2016-11-30 11:55:41

Орловская природоохранная межрайонная прокуратура разъясняет

Новые Правила осуществления мероприятий, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов африканской чумы свиней (АЧС)

   Положениями ст. 17 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" установлено, что африканская чума свиней является особо опасной болезнью животных.

   Согласно ст. 18 названного Закона ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства - производители этих продуктов. Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства.

   В развитие данных норм закона впервые в Российской Федерации на законодательном уровне приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 31.05.2016 № 213 утверждены ветеринарные правила осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов африканской чумы свиней (АЧС).

   До этого момента при осуществлении мероприятий по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней подлежала применению Инструкция Минсельхоза СССР от 21.11.1980.

   Правилами закрепляется определение понятий АЧС, первой угрожаемой зоны, второй угрожаемой зоны. Документ устанавливает обязательные к исполнению требования и состоит из семи разделов.

   Новые правила, вступившие в силу 05.09.2016, дают общую характеристику болезни АЧС как контагиозную септическую болезнь домашних свиней, в том числе декоративных, и диких кабанов, ее клинические признаки, пути передачи возбудителя.

   Впервые оговорены основания для подозрения на АЧС и принятия мер при возникновении подозрения на заболевание,

   Так, при возникновении подозрения на заболевание свиней АЧС физические и юридические лица, являющиеся собственниками (владельцами) свиней, обязаны:

- в течение 24 часов сообщить (в устной или письменной форме) о подозрении на заболевание свиней АЧС должностному лицу органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (на территории которого расположен соответствующий объект), осуществляющего переданные полномочия в сфере ветеринарии, или подведомственного ему учреждения;

- содействовать в проведении отбора проб патологического материала от павших свиней (павших, отловленных, добытых диких кабанов) и направлении этих проб в лабораторию (испытательный центр), входящую в систему органов и учреждений государственной ветеринарной службы Российской Федерации, или иную лабораторию (испытательный центр), аккредитованную в национальной системе аккредитации, для исследования на АЧС;

- до прибытия специалиста госветслужбы и его решения о дальнейших действиях в отношении павших и живых свиней изолировать подозреваемых в заболевании и контактировавших с ними свиней, а также трупы павших свиней, в том же помещении, в котором они находились;

- до получения результатов диагностических исследований на АЧС прекратить убой и реализацию животных и продуктов их убоя, а также вывоз и реализацию кормов для свиней и сена.

   Правилами определены перечень и порядок принимаемых мер при подтверждении африканской чумы свиней, мероприятия в очагах и угрожаемых зонах, сроки снятия карантина и дальнейшего комплектования хозяйств поголовьем свиней.

   Отдельным пунктом предусмотрено проведение мониторинговых исследований на АЧС в дикой природе, а также условия разведения дикого кабана и ввоз поголовья в охотхозяйства.

 

Как получить древесину для собственных нужд?

    В соответствии со ст. 30 Лесного кодекса Российской Федерации граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд.

   Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

   На территории Орловской области порядок и нормативы заготовки гражданами древесины регламентируются Законом Орловской области от 06.12.2007 № 721-ОЗ "Об отдельных правоотношениях в сфере использования лесов на территории Орловской области", в соответствии с которым для получения разрешений на заготовкудревесины гражданами подаются заявления о выделении древесины для собственных нужд в соответствующие лесничества. В заявлении указываются: наименование лесничества, цель использования испрашиваемой древесины, породный состав и объем древесины в соответствии с нормативами, установленными статьей 2настоящего Закона. Заявления регистрируются лесничествами в день их поступления в журнале регистрации заявлений.

   Заготовка древесины производится после полной оплаты ее стоимости.

   Согласно ст. 2 Закона гражданин имеет право на получение до 50 куб. м деловой древесины для строительства жилых домов; до 20 куб. м - для ремонта или реконструкции жилых домов (один раз в 20 лет)-; до 15 куб. м - для строительства и ремонта хозяйственных построек (один раз в 10 лет); - до 10 куб. м - для отопления жилых домов на подворье (ежегодно).

   Следует также отметить, что часть. 4.1 статьи 30 ЛК РФ установлен запрет на отчуждение или переход от одного лица к другому иными способами древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд. Таким образом, купля-продажа, мена и иные сделки с древесиной, заготовленной для собственных нужд, являются недействительными в соответствии с нормами гражданского законодательства и влекут наступление административной ответственности по ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ, наказанием за которое является административный штраф для граждан в размере от восьмисот до двух тысяч рублей; для должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; для юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

 

Что понимается под незаконной охотой, какова ответственность за занятие ею?

 В соответствии с приказом Минприроды от 16.11.2010 № 512, постановлением Правительства Орловской области от 05.10.216 № 389, с 01 ноября 2016 года на территории области открыт осенне-зимний сезон охоты, в рамках которого допускается добыча дикого кабана, зайца, косули.

   Любой вид охоты сопряжен с вмешательством человека в живую природу, а также с использованием охотничьего оружия – средства повышенной опасности. Поэтому занятие охотой требует от гражданина особой ответственности и определенных знаний.

  При осуществлении охоты охотник обязан иметь при себе охотничий билет, разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия, разрешение на добычу охотничьих ресурсов, а в случае осуществления охоты в закрепленных охотничьих угодьях – еще и путевку.

   По Правилам охоты, охота возможна лишь в определенные в разрешении на добычу охотничьих ресурсов сроки на конкретной территории, а также на вид и количество добываемых охотничьих ресурсов, указанные в разрешении.

   Таким образом, незаконной является охота с нарушением требований законодательства об охоте, в т.ч. охота без соответствующего разрешения на добычу охотничьих ресурсов, вне отведенных мест, вне сроков осуществления охоты и др.

   Несоблюдение Правил охоты влечет административную ответственность по ст. 8.37 КоАП РФ, предусматривающей наказание в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от пятисот до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати пяти тысяч рублей. В качестве негативного последствия выступает наложение дополнительного наказания в виде конфискации орудий охоты и лишения права осуществлять охоту сроком до двух лет.

   Помимо наступления административной ответственности, за незаконную охоту законодателем предусмотрена уголовная ответственность по ст. 258 Уголовного кодекса РФ, действующей в редакции Федерального закона № 420-ФЗ от 07.12.2011.

   Охота признается уголовно наказуемым деянием, если она совершена:

- с причинением крупного ущерба;

- с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей;

- в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена;

- на особо охраняемой природной территории либо в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

   Данные деяния наказываются штрафом в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо арестом на срок до 6 месяцев.

   Незаконная охота, совершенная лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, образует состав преступления, предусмотренного ч. 2 той же статьи Уголовного кодекса РФ, и наказывается штрафом в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового, либо лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового".

   Кроме того, как указано в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", орудия, оборудование, иные средства совершения преступления, в том числе транспортные средства, с помощью которых совершалась незаконная охота, подлежат конфискации на основании пункта "г" части 1 статьи 104.1 УК РФ.

   Государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства об охоте осуществляется Управлением экологической безопасности и природопользования Орловской области и подведомственными ему учреждениями. В случае ведения охоты в закрепленных охотничьих угодьях, контроль обеспечивается организацией, которой предоставлены охотничьи угодья, и имеющимися в ее штате инспекторами и егерями (производственный контроль).

   Если Вам стали известны факты производства незаконной охоты, сообщайте об этом в отдел охотнадзора Управления экологической безопасности и природопользования Орловской области (г.Орел, ул. Сурена Шаумяна, д. 16, тел.: 45-57-24) или в дежурную часть органов полиции по телефону 02 (с мобильного - 102).

   Надзор за законностью учета и регистрации сообщений о преступлениях в сфере экологии, а также законностью принятых по результатам проверок сообщений о преступлениях процессуальных решений осуществляется Орловской природоохранной межрайонной прокуратурой


 

 


 

Орловская природоохранная межрайонная прокуратура

Навигация