Сценарий проведения семинара для руководителей районных органов управления образованием «Совершенствование подходов к экологическому обучению и воспитанию детей и подростков»

    СЦЕНАРИЙ

    проведения семинара для руководителей районных органов управления образованием «Совершенствование подходов к экологическому обучению и воспитанию детей и подростков»

    Вступление.

    1. На сцене выстраивается детский хор. На экране меняются слайды с изображением природы Хотынецкого района. Хор исполняет песню.

    Ведущий.

    Много прекрасных мест на земле, но каждому особенно дорог его родительский дом, тот уголок на земле, где он рос, где прошли его детство и юность. Об этом пишет стихи и песни Хотынецкая поэтесса, в прошлом учитель биологии Хотынецкой школы Вера Ивановна Балабанова.

    2. Песня в исполнении В.И. Балабановой «Моя малая Родина».

    Ведущий.

    Какой прекрасный, удивительный мир нас окружает – леса, поля, реки, небо, солнце, животные, птицы. Это природа нашего Хотынецкого края! Природа, которая дает нам все для жизни, взамен же требует от нас бережного отношения к себе.

    Стратегические цели образования тесно связаны с проблемами развития российского общества, включая обеспечение экологического воспитания, формирующего ответственное отношение к окружающей среде и активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

    В Хотынецком районе уделяется большое внимание созданию благоприятных условий для экологического образования.

    Слово предоставляется главе района Евгению Евгеньевичу Никишину.

    Слово предоставляется руководителю Департамента образования, молодёжной политики и спорта Орловской области Казначеевой Галине Анатольевне.

    Ведущий.

    Любовь к природе возникает у ребенка не вдруг, не случайно. Проводником в окружающий мир является педагог: будь то учитель биологии или литературы, воспитатель, социальный педагог. И важно в каких условиях он работает. «Социально-экономическая поддержка работников образования Орловской областной организацией профсоюза» - тема выступления Перелыгиной Надежды Михайловны – председателя обкома профсоюза.

    Ведущий.

    Формирование экологической культуры подрастающего поколения – важная составная часть культуры XXI века, включающей экологические знания, навыки и ценностные ориентации, необходимые для выявления, осознания и решения проблем устойчивого развития человеческого общества в единстве с природой. Системность, комплексность и непрерывность являются базовыми принципами всей системы экологического воспитания и образования. 

    Слово предоставляется Зарубиной Любови Михайловне, начальнику отдела образования администрации Хотынецкого района.

    Ведущий.

    Не только вся природа в целом, но и отдельные ее компоненты могут иметь для нее очень большое значение. Трудно представить землю без  лесов, парков. Парк-это чудесное творение природы. Он прекрасен во все времена года. Национальные парки не только украшают землю, но и охраняют ее обитателей.

    Слово предоставляется Олегу Михайловичу Пригоряну, директору Национального парка «Орловское полесье».

    Ведущий.

    Юннатское движение ведет свою историю с 1918 года. Меняются идеологии, уходят в небытие политические партии, но движение пытливых исследователей и защитников природы остаётся. Без преувеличения можно сказать, что юннатское движение выдержало проверку временем.

    Ядром системы дополнительного эколого-биологического образования детей по праву считается Орловская станция юных натуралистов, структурное подразделение которой функционирует в Хотынецком районе вот уже 8 лет.

    Слово предоставляется Марине Константиновне Фроловой, заведующей отделом экологического образования детей «Орловской станции юных натуралистов».

    Ведущий.

    Известный французский природоохранник Жан Дорст писал, что спасти природу может только любовь… Одним же из средств воспитания любви к живой природе является слово, художественная литература, знакомится с которой ребёнок зачастую единственно в школе на уроках литературы, литературного чтения.

    Какие возможности для экологического воспитания учащихся заложены в содержании этого учебного предмета поделится опытом Светлана Владимировна Чибисова, учитель русского языка и литературы Хотынецкой средней школы.

    Ведущий.

    Уважаемые коллеги! Далее наша работа будет проходить в группах.

    На мастер-класс Чибисовой Светланы Владимировны отправляются участники с зелёной раздаточной папкой.

    В старину на Руси не было больниц, аптек и врачей. Но люди думали, как вылечить ту или иную болезнь, как залечить рану. Тут на помощь человеку приходила сама природа. Лес и луг, цветы и травы были самыми лучшими лекарями и целителями. Но почему были?! Они и сейчас остаются чародеями, дающими человеку силы, здоровье, красоту. Этому посвящен мастер-класс Лилии Витальевны Чупаковой, на который отправляется группа участников семинара, у которых синяя раздаточная папка.

    По завершении мастер-классов группы отправляются в школы. Группа № 1 (зелёная папка) отправляется в Краснорябинскую школу. Там вы познакомитесь с опытом организации и создания в школе различных экологических пространств. Группа № 2 (синяя папка) отправляется в Ильинскую школу. Там будет представлен опыт использования этнокультуных традиций своего села в процессе формирования экологической культуры обучающихся.

    Группы садятся в автобусы, на которых таблички соответствующего цвета.

    По завершении работы в школах группы съезжаются в Жудерскую школу, где будет продолжена совместная работа.

    Ваш транспорт, на котором вы приехали в Хотынец отправляется в Жудерскую школу и ожидает там.

    Итак, прошу пройти на мастер-классы.

    Ведущий.

    Большую роль в экологическом воспитании учащихся играют учебно-опытные участки. Учебно-опытный участок Юрьевской средней общеобразовательной школы является одним из лучших в районе. На нем, под руководством учителей биологии, вела исследовательские работы Дугужева Маргарита, обучающаяся Юрьевской школы, обладатель гранта Президента в 2012 году. Ей слово.

    Ведущий.

    Пришкольный участок – это не только площадка для учебно-опытнической работы, но и значительное подспорье в обеспечении школьных столовых экологически чистыми продуктами. Так, например, в Хотимль-Кузменковской школе самый

     Систему формирования экологической культуры обучающихся через исследовательскую и практическую деятельность представит Светлана Владимировна Ершова, учитель биологии Хотимль-Кузменковской средней школы.

    Ведущий.

    Национальные парки с основания своего создавались для блага людей и природы. Это один из вариантов соединить во взаимовыгодный, взаимодополняющий и взаимообогащающий союз казалось бы несовместимые на сегодняшний день понятия, такие как Природа и Человек. 

    Роль коллективов национальных парков сводится не только к непосредственной охране и защите экосистем и ландшафтов парка.

    Обязательное условие их полноценного функционирования состоит в возрождении в сознании людей ответственности за сохранение уникальных по своей исторической, природной, эстетической или иной значимости комплексов “заповеданных” как национальное достояние! Невозможно было бы добиться многих позитивных результатов в развитии взаимоотношений населения и природных комплексов, если бы не кропотливая и, все-таки, достаточно интересная и благодарная работа по экологическому просвещению. 

    С основными формами по организации взаимодействия с образовательными учреждениями, познакомит нас заместитель директора по экопросвещению национального парка «Орловское полесье» Валуева Наталья Юрьевна.

    Ведущий.

    Многое делается у нас в стране для того, чтобы чистыми были реки, леса, воздух, чтобы природа, продолжая давать человеку то, что ему необходимо, не переставала радовать его своей красотой и постоянно воспроизводила свои богатства. Ради этого работают ученые самых разных специальностей. Но и на школьной скамье можно внести весомый вклад в важнейшее дело охраны природы. Жудерская школа расположена в самом сердце национального парка, поэтому приоритетным направлением в её экологической деятельности, является практическое участие школьников в решении актуальных природоохранных задач. Руководит этой деятельностью в школе учитель биологии Цуканова Валентина Николаевна. Валентина Николаевна, Вам слово.

    Ведущий.

    Планируя сегодняшнее мероприятие мы опирались на следующие строки такого знатока природы, как М.Пришвин, которые может быть станут девизом в деле экологического просвещения и образования: “Обогащайте людей! Отдавайте до конца всё, чем обладаете…Все сердца открываются этим ключом.”

    Мы постарались показать все основные направления экологического воспитания и обучения в образовательных учреждениях Хотынецкого района. Насколько нам это удалось – судить вам, уважаемые гости.

     


    В этом разделе:

    Навигация