О едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Ключевые вопросы и ответы на них

    1. Что такое единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, для каких целей он создается?

    Единый реестр – это размещенная в открытом доступе база данных о субъектах малого и среднего предпринимательства, при обращении
    к которой можно подтвердить принадлежность того или иного хозяйствующего субъекта к категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

    Создание такого реестра – системное решение, которое позволит:

    - снизить затраты предпринимателей и органов государственной власти, связанные с необходимостью подтверждения статуса малого и среднего предприятия для участников программ поддержки;

    - снизить затраты крупных компаний в связи с поиском потенциальных поставщиков из числа малых и средних предприятий;

    - обеспечить реализацию "надзорных каникул" для малых предприятий;

    - повысить качество проработки мер поддержки малого и среднего предпринимательства;

    Для того чтобы проверить, внесены ли сведения о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, можно будет зайти на официальный сайт Федеральной налоговой службы и воспользоваться соответствующим специальным бесплатным сервисом, который будет доступен начиная с
    1 августа 2016 года.

    При этом с 1 августа 2016 года предпринимателям не нужно будет представлять документы, подтверждающие их статус как субъектов малого или среднего предпринимательства, при обращении за мерами поддержки в рамках государственных или муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства.

    2. Каким образом будет формироваться единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства?

    В качестве базового подхода к формированию и ведению реестра выбран принцип автоматического присвоения статуса субъекта малого и среднего предпринимательства хозяйствующим субъектам, сведения о которых уже содержатся в информационных системах, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, без введения административных процедур, связанных с предоставлением такими хозяйствующими субъектами дополнительных документов.

    Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2015 г. № 408-ФЗ реестр будет впервые сформирован Федеральной налоговой службой и размещён на ее официальном сайте 1 августа 2016 года на основании:

    - сведений, содержащихся в налоговой отчётности (документах, связанных с применением специальных налоговых режимов) за предшествующий календарный год, представленной в Федеральную налоговую службу;

    - сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;

    - сведений, поступивших в Федеральную налоговую службу для целей формирования реестра в порядке информационного взаимодействия.

    Таким образом, внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются Федеральной налоговой службой без участия в этом процессе предпринимателей. Самое важное – правильно оформлять и своевременно подавать соответствующие отчетные документы в рамках налогового учета и отчетности.

    В случае если юридические лица, индивидуальные предприниматели не представили в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговую отчетность, позволяющую определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, Федеральная налоговая служба не внесет предприятие в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в текущем году.

    3. Каким критериям нужно соответствовать, чтобы сведения о юридическом лице, индивидуальном предпринимателе были внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства?

    В целях обеспечения автоматического формирования реестра в конце 2015 года в Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ
    "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" были внесены поправки, уточняющие критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малым и средним предприятиям.

    В частности, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. № 408-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» для целей ведения реестра предусмотрен переход от понятия «выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость» к понятию «доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности», от понятия «средняя численность работников» к понятию «среднесписочной численности работников». Внесены уточнения в отношении организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов, которые могут быть признаны малыми или средними предприятиями.

    Таким образом, согласно статье 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29 декабря
    2015 г. № 408-ФЗ) с 1 августа 2016 г. для отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к категории субъектов малого и среднего предпринимательства и последующего внесения сведений в реестр необходимо одновременное выполнение следующих условий:

    1) требования к организационно-правовым формам и к структуре уставного (складочного) капитала юридического лица. Для хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:

    - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью не превышает двадцать пять процентов, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает сорок девять процентов.

    - акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

    - деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств – бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;

    - хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом
    от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»;

    - учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

    2) среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения:

    - от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

    - до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

    3) доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не должен превышать предельные значения, которые будут установлены Правительством Российской Федерации.

    При этом для цели отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства доход суммируется по всем осуществляемым видам деятельности.

    Категория субъекта малого или среднего предпринимательства (микро-, малое или среднее предприятие) определяется в соответствии с наибольшим значением среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год или дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год.

    При этом вновь созданные юридические лица и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели в течение первого года своей деятельности, а также индивидуальные предприниматели, применяющие только патентную систему налогообложения, относятся к категории микропредприятий.

    4. Какие сведения будут внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства?

    Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства будет содержать большой объем сведений – не только о категории субъекта малого и среднего предпринимательства (микро-, малое или среднее предприятие), но и о видах деятельности предприятия, производимой продукции, полученных лицензиях, участии в закупках товаров, работ, услуг для нужд органов государственной власти, органов местного самоуправления и отдельных видов юридических лиц.

    Перечень таких сведений определен в части 3 статьи 4.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 408-ФЗ) и в обязательном порядке будет включать в себя:

    1) наименование юридического лица или фамилия, имя и (при наличии) отчество индивидуального предпринимателя;

    2) идентификационный номер налогоплательщика;

    3) место нахождения юридического лица или место жительства индивидуального предпринимателя;

    4) дата внесения сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;

    5) категория субъекта малого или среднего предпринимательства (микропредприятие, малое предприятие или среднее предприятие);

    6) указание на то, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель является соответственно вновь созданным юридическим лицом, вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем;

    7) содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей в отношении соответственно юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;

    8) содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей сведения о лицензиях, полученных соответственно юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем.

    В то же время часть сведений для целей внесения их в реестр может быть представлена в Федеральную налоговую службу в добровольно-заявительном порядке. Речь идет о таких сведениях, как:

    - сведения о производимой юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем продукции (в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности) с указанием на соответствие такой продукции критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции;

    - сведения о включении юридического лица, индивидуального предпринимателя в реестры (перечни) субъектов малого и среднего предпринимательства – участников программ партнерства между юридическими лицами, являющимися заказчиками товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», и субъектами малого и среднего предпринимательства;

    - сведения о наличии у юридического лица, индивидуального предпринимателя в предшествующем календарном году контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и (или) договоров, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

    Указанные сведения любой предприниматель сможет предоставить в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через официальный сайт Федеральной налоговой службы.

    5. Каким образом можно будет внести в реестр дополнительные сведения о субъекте малого или среднего предпринимательства?

    Для передачи сведений о видах продукции, договорах и контрактах, а также об участии в программах партнёрства после 1 августа 2016 года следует использовать специальный сервис (ссылка будет активирована после 1 августа 2016 года), размещенный на официальном сайте Федеральной налоговой службы.

    После прохождения процедур авторизации с использованием квалифицированной электронной подписи необходимо будет, заполнить предлагаемую форму.

    Квалифицированная электронная подпись может быть получена в аккредитованных удостоверяющих центрах.

    6. Как часто будут обновляться сведения, внесенные в реестр?

    В соответствии с Федеральным законом № 408-ФЗ первое формирование и размещение сведений реестра произойдет 1 августа 2016 года. В дальнейшем (в 2017 году и далее) сведения о принадлежности хозяйствующего субъекта к категории субъектов малого и среднего предпринимательства будут обновляться ежегодно 10 августа соответствующего календарного года на основе тех данных, которые будут в распоряжении Федеральной налоговой службы по состоянию на 1 июля.

    При этом предусмотрено ежемесячное (10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошло соответствующее изменение) обновление отдельных видов сведений:

    – внесение сведений о вновь созданных юридических лицах, вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателях;

    – исключение сведений о юридических лицах, индивидуальных предпринимателях, прекративших деятельность;

    – актуализация сведений, индивидуализирующих предпринимателя (наименование юридического лица или фамилия, имя и (при наличии) отчество индивидуального предпринимателя, место нахождения или жительства, виды осуществляемой деятельности, выданные лицензии);

    – внесение сведений о производимой продукции, участии в закупках товаров, работ, услуг для нужд органов государственной власти, органов местного самоуправления и отдельных видов юридических лиц.

    7. Как будет проверяться достоверность сведений, которые вносятся в реестр?

    Специального порядка не предусмотрено.

    Малые и средние предприятия самостоятельно несут риски представления недостоверной информации в случае, если такая информация будет использована в целях предпринимательской деятельности лицами, обратившимися к сведениям реестра.

    В отношении данных, на основании которых ФНС России вносятся сведения, применяются обычные процедуры проверки, используемые для проверки сведений, содержащихся в представляемой предпринимателями налоговой отчетности.

    8. Что будет происходить с организациями, сведения о которых не будут внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства? Предусмотрены ли какие-то переходные положения?

    До 1 августа 2016 года для отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства и для отнесения их к соответствующим категориям (микро-, малые и средние предприятия) применяются условия, установленные статьей 4 Федерального закона № 209-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона № 408-ФЗ, то есть до 1 января 2016 года).

    Юридические лица и индивидуальные предприниматели, отвечающие условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьёй 4 Федерального закона № 209-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона № 408-ФЗ), сохраняют право на поддержку, оказанную таким юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям до 1 августа 2016 года в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, в срок до 31 декабря 2016 года.


    В этом разделе:

    Навигация