Социологическая лаборатория Среднерусского института управления –филиала РАНХиГС проанализировала результаты первого в России совместного исследования информированности россиян об инклюзивном образовании и отношении к нему, которое в августе 2021 г. провели Всероссийский центр изучения общественного мнения, Фонд "Обнаженные сердца" и Ассоциация «Аутизм-Регионы»[1].
Большинство россиян не информированы о термине «инклюзивное образование». Только 11% респондентов знают, что инклюзивное образование предполагает совместное обучение здоровых детей и детей с особенностями развития.
Респонденты продемонстрировали неоднозначное отношение к совместному обучению детей с особенностями развития и детей без особенностей: 66% – положительное, 16% – отрицательное, 13% – нейтральное. Позитивно оценивают инклюзивное обучение родители, чьи дети имеют опыт инклюзивного обучения в школе (74%) и детском саду (73%), а также молодежь в возрасте от 18 до 24 лет (81%).
Инклюзивное обучение, по мнению россиян, имеет следующие преимущества:
– расширение возможностей социализации, развитие толерантности, позитивная среда в коллективе (62%);
– равенство возможностей в получении образования (14%);
– хорошее развитие и обучаемость детей (11%).
Среди недостатков инклюзивного образования респонденты отмечают:
– проблемы у детей с особенностями развития (34%), как психологические (27%), так и риск отставания в обучении из-за сложности программ (7%);
– неготовность родителей, школы и учителей принять детей с особенностями развития (17%).
Отмечается противоречивость установок россиян по поводу инклюзивного обучения. С одной стороны, большинство россиян (80%) согласны с мнением, что инклюзивное образование поможет детям лучше понимать друг друга, а с другой стороны, 57% респондентов считают, что совместное обучение повышает риск конфликтов и агрессии.
По мнению эксперта кафедры «Социология и информационные технологии» Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Анны Кустовой, успешность реализации инклюзивного образования в России в значительной степени определяется не только готовностью образовательных учреждений, педагогов к работе с детьми с особенностями развития, но и информированностью населения об опыте инклюзивного обучения.
[1]https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/inkljuzivnoe-obrazovanie-v-rossii-otnoshenie-problemy-perspektivy