АДМИНИСТРАЦИЯ ХОТЫНЕЦКОГО РАЙОНА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
ПРИКАЗ
8 апреля 2022 года № 176
О проведении мониторинга системы воспитания и социализации обучающихся общеобразовательных организаций
|
|
В соответствии со статьей 97 Федерального закона от 29Л2.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", с пунктом 7 Правил осуществления мониторинга системы образования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2013 №2 662, подпрограммы «Развитие воспитательной работы в образовательных организациях Орловской области» утвержденной Постановлением Правительства Орловской области от 28 декабря 2012 года № 500 «Об утверждении государственной программы Орловской области «Образование в Орловской области»
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить Положение проведения мониторинга системы воспитания и социализации обучающихся общеобразовательных организаций (далее – Мониторинг) согласно приложению 1.
2. Утвердить показатели Мониторинга согласно приложению 2.
3. Руководителям общеобразовательных организаций направить результаты Мониторинга в срок до 29 апреля 2022 года на адрес электронной почты hotoopo@mail.ru .
4. Главному специалисту отдела образования администрации района Т. С. Глумаковой предоставить итоговую информацию о результатах Мониторинга и подготовить адресные рекомендации руководителям общеобразовательных организаций.
5. Контроль за исполнением данного приказа оставляю за собой.
Начальник отдела образования администрации района |
|
Л. М. Зарубина |
Приложение 1
к приказу отдела образования
администрации района
от 08.04.2022 года № 176
ПОЛОЖЕНИЕ
о мониторинге системы организации воспитания обучающихся образовательных организаций Хотынецкого района
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение о мониторинге системы организации воспитания обучающихся является нормативным документом, определяющим цели, задачи, принципы, организацию и содержание проведения мониторинга состояния системы организации воспитания обучающихся в системе образования Хотынецкого района Орловской области (далее - Положение).
1.2. Мониторинг предусматривает комплексное изучение состояния системы организации воспитания обучающихся и осуществляется по двум траекториям:
- формирование ценностных ориентаций;
- профилактика деструктивного поведения у обучающихся.
1.3. Руководство мониторингом осуществляется Отделом образования администрации района.
2. Цели, задачи и принципы мониторинга.
2.1. Целью мониторинга является получение своевременной, валидной и достоверной информации о состоянии районной работы системы организации воспитания обучающихся в направлениях по формированию ценностных ориентаций и профилактике деструктивного поведения у обучающихся в системе образования Хотынецкого района.
2.2. Основными задачами мониторинга являются:
- формирование и внедрение единых требований к качеству работы по сопровождению организации воспитания обучающихся в образовательных организациях Хотынецкого района;
- выявление актуального состояния системы работы по сопровождению организации воспитания обучающихся в Хотынецком районе;
- формирование ресурсной базы системы работы по организации воспитания обучающихся;
- обеспечение органов управления, осуществляющих управление в сфере образования и администрации образовательных организаций, социальных партнеров информацией, полученной при осуществлении мониторинга для принятия управленческих решений.
2.3. В основу мониторинга положены следующие принципы:
- объективности, достоверности, полноты и системности информации, включая: открытость и информационную безопасность;
- преемственность целей и задач;
- инструментальность и технологичность;
- адресность оценочных процедур и управленческих решений;
- единства и сопоставимости организационных форм, инструментов и результатов;
- соблюдение морально-этических норм при осуществлении процедур оценивания;
- ответственности участников образовательного процесса за повышение качества образования.
3. Критерии и показатели
Критерии и показатели, используемые в мониторинге, определены в соответствии с Положением о системе оценки качества образования Хотынецкого района. Показатели позволяют определить содержание (проявление) критерия на основе аналитических и иных данных.
4. Методы сбора и обработки информации
Методы сбора информации, используемые для мониторинга системы по организации воспитания обучающихся определяют порядок получения показателей. В системе мониторинга используются выборочный метод, метод измерений, документальный анализ, контент-анализ. Сбор информации осуществляется с использованием интернет-сервисов и баз данных (АИС «Параграф», АИС «Конструктор индивидуальных траекторий профессионального роста педагогических работников», «Интеграл» и пр.).
Формой отчета о результатах мониторинга являются аналитические справки (или разделы в них), отражающие данные по критерию и рекомендации по совершенствованию работы по итогам работы за отчетный период.
Общая структура аналитической справки:
1. Тема справки (название);
2. Цель анализа данных;
3. Период проведения анализа данных;
4. Выводы по результатам анализа (общие и частные);
5. Рекомендации (общие, по ОО, по кластерам и пр.);
6. Приложения с результатами исследования (если это необходимо);
7. Должность, подпись.
5. Проведение мониторинга
4.1. Мониторинг проводится ежегодно в сроки, установленные приказом отдела образования администрации Хотынецкого района (далее - отдел образования).
4.2. Участниками мониторинга являются:
- отдел образования;
- образовательные организации, подведомственные отделу образования администрации Хотынецкого района.
4.3. Отдел образования:
- организует проведение мониторинга, является координатором мониторинга;
- информирует руководителей образовательных организаций о цели, сроках, порядке проведения мониторинга;
- формирует аналитическую справку по итогам мониторинга;
- разрабатывают адресные рекомендации по результатам проведенного анализа;
- принимает управленческие решения на основе результатов мониторинга, направленные на обеспечение эффективности деятельности образовательных организаций по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся;
- обеспечивает возможность индивидуального ознакомления руководителей образовательных организаций с результатами мониторинга;
-выявляет факторы, влияющие на организацию работы в направлении повышения качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций Хотынецкого района.
4.5. Образовательные организации, подведомственные отделу образования администрации Хотынецкого района:
- определяют специалистов - операторов мониторинга;
- выступают в качестве объекта мониторинга;
- предоставляют общедоступную информацию о деятельности образовательной организации;
- осуществляют управленческую деятельность на основе рекомендаций по результатам мониторинга.
5. Использование результатов мониторинга
Результаты мониторинга подлежат комплексному анализу на районном уровне и на уровне образовательных организаций.
5.1. На основании результатов мониторинга отдел образования обеспечивает подготовку адресных рекомендаций для целевых групп.
5.2. Анализ результатов мониторинга обсуждается на заседаниях, совещаниях, круглых столах, конференциях и других мероприятиях разного уровня.
5.3. Результаты мониторинга могут быть использованы различными целевыми группами:
а) отделом образования в целях решения задач, связанных с реализацией национального проекта «Образование»:
- анализ текущего состояния системы образования;
- формирование и корректировка программ развития образования;
- модернизация критериев и целевых показателей развития образования на районном уровне;
- информационно-методическое сопровождение деятельности образовательных организаций;
- организация работы методических объединений.
б) образовательными организациями в целях совершенствования управления образовательной деятельностью:
- формирование и корректировка программ развития;
- корректировка образовательных программ, рабочих программ воспитания;
- планирование мероприятий, направленных на формирование у обучающихся позитивного отношения к профессионально-трудовой деятельности;
- реализация школьных проектов, способствующих самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся;
- проведение мероприятий для родителей (законных представителей) по вопросам профессиональной ориентации обучающихся;
- поддержка профессионального роста и повышения квалификации руководителей и педагогических работников.
5.4. Результаты мониторинга не используются для выстраивания публичных сравнительных рейтингов образовательных организаций и руководителей образовательных организаций, применения мер наказания руководителей с низкими результатами мониторинга.
5.5. В целях обеспечения открытости информации о проведении и результатах мониторинга, их использовании в управлении качеством образования, отдел образования:
- представляет информацию в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте администрации Хотынецкого района;
- организует работу коммуникативных площадок для обсуждения вопросов, связанных с проведением мониторинга, его результатами, выявленными проблемами и способами их решения;
- проводит разъяснительную работу.
Приложение 2
к приказу отдела образования
администрации района
от 08.04.2022 года № 176
Система критериев и показателей оценки организации воспитания обучающихся в Хотынецком районе
I. По оценке сформированности ценностных ориентаций
Критерии |
Показатели |
Методика расчета |
Методы сбора и обработки информации |
Форма отчета о результатах |
||
Оценка сформированности ценностных ориентаций |
Ценностные ориентации в отношении уважения к Родине, защите природы и т.п. |
|||||
– доля обучающихся, охваченных мероприятиями по гражданскому воспитанию; |
Рассчитывается как отношение обучающихся, охваченных мероприятиями по гражданскому воспитанию от общего количества обучающихся
|
Анализ статистических данных заместителей (методистов) по ВР
|
Аналитическая справка (или раздел в ней), отражающая данные по критерию |
|||
– доля обучающихся в организациях дополнительного образования детей экологобиологической направленности; |
Рассчитывается как отношение обучающихся в организациях дополнительного образования детей экологобиологической направленности от общего количества обучающихся охваченных дополнительным образованием
|
Анализ статистических данных заместителей (методистов) по ВР
|
Аналитическая справка (или раздел в ней), отражающая данные по критерию |
|||
– доля ОО, охваченных программами патриотического воспитания; |
Рассчитывается как отношение образовательных организаций охваченных программами патриотического воспитания от общего количества образовательных |
Анализ статистических данных заместителей (методистов) по ВР
|
Аналитическая справка (или раздел в ней), отражающая данные по критерию |
|||
Ценностные ориентации в отношении социального взаимодействия: уважение к человеку, важность семьи и дружбы и т. п.: |
||||||
– доля ОО, в которых реализуются программы воспитания, направленные на социальную и культурную адаптацию детей, в том числе из семей мигрантов; |
Рассчитывается как отношение образовательных организаций в которых реализуются программы воспитания, направленные на социальную и культурную адаптацию детей, в том числе из семей мигрантов от общего количества образовательных организаций |
Анализ статистических данных заместителей (методистов) по ВР
|
Аналитическая справка (или раздел в ней), отражающая данные по критерию |
|||
– доля обучающихся, охваченных мероприятиями, направленными на развитие культуры межнационального общения; |
Рассчитывается как отношение обучающихся, охваченных мероприятиями, направленными на развитие культуры межнационального общения от общего количества обучающихся;
|
Анализ статистических данных заместителей (методистов) по ВР
|
Аналитическая справка (или раздел в ней), отражающая данные по критерию |
|||
- доля ОО, в которых созданы условия для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания; |
Рассчитывается как отношение образовательных организаций, в которых созданы условия для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания от общего количества обучающихся
|
Анализ статистических данных заместителей (методистов) по ВР
|
Аналитическая справка (или раздел в ней), отражающая данные по критерию |
|||
Ценностные отношения в отношении к здоровому образу жизни, в т.ч. информационная безопасность: |
||||||
– доля обучающихся, охваченных уроками безопасности в информационно телекоммуникационной сети «Интернет»; |
Рассчитывается как отношение обучающихся охваченных уроками безопасности в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» от общего количества обучающихся
|
Анализ статистических данных заместителей (методистов) по ВР
|
Аналитическая справка (или раздел в ней), отражающая данные по критерию |
|||
– доля ОО, в которых организовано обучение детей основам информационной безопасности на системном уровне, включая участие в уроках безопасности информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и повышение медиаграмотности; |
Рассчитывается как отношение образовательных организаций в которых организовано обучение детей основам информационной безопасности на системном уровне, включая участие в уроках безопасности информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и повышение медиаграмотностиот общего количества образовательных организаций |
Анализ статистических данных заместителей (методистов) по ВР
|
Аналитическая справка (или раздел в ней), отражающая данные по критерию |
|||
– доля родителей, охваченных мероприятиями, направленными на повышение медийно-информационной культуры обучающихся и безопасность детей в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
|
Рассчитывается как отношение родителей охваченных данными мероприятиями от общего количества родителей
|
Анализ статистических данных заместителей (методистов) по ВР
|
Аналитическая справка (или раздел в ней), отражающая данные по критерию |
|||
Ценностные отношения к культурному наследию |
||||||
– доля школьников, участвующих в культурно-просветительских программах; |
Рассчитывается как отношение учащихся участвующих в культурно-просветительских программах от общего количества обучающихся |
Анализ статистических данных заместителей (методистов) по ВР
|
Аналитическая справка (или раздел в ней), отражающая данные по критерию |
|||
– доля ОО, в которых реализуется детский культурно-познавательный туризм; |
Рассчитывается как отношение ОО, в которых реализуется детский культурно-познавательный туризм от общего количества ОО
|
Анализ статистических данных заместителей (методистов) по ВР
|
Аналитическая справка (или раздел в ней), отражающая данные по критерию |
|||
Ценностное отношение к важности образования и труда |
||||||
– численность занимающихся в объединениях и научных обществах организаций дополнительного образования детей; |
Рассчитывается как сумма занимающихся в объединениях и научных обществах организаций дополнительного образования детей |
Анализ статистических данных заместителей (методистов) по ВР
|
Аналитическая справка (или раздел в ней), отражающая данные по критерию |
|||
– доля обучающихся, принимающих участие в субботниках, трудовых десантах и др. мероприятиях; |
Рассчитывается как отношение обучающихся, принимающих участие в субботниках, трудовых десантах от общего количества обучающихся |
Анализ статистических данных заместителей (методистов) по ВР
|
Аналитическая справка (или раздел в ней), отражающая данные по критерию |
|||
Организация воспитательной среды (вовлечение детей в общественно полезную деятельность – развитие школьных спортивных клубов, театров, музеев, инст.шк.самоуправления и тп) |
||||||
– доля обучающихся, обслуженных туристическими базами и детскими оздоровительными учреждениями (лагерями), от общего количества детей;
|
Как отношение обучающихся обслуженных туристическими базами и детскими оздоровительными учреждениями (лагерями), от общего количества детей
|
Анализ статистических данных заместителей (методистов) по ВР
|
Аналитическая справка (или раздел в ней), отражающая данные по критерию |
|||
– доля детей, занимающихся в школьных спортивных клубах; |
Отношение обучающихся занимающихся в школьных спортивных клубах от общего количества обучающихся |
Анализ статистических данных заместителей (методистов) по ВР
|
Аналитическая справка (или раздел в ней), отражающая данные по критерию |
|||
– доля граждан допризывного возраста (14-18 лет), прошедших подготовку в оборонно-спортивных лагерях, принявших участие в военно-спортивных мероприятиях, от общего числа граждан допризывного возраста; |
Рассчитывается как отношение граждан допризывного возраста (14-18 лет), прошедших подготовку в оборонно-спортивных лагерях, принявших участие в военно-спортивных мероприятиях, от общего числа граждан (14-18 лет), в ОО
|
Анализ статистических данных заместителей (методистов) по ВР
|
Аналитическая справка (или раздел в ней), отражающая данные по критерию |
|||
– доля обучающихся, включенных в деятельность патриотических, военно-патриотических, поисковых организаций, клубов, кадетских школ и классов и других объединений; |
Рассчитывается как сумма обучающихся включенных в деятельность патриотических, военно-патриотических, поисковых организаций, клубов, кадетских школ и классов и других объединений от общего количества обучающихся
|
Анализ статистических данных заместителей (методистов) по ВР
|
Аналитическая справка (или раздел в ней), отражающая данные по критерию |
|||
– доля обучающихся, принявших участие в цикле всероссийских онлайн-уроков в рамках проекта «открытые уроки.рф», участников конкурсов «Большая перемена», «Без срока давности», участников проекта «Орлята России» и др.; |
Отношение обучающихся принявших участие в цикле уроков от общего количества обучающихся
|
Анализ статистических данных заместителей (методистов) по ВР
|
Аналитическая справка (или раздел в ней), отражающая данные по критерию |
|||
– доля ОО, в которых действует орган школьного самоуправления; |
Рассчитывается как отношение ОО, в которых действует орган школьного самоуправления от общего количества ОО |
Анализ статистических данных заместителей (методистов) по ВР
|
Аналитическая справка (или раздел в ней), отражающая данные по критерию |
|||
– доля обучающихся, вовлеченных в деятельность общественных объединений на базе образовательных организаций общего/профессионального/дополнительного образования и др.; |
Рассчитывается как сумма обучающихся вовлеченных в деятельность общественных объединений от общего количества обучающихся
|
Анализ статистических данных заместителей (методистов) по ВР
|
Аналитическая справка (или раздел в ней), отражающая данные по критерию |
|||
– доля родителей (по ОО), включенных в деятельность общественных объединений родителей обучающихся (совет/общественная организация); |
Рассчитывается как отношение родителей включенных в деятельность общественных объединений от общего количества родителей
|
Анализ статистических данных заместителей (методистов) по ВР
|
Аналитическая справка (или раздел в ней), отражающая данные по критерию |
|||
– доля обучающихся, включенных в волонтерскую деятельность.
|
Рассчитывается как сумма обучающихся включенных в волонтерскую деятельность от общего количества обучающихся
|
Анализ статистических данных заместителей (методистов) по ВР
|
Аналитическая справка (или раздел в ней), отражающая данные по критерию |
|||
II. По профилактике деструктивного поведения у обучающихся
Критерии |
Показатели |
Методика расчета |
Методы сбора и обработки информации |
Форма отчета о результатах |
1.Выявление групп социального риска среди обучающихся |
1) Доля детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 2) Доля несовершеннолетних обучающихся из малообеспеченных семей ; 3) Доля несовершеннолетних обучающихся из неполных семей; 4) Доля несовершеннолетних из семей, находящихся в тяжелой жизненной ситуации; 5) Доля семей, признанных КДН и ЗП, в социально опасном положении; 5) Доля детей из многодетных семей; 6) Доля детей, родители которых имеют инвалидность; 7) Доля детей с ОВЗ и детей-инвалидов; 8) Доля детей, родители, которых мигранты. |
Рассчитывается как доля обучающихся в % от общего числа, обучающихся района
|
Анализ статистических данных социальных педагогов ОО района
|
Аналитическая справка (или раздел в ней), отражающая данные по критерию |
2.Учет обучающихся с деструктивными проявлениями
|
1) Количество несовершеннолетних, совершивших преступление; 2) Количество несовершеннолетних, совершивших административное правонарушение; 3) Количество обучающихся, не посещающих или пропускающих занятия без уважительной причины; 4) Количество несовершеннолетних нарушающих устав образовательного учреждения; 5) Количество выявленных деструктивных аккаунтов, обучающихся в соц.сетях; 6) Количество несовершеннолетних, имеющих предрасположенность к суицидальному поведению; 7) Количество случаев буллинга в образовательных учреждениях; 8) Количество случаев деструктивного проявления обучающихся, получивших резонанс в СМИ. |
Рассчитывается как сумма обучающихся (в количестве человек по каждому критерию)
|
Анализ статистических данных социальных педагогов ОО района.
|
Аналитическая справка (или раздел в ней), отражающая данные по критерию |
3) Профилактика деструктивного поведения обучающихся |
1) Доля образовательных учреждений, в которых сформированы программы и планы мероприятий по работе с деструктивными проявлениями в поведении обучающихся; 2) Доля образовательных учреждений, в которых обучающиеся охвачены индивидуальными профилактическими мероприятиями; 3) Доля образовательных учреждений, использующих специализированный инструментарий для выявления деструктивных проявлений. |
Рассчитывается как доля образовательных учреждений в % от общего числа образовательных учреждений района.
|
Анализ рабочей документации социальных педагогов (рабочих программ, планов, методического инструментария) |
Аналитическая справка, мониторинг рабочих программ (Приказ № 03-28-3891/20-0-0 от 30.04.2020 года) |