Развитые технологии и наличие значительного запаса природных ресурсов не смогут обеспечить реализацию потенциала развития государства без высококвалифицированных кадров, без подготовленных специалистов. Поэтому, наряду с развитием поиском новых направлений технического и технологического развития, государство должно обеспечивать бесперебойную подготовку высококвалифицированных кадров, способных реализовать задуманное наукой и производством. Как отмечает эксперт кафедры "История, политология и государственная политика" Среднерусского института – филиала РАНХиГС Виталий Лупандин, рост экономики и развитие социальной сферы во многом зависит от эффективности реализации мероприятий национального проекта «Кадры».
Согласно основным положениям нового национального проекта, одним из основных показателей, заложенных в его основу, будет показатель о двукратном повышении минимального размера оплаты труда к 2030 году по сравнению с суммой, установленной на 2023 год. Соответственно, планируется предусмотреть показатели, характеризующие текущую ситуацию с обеспечением кадрами и трудоустройство выпускников по специальности, скоординировать системы показателей нацпроектов «Кадры» и «Молодёжь и дети».
Одной из важнейших задач проекта выступает оказание помощи начинающим специалистам в поиске работы, а компаниям - в найме молодых сотрудников. Кандидатам, например, предлагают пройти дополнительное обучение или повысить квалификацию, их консультируют при составлении резюме и перед собеседованиями, поддерживают психологически. Предприятиям, в свою очередь, показывают, как выгоднее «переупаковать» вакансии, они могут воспользоваться шаблонами документов, получить субсидии за трудоустройство определенных категорий соискателей и в целом быстрее подобрать работников в условиях дефицита кадров.
Как отмечают разработчики проекта, глава кабмина, премьер-министр РФ Михаил Мишустин в целом одобрил представленные подходы к формированию нацпроекта, а также согласился с предложением о ежегодной корректировке пятилетнего прогноза кадровой потребности на основе прогноза социально-экономического развития России и методологии прогнозирования кадровой потребности экономики. Такой прогноз должен быть напрямую связан с контрольными цифрами приёма в колледжи и вузы, чтобы на его основе рассчитывать параметры подготовки специалистов, опираясь на результаты национальных рейтингов образовательных организаций, прежде всего с точки зрения трудоустройства и зарплатного предложения для их выпускников.