Ответственность за нарушения требований законодательства в сфере борьбы с коррупцией

        В настоящее время актуальными являются вопросы усиления борьбы с коррупцией в России и, в частности, предлагается ввести в УК РФ в соответствии со ст. 20Конвенции ООН новую статью о незаконном обогащении.

    Уголовная ответственность

    за преступления коррупционной направленности

    Нормативным правовым актом, устанавливающим уголовную ответственность, является Уголовный кодексРоссийской Федерации.

    Перечень коррупционных преступлений Уголовным кодексомРоссийской Федерации прямо не устанавливается.

    К преступлениям коррупционной направленности относятся противоправные деяния, связанные с злоупотреблением служебным положением, дачей взятки, получением взятки, злоупотреблением полномочиями, коммерческим подкупом либо иным незаконным использованием физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

    Так, например, в соответствии с УказаниемГенпрокуратуры России N 387-11, МВД России N 2 от 11.09.2013 "О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности" к преступлениям коррупционной направленности относятся:

    Мошенничество (статья 159);

    Присвоение или растрата (статья 160);

    Коммерческий подкуп (статья 204);

    Злоупотребление должностными полномочиями (статья 285);

    Нецелевое расходование бюджетных средств (статья 285.1);

    Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (статья 285.2);

    Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (статья 285.3);

    Превышение должностных полномочий (статья 286);

    Незаконное участие в предпринимательской деятельности(статья 289);

    Получение взятки (статья 290);

    Дача взятки (статья 291);

    Посредничество во взяточничестве (статья 291.1);

    Служебный подлог (статья 292);

    Провокация взятки либо коммерческого подкупа (статья 304);

    Подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу (статья 309)и другие.

    За преступления коррупционной направленности Уголовным кодексомРоссийской Федерации предусмотрены следующие виды наказаний:

    штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; обязательные работы; исправительные работы; принудительные работы; ограничение свободы; лишение свободы на определенный срок.

    Административная ответственность

    за коррупционные правонарушения

    Нормативным правовым актом, устанавливающим административную ответственность, является КодексРоссийской Федерации об административных правонарушениях (далее - КОАП).

    Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях содержит более 20 составов административных правонарушений коррупционного характера, среди которых можно выделить такие, как:

    статья 5.16"Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах"

    статья 5.17"Непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума"

    статья 5.20"Незаконное финансирование избирательной кампании, кампании референдума, оказание запрещенной законом материальной поддержки, связанные с проведением выборов, референдума, выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров бесплатно или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам"

    статья 5.45"Использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума"

    статья 5.47"Сбор подписей избирателей, участников референдума в запрещенных местах, а также сбор подписей лицами, которым участие в этом запрещено федеральным законом"

    статья 5.50"Нарушение правил перечисления средств, внесенных в избирательный фонд, фонд референдума"

    статья 7.27"Мелкое хищение" (в случае совершения соответствующего действия путем присвоения или растраты)

    статья 7.30"Нарушение порядка размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков"

    статья 14.9"Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления"

    статья 15.21"Использование служебной информации на рынке ценных бумаг"

    статья 19.28"Незаконное вознаграждение от имени юридического лица"

    статья 19.29"Незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего)" и другие.

    За совершение административных правонарушений коррупционной направленности могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

    административный штраф; административный арест; дисквалификация.

    Гражданско-правовая ответственность

    за коррупционные правонарушения

    Если совершенным коррупционным правонарушением (уголовного, административного, дисциплинарного характера) причиняется имущественный ущерб, то возникают деликтные обязательства (обязательства вследствие причинения вреда).

    Так, например, согласно ст. 1068Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

    Статья 575Гражданского кодекса Российской Федерации содержит запрет на дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3000 рублей, работникам образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и аналогичных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан.

     Дисциплинарная ответственность

    за коррупционные правонарушения

    Это нарушения законодательных запретов, требований и ограничений, установленных для работников в целях предупреждения коррупции, которые являются основанием для применения дисциплинарных взысканий.

    В соответствии со статьей 192Трудового кодекса Российской Федерации за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

    1) замечание;

    2) выговор;

    3) увольнение по соответствующим основаниям.

    Так, например, в соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов) в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.

    С руководителем унитарного предприятия трудовой договор может быть расторгнут в соответствии с пунктом 3 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с нарушением запретов, установленных пунктом 2 статьи 21Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".

    Кроме того, в соответствии с частью 8 статьи 8Федерального закона N 273-ФЗ, непредставление гражданином при поступлении на работу в организацию, создаваемую для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, на должность руководителя государственного учреждения представителю нанимателя (работодателю) сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для отказа в приеме указанного гражданина на работу в данную организацию.


    В этом разделе:

    Навигация