Существует ли законодательная регламентация работы по профилактике правонарушений, каковы ее основные формы?

    Основные направления работы по профилактике правонарушений определены Федеральным законом от 23.06.2016 № 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации", вступившим в силу 22 сентября текущего года.

    Законом регламентируется деятельность субъектов профилактики правонарушений в целях организации и осуществления общей, специальной и индивидуальной профилактики правонарушений, направленной на выявление причин, порождающих правонарушения, и условий, способствующих их совершению, осуществления мер по их устранению, оказания позитивного профилактического воздействия на объекты профилактики правонарушений.

    Предусматривается формирование единой системы профилактики правонарушений, с разграничением полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством о разграничении полномочий между уровнями публичной власти.

    К субъектам профилактики правонарушений отнесены:

    1) федеральные органы исполнительной власти;

    2) органы прокуратуры Российской Федерации;

    3) следственные органы Следственного комитета Российской Федерации;

    4) органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

    5) органы местного самоуправления.

    На субъекты профилактики возложена обязанность обеспечивать доступ к информации о своей деятельности по профилактике правонарушений способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также путем размещения ее в средствах массовой информации по официальным запросам, проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов, если иное не установлено федеральными законами.

    Законодательно определены два вида профилактики: общая и индивидуальная.

    Общая профилактика направлена на выявление и устранение причин, порождающих правонарушения, и условий, способствующих их совершению или облегчающих их совершение, а также на повышение уровня правовой грамотности и развитие правосознания граждан.

    Индивидуальная профилактика предполагает оказание воспитательного воздействия на лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на устранение факторов, отрицательно влияющих на их поведение, а также на оказание помощи лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми.

    Профилактическое воздействие может осуществляться в следующих формах:

    1) правовое просвещение и правовое информирование;

    2) профилактическая беседа;

    3) объявление официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения;

    4) профилактический учет;

    5) внесение представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения;

    6) профилактический надзор;

    7) социальная адаптация;

    8) ресоциализация;

    9) социальная реабилитация;

    10) помощь лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми.

    В целях публичности профилактики правонарушений и её открытости закон позволяет субъектам профилактики создавать в сети «Интернет» специальные сайты, а также в соответствии с законодательством могут использоваться официальные сайты органов государственной власти и органов местного самоуправления.


    В этом разделе:

    Навигация