ДОКЛАД начальника отдела образования на районной конференции работников образования Хотынецкого района

    Тема: "От задач к решениям – стратегические ориентиры на 2021-2022 учебный год"

    25 августа 2021 года

    Добрый день, уважаемые участники и гости конференции

    Накануне нового учебного года я приветствую всех собравшихся в этом зале - тех, кто посвятил свою жизнь обучению и воспитанию подрастающего поколения.

    Ежегодная встреча единомышленников на августовской педагогической конференции дает нам прекрасную возможность обсудить накануне учебного года результаты работы системы образования района, назревшие проблемы, проанализировать и определить пути их решения, а также наметить перспективы дальнейшего развития.

    В текущем учебном году работа всей системы образования Хотынецкого района строилась по следующим направлениям:

    продолжение работы по реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального, основного общего и среднего общего образования;

    обеспечение максимальной открытости и прозрачности системы образования, доступности информации о деятельности образовательных учреждений через сайты образовательных учреждений;

    проведение анализа результатов государственной итоговой аттестации, выявление основных проблем, и определение путей их решения;

    организацию через районные и школьные методические объединения изучение и диссеминацию опыта школ, учителей, обеспечивающих высокое качество подготовки выпускников;

    сохранение и укрепление кадрового состава, повышения профессионального уровня педагогов, овладения новыми технологиями обучения для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения;

    повышение профессиональной компетентности педагогических работников через участие в конкурсах разных уровней;

    выявление способных и одаренных детей, создание условий для их участия в интеллектуальных, творческих, спортивных мероприятиях и мероприятиях направленных на выявление социально активных школьников;

    развитие системы независимой оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности и общественно-профессионального участия.

    В новом учебном году нам предстоит продолжить работу по проблемам, обозначенным в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования», продолжить работу по обеспечению достижения целевых показателей и мероприятий, установленных Указами и поручениями Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина.

    Образование – важнейший социальный институт, обеспечивающий всем гражданам равные условия для получения качественного образования как основы благосостояния личности, ее социальной мобильности.

    Высокое качество образования – это: высококвалифицированные кадры, результативный и эффективный учебно-воспитательный процесс, многообразие дополнительных образовательных услуг, отличная материально-техническая база, успешность выпускников в жизни, т.е. образование, в полной мере отвечающее запросам потребителей и общества в целом.

    Следовательно, работа над повышением качества должна вестись во всех видах деятельности, во всех ее направлениях.

    Сеть образовательных организаций, в системе образования района остается прежней, как и прошлые годы на территории функционируют 13 образовательных организаций: 8 общеобразовательных организаций, 4 дошкольные образовательные организации и 1 организация дополнительного образования.

    Дошкольное образование – первая ступень образовательной системы, основной задачей которой является гармоническое всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста и создание фундаментальной базы для его дальнейшего обучения и личностного развития.

    Для удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования на территории района в 9 образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования: 4 детских сада и 5 дошкольных группах в общеобразовательных организациях функционируют 23 общеразвивающих групп, 2 групп компенсирующей направленности, 2 группы для детей раннего возраста. Охват детей услугами дошкольного образования в текущем учебном году составил 326 человек, что составляет 46 % от общего количества детей дошкольного возраста, проживающих на территории Хотынецкого района. В 2020 году охват детей дошкольным образованием составил 331 детей, в 2019 году – 357 детей.

    На протяжении последних трех лет наблюдается снижение количества детей, посещающих детские сады, что в первую очередь объясняется и снижением количества детей дошкольного возраста, проживающих на территории Хотынецкого района.

    Вместе с тем средняя посещаемость в текущем учебном году дошкольных организаций составила 79 % (в 2020 год этот показатель составлял 81 %, в 2019 году – 82 %).

    В районе уже на протяжении нескольких лет отсутствует очередность в детские сады. Доступность дошкольного образования в районе составляет 100 %.

    На муниципальном уровне отрегулированы Порядок комплектования и правила приема детей в дошкольные образовательные организации, сформирован банк данных по регистрации заявителей для постановки на учет для приема в детский сад, налажена электронная система учета детей дошкольного возраста

    Одной из главных задач доступности дошкольного образования детям-инвалидам является обеспечение безбарьерной среды. В текущем году дошкольные образовательные организации посещали 1 ребенок-инвалид и 27 детей с ОВЗ. В настоящее время условия для детей с ограниченными возможностями созданы в двух дошкольных образовательных организациях МБДОУ-Хотынецком детском саду «Аленушка» и МБДОУ-детском саду «Солнышко».

    В системе дошкольного образования трудятся 33 воспитателя, 2 музыкальных руководителя, 1 педагог - психолог, 3 учителя-логопеда. Основной состав дошкольных образовательных организаций составляют педагоги в возрасте от 36 до 60 лет – 77 %, педагоги до 35 лет составляют только 23 %.

    Педагоги дошкольники регулярно проходят курсы повышения квалификации, все воспитатели и специалисты прошли курсы по проблеме реализации ФГОС дошкольного образования.

    Деятельность дошкольных образовательных организаций района направлена на постоянный поиск новых технологий и форм работы с детьми, педагогическими кадрами, родителями с целью поддержки и более полного использования учебно-воспитательного потенциала образовательного учреждения. Так педагогический коллектив МБДОУ - детского сада «Солнышко» является участником региональной инновационной площадки «Создание современной образовательной среды для детей дошкольного возраста».

    В целях выявления лучших практик и повышения профессионального уровня педагогические работники дошкольных образовательных организаций района принимали участие в мероприятиях и конкурсах различных уровней:

    Всероссийский форум «Воспитатели России» (Батова С.А., МБДОУ д/с «Елочка», Фундурян Е.С., д/гр МБОУ-Ильинской СОШ);

    заседания регионального учебно-методического объединения «Развитие профессиональных компетенций педагогических и управленческих кадров на основе процедур выявления профессиональных дефицитов» (Алехина С.В., Богданова И.А., МБДОУ-Хотынецкий д/с «Аленушка»);

    региональный on-line семинар «Инновационные педагогические практики в системе дошкольного образования Орловской области» (Зарубина Е. А., Нестерова Ю. М., МБДОУ-детский сад «Солнышко»);

    региональный конкурс презентаций виртуальных экскурсий для детей старшего дошкольного возраста «Родина моя - Россия» (Шанаурова О.В, МБДОУ-Хотынецкий д/с «Аленушка»);

    региональный этап Всероссийского конкурса «Педагогический дебют» в Орловской области (Арещенко Т.В., МБДОУ-Хотынецкий д/с «Аленушка»);

    региональный конкурс методических разработок по организации образовательной деятельности детей раннего возраста (Артамонова В.Ю., МБДОУ д/с «Елочка», Оспенкова Н.В., д/гр МБОУ-Богородицкой СОШ);

    региональный конкурс презентаций виртуальных экскурсий для детей старшего дошкольного возраста «Родина моя – Россия» (Ермакова К. Н., Зарубина Е. А., МБДОУ – детский сад «Солнышко», Красникова И.А., дошкольная группа МБОУ-Хотимль-Кузменковской СОШ);

    проект Орловской области «Эффективный регион» - «Оптимизация процесса подготовки воспитателей к непосредственной образовательной деятельности» (педагогический коллектив МБДОУ – детского сада «Солнышко»).

    В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования всё больше возрастает значимость проблемы раннего выявления и развития одарённости детей. В 2020/2021 учебном году воспитанники детских садов принимали активное участие в различных творческих конкурсах:

    всероссийский конкурс для дошкольников «Умелые руки»;

    всероссийская олимпиада «Умка»;

    всероссийская акция «Спорт – альтернатива пагубным привычкам»;

    региональный конкурс детского рисунка «Эколята – друзья и защитники природы» «Эколята – дошкольники» среди дошкольных образовательных организаций;

    новогодняя областная акция «Украсим елку всем двором»;

    «Мир заповедной природы в рамках природоохранной акции «Марш парков» «Птичья столовая»;

    семейный конкурс лучшей мягкой игрушки «Водно-болотные обитатели «Орловского полесья».

    В 2021/2022 учебном году перед районом стоит задача обеспечения нового качественного уровня образования дошкольника, который позволил бы ему быть успешным при обучении в начальной школе и на последующих ступенях обучения. В дошкольных организациях необходимо выстраивать системную работу по подготовке ребенка к школе и дальнейшей жизни в обществе, которая заключается не в передаче набора знаний, навыков и умений выпускнику детского сада, а в приобретении им ключевых компетенций, которые в дальнейшем помогут ему в качественном овладении школьной программой и социализации

    Общее образование является базовым в образовательной системе, формирует основные навыки обучающихся, необходимые компетенции, способствует их профессиональному самоопределению.

    На начало 2021-2022 учебного года количество общеобразовательных организаций района остается без изменений – это 8 общеобразовательных организаций: 7 средних и 1 основная.

    1 сентября 2021 года за парты сядут 892 обучающихся (2020 год – 921 обучающийся, 2019 год – 937 обучающихся), из них 82 первоклассника. На протяжении нескольких лет в системе общего образования также наблюдается снижение количества обучающихся.

    Общему образованию всегда уделялось и уделяется повышенное внимание. Деятельность организаций направлена на модернизацию системы общего образования, цель которой - повышение качества и доступности образования.

    Показателем результативности труда педагога, коллектива школы, являются результаты учебного года, итоговой аттестации, участие во всероссийских, региональных и муниципальных олимпиадах, творческих конкурсах, определение выпускников.

    Итоговый контроль уровня освоения образовательных стандартов и качества учебных достижений обучающихся осуществляется в форме государственной итоговой аттестации. Объективность процедуры проведения ЕГЭ показала максимальную прозрачность и информационную безопасность: во всех аудиториях ППЭ велось видеонаблюдение в режиме реального времени – он-лайн, присутствовали общественные наблюдатели, использовался металлоискатель.

    В 2020/2021 учебном году к ЕГЭ было допущено 34 обучающихся, что составляет 100 % от общего количества выпускников.

    Экзамен по математики в текущем году выпускники сдавали только на профильном уровне - 12 выпускников (35,3 %) (в 2020 году – 18 обучающихся (54%) и 1 выпускник прошлых лет. Средний балл по математике (профильный уровень) по району –55,9 (2020 год – 46, 8, 2018 год – 57,5). Все обучающиеся преодолели минимальный порог и справились с профильным уровнем по математике. Выпускников, набравших по результатам ЕГЭ по математике (профильный уровень) 100 баллов, не было. Наибольший балл (84 балла) набрал выпускник МБОУ-Хотынецкой СОШ им. С. Г. Поматилова.

    ЕГЭ по русскому языку в 2020/2021 учебном году сдавало 34 выпускника. Средний балл по русскому языку по району составил - 83 (2019/2020 учебный год – 71,1). В текущем учебном году 100 балльных работ по русскому языку нет. Количество учащихся, набравших 90 - 99 баллов по русскому языку по сравнению с прошлым годом увеличилось и составило 6 обучающихся (2019/2020 учебном году – 2 обучающихся).

    Все участники ГИА преодолели минимальный порог по предметам по выбору: истории, физике, биологии, английскому языку, литературе, географии, химии, информатике и ИКТ.

    Не преодолели минимальный порог по экзамену по выбору только по обществознанию – 3 выпускника (13 % от общего количества выпускников, сдававших экзамен по обществознанию).

    Средний балл по предметам по выбору по району за три года составил:

     

    предмет

    2018/2019 уч. год

    2019/2020 уч. од

    2020/2021 уч. год

    География

    -

    -

    69

    Химия

    67

    47

    61,5

    Литература

    73

    74,3

    61

    История

    57,5

    55,9

    62,4

    Физика

    55,7

    53,3

    55,7

    Обществознание

    51,9

    59,6

    59,8

    Информатика и ИКТ

    54,1

    41

    57,5

    Английский язык

    -

    65

    90,5

    Биология

    62,4

    50,4

    53,3

     

    В текущем учебном году выпускники, сдавшие ЕГЭ на 100 баллов, отсутствуют.

    Государственный выпускной экзамен по программам среднего общего образования сдавали 2 выпускницы МБОУ-Хотынецкой СОШ им. С. Г. Поматилова, из них 1 ребенок с ОВЗ сдавал только русский язык. Средний тестовый балл по русскому языку составил 3,5, по математике – 3.

    В результате проведения ГИА все 34 выпускника 11-х классов получили аттестат о среднем общем образовании. 3 обучающихся МБОУ-Хотынецкой СОШ им. С. Г. Поматилова награждены медалью «За особые успехи в обучении».

    В 2021 году ГИА-9 проводилась только по основным предметам: русский язык и математика. Вместо предметов по выбору обучающиеся писали контрольные работы.

    В ГИА-9 приняли участие 86 обучающихся 9-х классов, из них в форме ОГЭ – 84 обучающихся, в форме ГВЭ – 2 обучающихся.

    К ГИА-9 были допущены все обучающиеся 9-х классов.

    В основные сроки основного периода ГИА-9 91,6 % учащихся сдали ГИА-9 по русскому языку и 59,5 % учащихся успешно сдали ГИА - 9 по математике.

    7 выпускников 9-х классов не справились с основным государственным экзаменом и получили неудовлетворительные оценки сразу по двум предметам. 9 обучающихся в резервный день основного периода получили неудовлетворительную оценку по математике. Эти выпускники смогут еще раз пересдать ОГЭ в дополнительный (сентябрьский) период с 3 по 15 сентября 2021 года.

    По результатам проведения государственного выпускного экзамена в 9 классах 2 из 2 участников экзамена получили положительный результат. Участники сдавали только ГВЭ по русскому языку. Средняя оценка по району – 4,5.

    Проанализировав результаты государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ОГЭ, становится очевидно, что проблема повышения качества знаний остаётся не просто актуальной, а является самой насущной в современных условиях обновления образования. В связи с этим во всех
    общеобразовательных учреждениях необходимо провести детальный анализ
    причин в части оценки качества образования, определить, запланировать и
    реализовать наиболее эффективные мероприятия, направленные на
    улучшение результатов. Государственная итоговая аттестация показала
    необходимость перестройки системы подготовки обучающихся к экзаменам, постоянную и конкретную работу с родителями (законными
    представителями), работу по повышению мотивации обучающихся. Но
    начинать эту работу нужно с начальных классов. Именно здесь
    закладываются основы для успешного обучения

    Чтобы управлять качеством образования, нужно понимать ситуацию не только на выпуске из образовательной организации, но и видеть, и анализировать результаты на протяжении всего периода обучения в школе.

    Важным инструментом оценки уровня знаний школьников по отдельным учебным предметам являются Всероссийские проверочные работы (ВПР). ВПР нужны, в первую очередь, педагогу, методисту, руководителю школы для выстраивания дальнейшей работы, выбора форм, технологий, методик обучения. Самая основная задача на сегодняшний день – обеспечить объективность, как проведения самой процедуры, так и результатов ВПР. Объективность оценки становится ответственностью педагогического коллектива школы. Рособрнадзор со своей стороны комплексно анализирует результаты ВПР и выявляет конкретные школы с необъективными результатами. Отрадно заметить, что по результатам ВПР в Хотынецком районе отсутствуют школы с признаками необъективных результатов.

    Поэтому все результаты ВПР в преддверии нового учебного года должны быть проанализированы, в первую очередь, в педагогических коллективах и методических объединениях и учтены при определении программ повышения квалификации педагогов.

    Система оценки качества школьного образования в районе в настоящее время является многоуровневой, состоящей из нескольких процедур. Сюда входят не только всероссийские проверочные работы (ВПР), государственная итоговая аттестация (ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ), но и международные сравнительные исследования, национальные исследования качества образования (НИКО), исследование компетенций учителей, региональные исследования качества образования (диагностические контрольные работы, репетиционные тестирования, социологические исследования) и оценка качества образования на уровне муниципалитета, школы, класса. Важно правильно понимать и применять методику и технологии исследований качества образования, разъяснять детям и родителям (законным представителям) критерии оценивания диагностических, контрольных и проверочных работ.

    Уже осенью текущего года в районе будет проведена оценка качества общего образования по модели PISA. В оценке примут участие все обучающиеся 2005 и 2006 г.р. общеобразовательных организаций, попавших в выборку.

    В целях организации эффективной работы по повышению качества образования перед общеобразовательными учреждениями района стоят задачи:

    - опираясь на результаты независимых оценочных процедур разного уровня и в том числе ЕГЭ разработать практические рекомендации учителям по повышению качества образования;

    - формировать систему объективной внутренней оценки качества образовательных результатов;

    - усилить профориентационную работу с обучающимися.

    Важным направлением работы по повышению качества образования является работа с одаренными детьми и их подготовка к участию во всероссийской олимпиаде школьников. В школьном этапе ВсОШ приняло участие 666 обучающихся. На данном этапе выявлено 92 победителя и 169 призеров (с учетом того, что обучающийся принимал участие в данном этапе олимпиады по нескольким предметам). На школьном этапе во многих ОО не проводились такие предметы как право, искусство, экономика, экология.

    Муниципальный этап проводился в текущем учебном году на базах самих школ, где обучаются ребята (в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических требований). 63 обучающихся 7-11 классов (с учетом участия одного обучающегося сразу по двум и более предметам) приняли участие на данном этапе (в 2019-2020 учебном году – 124). Увеличение количество участников муниципального этапа ВсОШ по сравнению с 2019/2020 учебным годом было только по английскому языку, по остальным общеобразовательным предметам наблюдается снижение количества участников.

    По итогам олимпиады на районном уровне определены 10 победителей и 13 призёра. Все победители и призёры муниципального этапа ВсОШ награждены грамотами отдела образования администрации района.

    На региональном этапе ВсОШ наш район представляли 6 обучающихся из двух общеобразовательных организаций: МБОУ-Жудерская СОШ и МБОУ-Хотынецкая СОШ им. С. Г. Поматилова. Однако добиться значительных результатов на этом этапе олимпиады данные обучающиеся не смогли.

    Кроме олимпиадного движения, в течение учебного года обучающиеся района принимали активное участие в различных интеллектуальных и творческих конкурсах и достигли высоких результатов.

    Наименование конкурса

    ФИО участника

    Образовательная организация

    Результат участия

    Международный уровень

    Международный фестиваль «Золотая Пальмира – весна 2021» в номинации «Вокал»

    Зверькова София Дмитриевна

    МБОУ-Жудерская СОШ

    Лауреат 3 степени

    Всероссийский уровень

     

    Всероссийская акция «Спорт и Я»

    Волков Степан Владимирович

    МБОУ-Ильинская СОШ

    Диплом 2 степени

    Региональный уровень

     

    Региональный этап Всероссийского юниорского конкурса «Подрост»

    Водичева Виктория

    МБОУ-Жудерская СОШ

    Победитель

    Конкурс социальных проектов в рамках профильной – онлайн смены по добровольчеству для школьников

    Команда Хотынецкого района

    Капитан команды Афонина Анна

    МБОУ-Жудерская СОШ

    2 место

    Областной конкурс – выставка детского творчества «Дети, техника, творчество», посвященный 75 – летию Победы ВОВ

    Кащеева Анастасия

    Зверькова София

    МБОУ-Жудерская СОШ

    3 место

    Региональный творческий литературный конкурс «Лес Победы»

    Горбунова Ксения

    МБОУ-Жудерская СОШ

    Диплом за лучшую работу

    Региональный этап Всероссийской акции «Физическая культура и спорт – альтернатива пагубным привычкам»

    Зверькова София

    МБОУ-Жудерская СОШ

    Призер

    Региональный конкурс «Дни защиты от экологической опасности»

    Волков Степан

    МБОУ-Ильинская СОШ

    Призер

    Областной конкурс-выставка детского творчества «Дети, техника, творчество»

    обучающиеся 11 класса

    МБОУ-Хотынецкая СОШ им. С. Г. Поматилова

    победители

    Останкова Александра

     

    МБОУ-Хотимль-Кузменковской СОШ

    2 место

     

     

    Фундурян Дмитрий

    Паршин Александр

    МБОУ-Ильинская СОШ

    2 место

    Всероссийский экологический диктант

     

    Хизёва Валерия

     

    МБОУ-Краснорябинской СОШ им. П. И. Бровичева

    3 место

    Трубихин Дмитрий

    Мухамедова Динара

    МБОУ-Студеновская ООШ

    3 место

     

     

     

    Региональный конкурс «Мы-соседи по планете»

     

    Хизёва Валерия

     

    МБОУ-Краснорябинской СОШ им. П. И. Бровичева

    победитель

    Пятый Всероссийский героико-патриотический фестиваль детско-юношеского творчества «Звезда спасения»

    Калошина Алена

    Манжура Иван

    Юсупов Анвар

     

    МБОУ-Хотимль-Кузменковской СОШ

     

    победители

    Видео конкурс среди учащихся экскурсоводов школьных музеев образовательных организаций Орловской области «История одного экспоната»

    Останкова Александра

    МБОУ-Хотимль-Кузменковской СОШ

     

    2место

    Областной конкурс исследовательских работ «Народные ремесла Орловского края»

    Карпова Дарья

    МБОУ-Хотимль-Кузменковской СОШ

     

    3 место

    Областная олимпиада юных инспекторов дорожного движения

    Обучающиеся

    МБОУ-Хотынецкая СОШ им. С. Г. Поматилова

    1 место-1 обучающийся

    2 место-3 обучающихся

    3 место-1 обучающийся

    Региональный конкурс проектов для обучающихся общеобразовательных организаций и студентов института иностранных языков «Мой мир немецкого/французского языка»

    Кучебо Александра

    МБОУ-Хотынецкая СОШ им. С. Г. Поматилова

    2 место






     

    Рост профессионализма педагогов и качество образования неразрывно связаны между собой. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка работников образования в 2020/2021 учебном году планировались в соответствии с изучением потребностей педагогических кадров. Все педагоги района прошли курсовую подготовку в соответствии с ФГОС, в том числе и с ФГОС среднего общего образования. Всего за учебный год повысили свою квалификацию 98 человека (95% от планированного количества педагогов, нуждающихся в курсах повышения квалификации). Имеет место неоднократное прохождение педагогами курсов по нескольким образовательным программами.

    Одно из средств повышения профессиональной компетентности - конкурсы педагогического мастерства и мероприятия по повышению профессионального уровня педагогические работники:

    межрегиональный педагогический онлан-марафон «ОМПШ-путь к успеху» (МБОУ-Хотимль-Кузменковская СОШ);

    онлайн – конференция «Инклюзия в современном обществе и ее роль в социализации» (МБОУ-Богородицкая СОШ);

    онлайн – конференция «Учитель: вертикальный рост внутри профессии Наставничество как универсальная технология передачи опыта » - 1 участник (МБОУ-Богородицкая СОШ);

    всероссийская стажировка региональных управленческих команд по дополнительной профессиональной программе «Эффективные управленческие практики в условиях сельских муниципальных образований и малых городов» (МБОУ-Жудерская СОШ).

    всероссийский экологический диктант (МБОУ-Ильинская СОШ);

    региональный семинар «Проблемы и перспективы развития движения школьных лесничеств Орловской области» (МБОУ-Жудерская СОШ);

    региональный семинар «Современные формы агрообразования в условиях реализации ФГОС»;

    региональный конкурс краеведческих разработок «Орловская область в фокусе» для учителей и преподавателей английского языка (МБОУ-Хотынецкая СОШ им. С. Г. Поматилова);

     областной IX фестиваль профессионального мастерства учителей технологии, руководителей кружков, педагогов дополнительного образования центров цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» Орловской области «ГРАНИ»;

    И, тем не менее, участие в профессиональных конкурсах среди педагогов Хотынецкого района крайне низкое. Администрации образовательных организаций необходимо планировать работу с педагогами, мотивировать и поддерживать сотрудников, так как конкурсное движение напрямую связано с повышением качества работы педагога, а значит и повышением качества образования в образовательной организации.

    Анализ количественного состава и качественного кадрового обеспечения образовательных организаций показывает: общая численность работников образования является стабильной. В образовательных организациях района
    работают 253 работника, в том числе 15 человек – административно-управленческий персонал, педагогических работников – 137 человек, обслуживающий персонал – 101 человек.

    Несмотря на то, что на начало нового учебного года организации обеспечены кадрами, наблюдается дефицит педагогов: начальных классов, русского языка и литературы, математики, иностранных языков, истории и обществознания.

    Важный приоритет муниципальной политики в сфере образования – это
    доступность качественного образования и предметом повышенного
    внимания являются – дети с ограниченными возможностями здоровья.
    В 2020-2021 учебном году в образовательных организациях района
    обучалась 39 детей с ОВЗ, из них детей – инвалидов - 17. Форма получения образования определяется с учётом пожеланий и с согласия родителей (законных представителей).

    Поскольку сегодня доля детей с ОВЗ стабильно увеличивается и такое количество детей с ОВЗ влияет на общий уровень качества образования и требует значительных усилий и вложений на создание условий для их обучения.

    Сегодня недостаточно слаженно действуют консилиумы образовательных организаций в вопросе своевременного раннего выявления детей с проблемами в развитии. Только правильно выстроенная коррекционная работа позволит качественно оказывать образовательные услуги и добиваться положительной динамики в обучении детей с особыми потребностями.

    Главной проблемой сегодня является недостаточное количество кадров для проведения коррекционно-развивающей работы и организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

    Проблема дефицита психологической помощи в районе стоит очень остро. Из 8 общеобразовательных организаций лишь в 1 школе есть педагоги-психологи, работающие на полную ставку, в 2 школах на 0,25 ставки, в 5 школах психологи отсутствуют.

    Повышение качества образования невозможно без дополнительного образования детей как неотъемлемой части образовательного процесса.

    Сегодня особое внимание уделено воспитательной стороне образовательного процесса. Наставничество, шефство, сетевое взаимодействие выходят на первый план как формы сопровождения несовершеннолетних и находят свое отражение в мероприятиях национального проекта «Образование».

    С нового учебного года в штатном режиме начнется реализация Программ воспитания. В каждой школе она должна стать ценностным ориентиром формирования личности ребенка.

    Особую тревогу вызывают те дети, которых мы часто называем «трудными». И такие дети есть в каждой школе. При разработке программ воспитания необходимо уделить этому вопросу повышенное внимание. Не оставлять таких детей без участия, своевременно выявлять семьи, находящиеся в социально опасном положении, вести действенную профилактическую работу, содействовать им в получении дополнительного образования, организуя и досуг, и внешкольную занятость с пользой для их здоровья и дальнейшего самоопределения.

    Организация эффективной внеурочной деятельности и реализация программ дополнительного образования - вот механизмы, способствующие социализации детей, их личностному и профессиональному становлению.

    Дополнительное образование района реализуется на базе 5 общеобразовательных организаций, 2 организаций дополнительного образования (1 организация, подведомственная отделу образования и 1 организация, подведомственная отделу культуры).

    В организациях дополнительного образования заняты 357 подростков.
    В общеобразовательных организациях действуют 34 кружка и секций, которые посещают 471 ребенок. Охват дополнительным образованием в
    Хотынецком районе составляет 828 детей.

    Помимо обучения, воспитания и творческого развития детей, система дополнительного образования выполняет ряд социальных функций по обеспечению занятости детей, формированию здорового образа жизни, профилактике безнадзорности и асоциального поведения подростков.

    В текущем году новшеством на пути к повышению доступности дополнительного образования станет внедрение с 1 сентября 20221 года персонифицированного финансирования дополнительного образования детей.

    Мы с вами коллеги уже включились в работу, но нам надо набрать темпы в этом направлении, еще много не выполненных задач.

    Общей задачей общего и дополнительного образования остается ранняя профориентация и формирование у подростков культуры профессионального самоопределения, а также ориентация детей на обучение профессиям и специальностям, востребованным в экономике региона. Предстоит решать задачи широкого вовлечения детей в открытые уроки в режиме Интернет-трансляций на портале «ПроеКТОриЯ», в проект «Билет в будущее», в деятельность Центров «Точка роста», а также задачу совершенствования содержания уроков технологии.

    Развитие инфраструктуры образовательных организаций одна из составляющей работы по повышению качества общего образования.

    В текущем году МБОУ-Юрьевская СОШ и МБОУ-Жудерская СОШ стали участниками федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». На базе этих школ с 1 сентября текущего года начнет работу Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста».

    МБОУ-Хотынецкая СОШ им. С. Г. Поматилова обеспечена материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование».

    В рамках государственной программы Орловской области «Реализация наказов избирателей депутатам Орловского областного Совета народных депутатов» в МБДОУ- Хотынецкий детский сад «Алёнушка» приобретено 5 ноутбуков на сумму 150,0 тыс. руб.

    Совершенствуя организацию образовательного процесса, необходимо помнить, что вопрос обеспечения безопасности школ, сохранения жизни и здоровья детей стоит в приоритете. Усиление пропускного режима, запрет хранения посторонних предметов и личного имущества в учебных классах, кабинетах, лабораториях, запрет не санкционированного въезда на территорию школы автотранспорта, включая автомобили частных лиц, осуществление постоянного контроля за объектами повышенной опасности, содержание в исправном состоянии средств пожаротушения, освещения территории, входов в здания, запасных выходов и путей эвакуации, отработка учебных действий при угрозе и совершении террористического акта, а также уделение особого внимания учащимся, находящимся в депрессивном состоянии и своевременное оказание им квалифицированной помощи – вот приоритетные задачи каждого руководителя и педагогических коллективов в целом.

    Система образования в новом учебном году продолжит работать в условиях непростой эпидемиологической ситуации, предстоит сохранить прошлогодний режим работы в части расписания учебных занятий, проведения ежедневных «утренних фильтров» с обязательной термометрией, организовать предметное обучение и пребывание в строго закрепленном за каждым классом помещении, определить порядок питания детей в организации с соблюдением дистанции, исключить проведение массовых мероприятий и выполнять в полном объеме все санитарные требования и нормы.

    Уважаемые коллеги, задачи перед муниципальной системой образования поставлены серьезные. Важно помнить, что реализация каждого нового проекта, каждой инновации нацелена на успех и безопасность наших детей. За этим результатом – каждодневная самоотверженная профессиональная работа воспитателей детских садов, учителей школ, педагогов дополнительного образования, руководителей организаций и работников сферы в целом, на плечи которых ложится большая ответственность за условия обучения, за качество образования, за настроение людей.

    Многое нами уже сделано, многое ещё предстоит осознать и выполнить. В течение года накоплен багаж успехов и побед, которыми мы гордимся, но также определились вопросы и проблемы, которые станут приоритетными в новом учебном году.

    Реализация всех масштабных задач, которые мы ставим перед собой, зависит от каждого, кто имеет отношение к образованию. Высокое качество
    образовательных услуг начинается на рабочем месте каждого из нас. От
    этого зависит и общий результат.

    На пороге 1 сентября. Для каждого педагога это, пожалуй, один из самых
    радостных и волнительных дней в году, когда он снова, а может быть, и
    впервые, встретится со своими учениками и воспитанниками. Ещё раз
    выражаю огромную благодарность всему педагогическому сообществу нашего района за ту большую и самоотверженную работу, которая позволила нам в прошедшем году достичь значимых результатов в развитии и совершенствовании образования. В этом успехе есть частица труда каждого работника образовательной системы. Ещё раз поздравляю вас с началом 2021-2022 учебного года, всем Вам бодрости духа, уважения учеников, понимания руководителей, любви близких, поддержки родных. Пусть рядом с вами будут единомышленники. Пусть ваши помыслы будут устремлены в будущее и ваш благородный труд приносит истинное удовлетворение.

     


    В этом разделе:

    Навигация