2021-06-30 18:06:22

Орловская межрайонная природоохранная прокуратура разъясняет

1. О запрещенных орудиях добычи водных биологических ресурсов.

Деятельность граждан по осуществлению любительского и спортивного рыболовства на водных объектах Орловской области связана с необходимостью соблюдения ряда ограничений, в том числе по разрешенным орудиям вылова рыбы и иных водных биоресурсов.

Согласно пп. "а" пункта 29 Приказа Минсельхоза России от 18.11.2014 № 453 "Об утверждении правил рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна", установлен запрет на применение при осуществлении любительского и спортивного рыболовства:

- сетей всех типов;

- ловушек всех типов и конструкций за исключением раколовок;

- пассивных орудий добычи (вылова) на реках, являющихся местом обитания лососевых видов рыб;

- огнестрельного и пневматического оружия, арбалетов и луков;

- удочек (в том числе донных удочек) и спиннинговых снастей всех систем и наименований с общим количеством крючков (одинарных, двойных или тройных) более 10 штук у одного гражданина;

- тралящих и драгирующих орудий добычи (вылова);

- сетных отцеживающих и объячеивающих орудий добычи (вылова) и приспособлений

-колющих орудий добычи (вылова) (остроги и другие), за исключением любительского и спортивного рыболовства, осуществляемого с использованием специальных пистолетов и ружей для подводной охоты;

- сомовников;

- капканов;

- крючковых самоловных снастей.

   Нарушение указанных требований и применение перечисленных орудий влечет административную ответственность по ч.2 ст. 8.37 Ко АП РФ в виде административного штрафа: для граждан в размере от 2 тыс. до 5 тыс. рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; для должностных лиц - от 20 тыс. до 30 тыс. рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; для юридических лиц - от 100 тыс. до 200 тыс. рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.

2. О правилах заготовки елей и деревьев иных хвойных пород для новогодних праздников.

По общему правилу, в соответствии со ст. 32 Лесного кодекса РФ граждане и юридические лица заготавливают недревесные лесные ресурсы, к которым относится также заготовка елей и (или) деревьев иных хвойных пород, на основании договора аренды лесного участка, которые заключаются по результатам торгов на право их заключения.

Однако, в силу ч. 4.1. ст. 32 Лесного Кодекса РФ в исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, допускается осуществление заготовки елей и (или) деревьев других хвойных пород для новогодних праздников гражданами, юридическими лицами на основании договоров купли-продажи лесных насаждений без предоставления лесных участков.

Применительно к нашему региону, такими случаями, согласно ст. 9 Закона Орловской области от 05.12.2016 N 2046-03 "О регулировании отдельных лесных отношений на территории Орловской области" являются:

- заготовка деревьев хвойных пород для новогодних праздников путем рубки слабой интенсивности равномерно по площади единичных деревьев;

- заготовка деревьев высотой до 3 м в местах естественного возобновления хвойных пород (просеки, противопожарные разрывы, охранные зоны линейных сооружений)

Договоры купли-продажи лесных насаждений без предоставления лесных участков заключаются также путем торгов на право их заключения.

Необходимо учитывать, что заготовка елей или деревьев других хвойных пород для новогодних праздников в первую очередь должна производиться заготовителем на специальных плантациях, лесных участках, подлежащих расчистке (квартальные просеки, минерализованные полосы, противопожарные разрывы и т.д.). Допускается заготовка данных деревьев также из вершинной части срубленных елей.

Нарушение правил заготовки елей либо иных деревьев хвойных пород влечет административную ответственность по ч. 3 ст. 8.25 КоАП РФ в виде административного штрафа для граждан в размере от двухсот до пятисот рублей; для должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; для юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Кроме того, те же деяния, совершенные в значительном (более 5 ООО рублей), крупном (более 50 000 рублей), особо крупном размере (более 150 ООО рублей), исчисленным по таксам и методике, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.12.2018 N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства" влекут уголовную ответственность по соответствующей части ст. 260 УК РФ.

В силу ст. 100 ЛК РФ, на виновное в незаконной заготовке деревьев для новогодних праздников также возлагается обязанность возместить вред, причиненный насаждениям, исчисленный по приведенным выше таксам и методике. Данными таксами предусмотрено, что при рубке деревьев хвойных пород с диаметром ствола 12 см и более возмещению подлежит 50-кратная стоимость древесины деревьев хвойных пород с диаметром ствола 12 см и более, исчисленная по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов; при рубке деревьев хвойных пород, не достигших диаметра ствола 12 см возмещению подлежит 50-кратная стоимость древесины деревьев хвойных пород с диаметром ствола 12 см, исчисленная по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов.

Необходимо учитывать, что в соответствии с Методикой, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.12.2018 N 1730, при определении размера вреда, причиненного в связи с незаконными рубкой, выкапыванием, уничтожением или повреждением деревьев и кустарников хвойных пород, осуществляемыми в ноябре - январе, размер такс, приведенный выше подлежит увеличению в 2 раза.

3. Об ответственности за нарушения условий пользования недрами.

Согласно ст.11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Согласно ст. 12 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 лицензия содержит ряд положений, регламентирующих условия, на которых субъекту в пользование предоставлен участок недр. К таким условиям, в том числе, относятся:

- условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями;

- согласованный уровень добычи полезных ископаемых, а также попутных полезных ископаемых (при наличии);

- сроки представления геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации (в отношении лицензий на пользование участками недр местного значения);

- условия выполнения требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды, а также иные требования.

Нарушение условий выданной лицензии, примером которого может выступать превышение согласованного в соответствии с лицензией уровня добычи подземных вод, влечет административную ответственность в соответствии с ч.2 ст. 7.3 КоАП РФ в виде штрафа для граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; для - должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; для юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Кроме того, в силу ст. 20 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 нарушение существенных условий лицензий, а также систематическое нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами является основанием для досрочного досрочно прекращения, приостановления или ограничения права пользования недрами.

Навигация