Понятие конфликта интересов на
государственной и муниципальной
службе закреплено в статье 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273 -ФЗ "О противодействии
коррупции" (далее – Федеральный закон), а также в
Федеральном законе от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе
Российской Федерации» в отношении государственных гражданских служащих и в
статье 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25 -ФЗ «Омуниципальной службе в
Российской Федерации» в отношении муниципальных служащих.
Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Иначе говоря, это ситуация, когда
возможность получения служащим
выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного
характера влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им
должностных (служебных) обязанностей и причинить вред правам и законным интересам
граждан, организаций, общества или государства.
Требования Федерального закона и статьей 17, 18, 20 и 201 Федерального
закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в
соответствии с пунктом 1 статьи 40.2 Федерального закона «О прокуратуре
Российской Федерации» распространяются и на прокурорских работников.
Статьей 11 Федерального закона определено,
что государственные и
муниципальные служащие обязаны в письменной форме уведомить своего
непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о
возможности его возникновения, как только им станет об этом известно.
Своевременным будет являться уведомление, направленное при
возникновении ситуации, непосредственно связанной с реализацией конкретных должностных
(служебных) обязанностей и надзорных функций, а также с возникновением
(возможностью возникновения) правоотношений, когда служащий оказался в условиях
непосредственного принятия решения.
Антикоррупционное законодательство
предусматривает ряд мер,
направленных на предотвращение и урегулирование конфликта интересов на
государственной и муниципальной службе.
Они заключаются в: изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов; отстранении служащего от исполнения должностных обязанностей; и отказе от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов; отводе или самоотводе государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов.
При этом обязанности по принятию мер,
направленных на
предотвращение и урегулирование конфликта интересов, закон возлагает как на самих
государственных и муниципальных служащих, так и на других лиц, что прямо
предусмотрено частью 3 статьи 11 Федерального закона.
Непринятие лицом, указанным в части 1 статьи 10 Федерального закона, указанным в части 1 статьи 10 Федерального
закона,
являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или
урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим за собой
увольнение этого лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ответственность в виде увольнения по
утрате доверия в случае
непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта
интересов, стороной которого является подчиненный ему работник, также несет и
руководитель органа или организации, которому стало известно о
возникновении у подчиненного ему работника личной заинтересованности,
которая приводит или может привести к конфликту интересов.
Работники, а также их руководители обязаны
принимать меры не только по урегулированию возникшего конфликта интересов, но и
по предотвращению возможного конфликта интересов, не доводя ситуацию до его возникновения.