16.04.2014 г. Об изменениях в досудебном порядке урегулирования налоговых споров

     С 01.01.2014 Федеральным Законом от 02.07.2013 N 153-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" введен обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров по обжалованию всех без исключения ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц, нарушающих права налогоплательщиков.

    Эти изменения, закрепленные в п. 2 ст. 138НК РФ, позволят налогоплательщикам в большинстве случаев в относительно короткие сроки (15 дней со дня получения налоговым органом жалобы, максимум 30 (п. 6 ст. 140НК РФ)) по сравнению со временем рассмотрения дела в суде (от трех месяцев и более) решить возникшие разногласия внутри налоговой системы, а также избежать затрат на судебных представителей и уплату госпошлины, которые пришлось бы понести при рассмотрении спора в арбитраже.

    Напомним, что до этого досудебное обжалование было обязательно только для решений налоговых органов по итогам налоговых проверок. В отношении ненормативных актов, действий или бездействия должностных лиц предусматривался добровольный порядок.

    Увеличен срок для обращения с жалобой в вышестоящий налоговый орган (территориальное управление).

    Он составляет один год со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав (п. 2 ст. 139НК РФ). Ранее это время ограничивалось тремя месяцами.

    Увеличен срок для апелляционного обжалования.

    У налогоплательщиков теперь будет больше времени и для подготовки более качественной и мотивированной апелляционной жалобы в случае несогласия с решением о привлечении (или об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, не вступившего в законного силу, - срок вступления в силу вынесенного по итогам проверки решения увеличен с 10 дней до одного месяца (п. 9 ст. 101НК РФ).

    В Налоговый кодекс дополнительно введены новые ст. ст. 139.1- 139.3, устанавливающие порядок и срок подачи апелляционной жалобы, требования к форме и содержанию жалобы (апелляционной жалобы), а также основания оставления жалобы (апелляционной жалобы) без рассмотрения.


    В этом разделе:

    Навигация