16.02.2018 г. РЕЗОЛЮЦИЯ ПЯТОГО ВСЕРОССИЙСКОГО СЪЕЗДА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

    г. Москва, 22 июня 2017 г.

     

    РЕЗОЛЮЦИЯ

    ПЯТОГО ВСЕРОССИЙСКОГО СЪЕЗДА

    СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

     

    Пятый Всероссийский съезд специалистов по охране труда организован и проведен во исполнение решения Четвертого Всероссийского съезда специалистов по охране труда от 21 апреля 2016 года Ассоциацией "ЭТАЛОН", которая в соответствии с приказом Минтруда России от 11 февраля 2016 года № 56 выполняет организационные функции по подготовке и проведению Всероссийской недели охраны труда. Съезд прошел при поддержке и участии Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, профессиональных и общественных объединений, крупных компаний и государственных корпораций.

    В работе съезда приняло участие более 800 руководителей и специалистов сферы охраны труда, представляющих федеральные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, службы охраны труда организаций различных видов экономической деятельности и форм собственности, объединения профсоюзов и работодателей, организации, оказывающие услуги в области охраны труда, научные и образовательные организации, занимающиеся проблемами условий и охраны труда, медицины и гигиены труда, обучением в сфере охраны труда, профессиональные и общественные объединения в сфере охраны труда.

    С приветствием к участникам съезда и информацией об основных направлениях и этапах совершенствования нормативной правовой базы охраны труда выступил директор Департамента условий и охраны труда Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации В.А. Корж.

     

    ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СЪЕЗДА

     

    · консолидация профессионального сообщества;

    · повышение престижа и роли специалистов в области охраны труда и здоровья;

    · расширение форм и направлений эффективного сотрудничества и взаимодействия профессионального сообщества с государством, работодателями и бизнесом;

    · пропаганда и популяризация передовых решений и разработок в области управления охраной труда, здоровья работников. Представление и награждение лучших специалистов в области охраны труда;

    · создание благоприятных условий для обмена опытом между руководителями и специалистами организаций разных видов деятельности;

    · анализ предложений и рекомендаций, прозвучавших при проведении круглых столов и панельных дискуссий Всероссийской недели охраны труда – 2017, принятие на основе этого анализа основных направлений совершенствования законодательства в области охраны труда и системы управления охраной труда, а также мероприятий по их реализации;

    · обсуждение, анализ и обобщение предложений профессионального сообщества по подготовке Всероссийской недели охраны труда – 2018.

    Программа съезда предусматривала широкие дискуссии по всем актуальным вопросам, представляющим интерес для членов профессионального сообщества. Была предоставлена возможность выступить и представить свои предложения для последующего включения в материалы съезда всем желающим с целью обеспечить сбор, анализ и обобщение всего спектра мнений профессионального сообщества и на этой основе подготовить и реализовать резолюцию съезда.

    В выступлениях участников съезда проанализированы основные итоги работы Всероссийской недели охраны труда, до участников съезда доведены предложения и рекомендации, прозвучавшие при проведении круглых столов и панельных дискуссий Недели.

    Съезд рассмотрел итоги ВНОТ-2017, цели и задачи ВНОТ-2018, актуальные проблемы развития профессионального сообщества, отметил положительную роль Ассоциации «ЭТАЛОН» в организации и проведении мероприятий Всероссийской недели охраны труда.

    Была обсуждена и принята итоговая резолюция Съезда, а также утверждены «Основные направления совершенствования системы управления охраной труда и мероприятия по их реализации, принятые Пятым Всероссийским съездом специалистов по охране труда на основании предложений участников третьей Всероссийской Недели охраны труда – 2017».

    В рамках Съезда прошла торжественная церемония награждения победителей Всероссийского конкурса специалистов по охране труда «Мастерство и безопасность», других представителей профессионального сообщества.

     

    РЕШЕНИЕ СЪЕЗДА

     

    1. Одобрить и принять Резолюцию Пятого Всероссийского съезда специалистов по охране труда.

    2. Утвердить «Основные направления совершенствования системы управления охраной труда и мероприятия по их реализации, принятые Пятым Всероссийским съездом специалистов по охране труда на основании предложений участников третьей Всероссийской Недели охраны труда - 2017».

    3. Просить участников Съезда, участников Всероссийской недели охраны труда – 2017, членов профессионального сообщества дополнительно рассмотреть принятые документы и не позднее 1 июля 2017 года направить в адрес Ассоциации «ЭТАЛОН» предложения по их корректировке, при необходимости.

    4. Ассоциации «ЭТАЛОН» с учетом состоявшегося на съезде обсуждения, а также анализа и обобщения поступивших предложений и рекомендаций, сформировать итоговые документы съезда и Недели, направить сводные материалы в Правительство Российской Федерации, Государственную думу, Совет Федерации, руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов государственного надзора и контроля, руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, руководителям отраслевых и межотраслевых профсоюзов, объединений работодателей, общественных объединений, других заинтересованных организаций с призывом направить свою деятельность и усилия на реализацию предложений участников Недели и с предложением учесть документы Недели при подготовке совместно с профессиональным сообществом планов работы в сфере охраны труда.

    5. Ассоциации «ЭТАЛОН» разместить текст Резолюции и итоговые документы Всероссийской недели охраны труда на официальном сайте и обеспечить мониторинг их выполнения.

    6. Ассоциации «ЭТАЛОН» проанализировать ход реализации Основных направления совершенствования системы управления охраной труда и мероприятий по их реализации и проинформировать профессиональное сообщество о достигнутых результатах.

    7. Провести очередной Шестой Всероссийский съезд специалистов по охране труда в 2018 году.

     

    OCHOBHBIE НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ИХ РЕАЛИЗАЦИИ, ПРИНЯТЫЕ ПЯТЫМ ВСЕРОССИЙСКИМ СЪЕЗДОМ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА НА ОСНОВАНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ УЧАСТНИКОВ ТРЕТЬЕЙ ВСЕРОССИЙСКОЙ НЕДЕЛИ ОХРАНЫ ТРУДА – 2017.

     

    В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

    ОХРАНОЙ ТРУДА

     

    1. Наряду с формированием ежегодного рейтинга субъектов Российской Федерации по уровню соблюдения трудового законодательства, а также базы образцов лучшей практики, предусмотренных «Концепцией повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (2015 - 2020 годы)» считать целесообразным ежегодное формирование рейтингов субъектов Российской Федерации и входящих в их состав муниципальных образований, характеризующих эффективность системы государственного управления охраной труда. За основу формирования рейтингов принять критерии и результаты Всероссийских конкурсов на лучшую организацию работ в области условий и охраны труда «Успех и безопасность» и на лучшее инновационное решение в области обеспечения безопасных условий труда «Здоровье и безопасность». Поддержать и совершенствовать разработку и внедрение информационной системы, освещающей опыт лучших практик в сфере охраны труда.

    2. Продолжить совершенствование методов оценки и индикаторов уровня состояния условий и охраны труда, эффективности системы управления охраной труда в организациях с учетом отраслевых особенностей и масштаба организаций и внедрение на этой основе практики ежегодного проведения конкурсов по охране труда, составления национальных, региональных, отраслевых и тематических рейтингов в сфере охраны труда.

    3. Разработать и утвердить порядок осуществления оценки эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных им полномочий Российской Федерации в сфере трудовых отношений. Рассмотреть вопрос о целесообразности дополнения критериев оценки эффективности деятельности органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления и их руководителей показателями состояния условий и охраны труда, эффективности системы управления охраной труда, уровня соблюдения трудового законодательства.

    4. Разработать и внедрить серии рекомендаций и методических материалов для работодателей по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда и самообследованию.

    5. Разработать и внедрить серии рекомендаций и методических материалов для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по исполнению полномочий в сфере реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда и проведения ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях.

    6. В целях повышения роли профессионального сообщества в области охраны труда норму Трудового кодекса Российской Федерации о том, что реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда достигается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерациями и другими органами дополнить «профессионального сообщества и объединяющих его организаций».

    7. Поддержать и продолжить подготовку при тесном взаимодействии с профессиональным сообществом, принятие и финансирование долгосрочной Всероссийской программы улучшения условий и охраны труда (программа «Безопасный труд»), на основе которой будут разрабатываться региональные и отраслевые программы. Предусмотреть подраздел «Организация и проведение мероприятий по формированию культуры безопасности в молодежной среде». Вынести проект программы на всероссийское обсуждение профессионального сообщества.

    8. Дополнить «Приоритетные направления деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг» (утв. указом Президента РФ от 08.08.201 б № 398) деятельностью по обеспечению безопасности труда, промышленной, экологической и пожарной безопасности, сохранению здоровья работников и оказанию услуг в указанных сферах.

    9. Определить и внедрить наиболее эффективные механизмы, направленные на повышение ответственности работодателей за здоровье работников организации, а также ответственности работников за свое здоровье, в том числе меры экономического характера. Разработать и принять необходимые нормативные правовые акты.

    10. Предусмотреть выделение грантов некоммерческим и другим общественным организациям, реализующим проекты в сфере пропаганды охраны труда, в том числе и в молодежной среде, здорового образа жизни и сбережения здоровья.

    11. Рассмотреть вопрос о целесообразности возрождения внештатной инспекции труда или внесения в трудовое законодательство института общественных инспекторов охраны труда (по аналогии с общественным контролем в области промышленной безопасности).

     

    В ОБЛАСТИ КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

     

    12. Разработать стратегию развития кадрового потенциала сферы охраны труда, определение основных направлений совершенствования деятельности и повышения статуса специалистов в области охраны труда, повышения роли и места профессионального сообщества в системе государственного управления охраной труда. Конкретизировать механизмы защиты прав, профессиональных интересов специалистов, повышения их социальной защищенности.

    13. Считать целесообразным создание при Минтруде России рабочей группы по рассмотрению комплекса вопросов работы специалистов в области охраны труда и служб охраны труда, включая требования профессионального стандарта и оценку их квалификации. Рабочей группе разработать и представить предложения по развитию нормативной базы, регламентирующей деятельность как непосредственно специалиста, так и службы охраны труда в целом, в том числе по направлениям:

    • расширение полномочий специалиста по охране труда;

    • разработка положений, закрепляющих его независимость;

    • конкретизация и разделение ответственности между специалистом по охране труда и работодателем;

    • исключение наименований должностей, не соответствующих установленным требованиям, и возложение на работников служб охраны труда дополнительных функциональных обязанностей;

    • требования профессионального стандарта и порядок оценки квалификации;

    • внедрение в практику обязательного порядка уведомления профессионального объединения о наложенных взысканиях и закрепление права объединения по обжалованию такого рода взысканий;

    • расширение роли профильных профессиональное объединений в оценке квалификации специалиста по охране труда.

    14. Считать целесообразным учредить специализированный Совет по профессиональным квалификациям (СПК) в области безопасности по укрупненной группе специальностей и направлений 20.00.00 – «Техносферная безопасность и природообустройство» с участием представителей Федерального учебно-методического объединения (ФУМО), представителей работодателей, профессиональных объединений, ассоциаций (союзов) и иных организаций.

    15. Разработать в процессе формирования национальной системы профессиональных квалификаций единые процедуры и механизмы независимой оценки профессионального уровня квалификации специалистов в области охраны труда.

    16. Расширить перечни наименований профессий в сфере охраны труда, разработать соответствующие профессиональные стандарты и в установленном порядке включить их в «Справочник востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования», утвержденный приказом Минтруда России от 2 ноября 2015 года №832.

    17. Рассмотреть целесообразность формирования Координационного совета для согласования со специалистами профильных ведомств, отвечающих за различные вопросы организации управления охраной труда, безопасностью труда, гигиеной и медициной труда, наукой и образованием, – основных образовательных программ для всех образовательных ступеней и уровней.

    18. С целью обеспечения единства образовательного пространства в области безопасности, для достижения согласованности и преемственности образовательных программ применительно ко всем уровням системы образования считать целесообразным осуществить следующие мероприятия:

    • Рассмотреть целесообразность разработки и принятия концепции национальной образовательной политики в области безопасности труда, с учетом которой будут формироваться преемственные и согласованные программы подготовки специалистов всех уровней образования, начиная со школьного. Взять за основу одобренную на Всероссийском совещании заведующих кафедрами в области безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды «Концепцию национальной образовательной политики в области безопасности».

    • Провести анализ действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлениям подготовки инженерных и управленческих специальностей с целью оценки их соответствия требованиям охраны труда и современным требованиям работодателей.

    • Минобрнауки России и Минтруду России активнее взаимодействовать в разработке и совершенствовании образовательных программ, образовательных стандартов и профессиональных стандартов в области безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды.

    • Использовать в качестве единых для всех федеральных государственных образовательных стандартов индикаторов универсальных компетенций по категории «безопасность жизнедеятельности» индикаторы, разработанные федеральным учебно-методическим объединением (ФУМО) по УГСН 20.00.00 – «Техносферная безопасность и природообустройство».

    • Использовать при разработке вузовских рабочих программ дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» Примерную программу, разработанную по распоряжению Минобрнауки России. Не допускать сокращения объема часов на проблему «безопасность труда».

    • Активизировать работу по разработке и внедрению примерных основных образовательных программ (ПООП), при этом:

    - в школьный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» включить разделы, касающиеся безопасности трудовой деятельности

    - для опасных профессий в системе высшего и среднего профессионального образования предусмотреть наряду с дисциплиной «Безопасность жизнедеятельности» введение дисциплины «Безопасность труда» с отраслевой направленностью.

    19. Организовать системы повышения квалификации и стажировки преподавателей по направлению «Техносферная безопасность».

    20. Проводить ежегодно Всероссийский конкурса на звание «Лучший специалист в области охраны труда».

     

    В ОБЛАСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

     

    21. Осуществлять дальнейшее реформирование законодательства в сфере охраны труда, совершенствование и оптимизация нормативно-правового обеспечения охраны труда в направлении гармонизации и единства систем управления охраной труда, промышленной безопасностью, производственным контролем в организации, устранение противоречий и сокращение излишних административных процедур в нормативной правовой базе. Разработать и опубликовать долгосрочный план подготовки новых и совершенствования существующих нормативных правовых актов по охране труда.

    22. Определить в Трудовом кодексе Российской Федерации методологию и порядок учета несчастных случаев на производстве на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Разработать и ввести федеральный реестр несчастных случаев на производстве и определить федеральный орган исполнительной власти, ответственный за ведение реестра. Рассмотреть с единых позиций нормативно-правовое регулирование вопроса информирования и учета несчастных случаев при авариях, пожарах, транспортных происшествиях, когда расследование осуществляют органы государственного надзора (Ростехнадзор, Госпожнадзор, Ространснадзор, Государственная инспекция по маломерным судам МЧС России и др.).

    23. Ускорить пересмотр нормативной правовой базы обучения по охране труда и приведение ее в соответствие с принятыми изменениями законодательства. Исключить дублирование функций государственных органов при выдаче лицензий и аккредитации.

    24. Определить в Трудовом кодексе Российской Федерации порядок и размер финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда в государственных унитарных предприятиях, федеральных учреждениях и иных бюджетных организациях.

    25. Устранить в Трудовом кодексе Российской Федерации дублирование функций Роспотребнадзора, Ростехнадзора и Роструда в части надзора за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда.

    26. Ускорить принятие нормативной правовой базы по оценке и управлению профессиональными рисками, гармонизированной с нормативной правовой базой по оценке пожарных рисков и рисков промышленных аварий (промышленных рисков).

    27. Разработать типовую методику регистрации, расследования и использования данных по микротравмам.

    28. Ускорить пересмотр и актуализацию нормативных правовых актов Минтруда России по организации работы по охране труда в организациях:

    • перечень работ, на которых запрещается применение труда работников в возрасте до 18 лет, а также предельные нормы переноски и перемещения тяжестей работниками в возрасте до 18 лет;

    • перечни производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин, и предельно допустимые нормы нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную;

    • порядок обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда работников организаций, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей;

    • рекомендации о структуре и численности работников службы охраны труда в организации;

    • типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда;

    • перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры (совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации).

    29. Расширить трактовку системы сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности за счёт включения понятия психологического благополучия. Предлагается следующая редакция термина «Охрана труда» (ст. 209) «Охрана труда - система сохранения жизни, здоровья и психологического благополучия работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно- технические, санитарно-гигиенические, психологические, эргономические, лечебно- профилактические, реабилитационные и иные мероприятия». Рекомендовать включить в состав службы охраны труда специалиста по психологии труда. В этой связи целесообразно создать рабочую группу специалистов, представляющих ведущие отечественные центры в области психологии труда, инженерной психологии и эргономики, для разработки комплексной программы с рабочим названием «Система мероприятий по обеспечению психологического благополучия работников в процессе трудовой деятельности». Дополнить ст. 209 следующим определением: «Профессиональный стресс - психофизиологическое состояние организма работника, характеризующееся развитием переутомления или перенапряжения, связанное с повышением риска несчастного случая на производстве, формированием заболеваний, обусловленных работой».

    30. Внести изменения в «Правила по охране труда при работе на высоте», которые предусматривают в качестве обязательных требований для безопасной работы и обслуживания при работе на высоте наличие защитных ограждений высотой от 1,1 м., допущение существующих ограждений для ранее введенных в эксплуатацию зданий, строений, сооружений, механизмов и приспособлений по действующим ранее легитимным требованиям 1,0 м.

    31. Ускорить пересмотр санитарных правил и норм, значительная часть которых принята более 10 лет назад.

     

    В ОБЛАСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ

    УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА

     

    32. Поддержать разработку, внедрение и реализацию «Концепции нулевого травматизма» при формировании системы управления охраной труда в организации.

    33. Утвердить новые нормативы численности служб охраны труда в организациях. Расчёт численности службы охраны труда работодателям производить с учётом специфики деятельности организации, но не менее чем один специалист по охране труда на 50 работающих.

    34. Провести научно-методическую и организационную проработку вопросов интеграции систем охраны труда в систему менеджмента организации в целом и разработка на этой основе рекомендаций для организаций. При этом необходимо воспользоваться накопленным, прежде всего на предприятиях-лидерах в своих отраслях промышленности, опытом проектирования структур управления предприятием.

    35. Рассмотреть целесообразность обращения в МОТ с предложением создать комитет по интегрированию охраны труда в систему менеджмента организации в целом. Учитывая высокий научный потенциал в области управления, накопленный в СССР и РФ, отечественные специалисты могли бы внести значительный вклад в его работу.

    36. С целью дальнейшего развития положительного опыта Федеральной инспекции труда по выдаче Сертификатов доверия работодателям разработать механизм освобождения от плановых проверок работодателей, которые провели добровольную сертификацию в области охраны труда или декларирование соответствия государственным нормативным требованиям, по результатам специальной оценки условий труда и закрепить указанное предложение в нормативно правовых актах в области охраны труда.

    37. Рассмотреть целесообразность принятия нормы о единой системе управления охраной и гигиеной труда, единой процедуре проведения специальной оценки условий труда и производственного контроля условий труда в организации – по аналогии с принятым в 2013 году ФЗ №22 о внесении изменений в ФЗ о промышленной безопасности опасных производственных объектов, которым законодательно закреплена норма о единой системе управления промышленной безопасностью и охраной труда для угольной отрасли.

     

    В ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА

     

    38. Разработать и внедрить порядок и программу обучения, включая комплекс компьютерного тестирования руководителей и гражданских служащих всех уровней государственной власти, осуществляющих государственную экспертизу условий труда.

    39. В целях исключения «двойного подхода» в части процедур и методик к оценке условий труда – рассмотреть вопрос о введении обязательного учета результатов специальной оценки условий труда при проведении производственного контроля.

    40. Разработать и внедрить методические рекомендации по проведению государственной экспертизы качества СОУТ.

    41. Организовать постоянный мониторинг стоимости проведения государственной экспертизы качества СОУТ.

    42. Рассмотреть вопрос об освобождении от обязанности проводить СОУТ организации и учреждения занимающиеся банковской, юридической, консультационной деятельностью, на офисных местах, заменив СОУТ декларацией работодателя о соответствии рабочих мест требованиям охраны труда.

    43. В целях повышения эффективности и качества СОУТ разработать и внедрить типовую программу обучения членов комиссии по проведению специальной оценки условий труда.

    44. В целях выявления недобросовестных организаций, проводящих специальную оценку условий труда, организовать постоянный мониторинг цен на эту услугу и проверку их обоснованности.

    45. Рассмотреть вопрос о внесении в «Особенности проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации» изменения в части его применения для экспериментальной авиации и возможности установления 4 класса без проведения замеров на рабочих местах членов экипажей - участников летных испытаний.

    46. Организовать «Горячую линию» по вопросам проведения СОУТ, разработку и утверждение методических материалов по проведению СОУТ (словарь терминов, комментарии ФЗ «О специальной оценке условий труда», комментарии «Методики проведения СОУТ» и др.).

    47. Рассмотреть целесообразность введения особого порядка классификации вредных и опасных производственных факторов в учреждениях здравоохранения борьбы с туберкулезом в отличие от иных медицинских учреждений.

     

    В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИКИ ОХРАНЫ ТРУДА

     

    48. Провести работу по усилению информационно-разъяснительной среди работодателей по вопросам финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

    49. Расширить и пересмотреть перечень мероприятий, финансируемых за счет средств Фонда, в том числе:

    • направление работников на лечение в центры профпатологии на основании заключительных актов врачебной комиссии по итогам проведения обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников;

    • проведение послесменной реабилитации работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.

    50. Дополнительно рассмотреть вопрос о целевом финансировании за счет средств ФСС РФ обучения по охране труда отдельных категорий работников.

    51. Рассмотреть вопрос об увеличении объема финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма за счет средств ФСС РФ до 50%.

    52. Разработать отраслевые программы для целевого финансирования предприятий с высокими показателями травматизма.

    53. Разработать и реализовать единый подход и общую методику (методологию, методические рекомендации, указания) оценки экономических потерь в результате производственного травматизма и профзаболеваемости на уровне организации.

     

    ПСИХОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА

    В ОРГАНИЗАЦИИ

     

    54. Дополнительно рассмотреть и обсудить целесообразность внесения дополнений в профессиональный стандарт специалиста по охране труда, направленных на включение в характеристику квалификации требований к самому работнику, его профессиональному поведению, вопросов психолого-эргономического обеспечения и развития охраны труда в организации, которые должны предусматривать:

    • анализ и прогноз рисков человеческого фактора в обеспечении безопасности и охраны труда при организации и проведении работ;

    • организацию эффективного взаимодействия работников в сложных и критических трудовых ситуациях при обеспечении безопасности;

    • поддержание собственной работоспособности, стрессо-устойчивости и эффективности мышления при принятии решений в сложных, критических и аварийных ситуациях, создание условий для работоспособности и эффективности принятия решений у коллег;

    • учет психологических факторов при разработке инструкций и правил безопасности, мероприятий по обеспечению безопасности, охраны труда и надежности работ;

    • анализ и преодоление ограничений человека, связанных с особенностями психической деятельности.

    Дополнить необходимые умения:

    • выполнять анализ и учитывать в организации и проведении работ ограничения персонала, связанные с особенностями психики человека.

    • обобщать и учитывать опыт разрешения сложных, критических и аварийных ситуаций в своей и других организациях отрасли, обучаться на предыдущих ошибках и обучать других сотрудников;

    • уметь поддерживать высокий уровень работоспособности, способности принимать эффективные решения, стрессо-устойчивости, уметь оказывать помощь другим сотрудникам в поддержании рабочих состояний.

    Дополнить необходимые знания:

    • знать основные теоретические и практические положения эргономики, человеческого фактора, психологии труда, организационной психологии, педагогической психологии и пути их применения в организации.

    55. Рекомендуется расширить и усилить содержание психолого-эргономической подготовки студентов бакалавриата, магистрантов и аспирантов, обучающихся в ВУЗах страны по направлению «Техносферная безопасность», а также в обязательном порядке ввести курсы эргономики и психологии труда в учебные планы федеральных государственных образовательных программ подготовки инженерно-технических работников всех профилей.

    56. Ввести в порядке обязательного цикла в программы профессиональной доподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов службы охраны труда ряд учебных дисциплин, обеспечивающих знакомство обучающихся с достижениями мировой и отечественной эргономики, психологии труда, психологии безопасности, организационной психологии.

    57. Рекомендовать организацию психологических (психофизиологических) служб (лабораторий, отделов) во всех организациях, использующих опасные технологии, сталкивающихся с высокой вероятностью рисков несчастных случаев, аварий и катастроф (в химической, металлургической, горнодобывающей промышленности, в строительстве, на машиностроительных предприятиях, в транспортных организациях, при эксплуатации газового хозяйства и др.). Активно использовать многолетний успешный опыт в области формирования и развития культуры безопасности, накопленный психологами, работающими в различных организациях.

    58. Считать необходимым организацию системы профессиональной доподготовки (и переподготовки) дипломированных специалистов-психологов для работы в составе служб охраны труда производственных организаций, а также поддержать со стороны правительственных органов, руководства ВУЗов организацию соответствующих профилей специализации психологов в рамках специалитета «Психология служебной деятельности», а также введение магистерских программ по тематике «Психология безопасности в производственных организациях».

    59. Расширить систему послесменной реабилитации работников, занятых во вредных и опасных условиях труда, включая профилактику стресса на работе Рассмотреть целесообразность включения исследований рабочего стресса в состав обязательных медицинских осмотров для определенных работ.

    60. Внести профессиональное «выгорание» в перечень неблагоприятных функциональных состояний, являющихся следствием профессионального стресса; разработать методы оценки степени риска возникновения профессионального «выгорания» у сотрудников.

    61. В целях профилактики синдрома профессионального «выгорания», стрессов, хронической усталости, профилактики профзаболеваний, сохранения работоспособности кадров, уменьшения их текучести, разработать методические рекомендации по комплектации кабинетов реабилитации и психологической разгрузки, комнат отдыха в организациях специализированным оборудованием для физиологического и психоэмоционального восстановления сотрудников.

    62. Рассмотреть вопрос о создании при Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации группу (центр, подразделение и т.п.) профессиональных психологов для проведения мониторинга психологического состояния и личностных качеств работников в организациях и на предприятиях страны. Подготовить предложения, определяющие задачи, статус, права и обязанности группы, периодичность, методы, методики и процедуры проведения мониторинга, формы отчетности и другие вопросы, связанные с работой группы.

    63. Провести профессиографическое исследование деятельности специалистов по охране труда с целью выявления профессионально-важных качеств, рисков возникновения неблагоприятных функциональных состояний (выраженного утомления, монотонии, профессионального стресса и выгорания), а также психосоматических расстройств.

    64. Учитывая рост числа научных работ и диссертаций в области взаимодействия человека с техникой (и, прежде всего, с вычислительной техникой), техническую и технологическую направленность работ по эргономическому обеспечению производства и охраны труда, а также системный характер эргономики как комплексной научно-практической дисциплины, рекомендовать ВАК РФ обсудить вопрос о создании научной специальности «Эргономическое обеспечение человеко-машинных систем» в рамках группы 05.13. Рассмотреть вопрос о восстановлении деятельности диссертационных советов по защите кандидатских и докторских диссертаций по специальности «Психология труда, инженерная психология и эргономика (технические науки)».

     

    В ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЭФФЕКТИВНЫХ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

     

    65. Рассмотреть вопрос о целевом финансировании научно-исследовательских работ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по разработке более эффективных и качественных СИЗ, а также совершенствованию их производства на территории РФ.

    66. Рассмотреть вопрос о внесении в проект Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам авиационной промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях, или связанных с загрязнением, – изменения по допустимости увеличения сроков носки дежурных комплектов и комплектов, выдаваемых совместителям на 50%.

    67. Уточнить процедуру увеличения срока носки средств индивидуальной защиты, а также предельные нормы такого увеличения.

    68. Предусмотреть создание экспертных групп, (включающих, в том числе, представителей научного сообщества, специалистов по охране труда, разработчиков и производителей СИЗ), с целью разработки и дальнейшего совершенствования методов оценки эффективности по отдельным видам СИЗ с учетом накопленного отечественного и мирового опыта проведения такой оценки и новейших разработок в области СИЗ. Предусмотреть привлечение экспертных групп к подготовке учебных программ и участию в обучении специалистов по проведению специальной оценки условий труда.

    69. Включить темы оценки эффективности СИЗ в образовательные программы подготовки специалистов по охране труда в ВУЗах.

    70. Использовать риск-ориентированный подход при актуализации типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.

    71. Предусмотреть для отдельных видов средств индивидуальной защиты (противогаз, страховочная привязь со спасательным стропом, каска, защитный щиток и др.) при условии комплектации ими специального автомобиля, с которым работает бригада, не выдавать их каждому работнику и не указывать это в личной карточке (либо указать, что это находится в комплектации специального автомобиля).

    72. Разработать нормативную базу применения самоспасателей и других СИЗОД (ГОСТ, методические рекомендации по организации входного контроля и мониторингу работоспособности, порядок и периодичность обучения персонала применению СИЗОД).

    73. Рассмотреть вопрос о целесообразности единого нормативно-правового регулирования обеспечения средств индивидуальной защиты и санитарной одежды, санитарной обуви и санпринадлежностей, которые используются работниками здравоохранения, фармацевтики, торговли, пищевой промышленности и т.д.

     

    В ОБЛАСТИ МЕДИЦЫНЫ ТРУДА

     

    74. В целях снижения числа профессиональных заболеваний, предупреждения развития тяжелых форм профессиональной и общей патологии с инвалидизацией, совершенствования медицинской и социальной защищенности работников, их трудовой адаптации внедрить критерии ранних признаков воздействия вредных производственных факторов и начальных признаков профессиональных заболеваний у работающих.

    75. В целях обеспечения непрерывного медицинского сопровождения работника на весь период его трудовой деятельности, проведения скрининговых медицинских осмотров создать в субъектах РФ на базе существующих Л ПУ кабинеты врачей – профпатологов, укомплектованных и оснащённых в соответствии с требованиями приказа Минздравсоцразвития России от 13.11.2012 № 911 н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при острых и хронических профессиональных заболеваниях».

    76. Предусмотреть создание единой информационной системы о фактическом состоянии здоровья работающего населения и условиях труда.

    77. Разработать на основе международных требований к программам по охране здоровья работников и основным положениям МОТ в области охраны труда типовую программу «Здоровье», в которой определить фундаментальные принципы медицинского и гигиенического сопровождения работников производственной сферы (на базе СУЭК).

    78. Обеспечить разработку и реализацию долгосрочных программ профилактики негативного воздействия факторов производственной среды и трудового процесса в целях оказания организационно-методической помощи предприятиям в вопросах развития корпоративных стандартов и механизмов медицинского и гигиенического сопровождения работающих.

    79. Разработать концепцию оказания специализированной профпатологической помощи работающему населения России.

    80. Рассмотреть вопрос о целесообразности создания Федерального персонифицированного регистра лиц, страдающих профессиональными заболеваниями.

    81. Внести изменения в действующий перечень профессиональных заболеваний с целью совершенствования практики экспертизы связи заболевания с профессией.

    82. Разработать однозначные и объективные критерии наличия связи заболевания с воздействием конкретных вредных производственных факторов с целью обеспечения качества и единообразия принимаемых по результатам экспертизы решений.

    83. Разработать Федеральную программу «Развитие службы профпатологии Российской Федерации», предусмотрев в ней в частности, проведение полноценной модернизации законодательной и нормативной правовой базы в сфере профпатологии, расследования и учета профессиональных заболеваний и социального страхования от профессиональных заболеваний, включающей определение единых источников финансирования деятельности центров профессиональной патологии, в том числе экспертизы профпригодности и связи заболевания с профессией.

    84. Содействовать повышению адресности управления профессиональными рисками на основе широкой профилактики, ранней выявляемое™ и реабилитации профессиональных заболеваний на приоритетных предприятиях, формирующих основную профессиональную патологию, для чего ввести дополнительные показания для проведения медосмотров:

    • среднемноголетний показатель профессиональной заболеваемости на предприятии выше средних значений по субъекту РФ;

    • среднемноголетний показатель профессиональной онкологической заболеваемости на предприятии выше средних значений по субъекту РФ;

    • количество лиц, занятых во вредных условиях труда - более 35% от списочного состава работников предприятия.

    85. Рекомендовать работодателям организовать систему обучения навыкам первой помощи всех работников без исключения с целью создания системы первичного реагирования на травмы и неотложные состояния.

    86. Рекомендовать Министерству здравоохранения Российской Федерации:

    • разработать и утвердить универсальный алгоритм оказания первой помощи;

    • способствовать внедрению программ обучения методике безопасного использования автоматических наружных дефибрилляторов и последующему размещению автоматических наружных дефибрилляторов в местах массового пребывания людей и удаленных местах;

    • разработать и рекомендовать к использованию примерную базовую программу учебного курса, предмета и дисциплины по оказанию первой помощи во исполнение ч. 3 ст. 31 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

    •расширить утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 04 мая 2012 г. № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи» объем первой помощи для определенных контингентов участников оказания первой помощи (в частности, для опасных производств, при применении сильнодействующих химических веществ и др.) и для определенных условий ее оказания (катастрофы; аварии, требующие проведения аварийно-спасательных работ; лица, работающие в удаленных районах и др.).

    87. Рекомендовать Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации, Межведомственной рабочей группой по совершенствованию оказания первой помощи в Российской Федерации:

    • подготовить и утвердить методические рекомендации по разработке работодателем инструкций по охране труда в сфере оказания первой помощи при несчастных случаях на производстве с целью их приведения в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации, международными и российскими рекомендациями в области оказания первой помощи, унифицировав их содержание;

    • разработать и рекомендовать к исполнению примерную программу учебного курса, предмета и дисциплины по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве с целью приведения в соответствие действующему законодательству и современным правилам оказания первой помощи;

    • разработать рекомендации Минтруда России по количеству аптечек на постах для оказания первой помощи работникам согласно Приказу Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 г. № 169н «Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам», в зависимости от количества работников и других факторов;

    • разработать проекты типовых средств наглядной агитации для предприятий (плакаты, листовки).

    88. Рекомендовать Министерству образования и науки Российской Федерации совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Межведомственной рабочей группой по совершенствованию оказания первой помощи в Российской Федерации утвердить статус преподавателя (инструктора) первой помощи, квалификационные требования (профстандарт) и определить уровень и механизм его подготовки.

    89. Ввести единую форму документа об окончании обучения по программе первой помощи по итогам прохождения учебного курса, предмета и дисциплины по оказанию первой помощи в соответствии с утвержденной программой.

    90. Рекомендовать Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации проработать вопрос о внесении изменения и дополнения в Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, предусматривающие финансовое обеспечение за счет сумм страховых взносов расходов предприятий на обучение правилам оказания первой помощи работников.

    91. До настоящего времени отсутствует единый алгоритм и используются устаревшие классификации тугоухости. Для разрешения сформировавшихся противоречий необходимо:

    • внедрить в систему гигиенической оценки условий труда членов летных экипажей гражданской авиации методику дозной оценки шума, которая может быть использована работодателями в рамках процедуры оценки профессионального риска;

    • разработать, согласовать и внедрить единую структуру санитарно-гигиенической характеристики для лиц летного состава;

    • использовать для диагностики нарушений слуховой функции и экспертизы связи потери слуха, вызванной шумом, Федеральных клинических рекомендаций «Диагностика, лечение и профилактика потери слуха, вызванной шумом» и изложенную в них классификацию тугоухости, гармонизированную с международными подходами;

    • разработать и утвердить алгоритмы диагностики нарушений слуха у членов летных экипажей с учетом необходимости использования объективных аудиологических методов исследования;

    • гармонизировать подходы к экспертизе профпригодности для работы в условиях воздействия шума с требованиями допуска к летной работе, обусловленными безопасностью полетов;

    • разработать и внедрить алгоритм динамического наблюдения и этапного профилактического лечения членов летных экипажей с начальными признаками воздействия шума на орган слуха с целью предупреждения формирования клинических стадий профессиональной тугоухости и продления трудового долголетия;

    • разработать и внедрить индивидуальные и групповые программы динамического наблюдения и плановой медицинской реабилитации работников, имеющих общие заболевания, которые являются противопоказанием для допуска к летной работе, с целью продления трудового долголетия, снижения заболеваемости и инвалидности членов летных экипажей в трудоспособном возрасте;

    • разработать и внедрить регистр профессиональных больных Гражданской авиации и поручить его ведение Научно-исследовательскому центру профпатологии и гигиены труда ЦКБ ГА.

    92. Увеличить количество учебных часов подготовки студентов по профессиональной патологии на лечебных факультетах медицинских вузов.

    93. Включать в учебный план и программы подготовки клинических ординаторов врачей- специалистов, принимающих участие в проведении ПМО раздела профессиональной патологии в объеме не менее 72 часов.

    94. Включить в перечень медицинских показаний для санаторно-курортного лечения взрослого населения (Приказ Минздрава России от 05.05.2016 №281 н «Об утверждении перечней медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения») профессиональные заболевания.

    95. Разработать проект нормативного акта, определяющего основные положения о вахтовом методе организации работ с включением в него разделов об организации медицинской помощи, обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия в вахтовых поселках, на нефтяных и газовых морских платформах, а также организации медицинского обслуживания в межвахтовый период.


    В этом разделе:

    Навигация