Хотынецкий межрайонный прокурор разъясняет, что в 2025 году вступят в законную силу основные изменения в госзакупках.
Так, Федеральным законом от 02.07.2021 №36О-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, чо с 1 июля 2025 года контракты с единственным поставщиком по итогам несостоявшейся закупки необходимо будет оформлять через ЕИС.
Если открытая конкурентная закупка прошла безрезультатно, и заказчик решил заключить контракт с единственным поставщиком, то сделку оформляют также через ЕИС.
Так же, Федеральным законом от 08.08.2024 №318-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" предусмотрено, что с 1 апреля 2025 года контракты с единственным поставщиком по отдельным основаниям необходимо заключают через ЕИС.
В ряде случаев заказчики обязаны заключить цифровой контракт с единственным поставщиком. Например, такая обязанность возникает, если проводят неконкурентным способом закупку у учреждения или предприятия УИС товаров, работ, услуг из спецперечня.
Федеральным законом от 02.07.2021 №36О-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что с 1 апреля 2025 года соглашения об изменении и расторжении контракта заключают в цифровом формате.
Соглашения об изменении и о расторжении контракта, который заключили по итогам в том числе открытых электронных процедур, оформляют через ЕИС.
Для контрактов, которые заключили до 1 апреля 2025 года, правило применяют, если сделку провели через ЕИС и при ее исполнении не оформляли соглашение об изменении условий без использования системы.
На основании Федерального закона от 28.12.2024 №500-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» с 1 марта 2025 года в КоАП РФ изменятся размеры штрафов и установятся новые составы нарушений при закупках.
Уточнят размеры ответственности должностных лиц. Установят, в частности, такие штрафы как:
- за неверный выбор способа закупки - от 30 тыс. до 50 тыс. руб. вместо фиксированной суммы;
- за несоблюдение объема закупок у СМП и СОНКО - от 40 тыс. до 60 тыс. руб. вместо фиксированной суммы;
- за нарушение срока заключения контракта - от 5 тыс. до 30 тыс. руб. вместо фиксированной суммы.
В некоторых случаях сначала могут вынести предупреждение, например, за нарушение порядка:
- формирования, утверждения и изменения планов-графиков закупок;
- расторжения контракта при одностороннем отказе.
Однако, введут и новые штрафы.
Так, должностное лицо должен будет заплатить от 10 тыс. до 20 тыс. руб. за неприменение мер ответственности к поставщику (подрядчику, исполнителю), который нарушил контракт.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 16.01.2025 №27-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 N 824-р» (далее - распоряжение Правительства РФ от 16.01.2025 №27-р) с 16 февраля 2025 года закупки на ЕАТ «Березка» станут проводить федеральные бюджетные учреждения.
Заказчики из числа федеральных бюджетных учреждений, которые подведомственны федеральному органу исполнительной власти, станут использовать ЕАТ «Березка» при закупках малого объема (кроме электронных), а также при закупках лекарств для конкретного пациента по решению врачебной комиссии. .
В перечень случаев, при которых заказчики вправе не проводить закупки на «Березке», включат новые основания. Одно из таких оснований приведено в п.п.«в» п.7 распоряжения Правительства РФ от 16.01.2025 №27-р - при функционировании единого агрегатора торговли возникли технические или иные неполадки, блокирующие доступ к единому агрегатору торговли в течение более чем одного рабочего дня. При этом информация о заключенном при осуществлении такой закупки контракте размещается заказчиком в реестре закупок, за исключением случая заключения контракта, информация о котором подлежит включению в реестр контрактов, заключенных заказчиками.
С 3 февраля 2025 года будет действовать единый порядок расчета начальной максимальной цены контракта (далее - НМЦК ) при закупках топлива (Приказ ФАС России от 22.11.2024 №894/24 «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок топлива моторного, включая автомобильный и авиационный бензин»).
Порядок станут применять при расчете НМЦК, цены контракта с единственным поставщиком, начальной цены единиц товара при закупках моторного топлива, в том числе дизтоплива, автомобильного и авиационного бензина.
Порядок предусматривает варианты расчета цены для поставки топлива: железнодорожным транспортом или по системе магистральных нефтепродуктопроводов;
- с мест хранения, производства и перевалки;
- через отгрузку в бак (емкость) автотранспорта с раздаточных колонок.
Новшества не коснутся закупок по гособоронзаказу и закупок, объявленных до 3 февраля.
С 1 января 2025 года дополнили перечень случаев, при которых можно не соблюдать основные требования к контракту (Федеральный закон от 26.12.2024 №484-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и статьи 5 и 8 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
В перечень оснований для закупки у единственного поставщика, при которых можно не соблюдать основные требования к контракту, включили, например:
- экстренные закупки;
- закупки услуг по управлению многоквартирными домами;
- закупки преподавательских услуг, которые оказывает физлицо.
С 1 января 2025 года продлили отдельные антикризисные меры (Федеральный закон от 26.12.2024 №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
До конца 2025 года среди прочего продлили право:
- заказчиков - провести строительную закупку «под ключ»;
- сторон - по предложению заказчика изменять количество лекарств, медицинских изделий и расходников по контракту в пределах 30%;
- правительства - устанавливать дополнительные случаи закупок у единственного поставщика;
- отдельных заказчиков - не учитывать ограничение предельного годового объема малых закупок в 50 млн руб.
Информация подготовлена Хотынецкой межрайонной прокуратурой