Распоряжение администрации района от 10.06.2021 г. Об утверждении Положения об организации специальных (школьных) перевозок обучающихся образовательных организаций Хотынецкого района

    В соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2020 года № 1527 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами»

    В целях упорядочения осуществления регулярных перевозок детей на школьных маршрутах и обеспечения безопасности при осуществлении регулярных перевозок обучающихся образовательных организаций Хотынецкого района

     1. Утвердить Положение об организации специальных (школьных) перевозок обучающихся образовательных организаций Хотынецкого района (приложение 1).

    2. Отделу образования администрации района (Л. М. Зарубина) обеспечить организацию специальных (школьных) перевозок обучающихся к месту учебы и обратно.

    3. Рекомендовать ОГИБДД МО МВД России «Хотынецкое» в рамках своей компетенции принять меры по осуществлению контроля над соблюдением требований безопасности и технического состояния школьных автобусов, осуществляющих подвоз детей, а также оказывать консультативную и информационную помощь в целях предотвращения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

    4. Признать утратившим силу распоряжение администрации района от 03.03.2017 года № 73-р «Об утверждении Положения об организации перевозок обучающихся муниципальных образовательных организаций Хотынецкого района».

    5. Настоящее распоряжение опубликовать в бюллетене «Хотынецкий муниципальный вестник» и разместить на официальном сайте Хотынецкого района (www.hot-adm.ru).

    6. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя главы администрации района Ю. Ю. Чадаева.

     

     ГЛАВА РАЙОНА            Е. Е. НИКИШИН

     

     

    Приложение

    к распоряжению администрации района


     

    Положение
    об организации специальных (школьных) перевозок обучающихся образовательных организаций Хотынецкого района


    1. Общие положения

    1.1. Настоящее Положением об организации специальных (школьных) перевозок обучающихся образовательных организаций Хотынецкого района (далее - Положение) определяет основные требования к организации и осуществлению специальных (школьных) перевозок, использование школьных автобусов, мероприятия по повышению безопасности дорожного движения и обеспечению прав и законных интересов обучающихся и их родителей (законных представителей) при осуществлении перевозок обучающихся образовательных организаций Хотынецкого района (далее – образовательные организации), а также обязанности и ответственность должностных лиц и водителей автобусов, осуществляющих организацию и перевозку обучающихся автобусами.

    1.2. К специальным (школьным) перевозкам относятся:

    1) доставка обучающихся в образовательные организации с места жительства до начала занятий и обратно - по окончании занятий;

    2) организованная перевозка групп обучающихся на районные, областные олимпиады, спортивные мероприятия, конкурсы;

    3) специальные организованные перевозки групп обучающихся при организации туристических, экскурсионных, развлекательных и иных культурно-массовых мероприятий.

    1.3. В настоящем положении используются следующие понятия:

    «организованная перевозка групп детей» - перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью 8 и более человек, осуществляемая без их родителей или иных законных представителей.

    «школьный автобус» - специализированное транспортное средство (автобус), соответствующее требованиям к транспортным средствам для перевозки детей, установленным законодательством о техническом регулировании, и принадлежащее на праве собственности или на ином законном основании дошкольной образовательной или общеобразовательной организации.

    «Школьный маршрут» - организованный и оборудованный объектами транспортной инфраструктуры путь следования автобуса от начального пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного пункта, по которому осуществляется перевозка обучающихся;

    «Транспортная безопасность» - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства;

    «Акт незаконного вмешательства» - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства;

    «Опасность для движения» - ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия.

    1.4. Настоящее положение разработано на основании:

    - Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

    - Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;

    - постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения»;

    - постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 года № 641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPC».

    Постановление Правительства Российской Федерации от 27.02.2017 года № 195 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами»;

    - постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2020 года № 1527 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами»;

    - ГОСТ 33552-2015 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования и методы испытаний».

    1.5. Образовательные организации, не обладающие необходимой базой, позволяющей обеспечить безопасность дорожного движения при осуществлении школьных перевозок, заключают договора на техническое обслуживание и ремонт автобусов со специализированными организациями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров, а также на медицинское обеспечение и охрану автобусов с организациями, имеющими соответствующую лицензию.

    Образовательные организации, обладающие необходимой производственно-технической, кадровой и нормативно-методической базой, позволяющей обеспечить безопасность дорожного движения при осуществлении школьных перевозок, и имеющие лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности, организуют школьные перевозки самостоятельно.

    Владельцы транспортных средств должны осуществлять обязательное страхование своей гражданской ответственности в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

    1.6. Автобусы, используемые для осуществления перевозок обучающихся, должны соответствовать требованиям:

    1) ГОСТ 33552-2015 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования и методы испытаний».

    2) Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» 018/2011 (п. 1.16 приложения 6).

    3) Постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2020 года № 1527 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами».

    1.7. Школьные автобусы должны быть оснащены тахографами, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, а также быть подключены к оператору единой национальной диспетчерской системы (далее – ЕНДС), уполномоченного осуществлять эксплуатацию подсистем мониторинга перевозок школьников.

     

    2. Организация перевозочного процесса, обеспечивающая безопасные условия перевозок детей на школьных маршрутах

    2.1. Организация специальных школьных перевозок на новых и действующих маршрутах осуществляется в установленном порядке в соответствии с действующими правилами организации специальных автобусных маршрутов.

    2.3. Регулярные школьные маршруты открываются распоряжением администрации района при соблюдении условий, обеспечивающих безопасность движения, а также после предоставления муниципальной образовательной организацией следующих документов: паспорта школьного автобусного маршрута и акта обследования дорожных условий и организации движения школьного автобуса.

    2.4. Паспорт школьного маршрута должен быть утвержден руководителем образовательной организации и согласован с начальником отделения ОГИБДД МО МВД России «Хотынецкое», а также с руководством железной дороги, в случае, если школьный маршрут пересекает железнодорожный переезд.

    2.5. Оценка соответствия технического состояния и уровня содержания автомобильных дорог, улиц, автобусных остановок, искусственных сооружений, железнодорожных переездов установленным требованиям безопасности движения осуществляется на основании обследования маршрутов комиссией, формируемой по решению администрации района.

    2.6. Обследование школьных маршрутов производится перед их открытием и в процессе эксплуатации - не реже двух раз в год в порядке, определяемом действующими законодательными и иными нормативными правовыми документами.

    2.7. Результаты обследования оформляются актом. При выявлении на маршруте недостатков, угрожающих безопасности дорожного движения, в акте отражаются предложения комиссии о проведении неотложных и перспективных мероприятий, направленных на улучшение условий движения и предупреждение дорожно-транспортных происшествий на маршруте и дается заключение о возможности открытия школьного маршрута или эксплуатации действующего маршрута.

    2.8. Акты обследования передаются в отделение ГИБДД МО МВД России «Хотынецкое», в образовательные организации, владельцам автомобильных дорог, по которым проходят школьные маршруты, для принятия решений об открытии или продолжении эксплуатации школьного маршрута, о временном прекращении автобусного движения на маршруте или его закрытии, а также для принятия мер по устранению выявленных недостатков и организации контроля за их устранением.

    2.9. Запрещается открытие школьных маршрутов через нерегулируемые железнодорожные переезды и ледовые переправы.

     

    3. Основные требования обеспечения безопасности организации перевозок обучающихся

    3.1. Школьный автобус должен следовать по утвержденному маршруту в соответствии с графиком поездки.

    3.2. Остановка школьного автобуса, двигающегося по регулярным маршрутам перевозок, должна осуществляться только в остановочных пунктах, установленных паспортом маршрута.

    3.3. Перевозка детей производится в присутствии сопровождающих, определенных приказом руководителя образовательной организации и прошедших соответствующий инструктаж по сопровождению детей и охране труда.

    3.4. Во время движения автобуса дети должны быть пристегнуты к креслам ремнями безопасности, отрегулированными в соответствии с руководством по эксплуатации транспортного средства.

    3.5. Перевозка детей осуществляется в светлое время суток. Движение автобуса в темное время суток, в гололед и в условиях ограниченной видимости не разрешается.

    3.6. Перевозка детей школьным автобусом должна осуществляться с включенным ближним светом фар, скорость движения выбирается водителем в зависимости от дорожных, метеорологических и других условий, но при этом не должна превышать 60 км в час.

    3.7. При движении автобуса, осуществляющего организованную перевозку группы детей, на его крыше или над ней должен быть включен маячок желтого или оранжевого цвета, обеспечивающий угол видимости в горизонтальной плоскости, равный 360 градусам.

    3.8. Число перевозимых людей в салоне автобуса при организованной перевозке группы детей не должно превышать количество оборудованных для сидения мест.

    3.9. В пути следования остановка школьного автобуса может производиться только на специальных площадках, а при их отсутствии – за пределами дороги, чтобы исключить внезапный выход ребенка на дорогу.

    3.10. При вынужденной остановке школьного автобуса, вызванной технической неисправностью, водитель должен остановить школьный автобус так, чтобы не создавать помех для движения других транспортных средств, включить аварийную сигнализацию и выставить позади школьного автобуса знак аварийной остановки, на расстоянии не менее 15 метров от школьного автобуса в населенном пункте и 30 метров – вне населенного пункта. Первым из школьного автобуса выходит сопровождающий и, располагаясь у передней части школьного автобуса, руководит высадкой детей.

    3.11. В случае получения ребенком в пути следования травмы, наступления внезапного заболевания, кровотечения, обморока и прочее, водитель школьного автобуса обязан незамедлительно принять меры по доставке ребенка в ближайший медицинский пункт (учреждение, больницу), для оказания ребенку квалифицированной медицинской помощи.

    3.12. Окна в салоне школьного автобуса при движении должны быть закрыты.

    3.13. Водителю запрещается выходить из кабины школьного автобуса при осадке и высадке детей, осуществлять движение задним ходом.

     

    4. Обязанности руководителя образовательной организации, осуществляющего школьные автобусные перевозки

    4.1. Руководитель образовательной организации является лицом, ответственным за обеспечение безопасности автобусных перевозок обучающихся и состоянии работы в учреждении по предупреждение дорожно-транспортных происшествий.

    4.2. На руководителя образовательной организации возлагается выполнение следующих функций по обеспечению безопасности автобусных перевозок обучающихся;

    1) обеспечение профессиональной надежности водителей автобусов;

    2) обеспечение содержания автобусов в технически исправном состоянии, предупреждении отказов и неисправностей при их эксплуатации;

    3) организация обеспечения безопасных дорожных условий на маршрутах автобусных перевозок;

    4) организация перевозочного процесса, обеспечивающего безопасные условия перевозок обучающихся, в соответствии с действующими законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    4.3. Руководитель образовательной организации обязан:

    4.3.1. Для обеспечения профессиональной надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности:

    1) осуществлять прием на работу, организовывать стажировки и допуск к осуществлению перевозок обучающихся водителей, имеющих необходимую квалификацию и опыт;

    2) обеспечивать проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей и организовывать регулярное проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей;

    3) организовывать ежедневный предрейсовый инструктаж водителей по обеспечению выполнений требований ПДД и соблюдению техники безопасности;

    4) обеспечивать соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей;

    5) осуществлять регулярное обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте путем проведения регулируемых инструктажей;

    6) организовывать контроль за соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок.

    4.3.2. Для содержания автобусов в технически исправном состоянии, предупреждения отказов и неисправностей при их эксплуатации:

    1) обеспечивать проведение технического осмотра, обслуживания и ремонта автобусов в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами;

    2) обеспечивать проведение ежедневного предрейсового контроля технического состояния автобусов перед выездом с соответствующими отметками в путевом листе;

    3) обеспечивать охрану автобусов для исключения возможности самовольного их использования водителями учреждения или посторонними лицами или причинения автобусам каких – либо повреждений;

    4.3.3. Для организации обеспечения безопасных дорожных условий на маршрутах автобусных перевозок:

    1) незамедлительно информировать отдел образования о несоответствии действующих автобусных маршрутов требованиям безопасности дорожного движения для принятия решения о временном прекращении автобусного движения на этих маршрутах (приостановлении маршрутов) или их закрытия;

    2) осуществлять постоянное взаимодействие с органами ГИБДД для оперативного получения информации о неблагоприятных изменениях дорожно-климатических условий, параметров дорожных, метеорологических и иных условий, при которых временно прекращается или ограничивается движение на маршруте перевозок обучающихся;

    3) прекратить автобусное движение в случаях, не терпящих отлагательства, когда дорожные или метеорологические условия представляют угрозу безопасности перевозок детей (разрушение дорог и дорожных сооружений, вызванное стихийными явлениями, аварии на тепловых, газовых, электрических и других коммуникациях).

    4.3.4. Для обеспечения безопасных условий при организации перевозочного процесса:

    1) иметь лицензию на лицензируемую деятельность при осуществлении организованных перевозок групп детей;

    2) Составить, представить на согласование в установленном порядке и утвердить на каждый маршрут паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков и особенностей дорожных условий. Паспорт и схема маршрута должны быть разработаны и согласованы в соответствии с настоящим Положением. В указанные документы должны своевременно вноситься данные об изменениях дорожных условий.

    3) разрабатывать графики движения на основе определения нормативных значений скоростей движения автобусов на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами с учетом потребностей перевозимых детей и соблюдения режима труда и отдыха водителей, регламентируемого действующими нормативными документами.

    Графики движения автобусов должны утверждаться руководителем образовательной организации, осуществляющего перевозки обучающихся, и вывешиваться на информационном стенде в образовательной организации.

    Движение автобусов на маршрутах организуется в строгом соответствии с разработанными графиками. Количество рейсов в сутки определяется из расчета доставки обучающихся к месту учебы и обратно.

    4) утверждать списки обучающихся, нуждающихся в перевозке, с указанием фамилии, имени, отчества, возраста каждого ребенка, их места жительства и наименований автобусных остановок;

    5) обеспечивать сопровождение перевозок групп детей педагогическими работниками или специально назначенными взрослыми (далее – сопровождающие лица). Назначать приказом сопровождающих лиц из числа работников организации и составлять список сопровождающих с указанием фамилии, имени, отчества каждого сопровождающего, его телефона, и обеспечивать их инструктаж по вопросам безопасности дорожного движения и правилам оказания первой медицинской помощи.

    Минимальное количество сопровождающих при группе детей более 20 человек определяется из расчета их нахождения у каждой предназначенной для посадки (высадки) детей автобуса. При наличии в автобусе 20 и менее детей, если посадка (высадка) детей осуществляется через одну дверь автобуса допускается назначении одного сопровождающего. При нахождении в автобусе нескольких сопровождающих, один из сопровождающих назначается ответственным за организованную перевозку групп детей по соответствующему автобусу и осуществляет координацию действий водителя (водителей) и других сопровождающих лиц в указанном автобусе.

    При организованной перевозке групп детей в составе транспортной колонны (3 и более автобусов) более 12 часов обеспечивается сопровождение медицинским работником с подготовкой документа, содержащего сведения о медицинском работнике, копии лицензии на осуществление медицинской деятельности.

    6) назначать ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения при осуществлении школьных перевозок обучающихся работника образовательной организации, прошедшего инструктаж по охране труда, специальное обучение и аттестованного в установленном порядке;

    7) разработать и утвердить приказом локальный акт, содержащий порядок посадки детей в автобус и высадки из него, правила поведения детей в салоне автобуса;

    8) закреплять транспортное средство за конкретным водителей соответствующим приказом;

    9) обеспечить:

    - проведение технического обслуживания и ремонта автобусов в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами заводом-изготовителем;

    - проведение занятий или инструктажей по требованиям безопасности и правилам поведения обучающихся при осуществлении перевозок;

    - ежедневный контроль технического состояния автобусов перед выездом на линию и при возвращении к месту стоянки с обязательной отметкой в путевом листе должностного лица, ответственного за техническое состояние транспортных средств, о технической исправности автобусов;

    - стоянку школьных автобусов в местах, исключающих возможность бесконтрольного доступа к ним посторонних лиц, в условиях, обеспечивающих их сохранность, защиту от противоправных действий, в том числе террористического характера, а также возможность проведения технического обслуживания автобусов и подготовку их к рейсу. Обеспечить охрану автобусов в местах стоянки при проведении экскурсионных, развлекательных, спортивных и иных культурно-массовых мероприятий;

    10) организовать контроль за соблюдением маршрутов и графиков (расписаний) движения, количеством перевозимых пассажиров, не превышающим число мест для сидения;

    11) уведомить в письменном виде ГИБДД об организованной перевозке групп детей не позднее 48 часов до начало перевозки в междугороднем сообщении и не позднее 24 часов до начало перевозки в пределах области;

    12) обеспечивать сопровождение детей, перевозимых колонной автобусов, медицинским работником;

    13) вести учет и анализировать причины ДТП с автобусами и нарушений водителями образовательных организаций правил дорожного движении;

    14) информировать отдел образования о причинах обстоятельствах возникновения ДТП, нарушениях Правил дорожного движения и других норм безопасности движения;

    15) разрабатывать и утверждать для всех работников образовательной организации, деятельность которых влияет на обеспечение безопасности дорожного движения, должностные инструкции, устанавливающие их обязанности по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, и осуществлять контроль за их исполнением;

    16) не допускать использование школьных автобусов не по назначению (перевозки для хозяйственных нужд, участие в мероприятиях, не связанных с перевозкой детей и т.п.).

    4.4. Руководитель образовательной организации вправе:

    4.4.1. Запрещать выпуск автобусов в рейс или возвращать в гараж при обнаружении в них технических неисправностей, угрожающих безопасности движения.

    4.4.2. Отстранить от работы водителей при их появлении на работе в состоянии опьянения (алкогольном, наркотическом и др.), а также, если их состояние ил действие угрожают безопасности перевозок.

    4.4.3. Обеспечивать проведение послерейсовых медицинских осмотров для водителей, состояние которых требует особого контроля.

    4.5. Руководитель образовательной организации несет ответственность за нарушения требований нормативных правовых актов по обеспечению безопасности автобусных перевозок – дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или уголовную в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

     

    5. Обеспечение профессиональной надежности водителей автобусов

    5.1. К управлению автобусами, осуществляющими организованную перевозку группы детей, допускаются водители, соответствующие следующим требованиям:

    - имеющие стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории "D" не менее одного года на дату начала организованной перевозки группы детей из последних 2 лет;

    - не совершавшие административные правонарушения в области дорожного движения, за которые предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления транспортным средством либо административный арест, в течение последнего года;

    - прошедшие предрейсовый инструктаж по безопасности перевозки детей в соответствии с правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Министерством транспорта Российской Федерации;

     


    В этом разделе:

    Навигация