Закон № 307-Ф3 направлен на:
—
укрепление платежной дисциплины в отношении
потребленных энергоресурсов;
—
ужесточение административной ответственности
для случаев самовольного подключения (присоединения) к сетям электро-, тепло-,
нефте- и газоснабжения, если эти действия не содержат уголовно наказуемого
деяния;
—
увеличение ответственности в случае
нарушения режима ограничения потребления энергоресурсов.
Действие норм (статей) Закона №307-Ф3
распространяется на все категории
потребителей (в том числе независимо от
организационно-правовой формы) - промышленные потребители, население,
исполнители коммунальных услуг с учетом особенностей, предусмотренных для
каждой из указанных групп, и касается:
—
увеличения неустойки (пени) за просрочку
платежей (газо-, тепло-, водо-,
электроснабжение) в случае просрочки оплаты стоимости потребленных ресурсов
(услуг по передаче соответствующего ресурса);
—
установления обязанности потребителей по
предоставлению безотзывной банковской гарантии по оплате стоимости
потребленных ресурсов (услуг по передаче ресурсов);
—
ужесточения размеров административной
ответственности за самовольное подключение
к электрическим и тепловым сетям, нефте- и газопроводам (в случае, если
данные нарушения не содержат признаки уголовно-наказуемого деяния);
—
повышения размера ответственности за
нарушение ранее введенного в установленном законом порядке режима полного или
частичного ограничения режима потребления электрической энергии, правил
ограничения подачи и отбора газа, порядка введения режима ограничения или
полного прекращения холодного и горячего водоснабжения, водоотведения,
транспортировки воды и сточных вод.
Ключевые изменения, предусмотренные Законом № 307-Ф3:
Изменение пени за просрочку платежей |
Население, ТСЖ, ЖСК |
с 1-го по 30-й день:
пени не
начисляются |
31-й - 90-й
день: 1/300 ставки рефинансирования ЦБ |
с 91-го дня:
1/130 ставки рефинансирования ЦБ |
Управляющие
компании, тепло- и водоснабжающие предприятия |
с 1-го по 60-й день: 1/300 ставки
рефинансирования ЦБ |
с 61-го по 90-й день:
1/170 ставки
рефинансирования ЦБ |
с 91-го дня:
1/130 ставки рефинансирования ЦБ |
Прочие
потребители |
с 1-го дня: 1/130 ставки
рефинансирования ЦБ |
2.
Банковская гарантия
в случае нарушения порядка оплаты ресурсов.
Закон № 307-03 закрепляет обязанность Правительства РФ
по установлению критериев, при соответствии которым у потребителей ресурсов
возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств (в том числе в виде банковской гарантии) по
оплате энергоресурсов (услуг по их передаче) в случае неисполнения или
ненадлежащего исполнения обязательств по оплате ресурсов.
Закон предусматривает, что обязанность по предоставлению
банковской гарантии не возникает у потребителей, не имеющих неисполненных
обязательств по оплате потребленных ресурсов.
Механизм предоставления
обеспечения исполнения обязательств по оплате потребленных ресурсов не распространяется на органы
государственной власти, органы местного самоуправления, казенные, автономные
и бюджетные учреждения, собственников и пользователей (законных владельцев)
жилых домов и помещений в многоквартирных домах, действующих в соответствии с
жилищным законодательством управляющих организаций, товариществ собственников
жилья, жилищных и жилищностроительных
и иных специализированных потребительских кооперативов.
Закон предусматривает "независимую банковскую гарантию"
как механизм обеспечения исполнения обязательств по оплате стоимости
потребленных энергоресурсов.
«Безотзывная банковская гарантия» подлежит предоставлению
со стороны потребителя в случае:
—
наличия задолженности по оплате потребленных
энергоресурсов (услуг по передаче);
—
соответствия потребителя критериям
(предоставления обеспечения исполнения обязательств);
—
надлежащего уведомления потребителя со
стороны ресурсоснабжающей организации, включающего сведения об основании
возникновения обязанности по предоставлению обеспечения исполнения
обязательств и срока, в течение которого данное обеспечение должно быть предоставлено.
В случае если потребитель в течение указанного в
уведомлении срока устранил допущенное нарушение обязательств по оплате
энергоресурса, предоставление обеспечения исполнения обязательств не
требуется.
Нарушение указанного выше порядка предоставления
обеспечения обязательств влечет административную ответственность.
В указанных целях КоАП РФ
дополнен статьей 14.61, закрепляющей
ответственность за нарушение установленного порядка предоставления
обеспечения исполнения обязательств по оплате энергоресурсов для следующих
лиц:
—
должностные лица: штраф от 40 тыс. до 100 тыс. руб. или дисквалификация на срок
от 2 до 3 лет;
—
юридические лица: штраф от 100 тыс. до 300
тыс. рублей.
«Независимая банковская гарантия»:
—
должна включать условие о невозможности изменения условий без согласия
бенефициара и ее отзыва гарантом (безотзывная гарантия);
—
не должна содержать
требование о предоставлении поставщиком ресурса для получения выплаты по
гарантиям судебных актов, подтверждающих неисполнение или ненадлежащее
исполнение потребителем обеспечиваемых гарантиями обязательств;
—
обеспечивает исполнение возникших после ее
выдачи обязанностей по оплате потребленных ресурсов;
—
должна быть предоставлена банком, включенным
в перечень банков, отвечающих установленным статьей 741 Налогового кодекса Российской
Федерации требованиям для принятия банковских гарантий в целях
налогообложения.
Срок действия банковской гарантии устанавливается
Правительством РФ.
Закон закрепляет обязанность руководителей субъектов РФ
по ежегодному утверждению перечней "неотключаемых" потребителей электрической
энергии.
Порядок разработки перечня, в том числе в части критериев
соответствия организаций для целей их отнесения к указанному перечню,
подлежит утверждению со стороны Правительства РФ.
Аналогичным образом Закон предусматривает необходимость
предоставления гарантий со стороны арендаторов при передаче им в аренду
объектов тепло-и водоснабжения.
В частности, Закон № 307-Ф3
предусматривает, что заключение договоров аренды в отношении объектов
теплоснабжения, находящегося в государственной или муниципальной
собственности, допускается только после предоставления победителем конкурса
организатору конкурса в установленный для заключения договора аренды срок
документов, подтверждающих:
—
заключение победителем конкурса договора
энергоснабжения и (или) договора купли-продажи электрической энергии
(мощности), договоров поставки газа, обеспечивающих поставку электрической
энергии (мощности) и газа, необходимых для производства товаров, оказания
услуг в сфере теплоснабжения с использованием передаваемого в аренду
имущества;
—
предоставление победителем конкурса по
каждому из указанных выше договоров поставки электрической энергии, если они
заключены с гарантирующим поставщиком электрической энергии, и по каждому
договору поставки газа банковской гарантии, обеспечивающей исполнение
обязательств по оплате поставляемых
по данным договорам электрической энергии (мощности) и газа.
В качестве документов, подтверждающих
выполнение указанных выше требований, победитель конкурса предоставляет
надлежащим образом заверенные копии заключенных договоров поставки
электрической энергии, договоров поставки газа, а также надлежащим образом
заверенные копии предоставленных гарантирующему поставщику электрической энергии
и поставщику газа банковских гарантий и документов, подтверждающих передачу указанных гарантий
гарантирующему поставщику электрической энергии, поставщику газа.
В случае непредоставления
победителем конкурса организатору конкурса указанных документов,
подтверждающих выполнение указанных требований, такой победитель признается
уклонившимся от заключения договора аренды по результатам конкурса.
2.
Административная ответственность за
нарушение порядка доступа к сетям электро-,
тепло-, газо- и водоснабжения
(водоотведения).
Ключевые изменения в части административной
ответственности касаются увеличения размера штрафа для случаев самовольного
подключения к сетям электро-,
теплоснабжения, а также к газо- и нефтепроводам.
Так, размер штрафа для физических лиц вырастет с 3-4
до 10-15 тысяч рублей, должностных лиц - с 6-8 до 30-80 тысяч рублей,
юридических лиц - с 60-80 до 100-200
тысяч рублей.
В части нарушения порядка полного или частичного
ограничения режима потребления электроэнергии, правил пользования газом,
порядка ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды или
сточных вод штрафы также возрастут.
Так, штрафы в отношении юридических лиц составят от 100 до 200 тысяч рублей, должностных лиц -
от 10 до 100 тысяч рублей. Для должностных лиц также предусмотрена
дисквалификация на срок от двух до трех лет.
В случае нарушения установленного порядка обеспечения
исполнения обязательств по оплате электроэнергии, газа, тепловой энергии или
теплоносителя одновременно с неисполнением (ненадлежащим исполнением)
обязательств по их оплате, штрафы для юридических лиц варьируются в пределах
от 100 до 300 тысяч рублей.
Ответственность должностных лиц предусматривает штраф в
размере от 40 до 100 тысяч или
дисквалификацию на срок от двух до трех лет.
Закон закрепил срок давности привлечения к
административной ответственности за нарушение законодательства о
теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении.
Законопроектом увеличивается до одного года срок давности
привлечения к административной
ответственности за нарушение законодательства о теплоснабжении,
водоснабжении, водоотведении, газоснабжении.
3.
Действие Закона № Э07-ФЗ во времени.
Закон № 307-Ф3 вступает в силу по истечении 30 дней с
момента опубликования (за исключением приведенных в ч. 2 ст. 9 Закона № 307-Ф3 отдельных положений, вступающих в силу с
01.01.2016
года).
|
|
|
|