В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с проектами: дизайн-проект, бизнес-проект, шоу-проект. Все они такие разные. Но, что же такое проект?
Вот уже почти 15 лет этот метод снова рекомендован к использованию в педагогической практике, но споры о нем не утихают.
Для того, чтобы разобраться в особенностях этого метода, вспомнить историю и, по возможности, заглянуть в будущее 29 мая состоялась районная конференция «Метод проектов в начальной школе: теория и практика». В работе конференции приняли участие учителя начальных классов, заместители директоров по учебно-воспитательной работе, начальник отдела образования Л. М. Зарубина, главный специалист, методист отдела образования Е. В. Морозова.
В Хотынецкой школе проекты проводятся довольно широко. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Светлана Чибисова в своем выступлении четко обозначила суть проектной технологии – стимулировать учеников к знанию и научить практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне школы. Собственным опытом работы по реализации этого метода поделились учителя начальных классов Инна Мельникова и Марина Суровых.
Главной идеей выступления Марины Бурлаковой - учителя начальных классов Хотимль-Кузменковской школы стало то, что работая над школьным проектом, учитель должен проектировать не только результат, но и саму деятельность. Очень сложно детям презентовать свои проекты. Защита исследовательских работ при помощи разработанных учителем памяток, помогает глубоким, умным, но неуверенным детям преодолеть стеснительность. Учитель должен найти необходимые методы и приемы, для того чтобы как можно полнее раскрыть потенциал ребенка. Поэтому педагогам важно обмениваться опытом, участвовать в различных сетевых сообществах.
Рассказывая о своем опыте, Юлия Гранкова – учитель начальных классов Краснорябинской школы отметила одну очень важную деталь: дети только тогда будут заниматься проектной деятельностью, когда будут осознавать её практическую значимость для себя и окружающих. И в этом отношении очень важно участие родителей. Кто как не родитель поймет, поддержит и поможет ребенку достичь своих первых высот – выполнить свои первые проекты. А дальше, если ученик сумеет справиться с работой над проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. успешно адаптироваться к меняющимся условиям современной жизни.
Одной из проблем, обозначенных участниками конференции, является перегруженность и детей и педагогов. Если в предыдущие годы проектной деятельностью занимались мотивированные учащиеся, а руководили ими педагоги, имеющие соответствующие склонности и навык, то сегодня ситуация кардинально изменилась: в соответствии с требованиями ФГОС проектная и исследовательская деятельность становится обязательной для всех школьников.
Поэтому в следующем учебном году работа районного объединения учителей начальных классов будет посвящена поиску эффективных путей организации учебного процесса и управления им в ситуации всеобщей индивидуальной проектной деятельности. Ведь умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века.