных организаций.

    По состоянию на 8 апреля 2022 года в общеобразовательных организациях района реализуются программы воспитания, входящие в основные образовательные программы на уровнях начального, основного, среднего общего образования, структура и содержание которых соответствует требованиям ФГОС.

    Мониторинг был проведен по следующим критериям:

    - по оценке сформированности ценностных ориентаций;

    - по выявлению групп социального риска обучающихся;

    - по учету обучающихся с деструктивными проявлениями;

    - по профилактике деструктивного поведения обучающихся.

     

    I. По оценке сформированности ценностных ориентаций

     

    Критерии

    Показатели

    Результат

    Оценка сформированности ценностных ориентаций

    Ценностные ориентации в отношении уважения к Родине, защите природы и т.п.

    – доля обучающихся, охваченных мероприятиями по гражданскому воспитанию;

     

    100%

    – доля ОО, охваченных программами патриотического воспитания;

     

    100%

    Ценностные ориентации в отношении социального взаимодействия: уважение к человеку, важность семьи и дружбы и т.п.

    – доля ОО, в которых реализуются программы воспитания, направленные на социальную и культурную адаптацию детей, в том числе из семей мигрантов;

     

    100%

    – доля обучающихся, охваченных мероприятиями, направленными на развитие культуры межнационального общения;

     

    100%

    - доля ОО, в которых созданы условия для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским,

    психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания;

    100%

    Ценностные отношения в отношении к здоровому образу жизни, в т.ч. информационная безопасность

    – доля обучающихся, охваченных уроками безопасности в информационно телекоммуникационной сети «Интернет»;

     

    100%

    – доля ОО, в которых организовано обучение детей основам информационной безопасности на системном уровне, включая участие в уроках безопасности информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и повышение медиаграмотности;

     

    100%

    – доля родителей, охваченных мероприятиями, направленными на повышение медийно-информационной культуры обучающихся и безопасность детей в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

     

    88,2

    Ценностные отношения к культурному наследию

    – доля школьников, участвующих в культурно-просветительских программах;

     

    100%

    – доля ОО, в которых реализуется детский культурно-познавательный туризм;

     

    50%

    Ценностное отношение к важности образования и труда

    – доля занимающихся в объединениях и научных обществах организаций дополнительного образования детей;

     

    50,5%

    – доля обучающихся, принимающих участие в субботниках, трудовых десантах и др. мероприятиях;

    100%

    Организация воспитательной среды (вовлечение детей в общественно полезную деятельность – развитие школьных спортивных клубов, театров, музеев, инст.шк.самоуправления и тп)

    – доля обучающихся, обслуженных туристическими базами и детскими оздоровительными учреждениями (лагерями), от общего количества детей;

     

    50,9%

    – доля детей, занимающихся в школьных спортивных клубах;

     

    32,1%

    – доля граждан допризывного возраста (14-18 лет), прошедших подготовку в оборонно-спортивных лагерях, принявших участие в военно-спортивных мероприятиях, от общего числа граждан допризывного возраста;

     

    16,5%

    – доля обучающихся, включенных в деятельность патриотических, военно-патриотических, поисковых организаций, клубов, кадетских школ и классов и других объединений;

     

    20,4%

    – доля обучающихся, принявших участие в цикле всероссийских онлайн-уроков в рамках проекта «открытые уроки.рф», участников конкурсов «Большая перемена», «Без срока давности», участников проекта «Орлята России» и др.;

     

    83,4%

    – доля ОО, в которых действует орган школьного самоуправления;

     

    100%

    – доля обучающихся, вовлеченных в деятельность общественных объединений на базе образовательных организаций общего/профессионального/дополнительного образования и др.;

     

    56,2%

    – доля родителей (по ОО), включенных в деятельность общественных объединений родителей обучающихся (совет/общественная организация);

     

    30,6%

    – доля обучающихся, включенных в волонтерскую деятельность.

     

    40,1%

     

    Анализ результатов мониторинга.

     

    1. Ценностные ориентации в отношении уважения к Родине, зищите природы

    В каждой общеобразовательной организации района разработаны программы воспитания, которыми охвачены все обучающиеся. В программы воспитания включены мероприятия по гражданскому воспитанию, направленные на воспитание гражданственности и патриотизма обучающихся. Гражданское воспитание в школах осуществляется через уроки, кружки, внеклассные мероприятия, классные часы. Тем самым доля обучающихся, охваченных мероприятиями по гражданскому воспитанию и доля общеобразовательных организаций охваченных программами патриотического воспитания составляет 100%.

     

    2. Ценностные ориентации в отношении социального взаимодействия: уважение к человеку, важность семьи и дружбы

    Во всех общеобразовательных организациях Хотынецкого района проводятся профилактические мерпориятия, направленные на укрепление гражданского единства и гармонизацию межнациональных отношений,а также, мероприятия, направленные на социальную и культурную адаптацию детей, мероприятия, направленные на развитие культуры межнационального общения в соответствии с утвержденными на учебный год планами по профилактике экстремизма и терроризма, которые имеются в каждой организации. Таким образом, доля ОО, в которых реализуются программы воспитания, направленные на социальную и культурную адаптацию детей, в том числе из семей мигрантов, а также доля обучающихся, охваченных мероприятиями, направленными на развитие культуры межнационального общения составляет 100%.

    В Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года предусмотрено создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, педагогическим и иным воспросам семейного воспитания. Тем самым, на основании статистических данных общеобразовательных организаций района установлено, что во всех учреждениях созданы условия для просвещения и консультирования родителей по вышеперечисленным вопросам. В рамках просвещения родителей в ОО проводятся: родительские собрания, консультации, лекции, мероприятия с участием родителей обучающихся. На базе Центра психолого-педагогической, медецинской и социальной помощи Хотынецкого района проводятся семинары-тренинги, групповая коррекционная работа в смешанных группах (родители и дети), оказываются консультации.

     

    3. Ценностные ориентации в отношении к здоровому образу жизни, в т.ч. информационная безопасность

    Обеспечение безопасности жизни каждого человека и повышение его культуры и знаний в области безопасности являются одной из главных составляющих здорового образа жизни.

    Во всех общеобразовательных организациях района, в рамках недели безопасного интернета, проведены уроки безопасности детей в сети Интернет. Также, были проведены родительские собрания, на которых уделялось внимание на необходимость контентной фильтрации в вопросах ограничения детей к информации, причиняющей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию.

    Вопросы кибербезопасности упоминаются в учебном предмете «Информатика» при изучении тем, связанных с информационно-коммуникационной сети «Интернет».

    Были проведены просветительские мероприятия и для родителей по проблемам обеспечения информационной безопасности детей. Доля родителей, охваченных мероприятиями, составила 88,2%.

     

    4. Ценностные отношения к культурному наследию

    Под «культурно-просветительскими программами» понимается совокупность мероприятий в формате экскурсионных и туристских поездок, направленных на развитие патриотизма. Всего в культурно-просветительских программах приняло участие 100% обучающихся.

    Культурно-познавательный туризм реализуется в 4 общеобразовательных организациях района, что составляет 50%.

    5. Ценностное отношение к важности образования и труда

    Численность занимающихся в объединениях и научных сообществах организаций дополнительного образования составляет 448 человека (50,5%).

    По данным общеобразовательных организаций в субботниках, трудовых десантах было задействовано 895 обучающихся, что составило 100%.

     

    6. Организация воспитательной среды

    В 7 общеобразовательных организациях района в летний период функционируют пришкольные лагеря. Охват посещающих составил 50,9%.

    По состоянию на 29.04.2022 года в Хотынецком районе создано и функционирует 6 школьных спортивных клубов (далее – ШСК). Общее число обучающихся, занимающихся в ШСК, составило 287 человек:

    - в возрасте от 3 до 15 лет – 236 человек;

    - в возрасте от 16 до 18 лет – 51 человек.

    Таким образом, в 2021-2022 учебном году доля детей, занимающихся в ШСК, составила 32,1% от общего количества обучающихся (895 – общее количество обучающихся).

    В текущем учебном году проведены районные и выездные военно-спортивные игры патриотической направленности для учащихся старших классов. Таким образом, доля граждан допризывного возраста, прошедших подготовку составила 16,5%.

    Особое внимание уделено формированию у граждан патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей. Данные задачи решаются через систему патриотического воспитания, которая включает в себя несколько направлений деятельности, как урочной, так и внеурочной. Таким образом, доля обучающихся, включенных в деятельность патриотических, военно-патриотических, поисковых организаций, клубов, кадетских школ и классов и других объединений составила 20,7%.

    Во всех общеобразовательных организациях района в 2021-2022 учебном году была организована трансляция всероссийских онлайн-уроков, направленных на воспитание гражданственности и патриотизма обучающихся в рамках проекта «открытыеуроки.рф», всего приняло участие 746 человек (83,4%).

    Доля ОО, в которых действует орган школьного самоуправления – 100%.

    Доля обучающихся, вовлеченных в деятельность общественных объединений на базе общеобразовательных организаций, составила 56,2%, а это 503 человека.

    Во всех общеобразовательных организациях района организована поддержка семейного воспитания через различные формы взаимодействия с родителями: родительские собрания, консультации, лекции. Доля родителей, включенных в деятельность общественных объединений родителей обучающихся составила 30,6%.

    Доля обучающихся, включенных в волонтерскую деятельность, составила 40,1 % от общего количества.

     

    II. По профилактике деструктивного поведения у обучающихся

     

    Проведенный анализ данных мониторинга в сфере профилактики деструктивного поведения несовершеннолетних является одним из важнейших условий обеспечения эффективности работы по противодействию негативным процессом в подростково-молодёжной среде.

     

    Критерии

    Показатели

    Результат

    1.Выявление групп социального риска среди обучающихся

    1) Доля детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

     

     

    3,01%

    2) Доля несовершеннолетних обучающихся из малообеспеченных семей ;

     

     

    21,5%

    3) Доля несовершеннолетних обучающихся из неполных семей;

     

     

    12,6%

    4) Доля несовершеннолетних из семей, находящихся в тяжелой жизненной ситуации;

     

     

    0,8%

    5) Доля семей, признанных КДН и ЗП, в социально опасном положении;

     

     

    2,8%

    6) Доля детей из многодетных семей;

     

    24,5%

    7) Доля детей, родители которых имеют инвалидность;

     

    1,4%

    8) Доля детей с ОВЗ и детей-инвалидов;

     

    2,8%

    9) Доля детей, родители, которых мигранты.

    0,2%

     

    С целью профилактики по предупреждению преступлений и правонарушений несовершеннолетних, а также профилактики деструктивного поведения работа осуществляется на основе формирования у обучающихся ценностных ориентаций, влияющих на выбор социально-ценного поведения в соответствии с принятыми в обществе нравственно-правовыми нормами.

    С целью профилактической работы по предупреждению преступлений и правонарушений несовершеннолетних, а также общественно-опасных деяний проводятся мероприятия с участием представителей МО МВД России «Хотынецкое», специалистами КДН и ЗП администрации района, сотрудниками филиала МБОУ – Хотынецкая СОШ им. С. Г. Поматилова «Центр психолого-медико-социального сопровождения».

    Ежегодно среди обучающихся 7-11 классов проводится социально-психологическое тестирование на выявление обучающихся, допускающих немедицинское употребление наркотических психотропных веществ. В 2021 году данного тестирование прошли 95,2% обучающихся. Все общеобразовательные организации проанализировали результаты тестирования и организовали профилактическую работу с обучающимися, находящимися в «зоне риска» и их родителями. На родительских собраниях проведена информационно-разъяснительная кампания с родителями или иными законными представителями обучающихся и мотивационная работа с обучающимися в образовательных организациях по пропаганде ЗОЖ, противодействия распространения ПАВ среди школьников.

    На постоянной основе в общеобразовательных организациях проводится работа, направленная на предупреждение возникновения конфликтных ситуаций между несовершеннолетними посредством внеурочной деятельности, разнообразия программ дополнительного образования, тематических бесед, рассмотрения конфликтных ситуаций. В общеобразовательных организациях района отсутствуют несовершеннолетние, у которых не складываются отношения с одноклассниками. При возникновении конфликтных ситуаций конфликты разрешаются с помощью службы медиации (примирения), педагога-психолога, социального педагога, классного руководителя.

    Раннее предупреждение правонарушений несовершеннолетних должно обеспечивать создание благоприятных условий для их социального развития, раскрытие и усиление их положительных личностных ресурсов до возникновения реальной угрозы совершениями правонарушений.

    Учет обучающихся с деструктивными проявлениями изучался по следующим параметрам:

     

    2.Учет обучающихся с деструктивными проявлениями

     

    1) Количество несовершеннолетних, совершивших преступление;

     

     

    3 чел.

    2) Количество несовершеннолетних, совершивших административное

    правонарушение;

     

     

    6 чел.

    3) Количество обучающихся, не посещающих или пропускающих занятия без уважительной причины;

     

     

    0 чел.

    4) Количество несовершеннолетних нарушающих устав образовательного учреждения;

     

     

    2 чел.

    5) Количество выявленных деструктивных аккаунтов, обучающихся в соц.сетях;

     

     

    0 чел.

    6) Количество несовершеннолетних, имеющих предрасположенность к суицидальному поведению;

     

     

    0 чел.

    7) Количество случаев буллинга в образовательных учреждениях;

     

     

    0 чел.

    8) Количество случаев деструктивного проявления обучающихся, получивших резонанс в СМИ.

     

    0 чел.

    3) Профилактика деструктивного поведения обучающихся

    1) Доля образовательных учреждений, в которых сформированы программы и планы мероприятий по работе с деструктивными проявлениями в поведении обучающихся;

     

     

    100%

    2) Доля образовательных учреждений, в которых обучающиеся охвачены

    индивидуальными профилактическими мероприятиями;

     

     

    87,5%

    3) Доля образовательных учреждений, использующих специализированный инструментарий для выявления деструктивных проявлений.

     

    12,5%

     

    1. Статистические данные по показателю совершенных правонарушений указывает на благоприятную ситуацию в Хотынецком районе в 2021-2022 учебном году.

    2. По данным мониторинга количество обучающихся, не посещающих, или пропускающих занятия без уважительной причины в районе не выявлено.

    3. Следующим показателем деструктивного поведения обучающихся является наличие деструктивных аккаунтов в социальных сетях. Педагогами, осуществляется мониторинг социальных сетей обучающихся, изучены материалы по обеспечению безопасности при использовании сети Интернет (общая безопасность в интернете, настройка родительского контроля, регистрация в социальных сетях, сервисах, специализированные программы для осуществления контентной фильтрации и др.). Мониторинг осуществляется с целью выявления несовершеннолетних, вовлеченных в активные деструктивные сообщества, особое внимание обращается на то, с кем общаются обучающиеся, в каких группах состоят, тематики групп, записи на «стене» несовершеннолетних. В 2021-2022 учебном году деструктивных аккаунтов в Хотынецком районе не выявлено.

    4. Несовершеннолетних, имеющих предрасположенность к суицидальному поведению, в районе нет.

    5. По результатам мониторинга случаев буллинга в общеобразовательных организациях не выявлено. В качестве профилактических мер в течение учебного года осуществлялось обучение детей способам поведения при буллинге.

     

    Приложение 2

    к приказу отдела образования

    администрации района

    от 12.05.2022 года № 216

     

     

    Адресные рекомендации

    по результатам мониторинга системы воспитания и социализации обучающихся общеобразовательных организаций

     

    По итогам анализа результатов проведенного мониторинга системы воспитания и социализации обучающихся общеобразовательных организаций Хотынецкого района сформированы следующие адресные рекомендации в соответствии с критериями оценивания.

     

    Формирование ценностных ориентаций

    Проанализировав мониторинг по оценке сформированности ценностных ориентаций можно сделать следующие выводы:

    1. Ценностные ориентации в отношении уважения к Родине, защите природы и т.п. среди обучающихся района сформированы на должном уровне. Общеобразовательным организациям рекомендуется продолжить работу по стабильному результату охвата обучающимися мероприятий по гражданскому воспитанию.

    2. Ценностные отношения в отношении к здоровому образу жизни, в т.ч. информационная безопасность в общеобразовательных организациях района развиты на должном уровне. Для повышения медийно-информационной культуры детей в том числе в рамках информационной безопасности, общеобразовательным организациям рекомендуется увеличить число мероприятий и вовлекать наибольшее количество родителей для усовершенствования данного направления.

    3. В рамках ценностного отношения к культурному наследию общеобразовательных организациям рекомендуется усилить работу по реализации детского культурно-познавательного туризма.

    4. Работа по формированию ценностных отношений должна быть системной, планируемой, ориентированной на конкретный прогнозируемый результат, в том числе промежуточный. Ведущей целью трудового воспитания в общеобразовательных организациях является воспитание у детей положительного отношения к труду средствами организации различных форм предметно-практических действий. Общеобразовательным организациям рекомендуется продолжить работу по вовлечению в мероприятия научной направленности дополнительного образования детей.

    5. В рамках организации воспитательной среды рекомендуется:

    - увеличить охват обучающихся, обслуженных туристическими базами и детскими оздоровительными учреждениями (лагерями);

    - повысить охват обучающихся, занимающихся в школьных спортивных клубах. МБОУ – Краснорябинской СОШ им. П. И. Бровичева и МБОУ – Студеновской ООШ открыть на базе организации школьный спортивный клуб;

    - продолжить работу по увеличению доли обучающихся, включенных в деятельность патриотических, военно-патриотических поисковых организаций, клубов и других общественных объединений;

    - общеобразовательным организациям района повысить охват обучающихся в просмотре всероссийских онлайн-уроков, направленных на воспитание гражданственности и патриотизма обучающихся в рамках проекта «открытыеуроки.рф»;

    - повысить охват обучающихся, включенных в деятельность общественных объединений на базе общеобразовательных организаций, а также организаций дополнительного образования;

    - общеобразовательным организациям района продолжить работу по увеличению обучающихся, включенных в волонтерскую деятельность.

     

    Мониторинг выявления групп социального риска среди обучающихся

    По итогам анализа выявления групп социального риска среди обучающихся рекомендуется:

    - продолжить профилактическую работу всех специалистов общеобразовательных организаций в межведомственном взаимодействии с субъектами профилактики.

     

    Мониторинг учета обучающихся с деструктивными проявлениями

    Проведенный анализ данных мониторинга в сфере профилактики деструктивного поведения несовершеннолетних является одним из важнейших условий обеспечения эффективности работы по противодействию негативным процессам в подростково-молодежной среде.

    На основании анализа мониторинга обучающихся с деструктивным проявлением рекомендовано:

    - заместителям директоров по воспитательной работе (методистам) рекомендовать внести в планах воспитательной работы дополнительные мероприятия по профилактике деструктивного поведения;

    - педагогами общеобразовательных организаций продолжить работу по регулярному осуществлению мониторинга социальных сетей обучающихся, с целью выявления несовершеннолетних, вовлеченных в активные деструктивные сообщества;

    - заместителям директоров по воспитательной работе (методистам) ежемесячно проводить мониторинг по лицам, систематически пропускающим занятия.

    На основании имеющихся данных рекомендуется продолжить осуществление системы профилактических мер деструктивного поведения подростков по всем указанным выше направлениям.

     

    Мониторинг профилактики деструктивного поведения обучающихся

    Проведя анализ результатов по профилактике деструктивного поведения среди обучающихся можно сделать вывод о том, что профилактика деструктивного поведения в школах будет успешной при умении специалистов выявлять на ранних этапах признаки деструкции у обучающихся.

    Исходя из вышеизложенного рекомендуется:

    - общеобразовательным организациям района продолжить профилактическую работу среди несовершеннолетних состоящих на учете в ВШУ, ПДН, КДН;

    - усилить контроль по проведению среди несовершеннолетних индивидуальных бесед по профилактике безнадзорности, беспризорности и употребления ПАВ, наркотиков, алкоголя, табакокурения, правонарушений;

    - ответственным педагогам в общеобразовательных организациях регулярно и по запросу направлять информацию об индивидуально-профилактической работе среди детей, совершивших правонарушения в комиссию по делам несовершеннолетних.


     

    В этом разделе:

    Навигация